Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мир деятельности"
рабочая программа (1 класс) по теме

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_deyatelnosti_1-4_klassy.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Учусь учиться» составлена  в соответствии с:

  • Основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009    № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы ГБОУ СОШ № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга.
  • Программой курса "Мир деятельности". (Автор Л.Г.Петерсон)

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

Данная программа направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся.

Цель данного курса: теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.

Основные задачи курса:

1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Особенности организации учебного процесса.

Программа курса «Учусь учиться»  состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-

методических линий:

I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте (личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция.

III. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.

IV Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Учебный план курса предполагает выделение на изучение данного курса 1 час в неделю.

Требования к личностным, метапредметным и

предметным результатам освоения курса.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу первого года обучения:

Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать основные правила общения, уметь их применять.

Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.

Знать правила выполнения домашней работы, уметь их применять.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по

результатам выполнения «пробного» действия.

Уметь формулировать причины затруднений как свои конкретные

проблемы (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя

из содержания выявленных проблем.

Уметь на этапе построения нового способа действий использовать

изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез.

Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

Знать алгоритм исправления ошибок (1 класс), уметь его применять.

Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.

Знать правила работы в паре и в группе (1 класс), уметь их применять.

Знать правила поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (1 класс), приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу второго года обучения

Уметь различать знания и умения.

Знать 10 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины своего затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки собственной учебной деятельности под руководством учителя.

Знать структуру коррекционной деятельности и уметь ее осуществлять и приобрести опыт самооценки под руководством учителя.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять место затруднения (то есть место отклонения от правильного способа).

Уметь выявлять причину собственных затруднений в выполнении учебных действий.

Уметь формулировать цель предстоящих коррекционных действий, исходя из содержания выявленных проблем.

Знать алгоритм исправления ошибок (2 класс), уметь его применять.

Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения.

Знать правила взаимодействия с учителем, уметь их применять.

Знать простейшие культурные правила управления своими эмоциями, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать основные стили общения, приобрести опыт их осознанного выбора.

Знать простейшие культурные правила не конфликтного поведения, приобрести опыт их применения.

Знать основные приемы совершенствования внимания, памяти, речи, приобрести опыт их применения.

Знать алгоритмы анализа, сравнения, обобщения, уметь их применять.

Уметь по результатам наблюдений обнаруживать и выражать в речи свойства объектов, происходящие с ними изменения, сравнивать объекты, выявлять признаки сходства и отличия (ответ на вопросы «Чем похожи?»,

«Чем не похожи?»), выделять общие признаки и объединять предметы в группы по общему признаку.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (2 класс), сформировать отношение к умению учиться как личностной ценности, основе личного успеха в созидании истинных материальных и духовных ценностей.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу третьего года обучения

Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении нового знания их осознанно осуществлять и приобрести опыт их самооценки.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.

Знать алгоритм выявления места затруднения, уметь его применять.

Знать алгоритм выявления причины затруднения, уметь его применять.

Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.

Знать виды моделей, уметь использовать их для фиксирования нового знания.

Уметь точно выполнять исполнительские учебные действия по эталону.

Знать алгоритм самостоятельного формирования умений, уметь его применять.

Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.

Знать простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе, уметь их применять.

Знать уточненные правила работы в группе, уметь их применять.

Знать правила построения диалога и полиалога, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций, приобрести опыт их применения.

Знать основные приемы развития мыслительных операций, приобрести опыт их применения.

Знать алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять по результатам наблюдений.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму класса (3 класс).

Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика (3 класс).

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу четвертого года обучения

Знать 15 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении нового знания их осознанно осуществлять и выполнять самооценку.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осуществлять и выполнять самооценку.

Уметь делать осознанный выбор к учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.

Уметь в простейших случаях различать задачи и проблемы, приобрести опыт выявления тупиковых ситуаций.

Знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, приобрести опыт построения и реализации краткосрочных, среднесрочных и длительных по срокам (1 год) практико-ориентированных проектов.

Приобрести опыт выбора средств и способа реализации плана проекта.

Знать алгоритм самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем, как Ученика, и на этой основе − приобрести первичный опыт построения программы самоизменения.

Знать основные правила командой работы, приобрести опыт работы в команде.

Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.

Знать основные правила выхода из конфликтной ситуации, приобрести опыт их применения.

Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.

Знать основные правила вхождения в новый коллектив.

Знать основные правила конспектирования, уметь в простейших случаях сделать конспект текста.

Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.

Знать основные виды моделей, приобрести опыт в простейших случаях их построения и применения для решения задач.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (4 класс).

Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика 4 класса.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Учитель может применять собственные критерии оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:

1) Оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены.

2) Основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.

3) Не следует ставить отметки по результатам тестов и анкет, отражающих качества личности учащихся. Развитие познавательных процессов и потребностной сферы следует отмечать качественно.

Можно предложить, например, следующую систему оценивания:

«отлично» − наблюдаются значительные позитивные сдвиги ученика относительно собственных предыдущих результатов;

«хорошо» − наблюдаются определенные положительные изменения;

«зачет» − программа курса выполнена;

качественные оценки:

«Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!» и т.д.

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в ходе проведения занятий.

Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (135ч)

1 год обучения (33ч)

Организационно-рефлексивная линия (15 часов)

Что значит учиться? (2 основных шага учебной деятельности.) Цели и результат учебной деятельности. Функции учителя и ученика на уроке. Адаптированная структура первого шага учебной деятельности − «Что я не знаю?»: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения. Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии. Адаптированная структура второго шага учебной деятельности − «Сам найду способ!»: цель; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самопроверка, исправление ошибок. Цель учебной деятельности. От “не знаю” к “знаю. От “знаю” к “умею”. Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу. Что значит учиться (адаптированная структура учебной деятельности: 10 шагов).

Коммуникативная линия (6 часов)

Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек). Правила поведения на уроке. Правила работы в паре. Правила работы в группе. Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе. Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.

Познавательная линия (3 часа)

Как исправить свою ошибку. Правила выполнения домашней работы.

Ценностная линия (9 часов)

Ценности нашей жизни. Истинные и ложные ценности. Духовные и материальные ценности. Жизнь и здоровье. Семья. Родина. Природа и Земля. Знание. Ценностная диаграмма.

2 год обучения (34ч)

Организационно-рефлексивная линия (12 часов)

Знаю и умею Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (10 шагов). Уточнение роли учителя как помощника и как руководителя на каждом шаге учебной деятельности. Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Образец и эталон. Самопроверка по образцу и эталону. Урок-помощник: общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок. Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений. Воспроизведение своих реальных учебных действий при решении учебных задач. Определение места затруднения (то есть места отклонения от правильного способа). Выявление причины своих затруднений в выполнении исполнительских учебных действий. Цель коррекционных действий. Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения учебных

действий. Как самому исправить свою ошибку.

Коммуникативная линия (7 часов)

Стили общения. Правила общения с учителем. Роль мимики и жестов в процессе общения. Как в общении справиться со своими эмоциями, не вызывать негативных эмоций у других. Как не вступать в конфликт. Новая роль в структуре коммуникации: критик.

Познавательная линия (7 часов)

Как исправить свою ошибку: уточненный алгоритм исправления ошибок. Внимание, память, речь. Как научиться быть внимательным. Как улучшить свою память. Как усовершенствовать свою речь. Наблюдение как метод познания. Анализ, сравнение, устное описание объекта наблюдения и происходящих с ним изменений. Выделение существенных общих признаков, обобщение.

Ценностная линия (8 часов)

Уточнение ценностной диаграммы класса: физкультура и спорт; труд; созидание; личность; культура. Духовные ценности как общемировые. Умение учиться как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей.

3 год обучения (34ч)

Организационно-рефлексивная линия (12 часов)

Уточнение структуры учебной деятельности (12 шагов). Алгоритм выявления места затруднения. Алгоритм выявления причины затруднения. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности. Определение сроков реализации построенного плана. Цель и способы фиксирования нового знания. Алгоритм самостоятельного формирования умений. Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.

Коммуникативная линия (9 часов)

Мои интересы и потребности. Для чего мы общаемся. Правила общения со сверстниками в школе. Как справиться со своим плохим настроением и не испортить настроение другим. Что такое «диалог». Что такое «полилог». Как работать в группе. Уточнение ролей автора, понимающего и критика, формирование соответствующих умений. Новая роль в структуре коммуникации: организатор.

Познавательная линия (6 часов)

Как развивать свое мышление. Анализ и синтез. Сравнение и обобщение. Классификация. Аналогия.

Исследование как метод познания.

Ценностная линия (7часов)

Диаграмма качеств Ученика: вера в себя; воля; трудолюбие; решительность. Уточнение ценностной диаграммы класса: чтение; дружба.

4 год обучения (34ч)

Организационно-рефлексивная линия (14 часов)

Уточнение структуры учебной деятельности (15 шагов). Мотивация и самоопределение в учебной деятельности. Что дает личностное самоопределение. Задача, проблема, тупиковая ситуация. Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ. Виды целей: ближние, средние, дальние (стратегические). Выбор средств реализации плана. Выбор способа реализации плана. Проекты и их реализация в жизни и в учении. Соотнесение результатов с целью. Ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?». Алгоритм самооценки учебной деятельности.

Коммуникативная линия (7 часов)

Мои сильные стороны как Ученика. Над чем мне еще надо работать. Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива. Команда. Спор и дискуссия. Польза чужого мнения. Как правильно вести дискуссию. Как выйти из конфликтной ситуации. Новая роль в структуре коммуникации: арбитр. Как войти в новый коллектив.

Познавательная линия (6 часов)

Работа с текстами. Конспектирование. Поиск и представление информации. Модели-помощники. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы. Моделирование как метод познания.

Ценностная линия (7 часов)

Уточнение диаграммы качеств Ученика: ответственность; честность; целеустремленность; уважение к другим; стремление внести максимальный личный вклад в командную работу. Уточнение ценностной диаграммы класса: сотрудничество; творчество; толерантность.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения – 33ч

№ п/п

Наименование разделов, учебных модулей и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Организационно-рефлексивная линия

7

8

15

2.

Коммуникативная линия

2

4

6

3.

Познавательная линия

1

2

3

4.

Ценностная линия

4

5

9

Итого:

14

19

33

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения – 34ч

№ п/п

Наименование разделов, учебных модулей и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Организационно-рефлексивная линия

4

8

12

2.

Коммуникативная линия

2

5

7

3.

Познавательная линия

3

4

7

4.

Ценностная линия

3

5

8

Итого:

12

22

34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год обучения – 34ч

№ п/п

Наименование разделов, учебных модулей и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Организационно-рефлексивная линия

4

8

12

2.

Коммуникативная линия

4

5

9

3.

Познавательная линия

3

3

6

4.

Ценностная линия

3

4

7

Итого:

14

20

34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 год обучения – 34ч

№ п/п

Наименование разделов, учебных модулей и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Организационно-рефлексивная линия

7

7

14

2.

Коммуникативная линия

2

5

7

3.

Познавательная линия

3

3

6

4.

Ценностная линия

3

4

7

Итого:

15

19

34

Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

Автор: Петерсон Л.Г.

Год издания: 2013

«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1., 2, 3 классы

 Наглядно-методический комплект

Методическое пособие для учителя.

СД диск

Программа курса «Мир деятельности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

Основные идеи курса: В увлекательной игровой форме освоить мультимедийные возможности интегрированной творческой среды на базе языка Лого, необходимые для работы в курсах Математики (Учимся считать), ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , ПЕРВЫЕ ШАГИ"

Цель программы –Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности"

Надпредметный курс "Мир деятельности" на 4 года...