Статья «Психология детей младшего школьного возраста»
статья (1 класс)

Волченкова Татьяна Евгеньевна

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребенка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_podgotovka_k_shkole.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья «Психология детей младшего школьного возраста»

Автор-составитель:

Волченкова Татьяна Евгеньевна, учитель

Санкт-Петербург 2021

Адаптация ребенка к школе

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребенка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.

Проблема адаптации ребенка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста. Возраст 6-7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у ребенка формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.

Явление школьной адаптации детей находится в центре внимания большого количества исследователей. Однако в литературе до сих пор остается недостаточно разработанным вопрос о механизмах преодоления препятствий к учебной деятельности и выработке действенных методов социально-педагогического сопровождения семьи младших школьников. 

Нормативное развитие познавательных и личностных процессов способствует тому, что школьник достаточно быстро адаптируется к новому для него виду деятельности - за 5–6 недель. То есть к середине первой четверти организм должен перестроиться без ущерба для физического и психического здоровья. За это время должны начать функционировать по-новому все системы. Происходит коррекция биологических часов, подчинение новому режиму, в который встраиваются самостоятельная работа, домашние задания. Изменяется энергетический баланс организма. Осуществляется переход от игровой и физической деятельности к умственной, усиливается кровоснабжение головного мозга. На психологическом уровне ребенок приспосабливается к новым взрослым и сверстникам. У него проявляется одна из самых важных черт – готовность к развитию.

Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях. Ребенок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учебе.

Этапы адаптации ребенка к школе

  • Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребенок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под нее. Обычно период занимает 2-3 недели.
  • Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
  • Устойчивое приспособление, когда ребенок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Как помочь ребенку физиологически адаптироваться к школе:

  • Выработать вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формировать его надо постепенно, заранее. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью
  • Обязательно прогулки не менее 2-3 часов в день
  • Оборудовать первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
  • Дать ребенку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности
  • Следить за правильным рационом ребенка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
  • Исключить компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.

Чтобы психологически ребенок адаптировался к школе необходимо:

  • Помогать ребенку формировать положительную самооценку
  • Создавать психологически благоприятную атмосферу в семье
  • Показать, что вы любите малыша
  • Принимать во внимание индивидуальные особенности ребенка
  • Чаще хвалить, причем за все его достижения
  • Учить налаживать взаимоотношения со сверстниками
  • Поддерживать контакт с учителем

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребенку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно.

Таким образом, возникающие в период начального обучения трудности связаны как с внешними, так и с внутренними факторами.

Литература

1.Алферов А.Д. Психология развития школьников –Ростов-на-Дону: Феникс.2010

2. Выготский Л.С. Лекции по психологии [Текст]/ Л.С. Выготский – СПБ: Союз, 2006

3. Кравцова Е.Е. психологические проблемы готовности детей к обучению в школе – 3-е изд. – СПБ. Речь, 2010

4. Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников// Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки» - 2012 - № 1

5. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению – 2-е изд. – Ярославль. Аверс Пресс, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Психология детей младшего школьного возраста.

Учебная деятельность - ведущая деятельность детей младшего школьного возраста. Память - процессы, виды....

Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"

Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....

Применение метода"Мандала" в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста

Материал посвещен применению Арт-терапевтического метода "Мандала"  в работе психолога, для коррекции негативных эмоций....

статья "Закаливание детей младшего школьного возраста"

Представлена методика закаливания детей младшего школьного возраста...

Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Советы и рекомендации о закаливании детей...