Статья «Психология детей младшего школьного возраста»
статья (1 класс)
Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребенка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга
Статья «Психология детей младшего школьного возраста»
Автор-составитель:
Волченкова Татьяна Евгеньевна, учитель
Санкт-Петербург 2021
Адаптация ребенка к школе
Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребенка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.
Проблема адаптации ребенка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста. Возраст 6-7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у ребенка формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.
Явление школьной адаптации детей находится в центре внимания большого количества исследователей. Однако в литературе до сих пор остается недостаточно разработанным вопрос о механизмах преодоления препятствий к учебной деятельности и выработке действенных методов социально-педагогического сопровождения семьи младших школьников.
Нормативное развитие познавательных и личностных процессов способствует тому, что школьник достаточно быстро адаптируется к новому для него виду деятельности - за 5–6 недель. То есть к середине первой четверти организм должен перестроиться без ущерба для физического и психического здоровья. За это время должны начать функционировать по-новому все системы. Происходит коррекция биологических часов, подчинение новому режиму, в который встраиваются самостоятельная работа, домашние задания. Изменяется энергетический баланс организма. Осуществляется переход от игровой и физической деятельности к умственной, усиливается кровоснабжение головного мозга. На психологическом уровне ребенок приспосабливается к новым взрослым и сверстникам. У него проявляется одна из самых важных черт – готовность к развитию.
Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях. Ребенок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учебе.
Этапы адаптации ребенка к школе
- Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребенок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под нее. Обычно период занимает 2-3 недели.
- Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
- Устойчивое приспособление, когда ребенок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.
Как помочь ребенку физиологически адаптироваться к школе:
- Выработать вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формировать его надо постепенно, заранее. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью
- Обязательно прогулки не менее 2-3 часов в день
- Оборудовать первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
- Дать ребенку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности
- Следить за правильным рационом ребенка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
- Исключить компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
Чтобы психологически ребенок адаптировался к школе необходимо:
- Помогать ребенку формировать положительную самооценку
- Создавать психологически благоприятную атмосферу в семье
- Показать, что вы любите малыша
- Принимать во внимание индивидуальные особенности ребенка
- Чаще хвалить, причем за все его достижения
- Учить налаживать взаимоотношения со сверстниками
- Поддерживать контакт с учителем
Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребенку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно.
Таким образом, возникающие в период начального обучения трудности связаны как с внешними, так и с внутренними факторами.
Литература
1.Алферов А.Д. Психология развития школьников –Ростов-на-Дону: Феникс.2010
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии [Текст]/ Л.С. Выготский – СПБ: Союз, 2006
3. Кравцова Е.Е. психологические проблемы готовности детей к обучению в школе – 3-е изд. – СПБ. Речь, 2010
4. Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников// Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки» - 2012 - № 1
5. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению – 2-е изд. – Ярославль. Аверс Пресс, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-426583-1435782111.jpg)
Психология детей младшего школьного возраста.
Учебная деятельность - ведущая деятельность детей младшего школьного возраста. Память - процессы, виды....
Занятие по психологии для детей младшего школьного возраста "Сокровища сердца"
психологическая игра "Сокровища сердца"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-512802-1414917963.jpg)
Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"
Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-418035-1616069226.jpg)
Применение метода"Мандала" в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста
Материал посвещен применению Арт-терапевтического метода "Мандала" в работе психолога, для коррекции негативных эмоций....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/13/picture-1206043-1578918866.jpg)
статья "Закаливание детей младшего школьного возраста"
Представлена методика закаливания детей младшего школьного возраста...
Проект "Говорю, пишу, читаю правильно" для совместной работы учителя - логопеда, родителей, психолога и детей младшего школьного возраста.
Данный проект служит для коррекции и развития речи младших школьников при совместной работе учителя - логопеда, родителей, психолога, учащихся младших классов и помощи библиотекаря....