Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по зож (4 класс)

Фахртдинов Рифкат Раисович

Советы и рекомендации о закаливании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_zakalivanii.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

   ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Каким бывает закаливание?

Способов закаливания детей младшего школьного возраста существует много, однако на слуху обычно самый популярный метод тренировки организма – водные процедуры с понижением температуры. По своему воздействию водное закаливание выстраивается в определённый порядок. Начинают процесс с влажного обтирания, затем переходят на обливание и душ, потом прибегают к ножным ваннам и купанию. Предлагаю пробежаться по всем водным видам.

  • Обтирание требует наличия мокрого полотенца. Начинают с протирания верхней части тела, включая шею, грудь, руки и спину, постепенно подключая живот, поясницу и ноги. Завершают процесс вытиранием тела на сухо до появления красноты. Для детей младшего школьного возраста время на обтирание составляет не более 5 минут.
  • Обливание предполагает холодное воздействие на организм посредством воды. Сначала включают воду, температура которой 32-35 градусов, планомерно снижая её до 20. Заканчивается процесс обливания тем же самым растиранием тела. Обливаться холодной водой можно не дольше двух минут.
  • Если вы с ребёнком благополучно освоили наиболее простые способы водного закаливания, чтобы с утра быть «бодрячком», рекомендуется вставать под холодный душ. Раздражающий эффект от душа приводит к более сильной реакции, только температура воды не должна быть ниже 20 градусов.
  • Ножные ванночки начинают с водой, температура которой около 33 градусов, понижая градус каждые три дня на единицу, доводя её до 15. В течение трёх минут ребёнок держит ноги в ёмкости с водой или просто в ванной, после чего их растирают полотенцем и надевают тёплые носки.
  • Купание – наиболее ощутимый способ закаливания, когда в холодной воде находятся не только ноги, но и всё тело. Главное условие – послепроцедурное сохранение тепла, для чего ребёнку после растирания одевают пижаму из тёплых материалов, например, фланелевую. Закаливание купанием лучше всего делать перед сном, чтобы из ванны бежать сразу в постель, избегая переохлаждения.

Среди других способов, про которые родители либо забывают, либо никак не ассоциируют с тренировкой организма, выделяют хождение босиком в летний период по свежей траве, а также посещение бани.

Конечно, можно и босыми ногами по снегу и в прорубь в крещенские праздники, но! Рекомендации врачей ясно говорят, что моржевание и обтирание снегом- не самые лучшие методы для закаливания детей. Не стоит экспериментировать и создавать слишком большой стресс для детского организма. Подождите, пока ребёнок вырастет и окрепнет.

Закаливание может происходить и просто при нахождении в помещении, без принятия дополнительных мер. Для этого достаточно лишь довести температуру воздуха в комнате до показателя не выше 20 градусов днём, снизив шкалу на ночное время на 2-4 деления. Нет необходимости кутать при этом ребёнка в тёплые вещи либо доставать ватное одеяло — смысл всех предпринятых мер пропадает напрочь.

Что нужно знать родителям о закаливании?

Решили закалять своего ребёнка? Тогда нужно помнить, что этот процесс не любит расхлябанности и скоростного марафона.

Обязательным элементом физического воспитания в семье, имеющим большое значение для укрепления здоровья и сопротивляемости детского организма к инфекциям является – закаливание. Сущность закаливания организма заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, развитии защитных реакций, снижающих чувствительность детского организма к вредному действию раздражителей внешней среды. При закаливании организма обычно используют природные факторы: солнце, воздух и вода. Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на организм, улучшают функциональное состояние всех систем жизнедеятельности  детского организма.

Закаливание организма – это система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно-рефлекторных реакций терморегуляции, с целью её совершенствования. При закаливании вырабатывают устойчивость организма к охлаждению и тем самым к так называемым простудным и некоторым другим заболеваниям. Если организм к охлаждению не тренирован, реакция на холод носит характер безусловного рефлекса; время теплопродукции затягивается, сосуды кожи не успевают достаточно быстро сократиться, происходит паралитическое расслабление сосудов, что ещё больше увеличивает теплоотдачу.

Особенность теплорегуляции. У детей раннего возраста еще недостаточно развиты механизмы, регулирующие работу теплорегулирующего аппарата. Недостаточность развития теплорегуляции объясняется следующими моментами: малым весом и относительно большой поверхностью кожных покровов,  вследствие чего имеется несоответствие между теплопродукцией и теплоотдачей. Ранний возраст отличает повышенная лабильность процессов, регулирующих обмен веществ, в особенности водный. Это сказывается в значительных колебаниях уровня различных веществ в крови, задержке и отдаче воды тканям, в легкости нарушения кислотно-щелочного равновесия, относительной недостаточности ферментативно-окислительных и других процессов, недоразвитием тепловых центров и периферического аппарат теплорегуляции, то есть кожи. Аппарат теплорегуляции совершенствуется быстро: к 6 месяцам – 1 году. Термостабильность сохраняется до 2-3 лет. У детей даже школьного возраста сохраняется наклонность к неустойчивости температуры тела, что обусловлено недостаточным развитием нейроэндокринного аппарата. Следовательно, закаливание детей имеет большое значение для совершенствования терморегуляционного аппарата. Важно влияние физических факторов на иммунобиологические свойства детского организма. Повышающаяся активность ретикуло-эндотелиальной системы способствует правильному обмену веществ. Закаливание сопровождается повышением гемоглобина и нормализацией других показателей крови. Организм ребенка быстро перегревается или быстро переохлаждается. Повышенная проницаемость всех физиологических барьеров ведет к тому, что даже на относительно слабые раздражения организм отвечает глубокими изменениями. При интенсивном увеличении размеров тела, быстром развитии всех систем и органов детям требуется энергетических затрат на единицу массы тела больше, чем взрослому. Неумеренное закаливание холодом тоже требует немалых затрат энергии, что может нанести ущерб развивающемуся организму. Детям достаточно мягких и безопасных процедур.

        Принципы закаливания.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы.

 1.Постепенность увеличения закаливающих процедур. Первоначальные закаливающие процедуры должны  по своей силе и по длительности вызывать минимальные изменения в организме. Только по мере привыкания к определённому виду раздражителя их можно постепенно усиливать.

Целесообразнее начинать закаливающие процедуры в летнее время, когда температура воздуха более высокая, чем в другие сезоны и колебания температуры бывают менее резкими.

2.Систематичность. Нельзя прерывать начатые закаливающие процедуры без серьёзных оснований, так как в этом случае исчезают те способности организма, которые были приобретены в процессе закаливания.

3. Последовательность. Первоначально рекомендуются воздушные ванны, затем, по мере привыкания, следует переход к водным процедурам и солнечным ваннам. К обливанию можно переходить после того, как дети привыкнут к обтиранию, а купание в водоёмах допускается я после привыкания к обливанию и т.д.

4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры лишь тогда дают нужные результаты, когда они сочетаются  с другими мероприятиями  в повседневной жизни ребёнка, направленными на укрепление здоровья (это прогулки, утренняя гимнастика, проветривание помещений, физкультурные занятия и т.д.) и если они проводятся комплексно. Так, например, воздушные ванны хорошо сочетаются с активными физическими упражнениями, а солнечные ванны можно соединить с водными процедурами и т.д.

5. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Этот принцип говорит о том, что прежде, чем начинать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребёнка, собрать данные от специалистов и родителей. Только после этого составляется характеристика ребёнка, дети делятся на 3 группы.

I группа – дети здоровые, ранее закаливаемые.

II группа – дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим процедурам или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья.

III группа – дети с хроническими заболеваниями или дети, вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительного заболевания.

Для каждой группы детей подбираются соответствующий комплекс закаливающих процедур.  По мере закаливания дети переходят из одной группы в другую.

6. Проведение закаливающих процедур при положительном настрое ребёнка. Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребёнок относится к этим процедурам. Важно, чтобы закаливающие процедуры вызывали положительные эмоции у детей.

Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью

исключает их. В сочетании с физическими упражнениями эффективность закаливающих процедур повышается. Выбор процедур зависит от состояния здоровья ребенка, географических и климатических условий места жительства, времени года. Наибольший эффект достигается при использовании разнообразных закаливающих процедур.

Литература:

 1.Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник     социально-оздоровительная технология 21 века.- М., 2003.-70с.

 2.Егоров Б.Б. Основные принципы оздоровительно- воспитательной работы в детском саду (по системе Ю.Ф. Змановского).- М.,2006.-267с.

 3.Аронова Е.Ю., Хашабова К.А. Здоровый образ жизни Режим закаливания. Игры и упражнения.-М.,2007.-53с.

 4.Макаров В.А. Физиология закаливания.-М.,2002.-187с.

 5.КорниенкоИ.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции.-М.,2000.-86с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Реферат " Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.".

данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес...

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ  ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДанная программа направлена на коррекцию школьных страхов у учащихся начальной школы.Цель программы: коррекци...

Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста

Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также - на внеурочную деятельность....

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...