Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения поведения и их семьями
презентация к уроку

Сокольцова Ирина Анатольевна

Данный материал позволяет чётка различать различные формы психотерапевтической работы с детьми ,имеющими различные виды девиантного поведения,а так же находить подход в работе с родителями таких детей.Материал выделяет цели и задачи такой работы,а так  же изучает  саму модель коррекции девиантного поведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения поведения и их семьями .

Слайд 2

Содержание профилактики и коррекции девиантного поведения Существуют различные формы психопрофилактической работы. Первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. По рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Данный подход выглядит достаточно эффективным. Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Слайд 3

Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы. Тренинг резистентности ( устойчивости) к негативному социальному влиянию. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения . Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями.

Слайд 4

Тренинг формирования жизненных навыков . Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации. В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных. Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная благотворительная).

Слайд 5

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию. Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики : индивидуальная, семейная, групповая работа.

Слайд 6

методы психопрофилактической работы Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. В зависимости от используемых методов психопрофилактичеокая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств. 3. В чем особенность принципов психопрофилактической работы В соответствии со спецификой девиантного поведения выделяют следующие принципы психопрофилактической работы:

Слайд 7

- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности); - адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик); - массовость (приоритет групповых форм работы); - позитивность информации; - минимизация негативных последствий; - личная заинтересованность и ответственность участников; - максимальная активность личности; - устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

Слайд 8

Формы психопрофилактической работы - информирование; - организация здорового образа жизни; - активизация личностных ресурсов. По способу организации индивидуальные, групповые работы, реже семейные .

Слайд 9

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Л. появляется только с возникновением сознания и самосознания (Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др.)

Слайд 10

Л.С. Выготский : «Социальная полноценность есть конечная целевая точка воспитания, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на завоевание социальной позиции». Человек не рождается личностью, а становится ею, он формируется как личность в определенной системе общественных отношений путем целенаправленного и продуманного воспитания. Понятие «личность» обозначает единство индивидуальных особенностей и социальных функций. Личность— это целостный человек, чтобы стать личностью, человек должен в своей деятельности, на практике проявить, раскрыть, обнаружить свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Слайд 11

Цель коррекции развития личности 1.формирование социального опыта, навыков культурного поведения и социального взаимодействия, т.е. успешной социализации. 2. содействие развитию личности, создание условий для реализации внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих развитию личности. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются не только с учетом возрастных особенностей учащихся, но и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.

Слайд 12

Условия коррекции развития личности: Ø коррекционное воздействие должно быть направлено на доразвитие и исправление, которые являются основой для развития в следующий возрастной период; Ø коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше; Ø коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития индивида на данном возрастном этапе.

Слайд 13

Социальный контроль – механизм самоорганизации ( само-регуляции ) и самосохранения общества путем установления и поддержания в данном обществе нормативного порядка, устранения или нейтрализации или минимизации нормонарушающего ( девиантного ) поведения. Социальный контроль – это совокупность формальных и неформальных мер, направленная на профилактику девиантного поведения личности. Это набор некоторых средств, при помощи которых общество либо его отдельная группа гарантирует нормальное поведение своих членов.

Слайд 14

Основные механизмы социального контроля: собственно контроль, осуществляемый извне, в том числе путем наказан ий и иных санкций; внутренний контроль, обеспечиваем ый интернализацией социальных норм и ценностей: косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой; «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным. Лишь в самом общем виде можно определить стратегию и тактику социального контроля: замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и/или нейтральными, направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном русле;

Слайд 15

легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступлений без жертв» (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков); создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической , наркологической, геронтологической; реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихс я пне общественных структур; либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности; безусловная отмена смертной казни.

Слайд 16

Модель коррекции девиантного поведения В интегративной модели процесса профилактики и коррекции отклоняющегося поведения выделяет следующие компоненты: целевой, деятельностный , отношенческий и результативный (130, сЛ 15). Концептуальная модель профилактики отклоняющегося поведения была создана Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским , она включает: 1) сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий с преобладанием активных проблем, разрешающих и направленных на поиск социальной поддержки стратегий; 2) согласованность когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов копинг-поведения и развитость его когнитивно-оценочных механизмов; 3) преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи, готовность к активному противостоянию воздействиям среды и осознанная направленность копинг-поведения на источники стресса; 4) развитые личностные и средовые копинг-ресурсы , обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий

Слайд 17

Исходя из рассмотренных определений моделей, под «моделью» мы понимаем теоретический аналог практической деятельности В основу нашей модели легли положения личностно ориентированного и гуманистического подходов. Гуманистическая стратегия развития современной школы исходит из признания личности любого ученика, в том числе и с отклоняющимся поведением высшей, ценностью. В этой связи, к наиболее соответствующей духу времени, относится концепция личностно-ориентированного обучения и воспитания, исходные положения которой связаны с аксиологическим подходом к подростку как самоцели, а не средству, как к духовному субъекту культуры, наделенному ответственностью и способного к саморегуляции . Человек рождается на свет с различными физическими, психическими показателями и задача образовательного учреждения -раскрыть возможности каждого подростка и создать условия для формирования образованной личности. Целью личностно ориентированной педагогики является создание условий для активизации способности к индивидуальному восприятию мира, широкого использования субъективного опыта в оценке окружающей действительности на основе адекватных личностно значимых ценностей и внутренних установок.

Слайд 18

Коррекционная программа её задачи и функции Д.Б. Эльконин подчеркивал, что процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», « доразвития »» . Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребенка. Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности. При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях.

Слайд 19

Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень.

Слайд 20

Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Основная задача психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка. Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

Слайд 21

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения: а) разрешения реальных трудностей развития; б) постановки целей и задач коррекционной программы. - оценку работы должны давать независимые эксперты , независимые специалисты, при этом целесообразно, чтобы эксперт не был бы осведомлен о применяющемся методе, что исключало бы возможное влияние на его оценку собственных представлений о методе; - следует учитывать структуру личности психолога , степень выраженности у него качеств, необходимых для прогнозирования успешности воздействия; - необходимо сравнивать непосредственные и отдаленные результаты психокоррекционного воздействия; необходимо учитывать теоретические предпосылки психолога, влияющие на его профессиональные цели и задачи, а также отношение психолога к профессии и его представления о своих профессиональных качествах;

Слайд 22

при групповой форме коррекционной работы необходимо учитывать профессиональные возможности психолога , направленные на использование своих индивидуальных качеств для оптимизации психокоррекционного воздействия, оптимальный уровень активности психолога при работе с группой, его объективное значение в зависимости от фазы развития группы. Группы переменных, характеризующие психокоррекционное воздействие: 1. субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

Слайд 23

объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека; 3. устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека. При оценке эффективности воздействия могут использоваться объективные психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции. Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.

Слайд 24

На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия . Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия . Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития.

Слайд 25

Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Слайд 26

По мнению Р.С. Немова , разница между понятиями «психотерапия» и « психокоррекция » состоит в следующем: психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Слайд 27

Классификация методов психолого-педагогического исследования В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии и педагогики. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы. 1. Всеобщий метод научного исследования — диалектический. Следует отметить, что система методов психологии и педагогики тождественна методологии и методам любого научного познания. Диалектический метод как основа всех других методов исследования имманентно присутствует в них. 2. Методы исследования, применяемые в психологии и педагогике и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными логическими методами познания.

Слайд 28

3. Частные методы психологии и педагогики, присущие только этим наукам. Подобная классификация методов находит признание как в психологии, так и в педагогике. Следовательно, степень общности (общее — особенное — единичное) выступает критерием для классификации научных методов. Однако ввиду того, что метод — это способ достижения определенных результатов в познании и практике и что он всегда содержит две органически связанные стороны — объективную и субъективную, в психологии и педагогике частные методы исследования принято классифицировать по целому ряду оснований.

Слайд 29

Так, например, Э. И. Моносзон предлагает классифицировать методы исследования в соответствии с уровнем, на котором реализуется любое психолого-педагогическое исследование — эмпирическим, теоретическим и методологическим. По его мнению, на первом (эмпирическом) уровне устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором (теоретическом) выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты. На третьем (методологическом) уровне на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Таким образом, при данном подходе эмпирические, теоретические и методологические методы соответствуют уровням психолого-педагогического исследования .

Слайд 30

В. И. Загвязинский считает, что методы психолого-педагогического исследования могут быть сгруппированы по различным признакам. В частности, по назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования; в другом случае — методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др. По уровням проникновения в сущность изучаемых психолого-педагогических явлений он выделяет две группы методов — эмпирического и теоретического исследования. Первая группа методов основана на опыте, практике, эксперименте и т. п., а вторая связана с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей и т. д.

Слайд 31

Подобный подход к классификации методов психолого-педагогических исследований можно встретить в работах В. П. Давыдова. В частности, он считает, что в психологии и педагогике деление методов исследования на эмпирические и теоретические весьма условно. Дело в том, что в методической системе этих наук такие общенаучные логические методы исследования (у Э. И. Моносзона они названы методологическими методами исследования), как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и т. п., органически вплетаются в метод беседы, эксперимента, анализа результатов деятельности и другие традиционные методы этих наук.

Слайд 32

Индивидуальная и групповая коррекционные программы Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной работы обеспечивает: -выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; -осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); -возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Слайд 33

Нарушения детско-родительских отношений Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности.

Слайд 34

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности и защите.

Слайд 35

Социальная защита детей Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми. Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности: в сфере семейных отношений: в сфере образования: в среде обитания ребенка. Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей . Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Слайд 36

Стандарты социальной защиты детства Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ: гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях; бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания; гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда; социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей; социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; право на жилище в соответствии с законодательством РФ; организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении; организация квалифицированной юридической помощи.

Слайд 37

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации. Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами. Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Слайд 38

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей .

Слайд 39

Социальная защита детей в сфере образования Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким. В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.). Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

Слайд 40

В настоящее время эта задача реализуется в клубной работе, в системе дополнительного и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений по интересам. При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.

Слайд 41

Социальный контроль как механизм регулирования девиаций Социальные отклонения патологического плана весьма опасны для общества. Кроме того, они выступают очевидными симптомами социального неблагополучия. Поэтому общество всегда уделяет немало внимания контролю за социальными девиациями. Речь идет о широкой шкале мер: от традиционных методов семейного и школьного воспитания, убеждения до санкционированных правом мер наказания. Различается несколько уровней социального контроля. К основным его средствам относятся социальные нормы (правовые, моральные, обычаи, традиции, мода), т.е. правила, образцы, эталоны поведения, устанавливаемые государством (право) или же формируемые в процессе совместной жизнедеятельности людей. Наиболее простой путь передачи правил и ценностей – личный пример и подражание. К социальному контролю относятся также меры по реализации предписаний (норм), меры ответственности лиц, нарушающих принятые нормы, а в некоторых обществах (в частности, архаичных и тоталитарных) и лиц, не разделяющих провозглашаемые ценности. К социальному контролю относится и поощрение одобряемых форм деятельности, соответствующих общественным ценностям и нормам (позитивные санкции).

Слайд 42

В самом общем виде можно говорить о двух основных формах социального регулирования поведения: правовом и моральном. В первом случае речь идет о регуляции, основанной на соблюдении принятых законов (гражданского, административного, трудового или уголовного права). Правовое регулирование во многом унифицировано, жестко, его формы принуждения включают в силовые формы воздействия, вплоть до ограничения свободы и даже (за особо тяжкие для общества преступления) смертную казнь. Моральное регулирование основано на традиции, личном примере, общественном мнении. В обоих случаях речь идет о мерах поощрения и наказания, принуждения и убеждения. Социальный контроль осуществляется как извне, так и сознанием самой личности. Внешний контроль осуществляется родителями, друзьями, общественным мнением, а также с помощью правовой системы. На основании судебных решений человек может быть наказан как условно или в виде штрафных санкций, а также более жестко – вплоть до лишения свободы или принудительного лечения. Для этого существуют специальные учреждения (колонии-поселения, исправительные колонии, специальные лечебницы).

Слайд 43

Веками наказания носили жесточайший, устрашающий характер. В настоящее время в большинстве цивилизованных стран осознается "кризис наказания". Он проявляется, в частности, в том, что, во-первых, после Второй мировой войны в большинстве стран наблюдается непрекращающийся рост зарегистрированной преступности, несмотря на все принимаемые меры. Во-вторых, хорошо известно, что человечество испытало за свою историю все мыслимые виды уголовного наказания, но ни один из них не приводил к желаемому результату. В-третьих, уровень рецидива (повторного преступления) относительно стабилен и не снижается под воздействием карательных мер. В-четвертых, многочисленными психологическими исследованиями установлено, что длительное (свыше 5–7 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям в психике человека.

Слайд 44

Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. ... Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы ».

Слайд 45

Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения В зависимости от решаемой проблемы и характера помощи, социальный педагог формирует систему действия, включающую его самого и тех людей, с которыми он сотрудничает в процесс решения конкретных задач. Чтобы преодолеть отклонения в поведении подростков, прежде всего, социально – педагогическую работу необходимо начать с ознакомления подростков с этими нормами и правилами. У детей с девиантным поведением нарушена способность нормального человеческого общения. Они потеряли доверие к взрослым, грубы и заносчивы со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения – одно из важнейших направлений их социализации. Основное содержание работы социального педагога с подростками – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства во взаимоотношениях. Приступая к работе с подростками с девиантным поведением, нельзя проявлять прямолинейность. В отличие от детей младшего возраста подростки совсем не пассивный объект работы, их дезорганизующая активность весьма велика и заставляет с собой считаться. Предложение любой помощи со стороны социального педагога должно «перевесить» негативное и недоверчивое отношение к нему подростка и обязательно содержать в себе не какие-то абстрактные схемы, а атрибуты подростковой субкультуры (часто отвергаемые взрослыми) – лишь после этого можно переходить к решению более глубинных вопросов.

Слайд 46

Социальная работа в семье Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роль и функциональная зависимость супругов, положение детей. Особенностями современной российской семьи являются: увеличение числа малодетных семей; активный рост числа неполных семей; увеличение численности социально незащищенной, уязвимой группы детей, в первую очередь детей из бедных семей; снижение воспитательного потенциала семьи; распространение физического, сексуального, психологического насилия в семьях.

Слайд 47

Семьи подразделяются и по такому основанию, как объективный риск социальной уязвимости, а значит потребности в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах (к такой категории относятся, в частности, семьи одиноких матерей). Специфические трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; семьи с родителями-инвалидами; семьи, взявшие детей под опеку или попечительство; многодетные семьи. Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми в возрасте до трех лет. В особом положении находятся студенческие семьи с детьми: в большинстве случаев они фактически являются иждивенцами родителей. Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев с несовершеннолетними детьми.

Слайд 48

Социальная работа в школе Специалисты выделают два типа школьных проблем в процессе обучения в школе: — проблемы детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб — детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение витальных потребностей и решение сегодняшних проблем; -проблемы неуспевающего ученика. Причем речь идет не о детях с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении, а об учениках массовой школы с сохраненным интеллектом, испытывающих тем не менее трудности с обучением, которые накапливаются год от года и приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Попытка образовательного ведомства решить проблему организационным путем с помощью проведения политики социальной изоляции таких детей, создания коррекционных классов не дала видимых положительных результатов, так как социальная изоляция столь большого контингента детей, с одной стороны, практически невозможна, а с другой — не решает проблему, а, наоборот, усугубляет ее искусственным разделением тех, кому предстоит жить в одном обществе.

Слайд 49

Цели социальной работы в школе: — способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества; — развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив; — способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии; — принимать участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи

Консультация - Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...

Рекомендации дефектологу по работе с детьми, имеющими нарушения слуха и интеллекта.

В данном материале изложены рекомендации учителю-дефектологу коррекционной школы, которые помогут ему взаимодейтсвовать с ребенком,имеющим нарушение слуха и интеллекта. Эти рекомендации помогут педаго...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

В этой статье представлены практические методы и приемы работы с млашими школьниками по коррекции заикания....

Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.Движение...