Психология детей младшего школьного возраста.
презентация к уроку (1 класс) на тему
Учебная деятельность - ведущая деятельность детей младшего школьного возраста. Память - процессы, виды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
память П р о ц е с с ы Запоминание Сохранение Воспроизведе-ние и узнавание Забывание
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени. Забывание – процесс противоположный сохранению. Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же – в отсутствие объекта.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Оперативная - память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Произвольная память - процесс запоминания или воспроизведения, который требует волевых усилий .
Наиболее подробно вопросы памяти человека представлены в трудах ученых прошлого и современности: А. Бине , Г. Эббингауз , К. Бюлер , Т . Рибо , З. Фрейд, П. Жане, Л.С . Выготский, П.И.Зинченко , А.А.Смирнов и т.д.
Немецкий ученый Г. Эббингауз руководствовался ассоциативной теорией памяти ; А. Бине и К. Бюлер разработали смысловую теорию памяти ; в России Л.С. Выготским была разработана культурно-историческая теория происхождения высших психических функций человека; свой значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов , которые детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.
Учебная деятельность – как ведущая деятельность младшего школьного возраста В младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени.
Ведущая Деятельность (ВД) Подготовка к следующему виду ВД Интеллектуальные новообразования Личностные новообразования Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника
Учебная деятельность носит обязательный, целенаправленный, общественнозначимый и систематический характер. В процессе учебной деятельности происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, внутренний план действия, самоконтроль).
В едущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Предмет деятельности учения — знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразование самого субъекта деятельности . Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения самого учащегося. Учебная деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития).
Структура учебной деятельности по Д. Б. Эльконину : Мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, п ридает учебной деятельности смысл; Учебная задача , т. е. система заданий , при выполнении которых ребенок о сваивает наиболее общие способы действия; Учебные действия, те , с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. в се те действия ,которые ученик делает на уроке ( специфические для каждого у чебного предмета и общие) ; Действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи; Действие оценки – те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей.
Центральная задача младшей школы — формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности. Полноценная учебная деятельность включает умения: — выделять и удерживать учебную задачу; — самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; — адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность; — владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; — использовать законы логического мышления; — владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими; — уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности; — иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по психологии для детей младшего школьного возраста "Сокровища сердца"
психологическая игра "Сокровища сердца"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-512802-1414917963.jpg)
Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"
Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-418035-1616069226.jpg)
Применение метода"Мандала" в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста
Материал посвещен применению Арт-терапевтического метода "Мандала" в работе психолога, для коррекции негативных эмоций....
Проект "Говорю, пишу, читаю правильно" для совместной работы учителя - логопеда, родителей, психолога и детей младшего школьного возраста.
Данный проект служит для коррекции и развития речи младших школьников при совместной работе учителя - логопеда, родителей, психолога, учащихся младших классов и помощи библиотекаря....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/05/picture-980005-1512469059.jpg)
Статья «Психология детей младшего школьного возраста»
Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанн...
"Рекомендации педагога – психолога по работе с учащимися, с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста"
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/12/picture-364411-1613143859.jpg)
Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста «В поисках сильного духа»
Конспект занятияКонспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста«В поисках сильного духа&r...