Использование изотерапии в психокоррекционной работе по адаптации учащихся с ОВЗ к условиям школьного обучения
статья по теме

Даморатская Ирина Анатольевна

Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Учебная деятельность требует от ребенка с ОВЗ определенной степени подготовленности как в физиологическом, так и в социальном отношении. Задача школьного психолога - помочь ребенку привыкнуть к новой обстановке, используя знакомую и ненавязчивую деятельность. Изотерапия является одним из оптимальных методов психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование изотерапии в психокоррекционной работе

 по адаптации учащихся с ОВЗ к условиям школьного обучения»

Педагог-психолог

ГБОУ школы №432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Даморатская Ирина Анатольевна

Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Учебная деятельность требует от ребенка с ОВЗ определенной степени подготовленности как в физиологическом, так и в социальном отношении.

Исследования, проводимые в начале учебного года показывают, что среди первоклассников с ограниченными возможностями здоровья около 80% от общего количества учащихся испытывают трудности адаптации к новым для них условиям, в связи с психофизическими и индивидуальными особенностями.

При проведении психокоррекционных занятий очень важно, чтобы дети воспринимали их с положительной точки зрения. Необходимо, чтобы занятия считались развлечением, а не исправлением недочетов. [12]

Подготовка к проведению психокоррекционных занятий с использованием элементов изотерапии.

В начале учебного года проводится психодиагностическое исследование готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта. Исследуются уровни сформированности познавательной и эмоционально - волевой сферы у учащихся первого класса. В ходе исследования используются диагностические методики: ЦТО Люшера (исследуются эмоциональные установки по отношению к школе); цвето - рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников; исследование самооценки; тест Тэммл – Дорки – Амен (исследование уровня тревожности).

По итогам диагностики учащиеся зачисляются на индивидуальные и подгрупповые психокоррекционные занятия, задачами которых является:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- создание положительного эмоционального фона с помощью использования методов изотерапии;

- формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими;

 -  повышение социального статуса ребенка в коллективе;

- развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

- создание в детском коллективе, где обучаются дети с проблемами в развитии атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Рекомендации по проведению психокоррекционных занятий:

  • Занятия проводятся  в начале учебного года;
  • Периодичность занятий – 1 раз в неделю;
  • Занятия проводятся индивидуально и в подгруппе;
  • Итоговое занятие проводится  одновременно со всем классом.

На занятиях по адаптации используются  различные формы работы с учащимися:

  • Творческие задания;
  • Упражнения психологического характера;
  • Обсуждение  с детьми выполненных заданий;
  • Обобщение результатов в виде общих выставок и композиций.

Методика работы

Занятия с элементами изотерапии строятся с учетом определенных этапов.

Первый этап: процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением.

Второй этап: дистанцирование, процесс рассматривания. Детям предлагают поместить своё художественное произведение в удобном для них месте на вертикальной поверхности.

Третий этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

Основные принципы изотерапевтических упражнений

  • Безоценочное восприятие всех работ: в изотерапии нет «правильного» или «неправильного», это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов – это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств, и что их не будут оценивать;
  • Важен вклад каждого: каждый ребенок делает важный и уникальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма;
  • Сохранение тайны: поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень, нужно охранять детские тайны.
  • Рассказ о своей работе: условия для рассказа и обсуждение работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), и детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
  • Основные правила: при работе с парой, группой или всем классом желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.[12]

Список основных правил:

  1. Внимательно слушать друг друга;
  2. Не перебивать говорящего;
  3. Уважать мнение друг друга;
  4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;
  5. Все должны чувствовать себя комфортно.

Перед каждым занятием детям напоминают, что это не «урок рисования», что нет «правильного» и «неправильного». Им рассказывают, что существует множество способов выразить мысли, чувства, идеи:

  1. Посредством различных форм, цвета и текстуры;
  2. Посредством предметного изображения;
  3. С помощью символов.

Адаптационные занятия рассчитаны на 10 часов, но в зависимости от итогов промежуточной диагностики и результатов, полученных во время занятий количество часов может изменяться.

Примерный тематический план адаптационных занятий

для детей с ОВЗ.

 

№ занятия

Тема

Кол-во

часов

1.

Знакомство (проведение коммуникативных игр на знакомство)

1

2.

«Я»: занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Безопасные места»

(снятие психоэмоционального напряжения)

1

3.

Мои чувства: занятие с использованием изотерапевтического упражнения

«Моё настроение»

1

4.

Занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Чувства»

1

5.

Занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Ларец счастья»

1

6.

Занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Сундук того, что меня огорчает»

1

7.

Я и общество

Занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Дружба», «Разноцветные варежки»

2

8.

 Я работаю в группе

Занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Прекрасный сад»

1

9.

Занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Фруктовый салат»

Итоговое занятие

1

Примерная структура занятия с использованием изотерапевтического упражнения «Фруктовый салат»

Данное занятие как итоговое проводится со всем классом.

Цель: закрепление навыков работы в группе

Задачи: 1.Снятие психоэмоционального напряжения;

             2. Создание положительного эмоционального фона;

             3. Закрепление навыков взаимодействия в группе.

Оборудование: альбомные листы, карандаши, краски(акварель), кисточки, стаканчики для воды, изображение фруктов и овощей, трафареты.

Ход занятия

Этапы занятия

Приветствие

Дети приветствуют друг друга по заранее принятому ритуалу: встают в круг и приветствуют друг друга, добавляя комплимент

«Здравствуй, Миша! У тебя сегодня красивый свитер!»

Затем дети могут поздороваться без слов, например, носами или пальчиками.

Обогащение представлений об окружающем

Перед рисованием психолог предлагает либо муляжи фруктов и овощей, либо их плоскостное изображение.

Детям предлагается разделить изображения или муляжи на 2 группы: отдельно фрукты, отдельно овощи.

Дети могут работать вместе, или в небольших группах с отдельными наборами.

Далее психолог просит назвать овощи, откладывает их и просит назвать фрукты.

Выполнение рисунка

Психолог: «Подумайте и изобразите, нарисуйте себя в виде фрукта»

Учитывая специфику данной группы детей, на обдумывание можно дать немного больше времени, оставив перед ними изображение фруктов.

Затем дети приступают к выполнению рисунка.

Для детей со слабыми графическими навыками вполне возможно предложить трафареты, выбранных ими фруктов, чтобы снять эмоциональное напряжение, возникающее в результате неудачи.

Учащиеся сами выбираю материал, с помощью которого будет выполняться рисунок: карандаши, краски или фломастеры.

Когда рисунок готов, дети должны его вырезать, а затем поместить в заранее нарисованную салатницу, прикрепленную к доске.

Итог занятия

Учащиеся вместе с учителем и психологом могут угадать, кто  какой фрукт. По желанию и возможности, дети могут объяснить выбор своего изображения, ответить на вопрос: «Что понравилось или не понравилось на занятии?»

Подводится итог о том, что картину учащиеся сделали все вместе.

Психолог: «Спасибо за вашу работу. Я очень рада, что вы можете работать, выполнять задания, учиться вместе, дружно и помогать друг другу. Спасибо!»

Ребята произносят друг другу и взрослым пожелания.

 

Психокоррекционная работа по адаптации учащихся с ОВЗ к условиям школьного обучения -  сложная задача, но при создании оптимально благоприятных условий коррекции, а именно включение в работу элементов изотерапии, дает возможность добиться положительной динамики. Учащиеся не испытывают страха перед школой, уроками, снижается уровень тревожности, улучшается эмоциональный фон.

Всё это есть первый шаг на пути адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Библиография

  1. Астапов В.М.: Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. – М., 1994.
  2. Вайзман Н.П.: Психомоторика детей - олигофренов. - М., 1976.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С.: О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
  4. Выготский Л.С.: Проблемы дефектологии – М., 1995.
  5. Выготский Л.С.: Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Вопр. психологии. – М., 1966.
  6. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю./ Под ред. Пилипко Н.В. – М.:УЦ «Перспектива», 2008.
  7. Занков Л.В.: Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939.
  8. Иванов Е.С., Исаев Д.Н.: Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. - СПб., 2000.
  9. Исаев Д.Н.: Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб., 2007.
  10. Исаев Д.Н.: Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982.
  11. Катаева А.А., Стребелева Е.А.: Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М., 2001.
  12. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2007.
  13. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. –СПб., 2002.
  14. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.
  15. Лурия А.Р.: Умственно отсталый ребенок. - М., 1960.
  16. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения

Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за о...

Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта.

Традиционно считается, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводи...

Адаптация учащихся 1-х классов к школьному обучению

Результаты диагностики, выводы, рекомендации...

Диагностика уровня адаптации первоклассников к условиям школьного обучения

Представлены варианты диагностики: Проективная методика «Рисунок школы»; «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина ...

"Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"

Семинар для учителей, работающих в 1-х классах "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"...

Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повы...