Улыбнись улыбкою своей. Урок риторики в 4 классе
план-конспект урока (4 класс) по теме

Миронова Юлия Леонидовна

Тема: Улыбнись  улыбкою своей. Улыбка- несловесное средство общения.Тип урока: комбинированный урок. Разработаны упражнения , направленные  на развитие речи. Урок содержит материал, обучающий детей написанию сочинений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Урок № 3

Тема: Улыбнись  улыбкою своей. Улыбка- несловесное средство общения.

Цель: познакомить с улыбкой как этикетным средством, с её значением;

Задачи: дать понятия “улыбка, ухмылка, усмешка”; познакомить с разновидностью улыбок; развивать коммуникативные способности, мышление, наблюдательность, тренировать умение чувствовать настроение окружающих,   побуждать проявлять свои положительные эмоции;

 воспитывать речевую культуру, укреплять чувство уважения к другим людям.

Оборудование: индивидуальные карты, запись песни, репродукции картин.

Тип урока: комбинированный урок.

                                                                 Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Как называется раздел, в котором   работаем ? («Общение»)

- Что такое общение ?

1. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте ваше сочинение на тему «Снова в школу».

- Выскажите свое мнение.  (Памятка «Анализ сочинения.»)

-Заметили ли вы какие –либо изменения в вашем общении с друзьями, одноклассниками?

- Как это проявлялось?

- Дайте совет вашим одноклассникам – тем , у кого общение не удаётся ещё.

- Чему будет посвящен наш урок?

- Какие задачи поставите перед собой?

  1. Актуализация  знаний.

- Как думаете ,что ещё важно при общении?

 -Послушайте песню ,она вам подскажет.

( грамзапись песни « Улыбка .»)

-Как понимаете слова « Поделись улыбкою своей, и она к тебе ещё не раз вернётся?»

IV. Первичное усвоение новых знаний.

                       Разыгрывание  сценки

-Ребята подготовим для вас сценку. Посмотрите.

Риторик (улыбаясь): Привет, ребята! Будем кататься?

Оля (улыбаясь): Привет!

Коля (хмуро): Привет! Как дела?

Риторик: Все хорошо! Так хочется покататься! А ты что-то невеселый сегодня. Что случилось?

Коля: Ничего не случилось. А почему ты спрашиваешь?

Риторик: Да потому что ты хмурый. Ни разу не улыбнулся.

Коля: Потому что я скоро должен уходить, а хочется покататься подольше.

Риторик: По-моему, все равно ты можешь улыбаться: впереди ролики, солнце светит, друзья с тобой.

Оля: Риторик прав. Помнишь, в песенке поется: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется!» Я, например, стараюсь улыбаться почаще, когда встречаю знакомых и даже незнакомых, когда здороваюсь с ними и когда извиняюсь, и говорю спасибо, и даже когда спорю.

Коля: Я тоже стараюсь улыбаться — но чаще улыбаюсь, когда слышу чей-то смешной рассказ, например, анекдот, читаю веселые рассказы, смотрю веселые мультфильмы. Ну а когда мне весело, то и другим делается веселее.

Риторик: Ну вот, Коля, ты и улыбнулся. Правда, что улыбка, если ты улыбаешься, «не раз еще к тебе вернется».

- Как объяснила Оля слова песни « Улыбка»

- Какова главная мысль  сценки?

V. Первичная  проверка понимания.

- Сегодня наш урок посвящаем улыбке как этикетному средству общения.

-Итогом нашей работы будет сочинение на тему « Что скрывает улыбка.»

-С чего бы вы начали рассматривать тему урока ?  (Что такое улыбка. )

(Примечание: всю информацию дети записывают в индивидуальную карточку, опираясь на которую затем будут писать сочинение.)

  - Что такое улыбка?

 Приём   « корзина идей»

                           КОРЗИНА ИДЕЙ

- Найдите ответ на вопрос  в учебнике на с. 25

- Зачитайте.

- Какие слова вы бы выделите? ( выражает приветствие, удовольствие, чувства)

- С чем нельзя путать улыбку?  ( усмешка, ухмылка)

-Поработаем со словарем Ожегова.

- Зачитайте определение слов: улыбка, усмешка, ухмылка.

- Что хотели бы увидеть у окружающих людей  на лице: усмешку или улыбку ?

- Какая бывает улыбка? Выберите  и подчеркните в карточке.

( Добрая, весёлая, кривая, загадочная, внимательная , задумчивая, приветливая, едва заметная, очаровательная ,  нежная, искусственная, милая, дьявольская, игривая, мимолетная, дерзкая, кокетливая ,смущенная, сдержанная, белоснежная, притягивающая , дружеская, ласковая  приветливая ,хитрая, ослепительная, сияющая. )

VI. Первичное  закрепление.

- Рассмотрим репродукции картин известных художников, на которых  изображены женщины. (С.17 № 20)

-Опишите улыбки  женщин, опираясь на слова в карточке.

(1. Весёлая , приветливая, очаровательная , добрая ,белоснежная.

2. Едва заметная, загадочная, задумчивая, нежная , сдержанная.)

- О чём говорит улыбка на лице ?

- А согласны ли вы с тем ,что улыбка подчёркивает красоту  лица ?

2. Работа в парах.

- Прочитайте задание на с. 17 № 19

- Прочитайте отрывок из повести Л.Н. Толстого «Детство».

- Какая часть текста произвела на вас особое впечатление?

-На какие строки вы  обратили внимание?

- Сделайте вывод.

- О чем говорит улыбка?

                                                    Физминутка

(Под песню «Улыбка» девочки исполняют вместе с классом танцевальные движения)

3. Работа с текстом.

- Прочитайте отрывки из романа Л. Толстого «Война и мир»  (с. 16 № 18).

 - Найдите словосочетания со словом «улыбка».

- О чем говорит улыбка?

- Как она характеризует героев?

VII. Рефлексия. Итог урока.

–Что приятнее всего будет увидеть на лице человека: усмешку, улыбку, ухмылку?

– Каким может сделать лицо улыбка?

-Что выражает улыбка?

- Какая у вас улыбка ?

- У вас на партах лежат улыбки. Раскрасьте их тем цветом, какое у вас сейчас настроение?

- Поднимите, покажите и поделитесь своим хорошим настроением.

VII. Информация о домашнем задании.

-Составьте сложный план к вашему будущему сочинению « Что скрывает улыбка.»

                                                  Приложение.

                     Индивидуальная карта ученика.

                  Улыбка-

это…………………..

Она выражает…………………..

Улыбка бывает    добрая, весёлая, кривая, загадочная, внимательная , задумчивая, приветливая, едва заметная, очаровательная ,  нежная, искусственная, милая, дьявольская, игривая, мимолетная, дерзкая, кокетливая ,смущенная, сдержанная, белоснежная, притягивающая , дружеская, ласковая  приветливая ,хитрая, ослепительная, сияющая.

Она помогает………………………

Улыбка необходима……………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".

презентация к уроку риторики устная и письменная речь....

урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."

Эта презентация подготовлена к уроку по риторике по теме "Слушаем и стараемся понять"...

урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."

На данном уроке главная задача детей понять , что от умения слушать будет зависеть понимание звучащего текста....

урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."

На данном уроке главная задача детей понять , что от умения слушать будет зависеть понимание звучащего текста....

Урок риторики, 2 класс

Урок риторики по теме "Мимика и жесты"Цели. Познакомить детей с несловесными  (не вербальными) средствами общения; совершенствовать умение использовать   невербальные средства выразител...

Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________

Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...