Организация исследовательской деятельности в начальной школе
статья по теме

Ковальчук Ирина Петровна

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности

 в начальной школе

        В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

        У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

        Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

        Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

        Задачный подход к организации учебно-исследовательской деятельности означает, что освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и предполагает определенные действия. В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ученика. Это связано как с объективной сложностью задачи и задания, так и уровнем подготовленности ученика к выполнению операциональных действий, приемов исследовательской деятельности. Кроме того, в начальных классах подготовка детей к выполнению отдельных исследовательских действий обеспечивается системой исследовательских заданий.

(2)Государственные  стандарты  общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру , содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

        Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Особое   место занимает исследовательская творческая               деятельность. 

        Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.         Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

        Деятельность исследователя - деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец. И не имеет значения, чем он занимается: изучает законы развития живых организмов, пишет картины или разрабатывает новые компьютеры.

        Выбрать тему не сложно, если знаешь, что тебя интересует.  Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

3. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

4. Чем я хочу заниматься в первую очередь?

5. Есть ли что-то, чем я особенно горжусь?

        Поэтому с первого класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?

 Чем я хочу заниматься в первую очередь?

 Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

 О чём хотелось бы узнать как можно больше?

        Учебно – исследовательская деятельность

Освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий.

 Основной единицей является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и предполагает определенные действия.

        Работа над проектами способствует формированию общих учебных умений (универсальных учебных действий):  

        Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

        В чем особенность нашего подхода к работе над проектами в начальной школе?

Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.

        Двухкомпонентная организация проектной деятельности

 Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы.

 Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования, сообщения), имеющими какое-либо отношение к теме.

         По завершении представляют готовые проекты.

В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Темы детских исследований

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ -  ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
  • ЭМПИРИЧЕСКИЕ -  тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
  • ФАНТАСТИЧЕСКИЕ -  ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

План работы

Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование? 

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы? 

Цель. Что я хочу исследовать? 

Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование? 

Задачи исследования.

Дата и место проведения моего исследования.

Методика работы. Каким образом я проводил исследование? 

  • Описание работы. Мои результаты исследования. 
  • Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить. 
  • Что можно исследовать в этом

 направлении дальше.

Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:

 1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

 2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

 3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

 4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

 5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

 6. Определение последовательности проведения исследования.

 7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

 8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

 9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

 10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированно...

Организация исследовательской деятельности детей в ДОУ и начальной школе

В статье проанализирована организация исследовательской деятельности детей в ДОУ и начальной школе. Статью разработали воспитатели ДОУ: Максимова П.Н, Шарабаева Т.В. учителя начальной школы Черкасова ...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Рекомендации по организации исследовательской деятельности с учащимися начальной школы

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

Организация исследовательской деятельности в школе

Было очень трудно организовать исследовательскую деятельность в начальной школе, ведь наши дети ещё так малы. Но зато они очень любопытны. Медленными шагами мы продвигались вперёд. Спасибо всем коллег...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопредели...