Психология детей младшего школьного возраста.
презентация к уроку (1 класс) на тему

Цой Елена Анатольевна

Учебная деятельность - ведущая деятельность детей младшего школьного возраста. Память - процессы, виды.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психология детей младшего школьного возраста. Память. Процессы памяти, виды. Ведущая деятельность младших школьников. Особенности, структура. Подготовили Цой Е. А., Чебуркаева А.

Слайд 2

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Слайд 3

память П р о ц е с с ы Запоминание Сохранение Воспроизведе-ние и узнавание Забывание

Слайд 4

Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени. Забывание – процесс противоположный сохранению. Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же – в отсутствие объекта.

Слайд 6

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Оперативная - память, рассчитанная на хранение ин­формации в течение определенного, заранее заданного срока. Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попав­шая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Слайд 7

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроиз­ведение разнообразных звуков. Двигательная память представляет собой запоминание и сохра­нение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точ­ностью многообразных сложных движений.

Слайд 8

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участ­вует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в чело­веческих отношениях. Непроизвольная память - запоминание и воспроизве­дение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Произволь­ная память - процесс запоминания или воспроизведения, который тре­бует волевых усилий .

Слайд 9

Наиболее подробно вопросы памяти человека представлены в трудах ученых прошлого и современности: А. Бине , Г. Эббингауз , К. Бюлер , Т . Рибо , З. Фрейд, П. Жане, Л.С . Выготский, П.И.Зинченко , А.А.Смирнов и т.д.

Слайд 10

Немецкий ученый Г. Эббингауз руководствовался ассоциативной теорией памяти ; А. Бине и К. Бюлер разработали смысловую теорию памяти ; в России Л.С. Выготским была разработана культурно-историческая теория происхождения высших психических функций человека; свой значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов , которые детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.

Слайд 11

Учебная деятельность – как ведущая деятельность младшего школьного возраста В младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени.

Слайд 12

Ведущая Деятельность (ВД) Подготовка к следующему виду ВД Интеллектуальные новообразования Личностные новообразования Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника

Слайд 13

Учебная деятельность носит обязательный, целенаправленный, общественнозначимый и систематический характер. В процессе учебной деятельности происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, внутренний план действия, самоконтроль).

Слайд 14

В едущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Предмет деятельности учения — знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразование самого субъекта деятельности . Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения самого учащегося. Учебная деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития).

Слайд 15

Структура учебной деятельности по Д. Б. Эльконину : Мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, п ридает учебной деятельности смысл; Учебная задача , т. е. система заданий , при выполнении которых ребенок о сваивает наиболее общие способы действия; Учебные действия, те , с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. в се те действия ,которые ученик делает на уроке ( специфические для каждого у чебного предмета и общие) ; Действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи; Действие оценки – те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей.

Слайд 16

Центральная задача младшей школы — формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности. Полноценная учебная деятельность включает умения: — выделять и удерживать учебную задачу; — самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; — адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность; — владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; — использовать законы логического мышления; — владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими; — уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности; — иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"

Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....

Применение метода"Мандала" в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста

Материал посвещен применению Арт-терапевтического метода "Мандала"  в работе психолога, для коррекции негативных эмоций....

Проект "Говорю, пишу, читаю правильно" для совместной работы учителя - логопеда, родителей, психолога и детей младшего школьного возраста.

Данный проект служит для коррекции и развития речи младших школьников при совместной работе учителя - логопеда, родителей, психолога, учащихся младших классов и помощи библиотекаря....

Статья «Психология детей младшего школьного возраста»

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанн...

"Рекомендации педагога – психолога по работе с учащимися, с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста"

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста «В поисках сильного духа»

Конспект занятияКонспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста«В поисках сильного духа&r...