Подготовка детей к школе
материал (1 класс) по теме

Cуетова Галина Юрьевна

Это выступление на  собрании родителей  будущих первоклассников. В выступлении говорится физиологической, психологической и интеллектуальной подготовке детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleni_na_roditelskom_sobr_1_klass.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на родительском собрании 1 класс

1 класс – важный и ответственный момент жизни, как для самого ребенка, так и для всей семьи.

Подготовка детей начинается задолго до поступления ребенка в школу.

Сегодня можно найти любую информацию о критериях готовности к школе. Это и тесты , и диагностические работы …

Но раз уж мне выпало выступать перед вами, то я остановлюсь на тех моментах, которые считаю наиболее важными.

Психологическая готовность включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. А для этого необходимо:

  1. Физиологическая зрелость:
  • Уровень физического развития (вес, рост…)
  • Общее состояние здоровья. Особенно зрение, слух
  • Состояние нервной системы (степень ее возбудимости и уравновешенности)
  • Развитие мелкой моторики
  • Выполнение и соблюдение основных гигиенических норм (умение пользоваться носовым платком, понимание необходимости мыть руки перед едой, после туалета…)

  1. Эмоциональная зрелость

Школа – это труд. От первоклассника потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. Умение сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает непосредственного интереса, что трудно.

Эмоциональная зрелость – это умение регулировать свое поведение. И это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.

  1. Социальная зрелость.

На этот аспект психологической зрелости мне бы хотелось особенно обратить ваше внимание. Это умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

  • Легко вступать в контакт
  • Не быть агрессивным
  • Учиться самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций, не прибегая к помощи взрослых. А взрослым давать ребенку такую возможность.
  • Соблюдать правила общения: обращаться к взрослым на ВЫ и по И.О., смотреть на собеседника, умение слушать и слышать говорящего, не перебивать, говорить не слишком громко и не слишком тихо, знать слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения.

  1. Интеллектуальная зрелость.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Ребенок должен:

1. Знать о своей семье, быте.
2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Ребенок должен:

1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием.

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.

В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба – лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.

У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы).

Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

Еще мне бы хотелось остановиться  на том, что считаю очень важным- ЧТЕНИЕ. Нужно ли учить ребенка читать?

- Если к сегодняшнему дню ваш ребенок знает буквы, складывает слоги, умеет читать – это очень хорошо. Если это дело увлекает его – поддержите, помогите ребенку. Если пока ваш ребенок не знает букв, не умеет читать – постарайтесь заинтересовать его. Но делайте очень осторожно, ненавязчиво. Конечно, читающие дети чувствуют себя более уверенно. Начало школьных занятий для них проходит несколько легче.

Единственно чего нельзя делать, это придя сегодня с собрания, посадить ребенка, дать в руки книгу, и сказать хочешь, не хочешь будем читать.

Так вы не только не научите читать, но и на всю жизнь отобьете желание держать книгу в руках.

Поэтому соберите свое терпение, призовите мудрость и постарайтесь сделать так, чтобы совершенно удивительное дело – умение читать, стало для ребенка увлекательным и совершенно необходимым занятием.

То, о чем я попыталась рассказать,  это - фундамент, на котором строится готовность к получению знаний и умений: читать, писать, считать, рисовать, заниматься музыкой, танцевать, сочинять, конструировать, заниматься физкультурой и спортом и др.

Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Что еще важно при подготовке детей к школе?

На мой взгляд, это общий настрой ребенка. Очень скоро, через полгода, школа станет неизбежной частью жизни вашего ребенка и вас. Важно, чтобы разговоры о школе вызывали только положительные эмоции. Пока для них школа - это тайна. Пусть ожидание первого школьного дня будет ожиданием праздника.

А наша с вами задача – сделать так, чтобы этот праздник у них не кончался, как можно дольше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе

Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»

Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Программа по подготовке детей к школе "Год до школы"

Рабочая учебная программа "Год до школы" составлена на основе авторской прграммы Н.А.Завьяловой "Интегрированный курс подготовки дошкольников". Программа расчитана на один учебный год (октябрь-май). З...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...