Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Ичитовкина Татьяна Владимировна

Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rosinka.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/Иванова М.А../

Протокол № 1

от «26»  августа 2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 34 с

углубленным изучением художественно-эстетических предметов»

____________/Пастухова Т.В./

«28 » августа  2012 г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов»

  _________/Бортникова  Н.Ф./

 Приказ № ___  от

 «___» августа 2012г.

Рабочая программа                                                         внеурочной деятельности                                                     кружка «Росинка»

Ичитовкиной Татьяны Владимировны,

учителя начальных классов ,высшей квалификационной категории.

(первый год обучения)

                                                                                       Рассмотрено на заседании

                                                                                       педагогического совета

                                                                                       протокол № ___ от

                                                                                       «___» августа   2012 г.

                                                     

2012-2013 уч.год

Пояснительная записка.

             Рабочая программа внеурочной деятельности кружка  «Росинка» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе программы внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу», (Методическое пособие для учителя, Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.)

            В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

           Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия:                                                                                                                                                       1.)Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011.57 с.

2.) Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образова-тельный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011. 36 с.

3.) Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образова-тельный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.

4.) Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011.36 с.                                                                                                                                                5)Программа внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу», Методическое пособие для учителя, Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.

           Целью непрерывного школьного экологического образования и воспитания определяется  развитие личностных достижений учащихся начальных классов в осуществлении экологического действия оказания помощи объектам природы; формирование у учащихся экологической культуры, базирующейся на научном  знании, экологическом мировоззрении.  

           Задачи:

1.Оценить отношение школьников к природе родного края;

2.Развивать социальные и экологические знания школьников: формировать позитивные отношения школьников к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности, к природе родного края;

3.Создать систему содействия решению локальных и региональных экологических проблем путём включения в экологическую деятельность подрастающего поколения.

           Учитывая специфику экологического образовательного  и воспитательного (учебно-воспитательного) процесса в начальной школе как влияния, прежде всего, на духовную сферу личности, ценностно-деятельный компонент её структуры, в качестве интегративного  критерия экологической воспитанности младшего школьника выступает нравственно-экологическая позиция, представляющая собой совокупность экологически значимых ценностно-нормативных установок, эмоциональных, поведенческих реакций и характера взаимодействия ребёнка с окружающем миром.

В течение нескольких десятилетий в сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигалось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления в рамках неформатированного образования учащихся.

          В дальнейшем экологическое образование определялось многими исследователями как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социо-природной среды.

          В настоящее время главной ценностью экологического образования как составной части естественнонаучного становится развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья.

В этих условиях возникает проблема выбора той или иной стратегии совершенствования эколого-образовательной деятельности. В этой ситуации, как никогда, нужны в образовательной практике не только адаптированные к школьной практике экологические технологии и методики, но и требуется создание новых, более адекватных, соответствующих реальному состоянию экологических проблем.

         В развивающейся системе непрерывного экологического образования  всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего,  с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребёнка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а так же активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.

          Отправной точкой в этом процессе должна явиться цель экологического образования применительно к данной возрастной категории детей. Конкретизацию общей цели на начальном этапе обучения можно выразить следующими целевыми установками:

- воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;

- становление и развитие у детей целостного мировосприятия;

- активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях  между природой и обществом;

- формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.

           В реализации этих целевых установок первостепенную роль играет экологизирован-ное содержание учебного и дополнительного (внеклассного) образования.

          В учебном плане МОУ «СОШ №34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» в разделе внеурочной деятельности на курс программы «Росинка» отведено 4 года обучения. Внеурочные занятия проводятся по 1 часу в неделю и разделены на 4 блока. Данная рабочая программа рассчитана на один  год.

Планируемые результаты:                                                                                                                                              личностные: проявление интереса  к знаниям в осуществлении экологического действия оказания помощи объектам природы;                                                                                             регулятивные: умение выполнять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;                                                                                                                   коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, умение работать в группе, формирование своего мнения, задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности;                                                                   познавательные: проводить сравнения, строить логические рассуждения;                                         Основными  методами  являются систематические наблюдения,  беседы, рассказы, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологиче ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания,в проведении общешкольной  «Недели в защиту животных», помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, являющейся местом проведения занятий с детьми.                                                                                                                                              Материально-техническое обеспечение:                                                                                                                   -выбор оптимальных условий и площадок для  проведения различных мероприятий;                         -материально-техническое оснащение  для творчества младших школьников и оформления детских работ;                                                                                                                                                    -наличие канцелярских принадлежностей;                                                                                                  -аудиоматериалы и видеотехника, телевизор;                                                                                -копьютер, мультимедийная установка;                                                                                                                                              В итоге занятий по данному курсу учащиеся научатся:                                                                                                                                              -выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;                                                                                            - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;                                                                             -ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);-доказывать уникальность и красоту каждого природногообъекта;                                                                                                              -заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;- предвидеть последствия деятельности людей в природе
(конкретные примеры);                                                                                                                                                    -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);                                                                                                                                                                                 -наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;                                                                                             -оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;                                                                                                                                                                                          -ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;                                                                           -оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения
их экологической допустимости;                                                                                                                                                 -проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;                                                                                                                                                                                -выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования,  изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.

Тематическое планирование курса

1 год – Блок «Растём вместе». (34 часа)

Дата

Тема занятий

Содержание

Планируемые результаты

по плану

по факту

1

Что нас окружает. Природа живая и неживая.

Разнообразие природы. Природа живая и неживая. Включённость в мир природы.

Различать живую и неживую природу.

06.09

2012г

          1час

2

Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 1 ч.

Взаимодействие с природным объек-том. Ощущение  своей включённости в мир природы.

Иметь позитивное отношение к цен-ностям нашего общества.

13.09

2012г

        1час

3

Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 2 ч.

Взаимодействие с природным объек-том. Ощущение  своей включённости в мир природы.

Понимание школьником социальной реальности и повседневной жизни.

20.09

2012г

1час

4

Путешествие в Экоград.

Что такое Экоград? Расширение опыта восприятия приро-ды. Беседа.

Приобретение экологических знаний. Уметь строить свои выс-казывания, убеждать сверстников.

27.09

2012г

1час

5

Жизнь камней.

Связь человека с неживой природой. Что может расска-зать камень.

Приобретение экологических знаний. Позитивное отношение к камням.

04.10

2012г

1час

6

Знакомство с объектами живой и неживой природы.

Природа в моей жиз-ни. Значение приро-ды. Особенность жи-вых существ. Наблюдение, иссле-дование .

Приобретение экологических знаний. Проявление интереса к природе.

11.10

2012г

1час

7

Знакомство с объектами живой и неживой природы.

Природа в моей жизни. Значение природы. Особен-ность живых су-ществ. Наблюдение, исследование .

Приобретение экологических знаний. Уметь выполнять учебную задачу.

18.10

2012г

1час

8

Знакомство с объектами живой и неживой природы.

Природа в моей жиз-ни. Значение приро-ды. Особенность живых существ. На-блюдение, исследо-вание .

Приобретение экологических знаний. Уметь выполнять наблюдения и коррек-тировать.

25.10

2012г

1час

9

Формируем представление о значении объектов живой и неживой природы.

Друзья из природ-ного окружения. Рассказ о друге.

Приобретение экологических знаний

08.11

2012г

1час

10

Игра – спектакль «Кто самый важный?».

Превращение кукол в живые объекты природы. Кто же самый важный?

Уметь сопереживать, сочувствовать живым существам.Уметь работать в группах

15.11

2012г

1час

11

В природе всё взаимосвязано.

Явления природы. Презентация.

Приобретение экологических знаний.

22.11

2012г

1час

12

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с доктором Айболитом.

Друзья из природ-ного окружения. Рассказ о друге.

Умение высказывать личное мнение.

29.11

2012г

1час

13

Опыт «Растём вместе».

Растения в природе и жизни человека. Творческое задание.

Научиться работать с экологическим пособием

06.12

2012г

1час

14

Работа в уголке природы.

Опыт «Растём вместе» Уход за растением. Творческое задание: рисунки.

Приобретение опыта в ходе практических действий.

13.12

2012г

1час

15

Общение с «Зелёным другом».

Разговор с растением по секрету. Роль рас-тений в жизни чело-века. Уход за ним.

Получать опыт работы с растениями, уметь высказывать своё мнение.

20.12

2012г

1час

16

Запоминаем правила ухода за комнатными растениями. Общение с Дюймовочкой.

Правила ухода за растениями. Растение- источник красоты.

Получать опыт работы с растениями, уметь выс-казывать своё мнение.

27.12

2012г

1час

17

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с котом Матроскиным.

Работа в экологи-ческом дневнике. Беседа.

Приобретение экологичеких знаний

17.01

2013г

1час

18

Игра – сказка «Фрукты – овощи».

Отгадывание зага-док. Фрукты  и овощи–источник труда.Ролевая игра.

Развивать логическое мышление, уметь разгадывать загадки.

24.01

2013г

1час

19

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у Старичка Лесовичка.

Поведение в лесу. Рисуем лес.Беседа.

Уметь выполнять эскиз на заданную те-му, анализируя заданную проблему.

31.01

2013г

1час

20

Сказка Леса.

Работа с экологичес-ким дневником. Ролевая игра.

Получать опыт работы с растениями, уметь высказывать своё мнение.

07.02

2013г

1час

21

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у жителей Цветочного города.

Природные «фабрики и заводы» Растения – источники жизни..Практич. работа.

Получать опыт работы с растениями, уметь высказывать своё мнение.

14.02

2013г

1час

22

Защитите растения!

Тайна о том, как устроена наша планета Земля, Солнце и другие звёзды Вселен-ной,  презента-ция.

Уметь видеть красоту растений, получить новые знания о природе.

21.02

2013г

1час

23

Игра «Картина мира».

Растения – ис-точник знаний. Что они значат для тебя.

Знать правила и нормы поведения в при-роде.

28.02

2013г

1час

24

Диагностика осознанности ребёнком отношения к людям (сказочным героям), положительно или равнодушно относящимся к растениям.

Тест.  Можно ли убрать на планете все растения и что произойдёт с нами.

Уметь анализировать свои действия, по-ложительное и негативное отношении к природе.

07.03

2013г

1час

25

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека.  Экскурсия.

Роль растений на планете. Связь между расте-ниями.

Уметь видеть красоту рас-тений, получить новые знания о при-роде.

14.03

2013г

1час

26

Пишем письмо Зелёному Другу.

Творческое задание.Пишем письмо растению, которое выбрали ребята.

Творчески подходить к выполнению поставленных задач.

21.03

2013г

1час

27

Экологическая игра «Жизнь камней»

Позитивное от-ношение к живым объектам.-Что может рассказать камень.-Игра.

Приобретение экологических знаний

04.04

2013г

1час

28

Опыт «Растём вместе».

Растения в природе и жизни человека. Уход за ними. Практич. занятие.

Получать опыт работы с растениями, уметь высказывать своё мнение.

11.04

2013г

1час

29,

30

Экосказка «Теремок»

Ролевая игра. Выбор сказочных героев. Игра- инсценировка  экологической сказки.

Знать правила и нормы поведения в природе.

18.04,

25.04

2013г

2часа

31

Экологическая игра «Человечек из природного материала»

Изготовление поделки из при-родного материала. Выставка.

Уметь работать с природным материа-лом

16.05

2013г

1час

32,

33,

34

Работа в уголке природы.

Практическая  работа.

Приобретение опыта в ходе практических действий.

23.05

30.05

2013г

3часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности

Пояснительная записка к рабочей программе...

Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс

Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Россчитана на 34 часа (1час в неделю)...

Рабочая программа организации внеурочной деятельночти 1-4 класс "Поиграй-ка"

рабочая программа внеурочной деятельности "Поиграй-ка"...

Рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность 3 класс

РП по предмету "Изобразительная деятельность" 3 класс...

Рабочая программа для внеурочного занятия во 2 классе

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе резуль...