Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности"
рабочая программа (2 класс) на тему

Дарбинян Шогик Шаликоевна

Надпредметный курс "Мир деятельности" на 4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_mir_deyatelnosti_1.doc307 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                             ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО- ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                       СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2092 ИМ. И. Н. КОЖЕДУБА

     

                                             ПРОГРАММА

надпредметного курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

по формированию универсальных учебных действий

у учащихся 1−4 классов

общеобразовательной начальной школы

Научный руководитель - Л.Г. Петерсон

д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2002 год. 

Руководитель проекта – М.А. Кубышева

к.п.н., доцент кафедры естественно-математического образования АПК и ППРО, зам. директора по научно-методической работе Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО.

1. Пояснительная записка 
2. Учебное содержание курса «Мир деятельности» для 1−4 классов начальной школы

3. Примерное тематическое планирование курса «Мир деятельности»

1. Пояснительная записка

1. 1. Цели, задачи и структура курса

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию[1].

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»[2].

Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни»[3].

Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

 Формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие.

Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС в образовательной системе «Школа 2000...» приобретает целостность и завершенность.

Для системного прохождения учащимися 1-го этапа формирования УУД авторский коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» построил новый педагогический инструмент – технологию деятельностного метода обучения (ТДМ)[4].

Благодаря этому учитель имеет возможность на уроках по разным учебным предметам независимо от предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках по математике и окружающему миру, русскому языку и чтению учащиеся приобретают первичный опыт исследования ситуаций и постановки проблем, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки и др.

Следующий, 2-й этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Мир деятельности». Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др.

Знания о способах выполнения УУД, полученные учащимися на уроках по курсу «Мир деятельности», они уже сознательно применяют, отрабатывают и корректируют на уроках по разным учебным предметам, проводимых по технологии деятельностного метода. Этим обеспечивается системное прохождение учащимися 3-го этапа формирования УУД.

И, наконец, завершающий, 4-й этап – контроль системы метапредметных знаний и связанных с ними умений, – учащиеся проходят частично в рамках курса «Мир деятельности» (контроль метапредметных знаний), а частично – на предметных уроках (контроль метапредметных умений).

         Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.

I.        Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II.        Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.

III.        Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.  

IV.        Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.

Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и

слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и       познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет как минимум затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе.

Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.

Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

1. 2. Организация образовательного процесса

В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.  

Технология проведения уроков каждого типа в курсе «Мир деятельности», как и для предметных уроков, реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации[5]. Так, технология деятельностного метода (ТДМ) для уроков открытия нового знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.

С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка мышления учащихся к новому шагу в учебной деятельности, самостоятельное выполнение ими пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения. 

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

3) фиксирование учащимися своих индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) уточнить, какую конкретную задачу решали, то есть место затруднения;

2) выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – назвать те знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа в целом.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель, используя подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе с помощью специально подобранных дидактических материалов осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение новых знаний.

8. Включение в систему знаний.

На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.

9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Естественно, что описанные этапы урока в ТДМ в их полноте реализуются не сразу, а постепенно, в соответствии с возрастными особенностями развития детей. Так, например, в 1 классе на этапе проектирования учащиеся приобретают лишь первичный опыт самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности. В дальнейшем на уроках курса «Мир деятельности» они осваивают алгоритм целеполагания, и у них вырабатывается умение ставить цель в соответствии со всеми 4 выделенными этапами формирования УУД. Точно так же учитель организует систему работы по формированию умений строить план, выбирать способ и средства достижения результата, определять сроки и т.д. Таким образом, постепенно и поэтапно у учащихся формируются проектные умения в их целостности.

Структура ТДМ графически может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности. Эта схема представляет собой опорный сигнал, который в адаптированном виде описывает структуру учебной деятельности, построенную на базе общей методологической версии теории деятельности[6].

Технология деятельностного метода «Школа 2000…» (ТДМ)

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, модифицируется в зависимости от типа урока (урок рефлексии, построения системы знаний, обучающего контроля)[7].

Использование ТДМ в учебном процессе создает условия для выполнения учащимися на каждом уроке всего комплекса УУД, определенных ФГОС. Так, например, в ходе каждого урока, независимо от его предметного содержания:

  • на этапе 2 дети отрабатывают умение фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности;
  • на этапах 3−4 они определяют цели и задачи собственной учебной деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают и проверяют гипотезы, выделяют и анализируют существенные признаки явлений действительности, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют и обобщают, осваивают навыки общения и коммуникации, принятия решений, работы с информацией и др.;

  • на этапе 5 учащиеся взаимодействуют между собой в достижении поставленных общих целей, формулируют собственную позицию, осваивают навыки решения проблем;
  • на этапе 6 проводят самоконтроль, а на этапе 9 − самооценку достигнутых результатов;
  • на всех этапах они осваивают структуру учебной деятельности в ее целостности, учатся ориентироваться в мире нравственных и этических ценностей[8].

Опыт выполнения универсальных учебных действий, полученный учащимися на предметных уроках в ТДМ, дети обобщают в ходе уроков по курсу «Мир деятельности» и на этой основе строят общие способы выполнения УУД. Затем они их закрепляют и отрабатывают на уроках по разным учебным предметам − математике и русскому языку, окружающему миру и чтению, что обеспечивает системность и надежность формирования умения учиться.

Важно и то, что работа по курсу «Мир деятельности» становится школой саморазвития и для учителя, помогает ему осознать сущность метапредметных результатов ФГОС и методы их достижения.

Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи ведущих российских педагогов

и психологов о принципах организации развивающего обучения: В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности) и др.

Таким образом, новая дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения[9].

1. 3. Место курса в учебном плане

На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.

Возможны различные варианты включения данного курса в учебный план школы:

  • в первой половине дня за счет школьного компонента;
  • во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, если соответствующие занятия посещает весь класс (например, в школах полного дня).

Использование курса целесообразно при условии, что учитель осуществляет переход к ФГОС по образовательной системе «Школа 2000...» (Открытый УМК «Школа 2000...», УМК «Перспектива»)[10].

1. 4. Диагностическая база

В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:

1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;

2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.

Разработанный мониторинг включает в себя разные аспекты проявлений универсальных умений ребенка.

Прежде всего, как отмечалось выше, надежное формирование любых умений невозможно без наличия у детей соответствующих знаний. Так, умение детей решать квадратные уравнения не может быть устойчивым, если они не знают формул его корней. Поэтому, естественным образом, в систему мониторинга метапредметных умений мы включаем контроль знания детьми способов выполнения универсальных учебных действий.

Однако знание само по себе не гарантирует того, что ребенок сможет его применить. Поэтому детям предлагаются специально разработанные практические работы, где они должны проявить умение выполнять изученные УУД.

Вместе с тем, правильное выполнение одного практического задания может иметь случайный характер. Оценка будет более точной, если она коррелирует с систематическими наблюдениями учителя и родителей за соответствующими универсальными умениями детей. Поэтому в комплексный мониторинг включены и эти показатели.

Какие бы метапредметные знания и умения ни продемонстрировал ребенок в школе, они забудутся, исчезнут, если не будут подкрепляться поведением значимых для него взрослых – учителя, родителей. Данное явление неустойчивости полученных учащимися знаний иногда называют эффектом «наполненного и вылитого ведра». Например, многие ученики уже через 2–3 месяца после окончания школы не могут воспроизвести изученные знания по математике, физике, химии и другим предметам, хотя еще совсем недавно они успешно их применяли при сдаче ЕГЭ.

Устойчивость личностных качеств, ценностных установок и метапредметных умений школьников значительно больше влияет на жизненный успех и развитие общества в целом, чем простые знания детей по предметам. Поэтому в систему комплексного мониторинга результатов обучения включены показатели уровня владения учителем ТДМ (насколько системно ученик тренирует свои деятельностные умения на предметных уроках), а также сами установки и принципы взаимодействия с ребенком как учителя, так и родителей (насколько полученные детьми метапредметные знания и умения подкрепляются жизненной практикой).

При формировании у учащихся метапредметных умений и личностных качеств большое значение имеет также психологическое состояние детей. Поэтому разработанную систему диагностики мы рекомендуем проводить в корреляции с результатами психологических исследований по системе, разработанной в Центре СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО[11].

В соответствии с этим, в курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:

  1. тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
  2. выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
  3. наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;
  4. наблюдение родителей (анкета для родителей) – диагностика сформированности надпредметных умений;
  5. анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;
  6. анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;
  7. психологическое исследование[12].

Таким образом, характеристики разработанной педагогической диагностики учащихся (п. 1–4), которые имеют определяющее значение для конечного результата, опосредованно коррелируются с итогами анкетирования педагога (п. 5), родителей (п. 6), психологическими характеристиками ребенка (п. 7).

При проведении данной диагностики сопоставляются около 35 показателей. В результате удается получить максимально объективную картину уровня сформированности у учащихся УУД, выявить наиболее благоприятные или, наоборот, проблемные факторы, влияющие на их формирование, установить способы преодоления

выявленных затруднений или дальнейшего развития успешных результатов.

Все материалы для проведения комплексной диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному курсу «Мир деятельности» и доступны для каждого учителя. Обработка результатов диагностики происходит в автоматическом режиме. Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендаций по планированию дальнейшей работы, связанной с формированием УУД у учащихся, как индивидуально для каждого ученика, так и для класса в целом.

Номенклатура диагностируемых УУД определялась на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) с позиций преемственности с Федеральными государственными требованиями к дошкольному образованию (ФГТ). В качестве критериальной основы данной системы диагностики была принята система понятий общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), реализованная в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»), а на дошкольной ступени – в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий».

Разработанный инструментарий оценки учитывал планируемые результаты, заявленные в примерной программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования для образовательных учреждений, использующих образовательную систему «Школа 2000…»[13], а именно планируемые результаты блока «Выпускник научится». При разработке тестов и практических заданий для оценивания уровня сформированности метапредметных знаний и умений учащихся учитывался опыт педагогической и психологической оценки, описанный на момент разработки диагностики[14].

В перспективе, по итогам широкомасштабной апробации данной системы диагностики, планируется не только провести работу по ее коррекции и усовершенствованию, но и собрать базу данных по каждой возрастной группе с целью создания электронной версии. Электронный вариант мониторинга не только многократно упрощает обработку результатов, но и позволяет сопоставлять полученные результаты каждого ребенка и всего класса с показателями возрастной группы и на этой основе отслеживать динамику их изменения.

Разработанная диагностика предназначена, прежде всего, для учащихся начальной школы, которые изучают курс «Мир деятельности» и учатся по образовательной системе «Школа 2000…». Вместе с тем надпредметный характер предложенной диагностики позволяет использовать ее для всех учащихся начальной школы, а также для выявления эффективности существующих подходов к формированию УУД.

1. 5. Оценивание работы учащихся

Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.

  1. Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
  2. Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
  3. Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.  
  4. Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.

Мы рекомендуем по курсу «Мир деятельности» использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще».

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года как в ходе проведения обычных уроков, так и в рамках курса «Мир деятельности», а итоговый − на уроках по курсу «Мир деятельности». Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.

Например, ученик в индивидуальной беседе со взрослым может сам зафиксировать свои достижения и проблемы (то, над чем ему еще надо поработать), предложить свой вариант итоговой оценки, сравнить свой вариант с вариантом, обоснованным учителем, и, если потребуется, сам скорректировать свой выбор. Вера ребенка в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений – ключевые метапредметные умения, определенные ФГОС.

Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными (то есть не было аналогов двоек). Например, можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!! и т.д.

Планирование надпредметного курса «Мир деятельности», 1 класс

1 ч в неделю, всего 32 часа

№ п/п

Тема, цель

I четверть (8 часов)

1

Тема: «Учиться… А что это значит?»

2

Тема: «Учитель и ученик»

3

Тема: «Я ученик. Правила поведения на уроке»

4

Тема: «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности»        

5

Тема: «Учимся дружно. Работа в парах»

6

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

7–8

Резерв (2 урока)

II четверть (7 часов)

9

Тема: «Как научиться быть внимательным»

10

Тема: «Затруднение – мой помощник в учении»

11

Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье»

12

Тема: «Учимся дружно. Работа в группах»

13

Тема: «Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности»

14

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

15

Резерв  (1 урок)

III четверть (10 часов)

16

Урок диагностики № 1

17

Тема: «Как выяснить, что я не знаю»

18

Тема: «Зачем ученику домашнее задание»

19

Тема: «Семья – мой помощник в учении»

20

Тема: «Пробное учебное действие»

21

Тема: «Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать»

22

Тема: «Причина затруднения»

23

Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться»

24

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

25

Резерв  (1 урок)

IV четверть (7 часов)

26

Тема: «Как проверить свою работу»

27

Тема: «Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности»

28

Урок диагностики № 2

29

Тема: «Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности»

30

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» (Творческая гостиная для детей и родителей)

31–32

Резерв  (2 урока)

                                                    2 класс

1 ч в неделю, всего 34 часа

№ п/п

Тема, цель

I четверть (9 часов)

1

Тема: «Ценности нашей жизни. Знание»

2

Урок диагностики № 1

3

Тема: «Домашнее задание делаю сам»

4

Тема: «Проверяю свою работу. Подробный образец»        

5

Тема: «Как исправить свою ошибку»

6

Тема: «Настроение – мой помощник в учебе»

7

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

8−9

Резерв (2 урока)

II четверть (8 часов)

10

Тема: «Учусь называть свое затруднение»

11

Тема: «Как построить новое знание?» (Структура II этапа УД )

12

Тема: « Я – автор, я – понимающий»

13

Тема: «Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий»

14

Тема: «Учимся дружно. Слушаю и слышу»

15

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

16−17

Резерв  (2 урока)

III четверть (10 часов)

18

Тема: «Ставлю цель»

19

Тема: «Ключи к новым знаниям»

20

Тема: «Результат открытия нового знания. Эталон»

21

Тема: «Личностные качества: целеустремленность в учебной деятельности»

22

Тема: «Я знаю. Я умею»

23

Тема: «Как выяснить, что я не умею»

24

Тема: «Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов»

25

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

26−27

Резерв  (2 урока)

IV четверть (7 часов)

28

Тема: «Личностные качества: самостоятельность в учебной деятельности»

29

Урок диагностики №2

30

Тема: «Учусь анализировать»

31

Тема: «Мы разные – и в этом наша сила» (Гостиная для родителей)

32

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

33–34

Резерв  (2 урока)

3 класс

1 ч в неделю, всего 34 часа

№ п/п

Тема, цель

I четверть (9 часов)

1

Тема: «Личностные качества: вера в себя»

2

Тема: «Учусь запоминать»

3

Урок диагностики знаний № 1

4

Тема: «Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения»

5

Тема: «План»

6

Тема: «Учусь составлять план»

7

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

8−9

Резерв (2 урока)

II четверть (8 часов)

10

Тема: «Учусь сравнивать»

11

Тема: «Учусь обобщать»

12

Тема: «Учусь моделировать»

13

Тема: «Учусь наблюдать»

14

Тема: «Секреты успешного выступления»

15

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

16−17

Резерв  (2 урока)

III четверть (10 часов)

18

Тема: «Учимся дружно. Я − критик»

19

Тема: «Учимся дружно. Что такое диалог»

20

Тема: «Урок открытия. Учусь применять новое знание»

21

Тема: «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе»

22

Тема: «Как научиться применять новое знание без ошибок»

23

Тема: «Как самому оценить свою работу»

24

Тема: «Чувства – мои помощники в учебе»

25

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

26−27

Резерв  (2 урока)

IV четверть (7 часов)

28

Тема: «Ценности нашей жизни. Дружба»

29

Урок диагностики знаний №2

30−31

Урок диагностики умений

32

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

33–34

Резерв  (2 урока)

4 класс

1 ч в неделю, всего 34 часа

№ п/п

Тема, цель

I четверть (9 часов)

1

Тема: «Ценности нашей жизни. Саморазвитие»

2

Тема: «Я ученик: «Хочу. Знаю, как надо. Могу»

3

Урок диагностики знаний № 1

4

Тема: «Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности»

5

Тема: «Алгоритм самопроверки и исправления ошибок»

6

Тема: «Проекты и их реализация в учебной деятельности»

7

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

8−9

Резерв (2 урока)

II четверть (8 часов)

10

Тема: «Учусь работать с информацией»

11

Тема «Учусь работать с текстом»

12

Тема: «Действую по аналогии»

13

Тема: «Учусь классифицировать»

14

Тема: «Новое знание – часть целого мира»

15

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

16−17

Резерв  (2 урока)

III четверть (10 часов)

18

Тема: «Учимся дружно. Дискуссия»

19

Тема: «Учимся дружно.  Организатор»

20

Тема: «Учимся дружно. Как научиться договариваться»

21

Тема: «Учимся дружно.  Арбитр»

22

Тема: «Учимся дружно. Сотрудничество»

23

Тема: «Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим»

24

Тема: «Подведение итогов – важный шаг учебной деятельности»

25

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

26−27

Резерв  (2 урока)

IV четверть (7 часов)

28

Урок диагностики  знаний №2

29–30

Урок диагностики умений

31

Тема: «Мои сильные стороны как ученика»

32

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

33–34

Резерв  (2 урока)


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

[2] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». // Вестник образования, № 4, 2010.

[3] Дистервег А. Руководство для немецких учителей. – М.: Издательство К.И. Тихомирова, 1913. – С. 94.

[5] Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). – М.: «Агро-Вестник», АМБ-агро, 2000.

[6] Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.

[7] Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. − М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.

[8] Более подробный анализ УУД, выполняемых учащимися на каждом этапе, приведен в методическом пособии: «Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения “Школа 2000...”» / Под ред. Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.

[9] Более подробно с дидактической системой деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000...») можно познакомиться в учебно-методических пособиях, представленных в разделе «Дополнительная литература».

[10] Приложение 1. Нормативная база реализации образовательной системы «Школа 2000...».

[11] Гусева Е.А. Система мониторинга психического развития учащихся и психологического состояния педагогов / В сб.: «Школа 2000…». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Приложение к выпуску № 5. –  М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.

Материалы для психологов экспериментальных площадок Центра СДП «Школа 2000...» АПК и ППРО: Методическое пособие /Под ред. Е.А. Гусевой. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2011.

[12] Психологическое исследование проводится в соответствии с возможностью школы и обрабатывается непосредственно школьным психологом.

[13] Примерная основная образовательная программа для образовательных учреждений, использующих образовательную систему Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»), здесь: http://www.sch2000.ru/documents_letters/ 

[14] Системы типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий: комплексные работы для определения метапредметных результатов образования у учеников 1 и 2 классов (Титаренко Н.Н., Ашмарина В.Н., Пинженина С.В.); диагностика способностей в русле мыследеятельностной педагогики (Глазунова О.И., Иванова Е.Ю.), психологические исследования развития познавательной деятельности (Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст/ Семаго Н.Я. Семаго М.М.: Айрис-пресс, 2005) и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...

Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс

Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс по ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности

Пояснительная записка к рабочей программе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...