Организация словарной работы на уроках развития речи
статья по теме

Алексеева Татьяна Леонтьевна

 

Словарная работа в школе предполагает усвоение значения слова, его лексических, грамматических, фонетических и орфографических признаков, стилистически правильного и активного использования слов и фразеологических оборотов устной и письменной речи.Особенно велико значение словарной работы в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация словарной работы на уроках развития речи

Словарная работа в школе предполагает усвоение значения слова, его лексических, грамматических, фонетических и орфографических признаков, стилистически правильного и активного использования слов и фразеологических оборотов устной и письменной речи.

Особенно велико значение словарной работы в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Из общепринятой характеристики словаря учащихся с нарушением интеллекта известно, что он беден, однообразен, неточен, невыразителен. В словаре преобладают общеобиходные конкретные слова. Большая часть слов, даже относящихся к общеупотребительной лексике, находится в пассивном словаре (Гнездилов М.Ф., 1986, Петрова В.Г., 1977).

Задачи словарной работы.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей, программа по русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида определяет основные задачи словарной работы.

1. Обогащение словаря учащихся.

Систематическое ознакомление учащихся с новыми словами и устойчивыми словосочетаниями. Эта работа проводится в связи с наблюдениями окружающей действительности, расширением круга реальных представлений учащихся о природе и обществе, на уроках чтения, географии, естествознания, математики, истории, труда и рисования, а так же на всех внеклассных и внешкольных мероприятиях.

2. Закрепление и уточнение значения слов.

Учащиеся с нарушением интеллекта нуждаются в неоднократном повторении нового слова для его запоминания. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном уроке, употреблялось бы учащимися в новой ситуации, на других уроках.

3. Активизация словаря.

Происходит увеличение количества активно используемых слов, смысл которых хорошо и точно понимается учащимися (Гнездилов М.Ф., 1986).

Данные задачи реализуются на всех уроках русского языка, но в зависимости от специфики предмета (чтение, грамматика и правописание, развитие речи) и от этапа урока та или иная задача может становиться ведущей, выступать на первый план.

Так, на уроках чтения в процессе знакомства с новым произведением центральным звеном в работе над словом становится решение двух первых задач. На каждом этапе урока чтения осуществляется разбор значений слов или уточнения их смысла исходя из контекста. При этом часть слов объясняет учитель, значение других школьники осуществляют по сноскам в учебнике, основная группа лексем усваивается и уточняется детьми в работе с текстом. Дальнейшее изучение прочитанного литературного материала послужит средством активизации словаря.

На уроках грамматики и правописания, центральной задачей становится уточнение словаря. Эти уроки нацелены на уточнение фонетического состава слова, на усвоение его орфографии, на отработку умений сочетать его с другими словами, на практике пользоваться законом взаимодействия значения слова и грамматической формы.

Обогащение словаря на уроках грамматики и правописания в основном идет за счет усвоения специальной терминологии: признаки звуков, названия частей речи, членов предложения.

На уроках развития устной речи все задачи, как правило, реализуются комплексно, в единстве. Школьники, знакомясь с предметами и явлениями окружающего мира, усваивают или уточняют значения слов, учится активно использовать эти слова при ответах на вопросы, составлении описаний предмета или явления, рассказов о них. Очень важно, чтобы повторение нового слова в течении урока было многократным. Требуется не механическое воспроизведение слова, а активное употребление его в ходе выполнения различных заданий. Запоминание лексемы идет интенсивнее, если она эмоционально значима для ученика или ее презентация и закрепление осуществляются в интересных для детей ситуациях (Аксёнова А.К., 2002).

Требования к проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

При организации словарной работы на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе 8 вида необходимо соблюдать требования к ее проведению.

  1. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Здесь так же, как в усвоении любого вербального материала, необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчлененности подачи материала. Исследования В.А. Сумароковой показали, что для учащихся младших классов среднее оптимальное число слов в пределах одного этапа -2-3.
  2. Необходимо стремится к контекстному объяснению новых слов. По данным психологов, процесс точного запоминания слов заметно эффективнее, если они объединены в тематические группы или включены в предложение.
  3. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух; далее при активном участии учащихся разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств; затем слово еще раз прочитывается учениками, включается в предложение и записывается, если это происходит на уроке грамматики или в некоторых случаях на уроках развития устной речи.
  4. Объяснение значения слова – это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.
  5. При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем и разбирается на уроке с учетом того, что дети узнали на экскурсии, из передачи по телевидению, на других уроках. Любые приемы, которые уводят детей от примитивных стандартных фраз, являются значимыми для уроков русского языка.
  6. Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка. Нельзя усвоить новое слово, не употребляя при этом его разные грамматические формы, не отрабатывая правильность произношения. Без комплексной работы над всеми сторонами языка, без постоянного применения изученного грамматического материала по отношению к конкретным словам новая информация ложится в памяти детей мертвым грузом или же быстро забывается (Аксёнова А.К., 2002, Гнездилов М.Ф., 1986).

Этапы усвоения новых слов учащимися с нарушением интеллекта.

Для правильной организации словарной работы необходимо ясно представлять не только задачи и соблюдать требования, но и представлять основные источники обогащения словаря учащихся, а также этапы усвоения новых слов.

Словарь учащихся определяется в первую очередь программой специальной (коррекционной) школы 8 вида, учебниками по различным предметам, книгами для чтения, внеклассными и внешкольными мероприятиями, системой их проведения, самостоятельным чтением, общением с окружающими, радио и телепередачи (Гнездилов М.Ф., 1986).

Новые слова усваиваются учащимися постепенно. Сначала ученик понимает слово только в определенном контексте, слово не наполнено еще конкретным содержанием. На этом этапе у учащихся еще нет ясного представления о предмете или явлении, обозначаемым этим словом. В связи или чтением школьник схватывает общий смысл и догадывается о значении слова.

Затем ученик правильно понимает слово и в тексте, и отдельно. Может даже объяснить его значение с помощью картинки или других наглядных средств, но активно это слово не использует, оно пока находится в пассивном словарном запасе. Наконец, наступает момент, когда ученик правильно употребляет новое слово в своей речи, включая его в состав связного высказывания в различных грамматических формах. На этом этапе ученик может знать не одно, а два, три значения слова. Он может образовывать и подбирать однокоренные слова с помощью приставок и суффиксов, объяснять с помощью учителя значения новых слов. На этом этапе ученик учится употреблять некоторые слова в переносном смысле ("доброе дело", "спустя рукава").

В школе не всегда учитываются этапы усвоения новых слов. Некоторые учителя торопятся перейти к таким приемам работы над словом, которые не доступны учащимся.

Плохо, неправильно организованная словарная работа приводит к вербализму, к бессмысленному оперированию словами, предметного значения которых учащиеся с нарушением интеллекта не знают. Например, учителя-словестники специальных (коррекционных) школ 8 вида, желая активизировать речь учащихся, наполнить ее образной, поэтической лексикой рекомендуют учащимся употреблять в своих письменных сочинениях слова и обороты речи, заимствованные у писателей и поэтов. Необходимые слова и цитаты учитель выписывает на доске. Анализируя такие сочинения, выявилось, что только треть учащихся оказывается в состоянии вставить в свой текст цитаты, да и то это бывает весьма неудачно исполнено (Лалаева Р.И., 1988).

Задача не в том, чтобы научить учащихся употреблять красивые слова и обороты речи, взятые из стихотворений, а в том, чтобы они могли использовать простые и точные слова для ясного выражения своих мыслей и чувств.

Словарная работа должна пронизывать все виды занятий. Почти на любом уроке возникает задача довести до сознания учащихся значение того или иного слова.

Объясняемое слово обязательно должно включаться в различные контексты, только в этом случае можно надеяться, что оно войдет в речь учащихся. Еще лучше, если будут созданы на уроке соответствующие речевые ситуации, при которых без данного слова ученик не сможет правильно выразить мысль, сформулировать ответ и т.д. (Гнездилов М.Ф., 1986).

Немаловажную роль играет привлечение внимания учащихся к тексту с целью выделения и выяснения непонятных слов. На уроках чаще должны практиковаться задания: "Найдите в тексте непонятные слова", "Выпишите непонятные слова".

Но, давая подобные задания в специальной (коррекционной) школе 8 вида, надо помнить, что учащиеся не всегда могут увидеть эти слова и их выделить. Поэтому, готовясь к уроку, учитель намечает слова, нуждающиеся в объяснении (Лалаева Р.И., 1988).

Способы объяснения новых слов.

Существует несколько способов объяснения нового слова:

  1. Показ натурального предмета в классе или его наблюдение во время экскурсии, прогулки.
  2. Показ макета, чучела, муляжа с объяснением его свойств, особенностей, назначения.
  3. Рассматривание картинки или рисунка предмета (берлога, ракета).
  4. Объяснение слов путем подбора синонимом, антонимов (чужая - своя, герой-трус).
  5. Объяснение значения слов путем их анализа, подбора родственных слов, упражнений в словообразовании.
  6. Логическое определение предмета или явления.
  7. Краткое устное описание предмета или явления.
  8. Анализ примеров и фактов из жизни с целью расширения запаса слов, отражающих отвлеченные и обобщенные понятия (совесть, дружба, преданность).

При подготовке к уроку учитель вместе с его содержанием должен продумать, какие слова потребуют объяснения для обеспечения правильного восприятия материала, какие слова и обороты речи учащиеся будут осмысливать при чтении ими текста и какие слова должны войти в активный словарный запас учащихся с нарушением интеллекта. В последнюю группу слов включаются слова, термины, обозначающие свойства и признаки изучаемых предметов или явлений, а также слова, важные для нравственного, эстетического, политического и трудового воспитания (Аксёнова А.К., 2002).

Так называемая словарная лексика- это слова, которые школьники вносят в словарики, так как они представляют особую трудность в правописании. Работа с этими словами имеет целью обогащение и расширение активного словаря учащихся с нарушением интеллекта и запоминание их правильного написания.

Работа начинается с того, что учитель показывает таблицу с чётко написанным словом. Слово читается в слух, идёт объяснение его лексического значения, обращается внимание на особенности орфографии, затем оно записывается в словарик. Учащиеся упражняются в его написании.

Первый раз слово читает учитель, чётко проговаривая все слоги. Школьники проговаривают его хором, затем по просьбе учителя некоторые повторяют его ещё раз.

Лексическое значение слова учитель объясняет, опираясь на жизненный опыт учеников. Например, объясняя слово "инструменты", он спрашивает учащихся, где они могли видеть инструменты, какие инструменты знают, какие инструменты есть дома, какими инструментами работают на уроках труда. С этим словом дети составляют словосочетания и предложения.

Прежде чем записать слово в словарик ученики находят ударный слог; произносят слово, выделяя, ударный гласный; подчёркивают безударные гласные; делят слово на слоги для переноса; с помощью учителя выделяют согласные или их сочетания, если они представляют трудность в правописании, и опять чётко проговаривают слово по слогам.

Только после такого разбора ученики записывают новое слово в словарик. Словарик представляют собой самодельный небольшого формата блокнот с алфавитом на боковых клапанах. Записывая слово, учащиеся ставят ударение и подчёркивают те орфограммы, которые надо запомнить. Затем дети записывают предложение, которое они ранее придумали с этим словом (Гнездилов М.Ф., 1986).

Виды работ по обогащению и активизации словарного запаса.

В работе по обогащению, развитию или активизации словаря на первое место выдвигаются уроки чтения, развития речи, труда, естествознания, географии, истории, предметные уроки. А также, такие виды работ как, беседы по картинкам на основе проведённых экскурсий, наблюдений, практических работ; рассказы на заданную тему, по аналогии; игры; драматизации; инсценировки; разучивание стихотворений, басен, сказок. Эффективными являются логические упражнения на подбор антонимов и синонимов, на употребление одного и того же слова в разных значениях, прямом и переносном смысле (Гнездилов М.Ф., 1986).

Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет соблюдение принципа связи преподавания русского языка со всеми учебными предметами, когда на всех уроках учащиеся упражняются в правильном построении предложений, связных высказываний, когда все учителя заботятся о правильном использовании слов, их произношении, особенно тех, в которых могут быть допущены ошибки.

Обогащение словаря учащихся с нарушением интеллекта должно быть неразрывно связано с его активизацией, то есть с использованием ими в своей речи вновь усвоенных слов. Чтобы помочь им в этом, необходимо прибегнуть к специальным приёмам. Так, проводя собеседование по различным вопросам или опрос учащихся, надо формулировать вопросы, чтобы ответы на них включали в себя определённые слова и обороты речи, которые предполагается активизировать в речи учащихся (Аксёнова А.К., 2002).

Одним из видов работ расчитаных на активизацию словарного запаса учащихся специальной (коррекционной) школы, является распространение схематично изложенных текстов, преимущественно типа описаний.

Руководствуясь вопросами, данными в тексте, учащиеся вводят в него соответствующие прилагательные и наречия.

На уроках грамматики, когда учащимся предлагается самим подобрать примеры, характеризующие ту или иную языковую категорию, надо добиваться, чтобы словарный запас использовался, возможно, шире, и не ограничивался только рамками узко бытового словаря (Гнездилов М.Ф., 1986).

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы о речевом развитии ребёнка с интеллектуальными нарушениями показал, что речь его бедна, ограниченна, невыразительна, в ней не осмысливается понятийная функция слова, страдают грамматическая, фонетическая, синтаксическая и др. её стороны.

Общее речевое развитие занимает важное место в обучении и воспитании школьников с нарушением интеллекта и в значительной мере зависит от объёма словарного запаса и умения владеть им в различных ситуациях. В связи с этим формирование и расширение активного словарного запаса является одной из главных задач специальных (коррекционных) школ 8 вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных у...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Организация словарной работы на уроках русского языка в начальном звене в условиях малокомплектной школы

В данном документе описаны приёмы работы учителя на уроках русского языка в начальной школе при знакомстве с новыми словарными словами. Цель: - Представление различных приемов организации словарн...

Методическая разработка по теме"Организация словарной работы на уроках русского языка в начальных классах"

Рекомендации для учителей нач.классов  на этапе работы со словами с непроверяемыми написаниями...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию словарной работы на уроках русского языка.

О том, что запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями требует от учителя кропотливой работы, известно всем. Эти так называемые словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы. О...