Особенности говорения. Урок риторики в 4 классе
план-конспект урока (4 класс) на тему

Миронова Юлия Леонидовна

Урок построени с использованием современных технологий. Учитель учит работать с текстовой информацией, развивает коммуникативные умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no5.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Урок № 5

Тема: Особенности говорения.

Цель: выявить особенности говорения.

Задачи: вспомнить словесные и несловесные средства общения;

развивать коммуникативные способности,  мышление, навыки  выразительного чтения; воспитывать культуру речи.

Оборудование: карточки, папка  по чтению.

Тип урока: урок повторения.

                                            Ход урока.

I.Организационный момент.

Рефлексия  «Моё настроение. »

-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

-Нарисуёте, на что похоже ваше настроение сейчас.

-Напишите рядом своё имя так, чтобы вам  захотелось улыбнуться.

II.Воспроизведение  и коррекция знаний, умений, навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

  1. Приём «Кластер»

                              УЛЫБКА

- Какие мысли рождаются у вас при слове «Улыбка»?

- Используя нашу запись, расскажите  об улыбке.

2. Проверка домашнего задания.

-Зачитайте ваши  размышления на тему « Что скрывает улыбка».

(Учащиеся слушают сочинения – рассуждения одноклассников и анализируют тексты, опираясь на памятку «Анализ сочинений.»)

- Чье сочинение-рассуждение вам понравилось?

-Подводя итог этому этапу урока, выскажу такое пожелание:

 « Если кто-то загрустит,

  Ты его не оставляй

  Добрым словом, добрым делом ,

  И улыбкою своею утешай и помогай.»

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Откройте папку и найдите  таблицу № 2.

- Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого про себя.

(Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти.)

- Прочитайте его вслух.  (читают несколько учеников)

- Как понимаете эти слова?

- Согласны ли вы с мнением Л. Н. Толстого?

IV. Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы.

           Постановка целей и задач урока.

- Одинаково ли прочитали ребята это высказывание?

- В чем вы увидели различие?

                   голос                                              мимика

                   тон                                                    жест

                   темп                                             громкость

(Дети называют и на доске появляются слова)

Приём «Тонкие и толстые вопросы».

 - Какие вопросы у вас возникают по этому поводу? Сформулируйте их, а мы попробуем ответить.

- Что объединяет эти слова?        ( Средства общения )

- О чём сегодня поведём речь?     ( Особенности  говорения)

V. Применение знаний и умений  в новой системе.

- Рассмотрите рисунок- схему на странице 28 в учебнике.

-Попробуйте его расшифровать .

( При говорении используется не только слово, но и темп- говорим быстрее, медленнее; громкость -тише , громче;  пауза бывает  разной длины)  

- Сколько несловесных  средств  устного общения обозначено на схеме?

- Какие из средств устного общения не имеют отношения к голосу, хотя связаны с ним.

VI. Обобщение и систематизация знаний.

- Выполним задание № 36. Прочитайте.

-Какую задачу ставят перед вами?

( Серьёзно - весело( тон)

Громко – тихо

Медленно – быстрее

Добрый – злой

Грустно - радостно

Шептать – кричать

Сочувствие-  злорадство)

- Нужны ли данные средства  общения нам в речи?

-Какую роль они играют?

2.Практическая работа.

- Предлагаю доказать это на практике.

-А для этого выполним упражнение №38.

- Прочитайте.

- Какие строки будете читать тише , громче, быстрее, медленнее?

-Отмечайте карандашом: Т- тише     Г- громче   Б- быстрее  М - медленнее

-Прочтите теперь.

-Сравните ваше  чтение.

-Какое чтение даёт яркое представление о том, что случилось?

-Благодаря чему?

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Прочтите задание № 39  и выполните его самостоятельно.

-Проверим.

- Кому удалось выразительное чтение?

- Что для этого сделал ученик?

  1. Работа в группах.   Подготовка к конкурсу чтецов.

– Сейчас объявляю конкурс чтецов. Для этого вы поработаете над стихотворениями, выполните предложенные вам задания. А затем выберете человека, который будет защищать честь вашей группы.

( 1ряд  -№40;    2ряд -№41;   3ряд - №42.)

(После подготовки ребята читают выразительно стихотворения, используя все средства общения.)

- Чьё чтение вам понравилось. Проанализируйте работу групп.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Какую речь приятно слушать?

-Только ли при чтении художественных произведений  нужно говорить выразительно, играя голосом, меняя тон , темп своей речи?

- Используя полученные сегодня знания о несловесных средствах общения, дайте оценку своей работе на уроке, но так, чтобы я поняла.

IX.  Информация о домашнем задании.

- Вы будете работать с текстом по карточке.

 -  Задание :

       1.  Восстанови текст. Запиши.

 2.   Прочитай его выразительно, пользуясь всеми средствами общения.

  1.  Подготовься прочитать  тест выразительно.

                                                        Карточка.

                                             Отважный  пингвинёнок.

     Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

     Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

     Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

     Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

     Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

     От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".

презентация к уроку риторики устная и письменная речь....

урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."

Эта презентация подготовлена к уроку по риторике по теме "Слушаем и стараемся понять"...

урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."

На данном уроке главная задача детей понять , что от умения слушать будет зависеть понимание звучащего текста....

урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."

На данном уроке главная задача детей понять , что от умения слушать будет зависеть понимание звучащего текста....

Урок риторики, 2 класс

Урок риторики по теме "Мимика и жесты"Цели. Познакомить детей с несловесными  (не вербальными) средствами общения; совершенствовать умение использовать   невербальные средства выразител...

Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________

Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...