ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
методическая разработка по теме

Федорова Елена Андреевна

В данной статье предствлены различные виды психокоррекционной помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_psikhokorrektsionnoy_raboty_2.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

РЕЛАКСАЦИЯ

Обучать последовательному мышечному расслаблению и овладению простейшими умениями коррекции собственного соматического состояния и осознанию состояния покоя по методу Джекобсона:

  • Упражнение «Научить куклу правильно сидеть»: отработка правильной позы, посадки – сидеть на передней части стула, опереться на спинку, руки свободно, ладони вниз, ноги вперёд
  • Игры на расслабление мышц рук:
  • Кулачки
  • Олени
  • Сосульки
  • Петрушка
  • Игры на расслабление мышц ног:
  • Пружинки
  • Загораем
  • Штанга
  • Кораблик
  • Игры на расслабление мышц туловища:
  • Качели
  • Штанга
  • Игры на расслабление мышц живота:
  • Шарик
  • Игры на расслабление мышц шеи и плечевого пояса:
  • Любопытная Варвара
  • Винт
  • Игры на расслабление мышц губ,  нижней челюсти:
  • Хоботок
  • Лягушки
  • Орешки
  • Общее расслабление:
  • Волшебный сон
  • Спящий котёнок
  • Отдых

Обучать мышечному расслаблению без фиксации внимания на дыхании, по контрасту с напряжением, формировать умение коррекции собственного соматического состояния:

  • Игры на расслабление лицевых мускулов
  • Пчёлка мешает спать
  • Игра с шишками
  • Игра с песком
  • Игры на напряжение и расслабление мышц рук
  • Игра с пчёлкой
  • Факиры
  • Игра на напряжение и расслабление мышц ног:
  • Игра с шарфиком
  • Игры на расслабление мышц шеи:
  • Холодно – жарко
  • Ритмические движения
  • Игра на напряжение и расслабление мышц туловища:
  • Насос и мяч
  • Игры на общее напряжение и расслабление:
  • Спать хочется
  • Игра у моря
  • Ласковые волны

Обучать мышечному расслаблению с фиксацией внимания на дыхании, формировать умение коррекции собственного соматического состояния:

  • Игры на напряжение и расслабление мышц рук
  • Игры с песком
  • Игры в воде
  • Игры с камушками
  • Игра на напряжение и расслабление мышц ног
  • Игры с муравьём
  • Игра на напряжение и расслабление мышц туловища
  • Солнышко и тучки
  • Игра на напряжение и расслабление мышц лица
  • Лицо загорает
  • Игры на общее расслабление:
  • Сон на берегу моря
  • Фея сна
  • Водопад

Обучать медитации:

  • Предложить ребёнку представить себе круг и раскрасить его голубой краской, затем медленно изменить цвет (4-5 цветов), далее пусть он прикажет, чтоб этот образ исчез.
  • Представить, как он одевается на прогулку, гуляет на улице, заходит с прогулки, раздевается и складывает вещи в шкаф.
  • Представить лицо мамы, вспомнить, как она улыбается.
  • Закончить занятие тремя глубокими вдохами и выдохами

Обучать навыкам произвольного расслабления, концентрации внимания на своём дыхании и движениях, внушение желаемого настроения и поведения (по И.А.Поваровой):

  • Игры и игровые упражнения на расслабление мышц рук:
  • Сделай по порядку
  • Веер
  • Бросим руки
  • Уроним голову
  • Ладошками упрёмся в стену
  • Дровосек
  • Пловец
  • Игры на расслабление мышц туловища:
  • Покачаемся
  • Твердый животик
  • Мельница
  • Тряпичная кукла
  • Обнимем себя
  • Игры на расслабление мышц ног
  • Потянемся
  • Уроним ноги
  • Вращаем ступни
  • На цыпочках
  • Ходим, как цыплята
  • Игры на расслабление мышц шеи
  • Поворачиваем голову
  • Отводим голову назад
  • Общее расслабление
  • Отдыхаем
  • Морские волны
  • Что расскажет море

Обучать способам позитивного отвлечения, блокированию отрицательных мыслей и чувств (Г.В.Левченкова)

  • Предложить ребенку вспомнить несколько интересных предметов, сконцентрировать внимание на них (думать о них)
  • Показать несколько нейтральных предметов (листья, дерево, буквы и т.д.), медленно считать их
  • Предложить ребёнку вспомнить, что было на прогулке, вчера, в отпуске, сконцентрировать на этом внимание (думать, как всё происходило)
  • Попросить ребёнка перечислить свои лучшие качества

Учить владеть своим настроением и снимать отрицательные состояния (обучение гимнастике чувств и эмоций А.Бояршинова)

  • «Приятное упражнение» (встать и потянуться руками вверх, как можно выше, затем опустить руки, дыхание свободное, произвольное, рот раскрыть пошире, выполнять упражнение, пока испытываешь приятные ощущения)
  • «Приятный цветок» (лечь, закрыть глаза, расслабиться, представить, как нюхаете приятный вам цветок, вдох и выдох – в течение минуты, при выполнении упражнения в первое время можно совмещать это упражнение с ароматерапией)
  • «Зевок» (из положения лёжа; представить, что только встали, глаза ещё закрыты, чуть-чуть приподнимаем брови, сморщить нос, поднять руки вверх, раскрыть рот как можно больше и глубоко зевнуть, но вдох и выдох делать только через нос, нагнетать зевоту больше и больше)
  • «Слёзы радости» (из положения лёжа, сморщить нос, дышать свободно, поднять брови, представить, как появляются слёзы от счастья, не обязательно, чтобы они показались на самом деле, главное ощущения)
  • «Внутренняя улыбка» (из положения лёжа; представить, что ощущаете на себе тёплый солнечный свет, необходимо почувствовать свою улыбку от этого, если хочется – можно посмеяться, необходимо убедиться, что вам очень радостно)
  • «Аппетит» (вспомнить что-нибудь вкусное, приятное и почувствовать вкус, попытаться представить, что вам хочется это съесть, представить, что текут слюнки, вы приступаете к трапезе)
  • «Сила» (из положения лёжа, лечь, закрыть глаза, расслабиться, ощутить свою внутреннюю силу, бодрость, радость, что вам так хорошо и не может быть лучше, продолжать дальше думать об этом)
  • Общее расслабление:
  • Щит и меч
  • Шалтай - Болтай
  • Скульптор и глина

Организовать пластический тренинг (В.Баскаков):

  • Снятие хронических мышечных зажимов, расслабление мышц, ликвидация общего напряжения, гармонизация состояния:
  • Потянулись – сломались
  • Цветок
  • Зеркало
  • Огонь – лёд
  • Игровые упражнения на расслабление по контрасту с напряжением:
  • Коготки – мягкие лапки (расслабление рук)
  • Злой – добрый (расслабление лица)
  • Замёрзнуть – согреться (расслабление туловища)
  • Общее расслабление:
  • Разговор с лесом
  • Отдых в лесу
  • Свежий ветерок

АРТ-ТЕРАПИЯ

  • Музыкотерапия

Расслабляющая музыка

С,Левидова «Колыбельная»,

П.Чайковский «Сентиментальный вальс»,

Р.Паулс «Колыбельная,

музыка Ф.Гайдна,

«Тихая ночь» В.Дублянского,

«Лебедь» К.Сен-Санса,

Л.Бетховен «Лунная соната»,

Ф.Шопен «Шум дождя»

«Полонез» М.Огинского

Э.Григ «Утро»

Тонизирующая музыка 

М.Родригес «Кумпансита»,

Ф.Шопен «Прелюдия № 17

В.Монти «Чардаш»

К.Глюк «Мелодия»

Д.Кабалевский «Клоуны»

М.Легран «Шербурские зонтики»

Ф.Шуберт «Аве Мария»

Н.Паганини «Каприз»

Танцетерапия

«Танец утят»

«Если весело живётся»

«Лавата»

«Встаньте, дети, встаньте в круг»

«Раз – два – три и на носочки2

«Русский хоровод»

«Танец сидя»

Спокойный танец «Листопад»

«Гусли – самогуды»

«Старый добрый жук»

«Мы пойдём сначала вправо»

  • Изотерапия
  • Тематическое рисование

«Что мне нравиться»

«Мои желания»

«Приятное и неприятное»

«Мой день рождения»

«День рождения друга»

«Сказочная птица»

«Смех – какой ты»

«Весёлое и грустное»

«Красивое  и безобразное»

  • Рисование с использованием линейки с экранчиком (составление предметов из переведённых форм)
  • «Графическая музыка» на музыку П.Чайковского «Времена года»
  • Рисование с использование знаков «Дорисуем..»
  • Рисование с закрытыми глазами: пуантилизм, пиктография
  • Кляксография
  • Пластилиновая живопись
  • Игры-рисунки по интенсивном обучению («Закорючка», «Опорные сигналы»)
  • Спиралеобразное рисование  
  • Фраттаж «Рисование с волшебными нитками»

СМЕХОТЕРАПИЯ

Чтение из  русского и зарубежного фольклора :

  • Едет гусь на палочке
  • Петух в печи пироги печёт
  • Ехала деревня мимо мужика
  • Коза с орехами
  • А где это видано
  • Шалуны-балуны
  • Бегала бабушка с мальчиком в руках
  • Коль хотите
  • Не может быть
  • Купите лук
  • Редкий случай
  • Тринцы-брынцы бубенцы
  • Который час
  • А где это видано
  • Храбрецы
  • Ехал рыжий на быке
  • Я видел
  • Барабек
  • Ходит, ходит попрошайка

Юмористические стихи:

  • Ю.Мориц «Хохотальная путаница»
  • Б.Заходер «Бочонок-собачонок»
  • Н.кончаловская «посадила баба в печь»
  • Я.Бжехва «Сорока»
  • Н.Пикулева «Абри-фини мокрый нос», «Был у кошки день рожденья», Бабка Ёжка прилетела», «Про Яну-несмеяну»
  • Д.Смит «Про летающую корову»
  • М.Бородицкая «Убежало молоко»
  • Я.Аким «Жадина»
  • Д.Хармс «Иван Торопышкин»
  • О.Григорьев «Повар»
  • Ю.Коваль «Удивительная грядка»
  • М.Карем «Вы видали»
  • Б.Заходер «Ворчалка», «Шумелка для снежной погоды»
  • И.Мазнин «В гости к Федосье»

Обыгрывание потешек:

  • Лиска-капризка
  • Котик Васька жадный
  • Ёжик и барабан
  • Стучит, бренчит по улице
  • Горошинки – непрошенки
  • Медведи на обеде
  • Который час

Игры:

  • Брыкалочка
  • Тух – тиб - дух
  • Минуты шалости
  • Шла весёлая собака
  • Весёлые шарики
  • Кукарачи
  • Обзывалки
  • Пугало
  • Обезьянка
  • Смеяться запрещается
  • Развеселим дедушку гнома
  • Весёлые лужицы

Минутки смеха:

  • Игры в смешные слова
  • Разучивание шуток «Весёлый старичок»
  • Разучивание дразнилок
  • Обзывалки – догонялки
  • Плакса-вакса-гуталин
  • Федя – медя - требуха
  • Обманули дурака
  • Придумывание игры «Необычные звукосочетания»
  • Бряки – Тряки – Кривляляки
  • Осмии – гоми – мы догоним
  • Разучивание нелепицы «Курочка бычка родила»
  • Рассматривание рисунков нелепиц
  • Раздача смешинок – загадок
  • Развлечение – маскарад
  • Игра «Вагон со смехом»

 Развлечения:

  • Час потехи
  • Отвечайте, правда ли?
  • День смеха – 1 апреля.
  • Встретились Бяка и Бука (Б.Заходер)
  • В гостях у Шапокляк

Этюды:

  • Волшебное зеркало
  • Баба Яга
  • Отдыхаем
  • Бой петухов
  • Остров плакс
  • Задавака
  • Два клоуна
  • Притвора
  • Смешной волк
  • Весёлые клоны

Кукольный спектакль:

  • Э.Успенский «Жил – был один оленёнок»
  • Д.Хармс «Весёлый старичок»

КИНЕЗИОЛОГИЯ (ГИМНАСТИКА МОЗГА)

  • «Ладошки – перевёртыши»

(И.п.: локти опираются на стол, ладоши свободно в воздухе, одна рука вверх ладонью, другая тыльной стороной, одновременно переворачивать ладоши: одну вверх тыльной стороной, другую – вниз, причём делать это как можно быстрее)

  • «Зеркальные ладошки»

 (И.п.: локти опираются на стол, обе руки вверх тыльной стороной, одновременно поворачивать ладоши вверх – вниз (зеркально) как можно быстрее)

  • «Ладошки – молоточки»

(И.п.: положить на стол обе руки перед собой, непрерывно, очень быстро постукивать указательными пальцами обеих рук)

  • «Игра с носиком»

(закрыть одну ноздрю большим пальцем одноимённой руки, сделать глубокий вдох, через другую ноздрю, выдохнуть (3 раза подряд одной и той же ноздрёй вдох, другой - выдох), повторить со сменой ноздрей

  • Двуручное контурное рисование по образцу: огурец, яблоко, груша, цветок, солнышко, снеговик, ёлочка, домик, ёжик, пружинка, пальма
  • «Буквы на ладошке»

(правой рукой (поза пальцев как при держании карандаша) пишем на ладошке знакомые буквы, аналогично на левой)

  • «Наоборот»

 (правой рукой обхватить левое плечо, левой правое и наоборот, выполнять в быстром темпе)

  • «Танцующие руки»

 (И.п.: лёжа на полу на спине (руки от кисти до локтя находятся над бумагой), с закрытыми глазами рисовать двумя руками всё что вздумается)

  • «Телеграф 1»

(отстукивание ритма (1-2-3, 1-2-3 попеременно указательными пальцами правой руки (1-2) и левой – 3 с плавным переходом от одной руки к другой, выполнять в быстром темпе)

  • «Телеграф 2» (отстукивание ритма 1-2-3, 1-2-3; 1 – вместе большими пальцами обеих рук, 2 – указательным пальцем  правой руки, 3 – указательным пальцем левой руки)
  • «Думающий колпак»

 (оттянуть ушные раковины, слегка выворачивая их, и продвигаясь сверху вниз несколько раз)

  • «Меняем руки»

(положить одну руку на затылок, другую на лоб, слегка надавить, сменить положении рук)

  • «Перекрёстные шаги»

(перекрёстно-латеральная медленная ходьба на месте, касаясь правым локтем левого колена, а затем, левым локтем правого колена)

  • «Луч света»

(направляется яркий луч света от фонарика или лампочки в середину лба, во время упражнения 60 секунд смотрят на чёрный лист бумаги)

  • «Ахилл»

(ущипнуть одноимёнными руками подколенные сухожилия, а затем мягко погладить их)

  • «Молния»

(провести вдоль от середины нижней губы рта к лобной кости и обратно, а от середины верхней губы к кончику и в обратном направлении 3 раза, упражнение закончить движением вверх)

  • Двуручное контурное рисование круга, квадрата, треугольника, прямоугольника со штриховкой в одном направлении
  • «Кнопки мозга»

(положить одну руку на пупок, другой стимулировать точки под ключицами, между рёбрами слева и справа от грудины)

  • «Мои уши»

 (растянуть одноимённой рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу, от верхней части к мочке уха – 5 раз)

  • «Мой локоть»

 (правую руку положить на левую надкостную мышцу, делая круги согнутой левой рукой в локтевом ставе вперёд и назад, позиции рук меняются, движения напоминают игру «Паровозик»)

  • «Зевота»

(выполнение процесса зевания с массажем мышц сустава прямо перед ушным отверстием (челюстно-височный сустав))

  • Двуручное контурное рисование круга, квадрата, треугольника, прямоугольника со штриховкой в разных направлениях по образцу
  • «Слон»

(левое ухо прижимаем к левом плечу, далее левая рука вытягивается и рисует восьмёрку горизонтально, аналогично с правым ухом и рукой)

  • «Слон» вариант 2

(рисуем восьмёрку вертикально)

  • «Ленивая восьмёрка»

(рисование восьмёрки – следим глазами за движущимся большим пальцем, который описывает восьмёрку горизонтально, движения медленные). Второй вариант – рисование перпендикулярно

  • «Поза Кука»

 (сидя на стуле, положить согнутую в колене правую ногу на колено другой ноги, левой рукой обхватить большой палец стопы правой ноги, можно закрыть глаза (30 с), далее поставить ноги на пол (аналогично с левой ногой)

  • «Воспоминание» (одна рука на затылок, другая – на лоб, закрыть глаза, подумать о негативной ситуации, глубокий вдох – выдох, упражнение длится до 10 мин)
  • Двуручное контурное рисование
  • Рисование орнамента
  • Рисование схематичного человечка по представлению
  • Рисование сюжетной картинки по представлению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок не хочет жить... Описание психокоррекционной работы по методу символдрамы и в технике игровой психотерапии

В статье рассматриваются основные причины случаев суицидальных желаний у детей и подростков в контексте психокоррекционой работы в зависимости от возраста ребенка. На конкретном примере психокор...

Психокоррекционная работа с гиперактивными детьми младшего школьного возраста

В материале представлены групповые коррекционные занятия с гиперактивными детьми младшего школьного возраста и методические рекомендации к их проведению....

Психокоррекционная работа с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья

Психокоррекционная работа с младшими школьниками  с ОВЗ повышает свою значимость особенно в условиях инклюзивного образования. Выделены основные направления работы педагогов-психологов в начально...

Использование изотерапии в психокоррекционной работе по адаптации учащихся с ОВЗ к условиям школьного обучения

Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Учебная деятельность требует от ребенка с ОВЗ определенной степени подготовленности как ...

Психокоррекционная работа с агрессивными детьми

Данный материал поможет воспитателям и учителям научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы данного материала предлагают конкретные рекомендации по в...

Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения поведения и их семьями

Данный материал позволяет чётка различать различные формы психотерапевтической работы с детьми ,имеющими различные виды девиантного поведения,а так же находить подход в работе с родителями таких детей...