Исследовательская деятельность на уроках в рамках УМК «Гармония»
статья на тему

Калашова Анжелла Александровна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokakh_v_ramkakh_umk_1.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на уроках в рамках УМК «Гармония»

(из опыта работы)

  Чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность, необходимо, чтобы каждый ученик был включён в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей. Этому способствует использование новых технологий, что и легло в основу опыта. УМК «Гармония» позволяет успешно применять на уроках исследовательскую деятельность, т.к. процесс обучения строится на основе самостоятельного поиска новых знаний, на основе наблюдений, сравнений, выявлений закономерностей, классификаций, обобщений, и именно исследовательская деятельность будет способствовать развитию познавательной активности школьников, учить их мыслить, и делать самостоятельные умозаключения.

  Исследовательскую деятельность я организовываю фрагментарно на определённом этапе урока;  рассчитываю на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. На начальном этапе включаю задания, направленные на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достигаю этого проблемным, эвристическим или частично – поисковыми методами. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии.

  В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор темы
  2. Постановка цели и задач
  3. Гипотеза исследования
  4. Организация исследования
  5. Подготовка к защите и защита работы

  Выбор темы является самым сложным этапом в исследовательской деятельности, т.к. ученику предстоит проанализировать все остальные этапы и пути их решения. Поэтому необходимо помнить, что тема должна быть оригинальной, интересной, увлекательной, выполнимой, решение ее должно приносить реальную пользу участникам исследования.

  Существуют упражнения и задания, при помощи которых я формирую и развиваю у детей умения и навыки исследовательского поиска.

Чтобы стать хорошим исследователем, нужно уметь наблюдать. Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Детям часто задаю вопросы: Что у предметов общего? Чем отличаются?

   Эффективным средством развития логического мышления является ассоциация, или умозаключение по аналогии, которое базируется на сопоставлениях и требует не только ума, но и богатого воображения. Предлагаю поразмышлять, на что похоже (облака, деревья за окном, клякса от ручки и т. д.)

  Без умения владеть понятиями «проблема», «причина», «следствие» не может быть абстрактного мышления. Выясняем, насколько дети внимательны в реальной жизни. Предлагаю найти и назвать, что является причиной, а что следствием (мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи; пятерка, отличный ответ, хорошее настроение).

  В процессе работы над темой включаю экскурсии, прогулки – наблюдения, где учу детей видеть проблему. Одно из самых важных свойств в выявлении проблемы – способность изменять свою собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Детям предлагается задание:  Посмотри на мир чужими глазами (водителя грузовика, руководителя города, озябшей вороны).

  На начальном этапе осуществляются коллективные исследования по плану, я помогаю ученикам на каждом этапе работы. Коллективно формулируется проблема, ставится цель, определяются задания исследования, совместно выбираются методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки и т.д. На более поздних этапах задание исследовательского характера обычно выполняет группа ребят, в отдельных случаях – индивидуально.

  Большое внимание уделяю развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы. Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки.

  Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников и даёт возможность младшим школьникам попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир Памятка «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир».

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир»....

Педагогический проект ТЕМА: «Развитие вычислительной деятельности младших школьников в рамках УМК «Гармония»

Особенность УМК «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой - органичное соединение положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Основные задачи: - развивает...

Презентация Развитие вычислительной деятельности младших школьников в рамках УМК «Гармония».

Особенность УМК «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой - органичное соединение положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Основные задачи: - развивает...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Организация проектной деятельности одна из самых актуальных проблем современной системы образования младших школьник в рамках введения ФГОС НОО. Во внеурочной деятельности мы реализуем курс “Проектная...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Проектная, исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...