олимпиада для учащихся начальной школы по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

олимпиада по русскому языку для учащихся 2-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

2 класс

Олимпиадные задания

Школа______________________ Класс________________

Фамилия____________________Имя__________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Кол-во

Баллов

Всего баллов:

  1. Расставьте буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово:

маиз, шиамна, теевр, акша.

Ответ:_______________________________________________________              (4 балла)

  1. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые. Названия блюд подчеркни: 


салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.

( 5  баллов)

  1. Прочитай слова. Если используешь первые буквы слов в скобках, то отгадаешь клички животных. Запиши их правильно рядом с названием каждого животного.

Конь______________________(бочка, утка, яма, нос).

Корова ____________________(нога, очки, чулки, кот, арбуз).

Коза ______________________(заяц, орёл, йод, крыша, автобус).

Котик_____________________(пушка, ухо, шишка, осина, крот).                        (4  балла)

  1. Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм – устойчивое сочетание слов):

Голоден как_____________________

Изворотлив как__________________

Нем как_________________________

Болтлив как_____________________

Как мокрая _____________________

( 10  баллов)

  1. В каждом ряду найди лишнее слово и подчеркни его. Рядом напиши обобщённое название оставшихся предметов:

Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён - _______________

Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша - ____________

Дождь, снег, град, гололёд, иней - ____________________

Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол - _______

Ответ:_______________________________________________________(8  баллов)

  1. Соедини стрелками начало фраз их концы.

          Будет и на нашей улице…                 …дома лучше.

          Волков бояться -                                 …сплыло.

          Было, да…                                           …век учись.

          В гостях хорошо, а…                          …праздник.

          Век живи - …                                        …в лес не ходить.                                (10 баллов)

  1. Запиши названия птиц. Для этого в каждом ряду найди и зачеркни одинаковые буквы.

повтиокщьткьувха_________________________________________________

кщбефагшбофашлк_________________________________________________

клэвагоарэшвгулн___________________________________________________    (6 баллов)

  1. Вставь  в пропуски подходящие по смыслу слова, которые даны внизу.

На скрипучие качели

сели шустрые __________.

Повертелись,___________,

на верёвки _____________.

Плохо кончились затеи –

Лопнул старенький канат…

Все упали вверх тормашками

и  вздыхали под___________:

« Ох, как лапочки__________!»

                         (М. Моравская)

Слова для справок: шмели, ромашками, налегли, болят, загудели.                                    (5 баллов)

  1. Запиши слова во множественном числе:

Стол – ________________________; стул – _____________________;

ухо - ___________________; человек – __________________________;

дерево – ___________________; козлёнок - _________________________.            (6 баллов)

  1. Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.

Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск.

Ответ:__________________                                                                                          (2 балла)

  1. Вставьте в скобки слог из трёх букв. Он должно заканчивать первое слово и начинать второе.

Карна ( ____) ьс                          Теле (______) тан

Под (_____) ок                            Бал (______) церт

            Вам (______) амида                    Утко (______) илки                                                   (12 баллов)

  1.  Вспомни, героям какой сказки понадобился предмет. Соедини название сказки и предмета линией:

Зонтик                                                 «Дикие лебеди»

Санки                                                  «Стойкий оловянный солдатик»

Скорлупа грецкого ореха                  «Оле-Лукойе»

Крапива                                               «Снежная королева»

Бумажный кораблик                          «Дюймовочка»

(10 баллов)

  1. Подчеркните слова, в которых третий слог ударный.

Крокодил, столовая, книжечка, алфавит, Ирина, Светлана.

(3 балла)

  1. Сравни  2 таблицы.  Соотнеси буквы из правой таблицы со следованием цифр в  левой, запиши получившуюся пословицу.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________

(15 баллов)

9

11

14

3

4

16

5

8

13

7

19

10

12

17

2

18

20

6

15

1

н

я

т

з

т

ч

е

е

е

п

ь

ь

н

е

е

н

я

р

у

б


Ответы на олимпиадные задания

по русскому языку и литературному чтению

2 класс

1.Зима, машина, ветер, каша.

2.Салат, уха, компот, рагу.

3. Конь Буян

Корова Ночка

Коза Зойка

Кот Пушок

4. Голоден как_собака

Изворотлив как уж

Нем как рыба

Болтлив как_сорока

Как мокрая __курица

5. Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён - __имена людей__

Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша - _молочные продукты

Дождь, снег, град, гололёд, иней - __осадки

Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол - _игры

6. Будет и на нашей улице…                 …дома лучше.

          Волков бояться -                                 …сплыло.

          Было, да…                                           …век учись.

          В гостях хорошо, а…                          …праздник.

          Век живи - …                                        …в лес не ходить.  

                             

7.пищуха, щегол, коршун

8. На скрипучие качели

сели шустрые  шмели.

Повертелись, загудели,

на верёвки налегли.

Плохо кончились затеи –

Лопнул старенький канат…

Все упали вверх тормашками

и  вздыхали под ромашками:

« Ох, как лапочки болят!»                         (М. Моравская)

9.Стол – столы; стул – стулья; ухо - уши_; человек – люди;дерево – деревья; козлёнок - козлята_.      

 

10. Ответ: 5 раз.

11. Карна (вал) ьс                          Теле (_фон_) тан

        Под (нос) ок                            Бал (__кон) церт

        Вам (_рам) амида                    Утко (_нос_) илки      

                                             

    12. Зонтик                                                 «Дикие лебеди»

 Санки                                                  «Стойкий оловянный солдатик»

Скорлупа грецкого ореха                  «Оле-Лукойе»

Крапива                                               «Снежная королева»

Бумажный кораблик                          «Дюймовочка»

13.Крокодил, алфавит.

14.Без терпенья нет ученья.

                                                             

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

3 класс

Олимпиадные задания

Школа______________________ Класс________________

Фамилия____________________Имя__________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Кол-во

Баллов

Всего баллов:

  1. "Загадки-шутки"

1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

                           (4 балла)

  1.  Замени выражения одним глаголом.


Клевать носом____________________
Зарубить на носу__________________ 
Чесать языки______________________
Выходить из себя____________________
Дать стрекача______________________
Бить баклуши _______________________
Ломать голову________________________

(7 баллов)

  1. Составь слово, если в нём:       

       
Корень – из слова моряк 
Окончание – из слова зимний 
Приставка – из слова прилететь 
Суффикс – из слова русский. ____________________

(2 балла)

  1. Что означают данные слова?

                      Уста –__________________
                    Очи –__________________
                    Перст –__________________
                    Чело – __________________

(8 баллов)

 

  1. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:


Диво + пони + сок = ______________________
Воз + бедро + пике = _____________________
Хор + ум + ом = _________________________
Лён + ас + ком = ________________________

(12 баллов)

  1. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

                        _____________ выпал жаркий-жаркий.
                       Ах, как душно в зоопарке!
                      ________________ пропал у пони,
                      ________________ вянут на газоне,
                    А мартышка не страдает - 
                    ________________ уплетает.                                                                              
(8 баллов)

  1. Жили-были дед да баба. Занимались они огородничеством. Имена старухи, деда, названия их жилища и того, что они сеяли, читается одинаково справа налево и наоборот. Найдите эти слова.

Дед ____________________.
Баба ___________________.
Жилище ________________.
Растение ________________.                                                                              
(8 баллов)

  1. Расставь буква в алфавитном порядке и запиши получившееся слово: 


Щ, о,р, б ________ 
Е,л,о, д _________ 
Н, ы, о, т________ 

(6  баллов)

  1. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.


Я сегодня не помню, что было  ___________,
По утрам забываю свои  _________________,
В белый день забываю огни,
По ____________ забываю дни. (А.А. Блок)                                                       
(9 баллов)

  1. «Расшифруйте» слова:
    по2л ___________________
    2рь ____________________
    с3 _____________________ 
    ви3на __________________
    1очество______________                                                                                      
    (10 баллов)

  1.  Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
    И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я                                                                        
    (4 балла)

  1. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.


Поди, туда - не знаю куда,___________________________________
Скоро сказка сказывается,___________________________________
Это всё присказка,__________________________________________

(12 баллов)

  1. Соедини линиями фамилии авторов и их произведения.

       К. Чуковский                               «Крокодил Гена и его друзья»

       С. Михалков                                «Федорино горе»

       Э. Успенский                               «Снежная королева»

       А. Пушкин                                   «Дядя Степа»

       Г. Х. Андерсен                             «Конек-Горбунок»

             П. Ершов                                      «Сказка о рыбаке и рыбке»                                 (6 баллов)

  1. В предлагаемых пословицах и поговорках допущены ошибки. Исправьте их и запишите верно.

        а) В гостях хорошо, а дома – хуже. ______________________________________________

        б) Ус хорошо, а два – лучше. ___________________________________________________

        в) Дыма без коня не бывает. ___________________________________________________

(4 балла)

Ответы на олимпиадные задания

по русскому языку и литературному чтению

3 класс

  1. Нос, уши, ветер, язык.
  2. Клевать носом__    засыпать, дремать
    Зарубить на носу__
    запомнить 
    Чесать языки____
    болтать, сплетничать
    Выходить из себя___
    злиться, раздражаться
    Дать стрекача__
    убегать
    Бить баклуши __
    бездельничать
    Ломать голову__
    думать_
  3. Приморский .
  4. Уста –_губы

  Очи –__глаза
 Перст –_
палец
  Чело – __
лоб_

  1. Подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок.
  2. __Август_ выпал жаркий-жаркий.
       Ах, как душно в зоопарке!
     __
    Аппетит_ пропал у пони

 __Астры____ вянут на газоне,
  А мартышка не страдает - 
  __
Ананасы__ уплетает.      

  1.          Дед ___Тит_____.
    Баба
    Анна, Алла
    Жилище __
    шалаш___.
    Растение _
    боб__.    
  2. Борщ, дело, ноты.
  3.       Я сегодня не помню, что было  _вчера_,
    По утрам забываю свои  _
    вечера__,
    В белый день забываю огни,
    По _
    ночам_ забываю дни  
  4. Подвал, дверь, стройка, витрина, одиночество.
  5. Иван, Иваново, Волга, Галя, Аля, Иванов, Вано.
  6.       Поди, туда - не знаю куда,_ принеси то, не знаю  что.
    Скоро сказка сказывается,__
     да не скоро дело делается._
    Это всё присказка,__
    сказка будет впереди_________    .
  7.  К. Чуковский                                      «Крокодил Гена и его друзья»

       С. Михалков                                        «Федорино горе»

       Э. Успенский                                     «Снежная королева»

       А. Пушкин                                              «Дядя Степа»

       Г. Х. Андерсен                                   «Конек-Горбунок»

            П. Ершов                                               «Сказка о рыбаке и рыбке»    

  1.         а) В гостях хорошо, а дома – хуже.          лучше

        б) Ус хорошо, а два – лучше.            ум

       в) Дыма без коня не бывает.             огня

                                                                             

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

4 класс

Олимпиадные задания

Школа______________________ Класс________________

Фамилия____________________Имя__________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Кол-во

Баллов

Всего баллов:

                     

  1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? Подчеркни. Какой зверь? Напиши.


а) палисадник; б) камыш; в) заслонка; г) посёлок; д) укротитель.    _______________

(2 балла)

  1. Объясните значение фразеологизмов одним словом.

Мозолить глаза - __________________________________________
Прикусить язык - __________________________________________
После дождичка в четверг - _________________________________
Лясы точить - _____________________________________________
У чёрта на куличках - ______________________________________                      
(5 баллов)

  1. Вспомни, кто есть кто: человек, удав, лисёнок и т. п. из следующих литературных персонажей:

  Дядя Фёдор-________________             Гена - __________________________________

  Багира -____________________             Господин Нильсон- ______________________

  Гвидон - ___________________             Яло - ______________________________

(15 баллов)

  1. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.


Логика - иголка
Ракета - ___________________
Каприз - ___________________
Мольба - ___________________ 
Каратист - __________________                                                                                
 (8 баллов)

  1. Поставьте слова в множественное число:


Человек - ______________                  Лист (бумаги) - _____________
Лист (дерева) - ____________             Ребёнок - _________________
Зуб (волка) - _______________           Зуб (пилы) - _______________                      
(6 баллов)

  1. Вставь вместо *___ предлоги:


Я *___ утра *_____ лесу гуляю,
*_____ росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю *____ березку и *____ мох,
*_____ малину, ежевику,
*_____ ежа и *_____ ежиху,
*______ которой *______ ежат
Все иголочки дрожат.                                                                                    
(10 баллов)

  1. Установи соответствие и соедини стрелками правильные ответы.

             Алексей Толстой                    «Три толстяка»

             Александр Волков                 «Городок в табакерке»

                    Юрий Олеша                          «Золотой ключик или Приключения Буратино»

              Владимир Одоевский             «Волшебник изумрудного города»          (4 балла)

 

  1. Какие животные упоминаются в следующих устойчивых выражениях?

1. Пишет как ____________ лапой.

2. Делить шкуру неубитого ____________ .

3. На сердце ______________ скребут.

4. ___________ носа не подточит.

5. Лить ____________ слезы.

6. Биться, как__________ об лёд.

                                        7. Вот где_____________ зарыта.                                      (7 баллов)

9. Впиши в строчки  сложные слова с недостающими буквами.

С

Д

 

А

О

М

Х

О

Р

Л

А

Е

П

Т

1.Специалист по разведению сада.

2.Паровой колёсный двигатель.

3.Канал для выхода дыма из печи.

4.Русская народная игра- пляска.

5.Лес, поваленный бурей.

6.Стихийное, бесплановое событие.

7.Огнестрельное оружие.

(14 баллов)

10. Отгадайте и запишите слово, в котором

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ   ________________________                           (2 балла)

11. В названиях этих произведений слова заменены антонимами.

Например: ''Жара – розовые щечки'' означает ''Мороз – Красный нос''.

Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.

     1) ''Найденная луна''________________________________                         

     2) ''Прекрасный лебедь''__________________________________  

     3) ''Быль о живой крестьянке и одном слабаке'' _______________

     4) ''Умник на солнце''______________________________________                      (12 баллов)

12. Какое из этих выражений означает не то, что остальные? Подчеркни его.       а) На всех парах.                        

 б) Во весь опор.

       в) Во всю прыть.   

  г) Во всю глотку.                    

       д) На всех парусах.                                                                                                     (4  балла)

13. Из букв каждой пары слов составьте название животного:


Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________                                                                                    
(8 баллов)

14. Соотнеси начало и окончание. Соедини стрелками.

     Пушинка к пушинке –                  проживёт и семейка.

     Была кучка,                                     и выйдет перинка.

     Копейка к копейке -                       стал ворошок.                                                      (3 балла)


  Ответы на олимпиадные задания

по русскому языку и литературному чтению

4 класс

1.камыш (мышь)

2. Мозолить глаза - _____надоедать____________
Прикусить язык - ____
замолчать_____________________
После дождичка в четверг - ___
когда-нибудь, не скоро_____________
Лясы точить - ____________
болтать_____________
У чёрта на куличках - ______
очень далеко___________      

3.    
Дядя Фёдор-__
мальчик             Гена - _______крокодил__

  Багира -__пантера             Господин Нильсон- ________человек_______

  Гвидон - _князь                Яло - _____девочка________

4.        Ракета - _карета___
Каприз - ___
_приказ_____
Мольба - ___
альбом____ 
Каратист - ____
артистка_    

5.           Человек - __люди__                  Лист (бумаги) - _листы
Лист (дерева) - __
листья_             Ребёнок - ___дети_
Зуб (волка) - __
зубы___           Зуб (пилы) - ___зубья__

6.      Я  С утра ПО лесу гуляю,

ОТ росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

ПРО березку и ПРО мох,

ПРО малину, ежевику,

ПРО ежа и ПРО ежиху,

ОТ  которой У ежат

все иголочки дрожат.

7. Алексей Толстой                    «Три толстяка»

             Александр Волков                 «Городок в табакерке»

                    Юрий Олеша                          «Золотой ключик или Приключения Буратино»

              Владимир Одоевский             «Волшебник изумрудного города»    

8.1)курица; 2) медведя; 3) кошки; 4) комар; 5) крокодильи; 6) рыба; 7) собака

  1. садовод, паровоз, дымоход, хоровод, бурелом, самотёк, пулемёт   

  1. подснежники

  1.   1) ''Найденная луна''___Краденое солнце_                         

                2) ''Прекрасный лебедь''___Гадкий утёнок__________  

     3) ''Быль о живой крестьянке и одном слабаке'' Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

     4) ''Умник на солнце''___Незнайка на Луне__          

           

12.во всю глотку

13. Лик + рок = __кролик__
Поле + дар = __
леопард__
Шаль + до = __
лошадь___
Лов + буй = ___
буйвол____       

14.  Пушинка к пушинке –                  проживёт и семейка.

     Была кучка,                                     и выйдет перинка.

     Копейка к копейке -                       стал ворошок.                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для учащихся начальной школы по русскому языку

Олимпиадные задания для 1-4 классов по русскому языку...

Олимпиады для начальной школы по русскому языку и математике.

Здесь собраны олимпиады по русскому языку и математике для 4класса....

Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...

олимпиада для учащихся начальной школы по математике

Здесь вы найдете материалы для проведения олимпиады по математике в начальной школе (2-4 классы), а также ответы к заданиям по классам....

Формирование обще-учебных умений и навыков у учащихся начальной школы по русскому языку.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России к информационному обществу, основанному на знани...

Программы для учащихся начальной школы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и технологии.

В этом разделе помещено разработанное тематическое планирование по программе  "Школа РОССИИ". Планирование составлено на основании Федерального компонента государственного стандарта начального об...