Планирование недели "Знакомство с народной культурой и традициями" в средней группе
календарно-тематическое планирование по теме

Булгакова Ольга Валерьевна

Данный материал включает в себя проводимую в средней группе работу в тематический период "Знакомство с народной культурой и традициями".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема недели:«Знакомство с народной культурой и традициями»   период с 17.03.14 по 21.03.14.   группа: средняя

ЗАДАЧИ:  Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных  и творческих способностей. Формировать элементарные представления об изменении видов  человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода.

ПРОДУКТ: рисование «Матрешки любят разные одежки», лепка из соленого теста «Дымковский конь», аппликация «Расписные доски»

Развивающая среда:  Внести  инвентарь для проведения подвижных игр – маски  кота, зайца, волка, мышат, внести в книжный уголок книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками, внести иллюстрации с посудой (гжель), городецких мастеров, разные народные игрушки, музыкальные инструменты,  внести диски с записями сказок для просмотра, внести у уголок творчества раскраски по теме недели (матрешки, дымковская игрушка и т.д.), внести развивающие игры: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Собери картинку».

Работа с родителями: Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации, попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки, рекомендации родителям по одежде детей в весеннее время года, довести до сведения родителей информацию о фотоконкурсе «Читающая мама- читающая семья» - «Вместе с книжкой я расту».

Дни недели

Направления

Организованная, самостоятельная деятельность детей

Прогулка

Непосредственно-образовательная деятельность

Индивидуальная работа

Понедельник

Художественно-эстетическое

Физическое

Познавательное

Речевое

Социально-коммуникативное

Утренняя гимнастика

Утренние беседы – «Что такое народная игрушка?» (познакомить с понятием)  

Поручения, дежурства – «Мы дежурим по столовой» (сервировка стола, уборка посуды) – игровое упражнение – « Вилка и ложка справа лежат и вверх глядят».

Пальчиковая игра «На ладошки мы подуем…»

Гимнастика после сна - хождение по массажным дорожкам.

Сюжетно-ролевые игры – «Салон красоты», «Семья» (детский праздник), настольно-печатные игры по желанию детей.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Наблюдение за птицами на участке детского сада.

Цели: -  учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; - развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Отгадывание загадок о птицах

Подвижные игры и спортивные развлечения «Бездомный заяц», «Зайцы и волк».

Тема: «Матрешки любят разные одежки»

Задачи: Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования, познакомить с внешним обликом и особенностями росписи полхов-майданской матрешки, учить расписывать заготовку матрешки в стиле полхов- майданской            росписи, развивать эстетическое восприятие и воображение; формировать творческие и креативные способности детей, воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Материал и оборудование: Игрушка матрешка, мольберт, заготовки матрешек, гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов, салфетки, кисточки.

Вовлекать в НОД Макса Г.

Помочь при росписи матрешек затрудняющимся детям.

Индивидуальная работа по развитию ОД с Кристиной С., Егором С. ( прыжки вверх с места)

 воспитание культурно-гигиенических навыков: помогаем друг другу одеваться ( Василиса и Маша).

Игра «Чудесный мешочек» Цель: развивать связную речь и мелкую моторику рук. (Максим И., Маша, Макс Г.)

Вторник

Художественно-эстетическое

Физическое

Познавательное

Речевое

Социально-коммуникативное

Утренняя гимнастика

Беседа с рассматриванием «Матрешки – народная игрушка»

«Мы дежурим по группе» (распределение раздаточного материала по количеству детей).

Пальчиковая игра  «Смехота, смехота бьет барашек в ворота».

Гимнастика пробуждения «Велосипеды», «Часы».

Сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Больница», настольно-печатные игры по желанию детей .

Чтение художественной литературы.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Наблюдение за уборочными машинами

Цели: - расширять знания о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; закреплять умение находить изображение машин по описанию; воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых.

Трудовая деятельность: Сбор на участке мусора, веток.

Цели: - приучать к чистоте и порядку; вызывать желание трудиться в коллективе, доводить начатое  дело до конца.

Подвижные игры

«Кто самый меткий?», «Догони

Лепка  из солёного теста «Дымковский  конь»

Задачи: Продолжать формировать интерес детей к народному творчеству - дымковской игрушке; закреплять навыки лепки народной игрушки из теста; воспитывать уважение к мастерам народного творчества.

Материал: дымковские игрушки, силуэты дымковских игрушек (кони, индюки, петухи, козлики), тесто, стеки, доски, вода в мисочках, мокрые тряпочки, карусель.

Словарная работа: дымковские, декоративные, конь, индюк, коза, петушок, барышня.

Активизация словаря: грива, хвост, мягкое, податливое, белое, послушное, красивый, гордый, добрый, веселый, декоративный, свистунья.

Помочь при лепке коня затрудняющимся детям.

Воспитание культурно-гигиенических навыков: «Как нужно правильно мыть руки и для чего это нужно?» ( Егор С. , Вова, Леша ).

Развитие движений у Макса И., Сони И.

Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Повторить выученные стихи с Катей, Кристиной Г.

Среда

Художественно-эстетическое

Физическое

Познавательное

Речевое

Социально-коммуникативное

Утренняя гимнастика

Игра по развитию речи – «Добрые слова» .

 «Образцовый порядок группы» - (поддержание внешнего вида кукол, складывание строительного материала на полку).

Гимнастика после сна – «Шалтай-болтай».

Сюжетно-ролевые игры –  «Семья» (ждем гостей), «Магазин» (отдел игрушек).

Настольно-печатные игры по желанию детей.

Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки».

Творческая мастерская: лепка, рисование

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Наблюдение за голубями

Цели: расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;

формировать реальные представления о жизни птиц.

Трудовая деятельность

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора.

Цель: приучать к чистоте и порядку на участке.

«Подвижные игры и спортивные развлечения «Совушка»,  «Догони голубя»,

Аппликация. Тема: «Расписные доски»

Программное содержание: закрепить умение создавать несложную композицию на заготовке  из элементов растительного узора. Активизировать самостоятельность детей в наклеивании, их сочетаниях.

Предварительная работа воспитателя: изготовление демонстрационного и раздаточного материала, подбор физ. минутки, написание конспекта.

Предварительная работа с детьми:  повторение техники безопасности при работе с клеем; разучивание текста физ. минутки.

Раздаточный материал: заготовка разделочной доски из картона, цветов и листьев  из цветной бумаги, ватная палочка,  салфетка, клеёнка, белая гуашь, клей, кисточка.

Вовлекать в НОД Макса Г.

Помощь детям при наклеивании элементов аппликации.

Индивидуальная работа по развитию ОД с Максом И., Ритой Д. (передачи мяча в парах)

 воспитание культурно-гигиенических навыков: помогаем друг другу одеваться ( Лера, Кристина С).

Четверг

Художественно-эстетическое

Физическое

Познавательное

Речевое

Социально-коммуникативное

Утренняя гимнастика

беседа с рассматриванием «Какая народная игрушка больше всего нравится?»

В уголке природы – «Комнатные растения в нашей группе» (правила и способы ухода), работа с календарем природы.

Гимнастика после сна «Два брата через дорогу живут».

Сюжетно-ролевые игры – «Салон красоты», «Больница» (прием у детского врача).

Настольно-печатные игры по желанию детей.

Чтение художественной литературы.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Наблюдение за трудом почтальона

Цели: продолжать наблюдение за трудом почтальона; обогащать словарный запас за счет специфической лексики; воспитывать уважение к людям труда.            

Трудовая деятельность

Уборка игрушек  на участке. 

Цели: развивать умение работать сообща, подчиняя свои интересы общей цели.

Подвижные игры

«Солнечные зайчики», «Гуси-гуси». 

Тема: «Матрешки-затейницы»

Задачи: познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы, сказки, обогатить словарь детей за счёт понятий: шутка-прибаутка,  пословица, формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах, развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений, развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику, воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: матрешки, карточки с малыми фольклорными жанрами, канат, аудиозапись народных песен.

Беседа «Как вести себя в детском саду» ( Асхат, Вова).

Индивидуальная работа по развитию ОД с Катей, Дашей ( ловля  мяча двумя руками)

Беседа «Вежливая просьба» ( Макс Г.,  Егор С.)

Пятница

Художественно-эстетическое

Физическое

Познавательное

Речевое

Социально-коммуникативное

Утренняя гимнастика

Игра по развитию речи  «Расскажи сказку» .

На прогулке – «Чистота нашего участка» (уборка территории,  сбор опавших веток), помогать малышам  в уборке игрушек после прогулки.

Гимнастика после сна - хождение по массажным дорожкам

Сюжетно-ролевые игры – «Парикмахерская», «Семья» (день рождения).

Настольно-печатные игры по желанию детей.

Чтение художественной литературы.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Строительные игры с конструктором «Делаем  мебель  для матрешки».

Наблюдение за почками клена

Цели: продолжать знакомство с деревьями на участке; формировать представления о том, что почка — домик для  листочка.

С.-р.и. «Шоферы»

Подвижные игры «Ручеек», «Гуси-лебеди»

Самостоятельная игровая и двигательная деятельность

Тема: «Счет до 5. Геометрические фигуры»

Задачи: Закрепить навык порядкового счета до 5, закрепить знания о взаиморасположении тел в пространстве, формировать понятия «между», «около», «возле» и т.д., закрепить знания детей о геометрических фигурах, Развивать моторику руки, координацию движений,  логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: карточки с цифрами, картинки с изображением предметов от 1 до 5, геометрические фигуры, листы с силуэтами  матрешек.

Беседа  «Как нужно одеваться весной?» (Соня И., Егор С.).

Учить застегивать замок на ботинках ( Вова)

Повторить последовательность времен года,  дней недели. Игра «Что за чем?»( Егор С., Яна В.)

«Попади комом снега в цель». Ц.: развивать глазомер и силу броска ( Егор И., Макс З.).

Итоговое мероприятие недели – выставка детских работ на тему «Народная культура»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование "Неделя зимних игр и забав" в средней группе

Планирование на неделю "Зимних игр и забав" включает в себя музыку,дидактические игры,мультфильмы и тематические физкульт минутки....

Конспект занятия НОД "Народное гостеприимство" средняя группа

Министерство образования и науки Челябинской областигосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Челябинский педагогический колледж № 1» Конспект непосредстве...

План – конспект по физической культуре в средней группе Тема: «К звездам!»

План – конспект  по физической культуре в средней группеТема: «К звездам!»Задачи: Образовательная: Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, беге врассыпную; метании мешочков в ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки р, рь».

Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.Задачи:Образовательные:-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Вода весной" (средняя группа)

Тема: «Вода весной»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: углубление и обобщение знаний о весенних природных явлениях....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Волшебница вода" (средняя группа)

Тема: «Волшебница-вода»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: формирование знаний у детей о значимости воды, о ее пользе для человека, о различных...