речевой материал для уточнения произношения звуков в школе II вида
методическая разработка на тему

Здесь вы найдёте подборку слогов, слов, словосочетаний и предложений для автоматизации и дифференциации произношения звуков русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_material_zvuki.docx72.53 КБ

Предварительный просмотр:

  • Повторите цепочки слогов.

СА – ША – СА – ША – СА – ША

СО – ШО – СО – ШО – СО – ШО

СЫ – ШИ – СЫ – ШИ – СЫ – ШИ

СУ – ШУ – СУ – ШУ – СУ – ШУ

СА – ША – ША,        ША – СА – СА

СЫ – ШИ – СЫ,          ШИ – СЫ – ШИ

ШО – ШО – СО,       СО – СО – ШО

ШУ – СУ – ШУ,        СУ – ШУ – СУ

  • Замените звук [С] на звук [Ш].

САЙКА – ШАЙКА                   СТЫК – ШТЫК

СУТКИ – ШУТКИ                    СРАМ – ШРАМ

СТУКИ – ШТУКИ                    СОК – ШОК

СКАЛА – ШКАЛА                   СТИЛЬ – ШТИЛЬ

  • Прочитайте словосочетания со звуками [С] и [Ш].

   Весёлый розыгрыш, вкусные сушки, опасное путешествие, осколок стёклышка, смешной сынишка, душистый горошек, душистый шиповник, послушные малыши, шелест камышей.

  • Прочитайте предложения со звуками [С] и [Ш].

   В лесной глуши не слышно шума шоссе. Лёша повесил в шкаф бабушкину шаль. С наступлением весны в лесу становится слышно соловушку. Саша сочинил смешной стишок.

  • Прочитайте стихи со звуками [С] и [Ш].

«КАРАНДАШ»

   Папа принёс большой карандаш. Маша кричит: «Мне!» Миша кричит: «Мне!» Папа сказал:

- Тише, мы его разделим.

Провёл одним концом – синий. Провёл другим концом – красный.

Миша с Машей смеются: «Давай делить карандаш!» Мише синий конец, а Маше – красный. Миша рисует синие картинки, а Маша – красные.

  • Повторите цепочки слогов.

ЩА – ЧА – ЩА – ЧА – ЩА – ЧА

ЩО – ЧО – ЩО – ЧО – ЩО – ЧО

ЩЕ – ЧЕ – ЩЕ – ЧЕ – ЩЕ – ЧЕ

ЩУ – ЧУ – ЩУ – ЧУ – ЩУ – ЧУ

ЩА – ЧА – ЧА,         ЧА – ЩА – ЩА

ЧЕ – ЩЕ – ЧЕ,         ЩЕ – ЧЕ – ЩЕ

ЩО – ЩО – ЧО,       ЧО – ЧО – ЩО

ЩУ – ЧУ – ЩУ,       ЧУ – ЩУ – ЧУ

  • Произнесите сочетания слов со звуками [Ч] и [Щ].

ГУЩА – КУЧА                       ОСВЕЩАТЬ – СВЕЧА 

ПУЩЕ – ТУЧА                       ПОМЕЩАТЬ – ПОМЕЧАТЬ

ПИЩАТЬ – ПЕЧАТЬ             ТРЕЩАТЬ – ВСТРЕЧАТЬ 

УГОЩАТЬ – УКАЧАТЬ        ЩУКА – ЧУРКА  

  • Прочитайте словосочетания со звуками [Ч] и [Щ].

   Чёрный плащ, чужая вещь, поющий щегол, прочный ящик, колючая щётка, четыре щита, лечащий врач, молочный щербет, чистое помещение, копчёная щука.

  •  Прочитайте предложения со звуками [Ч] и [Щ].

   В роще поют птички. Мальчик собрал овощи в ящик. Из бочки достали мочёные яблоки. Мячик закатился за щит. Учитель рассказывал про щеглов, чижей и других птиц. Танечка любит сгущённое молоко. Приятно находится в чистом помещении.

  • Прочитайте текст со звуками [Ч] и [Щ].

«ЩЕНОК»

   Сидел человек с удочкой на берегу речки. Насаживал на крючок кузнечиков, червячков и вытаскивал из воды то щуку, то леща. Слышит человек: кто-то пищит. Обернулся, а это маленький чёрный щенок. Заблудился, есть хочет – догадался человек. Достал он из сумки кусочек курочки и дал щенку. Проглотил щенок угощение, свернулся калачиком у ног рыбака и уснул.

  • Повторите цепочки слогов.

ПА – БА – ПА – БА – ПА – БА

ПО – БО – ПО – БО – ПО – БО

ПЭ – БЭ – ПЭ – БЭ – ПЭ – БЭ

ПУ – БУ – ПУ – БУ – ПУ – БУ

БА – ПА – ПА,         ПА – БА – БА

ПЭ – БЭ – ПЭ,         БЭ – ПЭ – БЭ

БО – БО – ПО,          ПО – ПО – БО

БУ – ПУ – БУ,         ПУ – БУ – ПУ

  • Произнесите сочетания слов со звуками [П] и [Б].

ГРИБОК – ХЛОПОК             СОБАКА – ЛОПАТА

ЖАБА – ШЛЯПА                  УБОР – УПОР

ЗАБОР – ЗАПОР                    РОБОТ – РОПОТ

ЗАБЫТО – КАПЫТО            РЫБА – РЕПА

  • Прочитайте словосочетания со звуками [П] и [Б].

   Бабушкин платок, заботливый папа, опасная работа, половинка хлеба, пышная булочка, пара ботинок, большой лопух, больничная палата, полные губы, порхающая бабочка.

  •  Прочитайте предложения со звуками [П] и [Б].

   Большие лопухи покрылись пылью. В болоте полно жаб. За забором прогуливается павлин. Папа подарил маме бусы. По полю бегают собаки. Положи большой пакет на полку. Пастух пасёт бычков. На прилавок положили хлеб, колбасу и укроп.

  • Прочитайте стихотворение  со звуками [П] и [Б].

Чуть побольше рукавички

Подарили мне щенка,

Он пока что с непривычки

Не лакает молока.

Я позвал на помощь кошку,

Я придвинул ближе плошку.

Хорошо прошёл урок:

Лижет плошку мой щенок.

  • Повторите цепочки слогов.

СА – ЦА                               ЦА – СА              СЫ – ЦЫ                          ЦЫ – СЫ

СО – ЦО                               ЦО – СО              СЭ – ЦЕ                            ЦЕ – СЭ

СУ – ЦУ                               ЦУ – СУ                     

СА – ЦА – СА                    ЦА – ЦА – СА

СЭ – ЦЕ – СЭ                     ЦО – СО – СО

СЫ – ЦЫ – СЫ                СЫ – ЦЫ – ЦЫ

СО – ЦО – СО                     СЭ – СЭ – ЦЕ

СУ – ЦУ – СУ                    ЦУ – ЦУ – СУ

  • Произнесите сочетания слов со звуками [Ц] и [С].

ЛИЦА – ЛИСЫ                     ЦАРИ – СОРИ                  ЦЕЛЬ – СЕЛЬ

ОВЦЫ – ОСЫ                       ЦВЕТ – СВЕТ                   ЦЕНЫ – СЕНО

ЦАПЛЯ – САБЛЯ                 СЫР – ЦИРК                    ЦЕЛИ – СЕЛИ

САРАЙ – ЦАРАПИНА        ЦОКОТ – СОКОЛ

  • Прочитайте словосочетания со звуками [Ц] и [С].

   Острое словцо, слезятся глаза, записывается песня, русый заяц, светит солнце, светлая сахарница, система единиц, славное письмецо, сломанная спица, умная пословица, Москва – столица, узкое кольцо, красивые ресницы.

  •  Прочитайте предложения со звуками [Ц] и [С].

   В мае цветёт сирень и акация. В редакцию принесли письмо. В саду есть синие цветы. Гусеница съела все листья. Зайца спасают ноги. Заяц сидел у сосны. Курица несла яйца. Саша написал письмецо. Сентябрь – осенний месяц. Синица попала в сети.

  • Прочитайте текст со звуками [Ц] и [С].

«СТРАННЫЙ ЦЫПЛЁНОК»

   Вывела наседка цыплят. Все цыплята как цыплята – жёлтенькие, пушистые. Только один цыплёнок очень странный. Большой, неуклюжий, с широким носом. Повела их наседка на берег пруда искать червячков. Подошёл странный цыплёнок к берегу да как бросится в воду. Испугалась наседка, закричала, цыплята тоже в страхе пищат: «Помогите, мол, добрые люди, братец тонет».

  • Повторите цепочки слогов.

ЖА – ША – ЖА – ША – ЖА – ША

ЖО – ШО – ЖО – ШО – ЖО – ШО

ШЕ – ЖЕ – ШЕ – ЖЕ – ШЕ – ЖЕ

ШУ – ЖУ – ШУ – ЖУ – ШУ – ЖУ

АША – АЖА – АША,         США – СЖА – США

АШУ –А ШУ –А ЖУ,          С ЖИ – СШИ – СЖИ

АШИ – АШИ – АЖИ,         СЖУ – СШУ – СЖУ

  • Произнесите сочетания слов со звуками [Ш] и [Ж].

ЖАЛОСТЬ – ШАЛОСТЬ                 ЖАРИТЬ – ШАРИТЬ

ЖАЛЬ – ШАЛЬ                                 ЖУТКО – ШУТКА

НАЖИТЬ – НАШИТЬ                      УШИ – УЖИ

САЖА – САША                                ТУЖИТЬ – ТУШИТЬ

  • Прочитайте словосочетания со звуками [Ш] и [Ж].

   Вишнёвое желе, дорожный багаж, замороженная вишня, свежие пирожки, пёрышко журавля, Наташины лыжи, Женина шуба, жужжащий шмель, журнал о путешествиях, шипение ужа, свежая петрушка, тяжёлый горшок, чужой кошелёк.

  •  Прочитайте предложения со звуками [Ш] и [Ж].

   Бабушка положила свежую петрушку в окрошку. Жук кружил около Миши и жужжал. Дети собирали жёлтый крыжовник в большое решето. Женя и Лёша нашли в лесу смешного ёжика. В большом тазу бабушка варила вишнёвое желе. На лужайке душистый жасмин.

  • Прочитайте стихотворение со звуками [Ш] и [Ж].

«ДОЖДИК»

К нам на длинной мокрой ножке              Побежать и потрясти

Дождик скачет по дорожке.                      В тёплом дождике кусты…

В лужице – смотри, смотри!                    Дождь плясал по огороду,

Он пускает пузыри.                                   Расплескал на грядки воду,

Если лужицы напьются,                            Тучу-лейку перенёс,

Та и хочется разуться,                               Напоил в полях овёс.

  • Повторите цепочки слогов.

ЖА –ЗА – ЖА – ЗА – ЖА – ЗА

ЖО – ЗО – ЖО – ЗО – ЖО – ЗО

ЗЕ – ЖЕ – ЗЕ – ЖЕ – ЗЕ – ЖЕ

ЗУ – ЖУ – ЗУ – ЖУ – ЗУ – ЖУ

АЗА – АЖА – АЗА,         ЗЖА – ЗЖА – ЗЖА

АЗУ – АЗУ –АЖУ,          ЗЖИ – ЗЖИ – ЗЖИ

АЗИ – АЗИ – АЖИ,         ЗЖУ – ЗЖУ – ЗЖУ

  • Произнесите сочетания слов со звуками [Ж] и [З].

ЖАКЕТ – ЗАКОН                        ЖАЛОБА – ЗАБОТА

ЖАЛЕТЬ – ЗАПЕТЬ                    ЖАРКО – ЗАЙКА

ВЫЖИВАТЬ – ВЫЗЫВАТЬ      ЛУЖА – ЛУЗА

ЖДАТЬ – ЗДАНИЕ                      НОЖНИЦЫ – НАЗВАТЬ

  • Прочитайте словосочетания со звуками [Ж] и [З].

   Важное задание, железные гаражи, жёлтый зонт, заржавевший замок, заснеженная сторожка, змеиная кожа, зелёная жилетка, зимняя стужа, тревожный звонок, погружение водолазов.

  •  Прочитайте предложения со звуками [Ж] и [З].

   В зоопарке Захар рассказал Жене и Жоре о животных. В окно залетел жук-пожарник. Дорожки засыпали жёлтым песком. На зелёный лужок выбежал ёжик. У Зои жёлтый зонт. Над озером кружились стрекозы. Зина лежала под берёзой и читала книжку.

  • Прочитайте стихотворения со звуками [Ж] и [З].

«НИ РАЗУ»

Можно двадцать тысяч раз                         Жеребёнок белолобый,

Уронить железный таз.                               Жеребёнок озорной,

А фарфоровую вазу                                    Мы теперь друзья с тобой,

Уронить нельзя ни разу.                             Жеребёнок мой…

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

  •  Повторите цепочки слогов.

БА - БЯ           БЫ - БИ           БУ - БЮ           БО - БЁ

БЯ - БА           БИ - БЫ          БЮ - БУ           БЁ - БО

БА - БЯ - БА        БЫ - БИ - БЫ        БЮ - БУ - БЮ                БЁ - БО - БЁ

БЯ - БА - БЯ        БИ - БЫ - БИ         БУ - БЮ - БУ                БО - БЁ - БО

  • Произнесите сочетания слов со звуками [Б] и [Бь].

Баки - бяки        Бунт - бинт                Боты - биты         Булка - белка

Балет - билет        Быть - бить                Ботва - битва       Рубаха - рубить

Бант - бинт        Был - бил                   Болит - белить

Кабан - кабина        Батон - бетон            Люба - любить

  •  Прочитайте предложения со звуками [Б] и [Бь].

Боря едет в кабине. Люба несёт бидон с молоком. На берегу сидит рыбак. У собаки будка под берёзой. Ребёнок рисует в альбоме. Бычок забежал во двор. Люба плетёт из бисера бабочку. Автобус забирает рабочих. Люба носит беретку. Боря разбил вазу. У бедного бегемота болит живот. Люба идёт в кабинет. Ребёнок нарисовал на бумаге обезьяну. Боря видел белку.

  • Прочитайте чистоговорки со звуками [Б] и [Бь].

Бы - би - бы - я несу грибы.

Бы - би - бы - во дворе стоят столбы.

Ба - бя - ба - из окна торчит труба.

Би - бы - би - ты меня люби.

Бе - бэ - бе - мы идём к Любе.

  •  Прочитайте пословицы, поговорки  со звуками [Б] и [Бь].

 Богатый бедному не брат.        Беседа дорогу коротает, а песня - работу.

 Без дела жить - только небо коптить.    Без труда хлеб не родится никогда  20.

 

  • Повторите цепочки слогов.

МА - НА

          МА - НА - МА - НА

НА - МА

          МЫ - НЫ - МЫ - НЫ

НА - МА - НА

          МО - НО - МО - НО

МА - НА - МА

          МУ - НУ - МУ - НУ

  • Произнесите сочетания слов со звуками [М] и [Н].

Маша - наша

                        Мыть - ныть

                    Рамы - раны

Мил - нил

                            Мытье - нытье

                      Комок - конёк

Миг - Ник

                          Мука - наука

                      Самки - санки

Дама - дано

                     Дом - Дон

                    Сама - Саня

Рама - рано

                    Ком - сон

                    Дима - Дина

Миша - ниша

                    Там - тон

                    Моль - ноль

  • Прочитайте предложения со звуками [М] и [Н].

   Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьёт молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тёма разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несёт санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идёт в кино. Маша любит калину.

  • Прочитайте чистоговорки со звуками [М] и [Н].

Ма - на - ма - идёт дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поёт Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

  • Прочитайте пословицы, поговорки  со звуками [М] и [Н].

Много воды,  много травы.         Век долог - всем полон.       Умение - половина дела.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Однажды солгал – навек лгуном стал.

  • Прочитайте текст со звуками [М] и [Н].

   Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.

  • Повторите цепочки слогов.

ВА - ФА               BУ - ФУ - ВУ - ФУ                            ВА - ВО - ВУ - ВЫ

ФА - ВА               ВА - ФА - ВА - ФА                            ФА - ФО - ФУ - ФЫ

ВА - ВА - ФА               ВЫ - ФЫ - ВЫ - ФЫ                          ВУ - ВО - ВА - ВЫ

ФА - ВА - ВА                ВО - ФО - ВО - ФО                           ФУ - ФО - ФА - ФЫ

  • Произнесите сочетания слов со звуками [В] и [Ф].

Ваня - Фаня        Вилка - Филька

Веня - Феня        Влага - фляга

Вата - фата        Сливы - скифы

Ваза - фаза        Травы - графы

Сова - софа        Гривы - грифы

  • Прочитайте предложения со звуками [В] и [Ф].

   У куклы фата из ваты. На софе сидит сова. Филька кушает вилкой. Ваня купил варенье и фрукты. Валя показывает фокусы. Валя - фокусник. У Вали фикус. У Вовы фиалки. У Фени васельки. Вова идёт на фабрику. Вова знает буквы алфавита. Валя вышивает фартук. Ваня развернул конфету. В саду цветут фиалки. Федя несёт графин с водой. В комнату через форточку влетел воробей.

  • Прочитайте чистоговорки со звуками [В] и [Ф].

Фа - ва - фа - наша новая софа.

Фа - фа - ва - летит сова.        

Фы - вы - вы - нет травы.

 Вы - вы - фы - идут графы.

  • Прочитайте пословицы, поговорки  со звуками [В] и [Ф].

Не всякому слуху верь.     Жаловалась овца волку на плохое житьё.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.    Всяк глядит, да не всяк видит.

  • Прочитайте текст со звуками [В] и [Ф].

Ваня и Федя любят лошадей. Мальчики ходят в спортивную школу, где учатся кататься на лошадях. У каждого своя  лошадь. У Вани лошадь зовут - Филька, у Феди - Ветерок. Федя расчёсывает Ветерку гриву, заплетает её в косички. Ваня моет Фильке бока, вытирает спину после тренировки. Молодцы, ребята, хорошо ухаживают за своими лошадьми!

  • Повторите цепочки слогов.

ДА - ДА

      ТУ - ДУ

     ДЫ - ТЫ

ДА - ДА - ДА

      ДУ - ДУ - ТУ

     ТЫ - ДЫ - ДЫ

ДА - ТА - ТА

      ТУ - ТУ - ДУ

     ДЫ - ТЫ - ТЫ

ДА - ТА - ДА - ТА    

      ДА - ДО - ДУ - ДЫ

     ДЫ - ТЫ - ДЫ - ТЫ

ДУ - ТУ - ДУ - ТУ

      ТА - ТО - ТУ - ТЫ

     ДО - ТО - ДО - ТО

ДО  - ДА - ДУ - ДЫ

 

     ТО - ТА - ТУ - ТЫ

  • Произнесите сочетания слов со звуками [Т] и [Д].

Дом - том

                      Душ - тушь

                                   Когда - тогда

   

Дам - там

                      Дул - стул

                                  Стул - сдул

   

День - тень

                      Доля - Толя

                                  Стал - сдал

   

Дачка - тачка

                      Дон - тон

                                  Катушка - кадушка

   

Дочка - точка

                      Иди - лети

                                  Плоты - плоды

   

Уточка - удочка

                     Вода - темнота

                                  Прудик - прутик

   

Дуть - тут

                     Доска - тоска

                                  Дело - тело

 

  • Прочитайте предложения со звуками [Т] и [Д].

Том сидит дома. Дочка поставила точку. Возле воды темнота. По пруду плывёт плот. Дятел стучит по дереву. Дети ведут тихий диалог. Даня везёт тачку к дачке. Налетел ледяной ветер. Тётя Надя и дядя Даня сидели на даче. Дети сразу забрались под одеяло. Том стал делать плот возле дома.

  • Прочитайте чистоговорки со звуками [Т] и [Д].

Ти - ди - ти — на луну лети.

Ти - ти - ди — ты домой иди.

Ды - ты - ты — бегут коты.

Ту - ту - ду — я иду.

Та - да - да — вот вода.

Де - де - те — страшно в темноте.

  • Прочитайте пословицы, поговорки  со звуками [Т] и [Д].

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.         Лентяй и сидеть устает.

Кто гостей не любит звать, тому радости не знать.             Есть дети – будут  радости.

Языком  торопись, а делом не ленись.                                    Утро вечера мудренее.

  • Прочитайте текст со звуками [Т] и [Д].

   Дедушка и Тёма пошли на рыбалку. Дедушка нёс длинные удочки. Тёма шагал сзади, в руках у него было маленькое ведёрко. На берегу реки рыбаки уселись, закинули удочки и стали ждать. Через час ведёрко было заполнено рыбой. Тёма был очень рад, ведь он поймал три больших рыбы. Дедушка Тёму похвалил.

  • Вставь пропущенный звук (А). Какое слово у тебя получилось? В начале слова…

…втобус           …дрес          …ист            …рбуз

                         В середину слова…

б…к             л…к              м…к              р…к

                         В конец слова…

ворон…            коров…            книг…            природ…

 ● Где находится звук А в словах?

    акула          аптека          атака            арка

    арфа           астра            Анна            ампула

    айва           азбука           Африка        Америка

    арба

Вставь пропущенную букву (О). Какое слово у тебя получилось? В начале слова…

  …вцы            …ля            …зеро            …сень            …сы

                               

                         В середину слова…

 б…к               д…м               к…м               к…т

 п…л               с…м                с…н              сл…н

                              В конец слова…

ведр…               жал…               кин…               лет…

пер…                 седл…              сел…               сен…    

                         ● Прочитай стихотворение.

Открыты окна широко,                   Они Окой отражены,

За окнами – Ока.                              В Оке повторены.

А над Окою высоко,                        Красиво!

Высоко – облака.

  • Вставь пропущенную букву (Я). Какое слово у тебя получилось? В начале слова…

…блоня            …к            …ма            …рмарка            …сли

                         В середину слова…

з…блик           л…мка           м…та          пр…жка          р…бчик

                         В конец слова…

гир…             дын…             знам…             им…              плам…

Произнеси на одном выдохе предложения, которые начинаются со звука (Я).

    Ярмарка открыта.

    Яблони отцвели.

    Ящерица ускользнула.

    Ясли открываются утром.

    Япония – страна восходящего солнца.

   

  • Вставь пропущенный звук (А). Какое слово у тебя получилось? В начале слова…

…втобус           …дрес          …ист            …рбуз

                         В середину слова…

б…к             л…к              м…к              р…к

                         В конец слова…

ворон…            коров…            книг…            природ…

 ● Где находится звук А в словах?

    акула          аптека          атака            арка

    арфа           астра            Анна            ампула

    айва           азбука           Африка        Америка

    арба

  • Повторите цепочки слогов.

ТА - НА

          ТА  -  НА - ТА - НА

НА - ТА

          ТЫ - НЫ-ТЫ-НЫ

НА - ТА - НА

          ТО - НО - ТО - НО

ТА - НА - ТА

          ТУ - НУ - ТУ - НУ

  • Произнесите сочетания слов со звуками [Т] и [Н].

                         ИКОНА - ИКОТА

                           НОЛИК - ТОЛИК

                         ВЕНА - ВЕТА

                    НАТА - ТАТА

                        ЛЕНА - ЛЕТО

               ВОН - ВОТ

                        НИНА - ТИНА

                       ВАННА - ВАТА

                        КОН - КОТ

                 НАМ - ТАМ

                НОЛЬ - ТОЛЬ

                    ТАРА - НОРА

  • Прочитайте предложения со звуками [Т] и [Н].

У Наты батон. В тарелку налили суп. Надя носит воду. Антон поёт по нотам. Нонна и Наташа подруги. Воин несёт вахту. Кот надел на ноги сапоги. Таня и Тоня идут на каток. Капитан ведёт корабль в порт. У Толи новые тапки. На тарелке лежат конфеты. Антон рубит топором. Тыква растёт на грядке.

  • Прочитайте чистоговорки со звуками [Т] и [Н].

ТА – НА – ТА – У НАС ДОМА ЧИСТОТА.

НО – ТО – НО – В НАШЕЙ КОМНАТЕ ТЕМНО.

ТО – НО – ТО – СТАЛИ МЫ ИГРАТЬ В ЛОТО.

НЫ – ТЫ – НЫ –НАТАШЕ СНЯТСЯ СНЫ,

ТЫ – НЫ – ТЫ – СМЕТАНУ СЪЕЛИ ВСЕ КОТЫ.

  • Прочитайте пословицы, поговорки  со звуками [Т] и [Н].

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Трус и таракана посчитает за великана.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

  • Прочитайте текст со звуками [Т] и [Н].

У пианино Тоня, Таня и Анна. У Анны ноты. Анюта сидит за пианино и играет по нотам мелодию. Тоня и Таня поют. Девочки поют песню о маме. Это нежная и красивая песня. Молодцы, Тоня, Таня и Анна!

  • Повторите цепочки слогов.

                            ТА – ДА – ТА – ДА – ТА – ДА

                            ТО – ДО – ТО – ДО – ТО – ДО

                            ТЫ – ДЫ – ТЫ – ДЫ – ТЫ – ДЫ

                            ТУ – ДУ – ТУ – ДУ – ТУ – ДУ

ТА – ДА – ДА,                                                         ДА – ТА – ТА

 ТЫ – ДЫ – ТЫ,                                                    ДЫ – ТЫ – ДЫ

ДО – ТО – ТО,                                                       ТО – ТО – ДО

ДУ – ТУ – ДУ,                                                        ТУ – ДУ – ТУ

  • Замените звук [Т] на звук [Д].

ТАНЯ - ДАНЯ                           ТОМА - ДОМА

ТАМ - ДАМ                               ТОН - ДОН

КАТУШКА - КАДУШКА       ТОЛЯ - ДОЛЯ

МОТЕЛЬ - МОДЕЛЬ              ДОЧКА - ТОЧКА

  • Прочитайте словосочетания со звуками [Т] и [Д].

   Дубовый стул, холодная вода, дождевая туча, душистая дыня, катушка ниток, домашняя утка, холодный душ, загородная дача, пушистый кот, городской пруд.

  • Прочитайте предложения со звуками [Т] и [Д].

   В таз налили воду. Тоня надела боты. Том сидит дома. Дочка поставила точку. По пруду плывёт плот. Даша уронила катушку. Возле дачки стоит тачка. Даня купил продукты.

  • Прочитайте рассказ со звуками [Т] и [Д].

«Помощницы»

   Дуня и Даша ходят в сад. В саду растут различные плоды и овощи. Там на грядке у бабушки Дуси растёт большая дыня. Дуня и Даша носят воду и поливают грядки, где растут цветы. Бабушка Дуся хвалит девочек за помощь.

  • Повторите цепочки слогов.

                            КА – ХА – КА – ХА – КА – ХА

                            ХО – КО – ХО – КО – ХО – КО

                            КЫ – ХЫ – КЫ – ХЫ – КЫ – ХЫ

                            ХУ – КУ – ХУ – КУ – ХУ – КУ

КА – ХА – ХА,                                                         ХА – КА – КА

 КЫ – ХЫ – КЫ,                                                    ХЫ – КЫ – ХЫ

ХО – КО – КО,                                                       КО – КО – ХО

ХУ – КУ – ХУ,                                                        КУ – ХУ – КУ

  • Замените звук [Х] на звук [К].

ХОД - КОД                                       МАХАТЬ - МАКАТЬ

ХАТКА - КАДКА                               ОХОТА - ИКОТА

ВЕХА – ВЕКА                                    МАГ - МАК

МУХА - МУКА                                  БОГ - БОК

  • Прочитайте словосочетания со звуками [Х] и [К].

Худой человек, вкусная уха, хорошая мука, мягкая буханка, лёгкая походка, меткий охотник, культурный отдых, интересная находка, туристический поход, закрытая бухта, кавказская кухня,

красивая яхта.

  • Прочитайте предложения со звуками [Х] и [К].

Ходики весели на стене. Хомяк сидит в клетке. Охотник скрывался в кустах. На кухне стоял пакет с мукой. В хоккей играют настоящие мужчины. У девушки лёгкая походка. Красивая яхта стояла в бухте. Конюх работает на конюшне.

  • Прочитайте скороговорки со звуками [Х] и [К].

Крошки хомяк за щёку клал,

Корм хорёк из хлева украл.

Жеребёнка Коля холит,

Жеребёнку Коля моет

Хребет, копыта, холку,

Круп, гриву, хвост и чёлку.

  • Вставь пропущенную букву (Е). Какое слово у тебя получилось? В начале слова…

…блоня            …к            …ма            …рмарка            …сли

                         В середину слова…

з…блик           л…мка           м…та          пр…жка          р…бчик

                         В конец слова…

гир…             дын…             знам…             им…              плам…

Произнеси на одном выдохе предложения, которые начинаются со звука (Я).

    Ярмарка открыта.

    Яблони отцвели.

    Ящерица ускользнула.

    Ясли открываются утром.

    Япония – страна восходящего солнца.

   

  • Вставь пропущенный звук (А). Какое слово у тебя получилось? В начале слова…

…втобус           …дрес          …ист            …рбуз

                         В середину слова…

б…к             л…к              м…к              р…к

                         В конец слова…

ворон…            коров…            книг…            природ…

 ● Где находится звук А в словах?

    акула          аптека          атака            арка

    арфа           астра            Анна            ампула

    айва           азбука           Африка        Америка

    арба

  • Повторите цепочки слогов.

                            ГА – ХА – ГА – ХА – ГА – ХА

                            ХО – ГО – ХО – ГО – ХО – ГО

                            ГЫ – ХЫ – ГЫ – ХЫ – ГЫ – ХЫ

                            ХУ – ГУ – ХУ – ГУ – ХУ – ГУ

ГА – ХА – ХА                                                        ХА – ГА – ГА

 ГЫ – ХЫ – ГЫ                                                   ХЫ – ГЫ – ХЫ

ХО – ГО – ГО                                                       ГО – ГО – ХО

ХУ – ГУ – ХУ                                                       ГУ – ХУ – ГУ

  • Замените звук [Х] на звук [Г].

ХОД - ГОД                                            МАХ - МАГ

ХОЛОД - ГОЛОД                                ХВОСТ - ГВОЗДЬ

ХОДОК - ГУДОК                                ХЛОПОК - ГЛОТОК

ХРАМ - ГРАММ                                  ХУРМА - ГУРМАН

ХРУСТ – ГРУЗ                                     ХОХОТ – ГОГОТ

  • Прочитайте словосочетания со звуками [Х] и [Г].

Хлопья снега, голодный хорёк, голубой халат, грустный художник, гудок парохода, кухонный гарнитур, плохая погода, храбрый тигр, хороший год, хрустальный графин, непроходимая тайга, дорогая яхта.

  • Прочитайте предложения со звуками [Х] и [Г].

Я похвалила Галю. Глеб купил горячий хлеб. Черепаха ползла по берегу. Дядя Гоша – хороший охотник. Агния ходила в зоопарк. Игнат ехал верхом на коне. Глаша надела пуховый платок. Инга купила махровый халат. На улице плохая погода.

  • Прочитайте стихотворение со звуками [Х] и [Г].

Ходили два приятеля,

Ходили по грибы.

Ходили да ходили,

Устали от ходьбы.

Друг за другом, друг за другом,

Круг за кругом, круг за кругом.

  • Повторите цепочки слогов.

                            ЛА – НА – ЛА – НА – ЛА – НА

                            НО – НО – ЛО – НО – ЛО – НО

                            ЛЫ – НЫ – ЛЫ – НЫ – ЛЫ – НЫ

                            НУ – ЛУ – НУ – ЛУ – НУ – ЛУ

ЛА – НА – НА                                                         НА – ЛА – ЛА

 НЫ – ЛЫ – НЫ                                                    ЛЫ – НЫ – ЛЫ

ЛО – НО – НО                                                        НО – ЛО – ЛО

НУ – ЛУ – НУ                                                         ЛУ – НУ – ЛУ

  • Замените звук [Л] на звук [Н].

ЛАСТ - НАСТ                                           ЗОЛА - ЗОНА

ЛОЖКА - НОЖКА                                  СЕЛО - СЕНО

ЛОСЬ - НОС                                             ВЕСЛО – ВЕСНА      

 ПЕЛА - ПЕНА                                         ШПАЛА - ШПАНА                      

 ВИЛЛА – ВИНА                                     СТОЛ - СТОН

  • Прочитайте словосочетания со звуками [Л] и [Н].

Светлый локон, толстый блокнот, голодный носорог, полная луна, вкусный калач, настоящая школа, украинское сало, сливочное масло, белый танец, новая блуза, школьные каникулы, луковица тюльпана, поломка машины, болотистая местность.

  • Прочитайте предложения со звуками [Л] и [Н].

Лайка лает на котёнка. Надя мылась мыло. В комнате светло и тепло. Мила видела слона. Клава надела на голову панаму. У Володи новый блокнот. Лада видела смешного клоуна. Белка, лось, волк и носорог – дикие животные. Наташа купила новое платье. Нонна включила лампу. Антон взял пилу и молоток.

  • Прочитайте стихотворение со звуками [Л] и [Н].

Болонка лайку удивила.

Надела платье, белый бант.

Сказала: «У меня талант.

Могу я лаять, петь, скакать,

Вальс и ламбаду танцевать

 

  • Повторите цепочки слогов.

                            ЛА – РА – ЛА – РА – ЛА – РА

                            ЛО – РО – ЛО – РО – ЛО – РО

                            ЛЫ – РЫ – ЛЫ – РЫ – ЛЫ – РЫ

                            РУ – ЛУ – РУ – ЛУ – РУ – ЛУ

ЛА – РА – РА                                                       РА– ЛА – ЛА

 РЫ – ЛЫ – РЫ                                                   ЛЫ – РЫ – ЛЫ

ЛО – РО – РО                                                      РО – ЛО – ЛО

РУ – ЛУ –РУ                                                        ЛУ – РУ – ЛУ

  • Замените звук [Л] на звук [Р].

ЛАК - РАК                                                ИГЛА - ИГРА

ЛАМА - РАМА                                         ГЛАЗА - ГРОЗА

ЛОЖЬ - РОЖЬ                                         КОЛОННА - КОРОНА

 ЛОЖКИ - РОЖКИ                                 КОЛОБОК - КАТЕРОК                      

 БОЛТ – БОРТ                                          ВЕЯЛ - ВЕЕР

  • Прочитайте словосочетания со звуками [Л] и [Р].

Проворная галка, горный орёл, рыжая белка, голодная рысь, глубокий овраг, фруктовый салат, яркий луч, красный флаг, тёплый шарф, полное ведро, махровый халат, младшая сестра, сладкий мармелад, белая простыня, коровье молоко, острая пила, полосатая зебра.

  • Прочитайте предложения со звуками [Л] и [Р].

Юра и Лара играют на гитарах. Руслан целый день работал на огороде. Павел надел тёплый свитер и шарф. Мама испекла сладкий пирог с яблоками. Лошадь оставила на снегу глубокие следы. Сестра водила в школу младшего брата. У Ромы букет из роз и фиалок. Алла нашла гнездо жаворонка. Барсук быстро юркнул в нору.

  • Прочитайте рассказ со звуками [Л] и [Р].

Бишка.

   «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!»

   Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не моё дело книги читать; я дом сторожу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу – будет с меня и этого».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный речевой материал для формирования диалогической речи слабослышащих учащихся II отделения начальных классов школы II вида во внеурочное время.

Примерный речевой материал рассчитан для слабослышащих учащихся II отеделения 1-4 классов. Работа направлена на формирование диалогической речи и представляет собой разработанные диалоги, мспользуемые...

Доклад по теме: Формирование речевой коммуникации на уроках у учащихся начальной школы VIII вида посредством мотивации.

В своем докладе я раскрыла проблему нарушения речи у учащихся с нарушением интелекта.И что одним из главных решений этой проблемы является мотивация. Для  повышения речевой мотивации необходимо д...

Звук Р. Способы постановки, речевой материал для автоматизации звука в речи.

Представляю вашему вниманию материал для постановки звука "Р", специальные артикуляционные упражнения, речевой материал для автоматизации данного звука в речи....

Речевой материал по организации деятельности учащихся на общеобразовательных уроках, занятиях по РСВ и произношению

Практический материал для использования в работе с учащимися с нарушениями слуха....

Речевой материал по автоматизации сонорных звуков

Речевой материал для логопедических занятий...

Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс.

Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс....

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида

Введение в программу "Русский язык" раздела "Речевая практика" (1 - 4 классы) обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, ч...