обобщение опыта
опыты и эксперименты (2 класс) на тему

обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_2.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шеховцова Людмила Дмитриевна

Содержание

  1. Информация об опыте……………………………………………..3
  2. Технология опыта………………………………………………….6
  3. Результативность опыта…………………………………………..17
  4. Библиографический список………………………………………19
  5. Приложение к опыту………………………………………………20

Информация об опыте

Я, Шеховцова Людмила Дмитриевна, работаю учителем начальных классов двадцать лет. В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №33» - девять лет.

Наша школа расположена в северо-восточной части города Старый Оскол. Рядом с ней находятся два детских сада, комната школьника. Ученики посещают секции физкультурно–оздоровительного комплекса Оскольского электрометаллургического комбината, бассейн, Дворец спорта, центр детского и юношеского творчества №2, занимаются в кружках дворца культуры «Молодежный», в комнате школьника «Мечта».

Школа имеет оснащенный спортивный и актовый залы, стадион, спортивные площадки, библиотеку, кабинет технических средств обучения, мастерские, два современных компьютерных класса, учебные кабинеты. В школе есть хорошая видео – и аудио-аппаратура.

У обучающихся разноуровневая подготовка (низкая, средняя, высокая), поэтому в школе функционируют общеобразовательные классы, классы с расширенным, углубленным изучением отдельных предметов и ориентированные на вузы: Воронежский государственный технический университет, а также Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.

Режим работы обеспечивает занятость обучающихся по интересам на факультативных курсах, в кружках, секциях во вторую половину дня и вечером (до 21.00). Школьники имеют возможность заниматься гимнастикой, футболом, волейболом, хореографией, кик-боксингом, карате-до, легкой атлетикой, лаптой, шейпингом, учиться актерскому мастерству в театральном кружке.

Гуманистический характер образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитательной среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на развитие творческой личности. Воспитание есть управление процессом развития личности. На этой основе строится воспитательная работа в школе, осуществляемая в рамках целевой программы «Человек в Красоте, Доброте, Истине» в соответствии с технологией доктора педагогических наук Н.Е. Щурковой.

Основной целью образования в школе является развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Следовательно, для формирования интеллектуальной, творческой личности необходимо развивающее обучение, где ребенок является полноценным субъектом деятельности, где у учащихся формируются обобщенные интеллектуальные умения:

- анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы;

- видеть разные функции одного и того же объекта;

- устанавливать связи данного объекта с другими;

- видеть существенные признаки и отстаивать несущественные;

- сравнивать, классифицировать;

- обобщать наблюдаемые явления, переносить известные способы деятельности в другие  условия.

В соответствии с целью образования в школе и современным требованиям общества организую свою работу по теме: «Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста».

Актуальность моего опыта заключается в том, что в условиях современного преобразования всех строк жизни нашего общества целью школы является – воспитать ученика, способного превзойти своих учителей. Иначе говоря, школа не «формирует» ребенка, она развивает в нем творческие способности и потребности в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает в ребенке все то, что связано с личностным развитием. Для того, чтобы сформировать такую личность в процессе обучения, использование только традиционных подходов становится недостаточно. С каждым годом обучения интерес к изучаемым предметам заметно снижается. Как поддержать интерес, как решить возникшие противоречия:

- между снижением интереса детей к творческому поиску знаний и требованиями образовательного стандарта к обучению,

- между репродуктивным изучением предметов и необходимостью разнообразия приемов и методов преподавания,

- между необходимостью преподавания нескольких учебных предметов одним учителем и высокими современными требованиями к подготовке и проведению уроков в начальной школе.

Анализ противоречий помог сформулировать идею моего педагогического исследования: «Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся I ступени на основе образовательной системы «Школа 2100»».

Я выбрала для своей педагогической деятельности обучение по учебно-методическому комплексу «Школа 2100», осуществляя оптимальный отбор приемов, методов и средств обучения, которые помогают создать условия для реализации творческих возможностей учащихся и направлены на активизацию мышления детей, развития у них самостоятельности, интереса к знаниям.

Данная система образования реализует принцип минимакса: содержание образования предлагается учащимся по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта, т.е. у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он сможет. Принцип минимакса – это также максимум оценок – минимум отметок и «щадящая» система домашних заданий.

Работаю по новой концепции обучения с 2000 года.

Основной целью моей работы по данной теме является формирование личности каждого школьника, владеющей прочными знаниями, самостоятельную, способную на принятие решений и отвечающую за них; личность, привыкшую к творческому подходу к жизни, существованию в условиях выбора. Достижение запланированного результата обеспечит решение следующих задач:

1. Реализация принципов вариативного развивающего обучения по учебно–методическому комплексу «Школа 2100» в начальной школе.

2. Использование памяток, алгоритмов, разноуровневых упражнений и заданий развивающего характера на уроках математики.

3. Приобщение младших школьников к традициям и культуре своего народа.

Технология об опыте

1. Реализация принципов вариативного развивающего обучения по учебно–методическому комплексу «Школа 2100» в начальной школе.

Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения по учебно–методическому комплексу «Школа 2100» - создание на уроке условий перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; от совместной учебно–познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

На своих уроках достигаю этой цели следующими способами:

1. Создаю проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией), а признаком – эмоциональное переживание (удивление, затруднение). Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Данный этап завершается нахождением решения, то есть «открытием» нового. Например:

а) Урок русского языка. Тема: «Глагол как часть речи»

Учитель. Рассмотрите рисунок на стр. 231. Что делает Афанасий? Можно ли плыть, не совершая действия руками или ногами? А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный мертвый мир, где остановилась жизнь. Значит, нужны действия и слова, которые их называют, то есть глаголы.

Постановка проблемы.

- Как отличить глаголы от других частей речи?

- Откуда взялось слово глагол? (Ответы детей, их предложения)

- Как же изменяются глаголы?

В поиске решения этих проблем происходит наблюдение по учебнику и параллельно вписываются ключевые слова темы. Получается такая таблица:

Ключевые слова

Глаголы:

«Оживляют» картину, обозначают

- после упр.344

действия предметов;

многообразие глаголов;

- после упр. 345 (запись с

частота употребления в речи;

комментарием)

старославянское слово: «слово»;

«речь»;

важны при построении предложения, для передачи сообщения

- после упр. 346 (устно)

- Сможете ли вы теперь найти глаголы? Как будете действовать?

Первичное закрепление.

- Кто о себе мог так сказать?                         Сынишку соседки в коляске катаю.

Я страшное дело какой деловой:                 Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

В любые дела ухожу с головой,                 И на стадионе голы забиваю.

Задачи решаю, на скрипке играю,                                                 (Т. Рик)

Послушайте еще раз и выпишите все глаголы.

- Сколько глаголов? (6).

2. На уроках использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, ориентированные на пробуждение самостоятельной мысли и чувств ребенка: фронтальная работа, групповая,  индивидуальная, а также работа малыми группами и смешанных форм.

Фронтальную работу использую при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала. Например, вспомнить правило нахождения прямоугольника для привлечения этих знаний к изучению новой темы по математике Решения уравнений вида а∙х=в, а:х=в, х:а=в (в частности для составления и применения «Алгоритма» решения уравнений вида а∙х=в, а:х=в, х:а=в), или вспомнить понятие «основа слова», для привлечения этих знаний к изучению новой темы о сложных словах (по русскому языку).

Групповая работа может иметь следующую цель: выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы «Осознать – значит, в известной мере овладеть.»

Например, групповая работа с применением разноуровневых знаний. Таким образом, идет обучение и развитие как сильных, так и слабых учащихся.

По теме урока «Объем прямоугольного параллелепипеда» классу даю задание: «Комната имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Длина комнаты 5м, ширина 4м, а высота 3м. Найди ее объем?»

Первая группа получает задание:

«Рассмотри чертеж. Вспомни! Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда, надо площадь основания умножить на высоту. Вычисли объем».

Второй группе дается задание:

«Вычисли объем, опираясь на чертеж».

Третья группа выполняет задание самостоятельно.

А вот работа малыми группами с применением смешанных форм на уроке информатики помогают развитию алгоротимического мышления путем обдумывания последовательности выполняемых операций и развитию творческой и познавательной деятельности учащихся в процессе коллективной, групповой и самостоятельной работы.

По теме урока «Последовательность событий. Порядок действий» (урок информатики) детям предлагаю задание: «Знайка пригласил к нам в гости своего друга Незнайку. А Незнайка пришел к нам с заданием. Он просит помочь ему составить аппликации к сказке «Колобок» и установить правильный порядок событий в этой сказке».

Работа проводится в малых группах, где дети, используя данные детали составляют аппликации к сказке. Затем проводится коллективное составление сказки, используя аппликации: (ответы детей по группам + помощь учителя). Итог проделанной работы: составление «Алгоритма действия работы по сказке «Колобок».

Индивидуальную работу организую с учетом уровня обученности детей, их возможностей, интересов.

Например, на уроке русского языка в ходе закрепления изученной темы «Сложные предложения с союзами а, и, но и без союзов» прошу учащихся составить план – рассказ о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и в сложном предложении с союзами а, и, но. Учащиеся «слабого» и «среднего» групп при этом используют помощь учебника (упр.75, стр.49), где дается начало предложений, а им необходимо их закончить, используя полученные знания.

А дети «сильной» группы самостоятельно составляют «Алгоритм постановки запятой в сложном предложении с союзами а, и, но и без союзов». (Идет индивидуальная работа).

Выглядит он так:

Индивидуальные задания также по степени обязательности выполнения можно разделить на основные и дополнительные. Предлагая для выполнения то или иное задание, предусматриваю дополнительные к нему. Это могут быть задания направленные на формирование определенных умений.

Выполнение индивидуальных заданий позволяет реализовать такие свойства общеобразовательной системы «Школы 2100», как многогранность и вариантность, а также делать обучение максимально комфортным, предохраняющим от перегрузок, реализовать принцип «минимакса».

3. В ходе уроков использую дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него форму и вид учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика на уроке. При изучении тему «Правописание безударной гласной в корне» на одинаковом для всех учащихся дидактическом материале им предлагается отгадать загадки (составленные детьми на уроках чтения и дома) и найти проверочные слова в группе однокоренных слов.

  1. «Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает»

                (Сова)

/Совы, совята, совушка./

  1. «Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Любит хитрая …

                (Лисица)

/Лис, лисонька, лисенок, лисий (хвост)./

  1. «И малы мы, и удалы,

Сквозь землю проросли,

Свои шапочки нашли.

Друг пред другом красовались

В корзинку  к вам попались».

                (Грибы)

/Гриб, грибной (суп), грибница./

Упражнения дают пищу для ума, поэтому подбираю задания, которые от учащихся требуют размышления.

Задание. Г. Сапгир любил жонглировать словами, сочинять палиндромы (перевертыши, которые слева направо и справа налево читаются одинаково).

Составь палиндром: _______________ вари!

                        А вал как _____________.

Вот что получилось: Ира вари!

                        А вал как лава.

С этим заданием в основном справились ребята из «сильной» группы и часть ребят из «средней» группы.

А вот с заданием «Попробуй сочинить четверостишие о зиме, используя рифмы:

        Рождество                                колдовство                

        праздник                                проказник                

        справились все учащиеся.

Например:         

«Наступает Рождество:                 «Скоро будет Рождество,

        И приходит колдовство –                 И начнется колдовство.

        Наряжает Дед Мороз                         Домовой – проказник

        Елку, лес и даже нос!»                         Приедет к нам на праздник».

        (Проняева Женя)                                                 (Капустина Катя)

        Начиная с первого класса, учу детей составлять план работы при выполнении учебных заданий (в дальнейшем алгоритм действия). Это позволяет формировать у учащихся навык самостоятельной работы, проектирования собственной деятельности. Например, прочитав задание в учебнике-тетради, коллективно составляем план его выполнения. Сначала эта работа идет достаточно трудно, а затем у детей появляются определенные навыки, умения, и они самостоятельно составляют план-алгоритм действий при выполнении заданий.

Для осуществления полноценного учебного процесса мною создан разнообразный дидактический материал: раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы на уроках, разработаны разноуровневые задания, тесты, карточки для словарной работы.

Таким образом, урок, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувств ребенка, характер взаимоотношений между учителем и учащимся, может приобрести черты нестандартности, яркости, мобильности. Учащиеся получают прочные знания, которые творчески используют на практике. Наблюдения за качеством знаний по русскому языку дали такие результаты:

Учебный год

Класс

Качество знаний

2003-2004

78,3%

2004-2005

2005-2006

79%

2. Использование памяток, алгоритмов, разноуровневых упражнений и заданий развивающего характера на уроках математики.

Уроки математики я строю на основе дидактических принципов, разработанных в программе «Школа 2100».

В работе использую учебник-тетрадь «Математика» Л.Г. Петерсон (в 3 частях). Учебник-тетрадь «Математика» является компонентом единого комплекта обучения математики, в который входит «Тетрадь по математике для самостоятельных и контрольных работ для начальной школы. Л.Г. Петерсон, А.А. Невретдиновой, Г.Ю. Поникаровой». Курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне «Максимума»), а административный контроль его усвоения – на уровне стандарта (минимума).

Усвоение учащимися начальных классов нового учебного материала, как правило, опирается на систематизацию уже изученного, что осуществляется либо путем предварительного повторения (при выполнении домашней работы), либо в беседе на уроке, либо комплексно через опрос, беседу и самостоятельную работу. Чаще всего и с наибольшей результативностью учитель в ходе беседы со всеми учащимися повторяет необходимые теоретические сведения и способы действия, а затем организует кратковременную самостоятельную работу, в которой учитывает уровень подготовленности ученика.

Детям с преобладанием возбуждения над торможением, у которых процесс написания решения и ответа опережает обдумывание, анализ, необходимы упражнения с комментированием. Повторение правила должно подкрепляться практической работой с объяснением каждого действия, что и с какой целью следует сделать, что в начале, что затем.

Например, при изучении темы «Умножение двузначного числа на однозначное», в коллективной беседе повторяем состав числа, название компонентов при сложении и умножении, приемы умножения суммы на число. После этого предлагаю ученикам выполнить задание по учебнику. Объяснить умножение на однозначное число, используя рисунок и распределительное свойство умножения.

1)                        d

а

b

с

(а + b + с ) х d = a х d + b х d + c х d

2) 576 х 9 = (500 + 70 + 6) х 9 =

Затем выполняем умножение в столбик (задание № 3а учебника). После этого ученикам с уравновешенными процессами возбуждения и торможения предлагаю самостоятельно выполнить задание № 2 учебника (следующего урока) повышенной трудности, а ученикам первой и второй группы – индивидуально по учебнику продолжить задание № 3. При этом дети второй группы (с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения), еще раз повторив нужные определения и правила, самостоятельно работают над выполнением умножения. С остальными еще раз повторяем правило и приемы его использования при решении. Старюсь каждого ребенка привлечь к комментированию своих действий. С этой целью объясняю последовательно этапы действия до решения, а в процессе решения привлекаю к пояснению то одного, то другого ученика. Такая организация работы формирует произвольное внимание, а неоднократные повторения способствуют лучшему и прочному запоминанию учебного материала.

  1. При подготовке учащихся к усвоению нового материала провожу работу с памятками-алгоритмами, включая и правила, и образец работы с ним. Памятка-алгоритм может быть и на индивидуальной карточке и в виде плаката на доске.

Возможна и такая организация: после коллективной работы слабые ученики задают вопросы ребятам посильнее, последние помогают им вспомнить нужный для урока материал. Хорошо успевающие дети получают возможность актуализировать свои знания и умения.

Индивидуальные задания по степени обязательности можно разделить на основные и дополнительные. Планируя для выполнения задания, предусматриваю дополнительное к нему. Это могут быть задания, направленные на формирование определенных умений.

Так при изучении темы «Уравнения. Решение уравнений» детям приходится неоднократно объяснять соответствующие алгоритмы. Поэтому провожу подготовительные упражнения, располагая их по ходу рассуждения самого алгоритма.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЯ

  1. Найти части и целое.
  2. Определить, что неизвестно.
  3. Применить правило.
  4. Произвести вычисления.
  5. Сделать проверку.
  6. Стоп.

После чего предлагаю детям решить уравнения.

Дифференцированные задания предлагаю учащимся в такой последовательности:

                                ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

  1. Прочитай последовательность рассуждения оценки суммы         124 + 356
  2. Пользуясь схемой оценки суммы, найди границы, в которых заключены следующие суммы:

+

<    238 + 457    <

+

+

<    238 + 457    <

+

+

<    561 + 829    <

+

+

<    561 + 829    <

+

+

<  3123 + 5317  <

+

+

<  3123 + 5317  <

+

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

  1. Сделай самостоятельно оценку следующих сумм:

478 + 519                        7384 + 4608

632 + 947                        56626 + 72496

  1. Реши задачу № 6 (стр. 17) – для учащихся третьей группы и части второй.

В результате самостоятельной работы оценивания сумм дети приходят к выводу, что округлить числа можно и до тысячных, и до сотых, и до десятых. Но результат погрешности оценки суммы при округлении до десятых будет меньшим, чем при округлении до сотых  и до тысячных. К этому выводу приходят в основном только дети третьей группы (уравновешенные) и то не все.

Используя различные методические подходы к решению задач, при работе над задачами на движение использую таблицы-схемы с формулами нахождения скорости, времени, расстояния (они находятся на доске). Для составления плана решения задачи, предлагаю детям выбрать нужную таблицу-схему. При этом ребята объясняют свой выбор, опираясь на полученные ранее знания.

Например: «Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идет со скоростью 80 м/мин., а Боря – со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени мальчики встретятся?»

Рассуждение начинаем так: это задача на движение вдогонку. Значит, для решения используем таблицу-схему № 3. далее идет составление плана решения задачи. Третьей группе учащихся предлагаю составить план и решить задачу самостоятельно. По мере составления плана решения часть учащихся 2 группы тоже приступают к самостоятельному решению задачи. После составления плана решения оставшиеся учащиеся класса могут приступить к самостоятельному решению данной задачи.

Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащимися разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Этому также способствуют задания на смекалку, задания на развитие и совершенствование вычислительных навыков (как устных, так и письменных).

Некоторые дети испытывают потребность в умственной нагрузке. Каждое новое задание, более сложное, чем то, которое ребенку было предложено ранее, вызывает у него интерес. Он стремится преодолеть трудности, чтобы достичь цели – выполнить задание. Такое отношение к труду – свидетельство одаренности ребенка.

Например, для таких учеников есть задания, требующие анализа, доказательств, приводящих к определенным умозаключениям.

  1. Продолжить ряд чисел: 47, 45, 41, 35, 27, …

Объясни ход своих размышлений.

  1. Груша тяжелее яблока, но легче апельсина, яблоко тяжелее персика, а апельсин легче ананаса. Что легче всего?
  2. Старинная задача.

«Некий человек должен был перевести в лодке через реку волка, козу и капусту. В лодке мог поместиться один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу. Если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. А в присутствии человека «никто никого не ел». Человек все-таки перевез свой груз через реку. Как он это сделал?»

  1. Игра: «Ханойская башня».

«Очень давно в г. Ханое жили монахи, которые придумали игру, похожую на детскую пирамидку. В пирамиде всегда нижнее кольцо больше верхнего. В игре требуется перенести кольца с одного стержня на другой, беря по одному кольцу и не кладя большое кольцо на маленькое. При этом можно использовать еще один дополнительный стержень».

А) Запиши программу переноса большого и маленького кольца с первого стержня на третий.

Б) Реши эту задачу, если на первом стержне 3 кольца: большое, среднее и маленькое.

Работая над развитием логического мышления и творческих способностей учащихся, заметила, что при самостоятельном выполнении заданий даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос, строят доказательство, делают вывод.

Варианты заданий могут быть разными как по своему назначению, так и по степени трудности. Главное, чтобы они способствовали дальнейшему развитию учащихся, вызывали интерес к учению. Так как именно интерес к учению снимает перегрузку учащихся и их усталость, создает эффект личностного причастия школьников к учебному процессу, является источником творчества детей, основой их ответственности и действенного отношения к учению.

Важнейшим средством развития детей и воспитания у них интерес к математике является создание условий для их творческой деятельности. Возможности урока для выполнения детьми творческих заданий достаточно ограничены, хотя и их я стараюсь использовать. Однако наиболее эффективно можно реализовать эту работу во внеклассной, внеурочной работе. Поэтому я задаю индивидуальные творческие домашние задания с самых первых дней в школе. Вот несколько примеров творческих домашних заданий:

  • Придумай узор или рисунок, составленный из геометрических фигур.
  • Составь бордюр, содержащий некоторую закономерность.
  • Нарисуй предметы, обладающие общим признаком.
  • Нарисуй картинку, соответствующую равенству 2 + 3 = 5 (выражение 2 + 3), составь соответствующие три равенства.
  • Составь программу (алгоритм) действия (любого по выбору учащихся).
  • Раскрась цветными карандашами цветы из окружностей.
  • Построй окружности с центрами в данных точках и радиусом 2 см. Раскрась получившийся узор.
  • Продолжи узор и раскрась его так, чтобы было красиво.
  • Придумай и нарисуй на бумаге в клетку свои узоры из геометрических фигур. Раскрась их.

Занимательность таких заданий в целом создает заинтересованность, рождает чувство ожидания, а от степени заинтересованности часто зависят внимание на уроке и активность, критичность ума, творческий подъем учащихся, стремление к успеху в обучении. Каждый проникается личной ответственностью за результаты деятельности, что в конечном итоге приведет к прочным знаниям по математике у обучающихся, развитию творчества.

Наблюдается рост качества знаний по математике

Учебный год

Класс

Качество знаний

2003-2004

78,3%

2004-2005

2005-2006

85%

  1. Приобщение младших школьников к традициям и культуре своего народа.

Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

Проблема воспитания любви к Родине, к родному языку, культуре выходит на национальный уровень. Воспитание ребенка осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания является родной язык.

Родной язык – язык слов. Вот почему сегодня так важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрыть загадки, тайны, возможности родного слова, привить интерес к нему. Здесь у каждого учителя свои секреты, находки, методические приемы. Есть они и у меня. Это прежде всего использование народоведческого материала, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, риторики, во внеклассной работе и на внеклассных мероприятиях.

Прежде чем вести какую-либо работу по народоведению, провожу начальное исследование по выявлению у детей представлений и понятий о характерных чертах русского народа, соответствующих общечеловеческим ценностям. Для этого предлагаю учащимся объяснить, как они понимают слова «народ», «характер», «национальный», «национальность», «национальный характер». Если дети испытывают затруднение в объяснении, предлагаю обратиться за «помощью» к толковому словарю. Далее даю задание представить характер героев любимых произведений устного народного творчества и отечественных авторов в рисунках-иллюстрациях.

Анализ рисунков показывает, что представление о характерных чертах русского человека на уровне индивидуального сознания состоит из компонентов, раскрывающих относительно стабильный традиционный уклад жизнедеятельности народа. Дети представляют конкретные изображения героев произведений, входящих в круг детского чтения. Часто в рисунках встречаются изображения зверей, птиц: медведя, лисы, зайца, петуха. Героинь русских народных сказок дети рисовали, используя атрибуты национальной одежды, обуви: косынки, сарафан, лапти. Из объектов природной среды характер символизировали также изображения леса, деревьев: березы, ели, рябины; цветов: ромашки, колокольчиков; грибов; рек; озер. Национально-бытовая символика была представлена изображением картин деревенской жизни с предметами быта: бревенчатой избушки, колодца, корыта.

Пытаясь выяснить у школьников наличие ценностных ориентаций, использую метод экстремальных ситуаций, поскольку черты характера проявляются через систему ценностей. Например, предлагаю детям перенестись в сказочную страну, встретиться там с Золотой Рыбкой, попросить ее исполнить два желания (одно для себя, другое для окружающих людей, без исполнения желания которых, невозможно почувствовать себя счастливым).

  • Меньше половины детей просят деньги, богатство, машины, хорошую работу. Некоторые просили у Золотой Рыбки «здоровья для себя и своих близких», «доброты», «друзей», «трудолюбия», т.е. в ответах детей нашли характерные черты русского народа (труд, здоровье доброта). Вышеизложенное может служить основой для изучения и характеристики сформированности у младших школьников представлений и понятий о характерных чертах русского народа.

Раскрыть все стороны национального характера помогают нам произведения русской литературы, научно-деловые статьи по окружающему миру, задания по математике, в которых используется мудрость народного фольклора, выраженная в пословицах и поговорках, тексты этнокультурологического содержания, используемые на уроках русского языка.

Приобщая детей к глубинному традиционному наследию русского народа важно сформировать представления школьников о том, что, сочиняя сказки, слагая былины, люди желали сохранить и передать потомкам накопленные знания. Народное творчество всегда называлось «учебником жизни», из которого последующие поколения черпали мудрость и познания, необходимые для жизни.

Учащиеся приходят к выводу, что в сказке, как в зеркале, отражается тысячелетний исторический путь народа, стороны его характера.

Знакомство детей с различными видами народного творчества (удивительным образным языком загадок; поэтичностью, красотой игровых припевов; оригинальным сочетанием слов в скороговорках и считалках; разнообразием, пестрой многоцветностью художественного слова в детских играх и сказках; удивительным и разнообразным искусством народных умельцев) позволяют расширить представления младших школьников о труде и трудолюбии, о роде занятий народа, а также обогащает народный язык детей, придавая ему точность и выразительность.

Дети не только с удовольствием читают, учат пословицы, поговорки, скороговорки, шутки-прибаутки, потешки, игровые припевы, но и сами пытаются сочинять. А такие задания как «Собери и прочитай скороговорку», «Подбери к устаревшим словам современную «пару», «Изобрази в рисунках-иллюстрациях пословицу (поговорку, загадку и т.д.)» способствуют приобщению детей к сообществу людей-взрослых и сверстников, помогают развитию их познавательной активности, индивидуальной способности, смекалки, фантазии и сообразительности.

Работая с произведениями устного народного творчества, дети знакомятся с образом народа-богатыря, который в представлениях детей являя собою символ человека, обладающего крепким здоровьем, сильной волей, большой силой. Вместе с детьми рассуждаем, отчего зависит здоровье человека: от правильного питания, свежего воздуха, постоянного движения. Вспоминаем, какие богатыри нам уже известны, в структуру урока ввожу специальные задания.

Задания по теме «Сказочные богатыри».

  1. Каким показан в сказке русский богатырь Илья Муромец? Подчеркни.

«Огромная физическая сила, ум, уважение к старшим, любовь и почтение к родителям, мужество, трудолюбие, любовь к родной земле, чувство юмора, великодушие, справедливость, гостеприимство, находчивость».

  1. Сравнение богатырской сказки и былины. Заполни таблицу. Там, где возможно, поставь «+»или «-».

Особенности

Былина

Богатырская сказка

Что лежит в основе?

Герои

Построение

Волшебные силы и персонажи

Есть ли гипербола (сильное преувеличение с целью усиления впечатления)

Песенный характер

Язык

Троекратный повтор

Автор

Т.о. использование разнообразных, интересных, в том числе нестандартных форм, методов работы способствует приобщению младших школьников к традициям и культуре своего народа.

Результативность опыта

Многолетний опыт работы, накопленный богатый материал, направленный на обучение младших школьников, на творческое и всестороннее развитие личности, на общее развитие детей помогло мне добиться положительных результатов в обучении и воспитании детей. Дети с желанием идут в школу, стремятся к знаниям, демонстрируют свои творческие способности, как в учебной деятельности, так и во внеклассных мероприятиях. Формирование умений самостоятельно добывать знания осуществляет самоконтроль и самоанализ собственной деятельности моими учениками, свидетельствует то, что учащиеся справляются с самостоятельными задания ми и контрольными работами.

Считаю необходимым отметить качество обученности учащихся, как по русскому языку, так и по математике, что подтверждается результатами итоговой аттестации в конце учебного года.

Годы

Литературное чтение

Русский язык

Математика

Окружающий мир

2003 – 2004 (4 класс)

95,7 %

78,3 %

78,3 %

87 %

2004 – 2005 (1 класс)

2005 – 2006 (2 класс)

100 %

89 %

93 %

96 %

Мои воспитанники принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий в рамках недели русского языка, литературы, окружающего мира, математики, ежегодно проводимых в нашей школе (участвуют в конкурсах, викторинах, КВНах, выпускают стенгазеты), проявляют творчество и в других мероприятиях на школьном уровне.

О творческом развитии личности моих подопечных свидетельствуют успехи, которых они добиваются за пределами школы в спортивных соревнованиях (Крючков Дмитрий), в танцевальных конкурсах (Лесковец Валерия), на занятиях в различных кружках, секциях.

Мои ученики продолжают успешно и стабильно обучаться в старших классах, подтверждая свои отметки по всем предметам, а качество обученности при переводе на II ступень становится выше. На педагогических совещаниях учителя старших классов отмечают хорошую подготовку учащихся, умение творчески мыслить, заинтересованность в знаниях.

Постоянно делюсь своим педагогическим опытом.

В 2001 году участвовала в городских педагогических чтениях с темой «Развитие творческих способностей учителя и учащихся на уроках курса «Окружающий мир» с введением валеологических приемов».

В марте 2006 года принимала участие в городском семинаре-практикуме для зам. директоров по УВР «Управление инновационными процессами в современном образовательном учреждении», проводимом на базе нашей школы.

Овладение педагогическим мастерством заставляет меня находиться в постоянном поиске новых идей.

Библиографический список

  1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М.: Просвещение, 1987.
  2. Богомолова Л.Г. Не забывать о способных. Журнал «Начальная школа №5», 1991.
  3. Игнатьева Е.И. Математическая смекалка. М., 1994.
  4. Лариненко Т.А. задания развивающего характера по математике. Саратов, ОАО Издательство «Лицей».
  5. Роль и место интеграции в развитии творческих способностей младших школьников по образовательной системе «Школа 2100».  Журнал «Начальная школа: плюс минус №1»,   2003.
  6. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников. Журнал «Начальная школа №6», 1990.

Приложение к опыту

  1. Приложение №1 – Разработки уроков
  2. Приложение №2 – Сценарий праздника
  3. Приложение №3 – Творческие работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...