Практика исследовательского обучения на уроках русского языка в различных УМК
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Белолипцева Ольга Александровна

       В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования определено содержание ключевых задач, которые направлены на формирование умения учиться.     Современное образование ориентировано на развитие личности, а именно на развитие в обучающихся умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Именно исследовательская работа делает детей участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

Практика исследовательского обучения на уроках русского языка

в различных УМК.

Приглашение к дискуссии.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые

проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

        Введение. Актуальность темы.

         «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

        В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования определено содержание ключевых задач, которые направлены на формирование умения учиться.     Современное образование ориентировано на развитие личности, а именно на развитие в обучающихся умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Именно исследовательская работа делает детей участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

        В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления.

Школьники приобщаясь к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, активно применяют новые информационные технологии; формируют навыки автономного обучения, учатся сами планировать свою деятельность, могут сами задать траекторию своего развития, что особенно актуально в условиях современной жизни.

Через общение в ходе исследовательской деятельности получают много полезной информации.

 Это осуществляется не только на уроках, но и на метапредметном уровне, на классных часах.

                По существу заявленной темы.

Одним из видов организации исследовательской деятельности на уроках русского языка является лингвистическое исследование. Урок – лингвистическое исследование включает в себя следующие ступени работы:

1. актуализация прежних знаний;

2. возникновение интеллектуального затруднения (постановка проблемы, создание проблемной ситуации);

3. осознание (интерпретация на языке на языке детей);

4. свободная дискуссия (каждый высказывает самые абсурдные предположения);

5. проверка гипотез;

6. словесное оформление (правило, вывод);

7. применение полученных знаний.

Так на примере учебника Л.М. Зелениной, Т.М. Хохловой (Русский язык, 2 класс, часть вторая, раздел «Безударные гласные в корне слова»):

Упр.13, стр.67.  Расскажите, умеете ли вы различать однокоренные слова и слова близкие по смыслу.

Упр.14, стр.67. Прочитайте слова.

Перелесок, лесник, роща, лес, рощица, боровик, бор.

На какой вопрос отвечает каждое слово?

Как оно называется в грамматике?

Найдите среди данных существительных слова близкие по смыслу.

Запишите однокоренные слова группами.

        При выполнении этих упражнений, на мой взгляд, были активированы прежние знания необходимые для усвоения нового материала.

          Для реализации второго этапа, а именно, интеллектуального затруднения целесообразно предложить обучающимся упр.29 на стр.75.

Объясните, в каких словах правописание пропущенных букв надо проверять.

Стр..лка, в..да, гр..дка, з..ма, сл..ды, п..рья, м..чи (круглые, зелёные), н..ры.

        Здесь лучше было бы предложить обучающимся сначала вставить пропущенные буквы в тех словах, написание которых у вас не вызывает сомнения.

-- Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Где вы сомневаетесь, какую букву надо вставить? Почему?

-- Ты считаешь, что здесь нужно вставить букву е? Почему? Мы слышим здесь другой звук (и). Докажи, что нужно вставить эту букву, а не ту, что обозначает звук и?

           Все эти вопросы поставили обучающихся в ситуацию интеллектуального затруднения. А чтобы выйти из него, чтобы знать наверняка, какую букву надо вставить и обосновать свой выбор, необходимо провести лингвистическое исследование.

        Здесь целесообразно предложить обучающимся разделить на группы по 4-6 человек (не менее 3-х групп), выполнить по 2-3 из предложенных в учебнике упражнений (упр. 15-28), которые, на мой взгляд, позволят вам пронаблюдать за однокоренными словами, увидеть какие в них проверяемые, какие проверочные и составить алгоритм проверки безударного гласного в корне слова.

        Обучающиеся распределяют обязанности в группе, проводят наблюдения. Предлагают пошаговые действия, обсуждают их. Составляют алгоритм. Докладчик от каждой группы доводит до сведения класса результат работы. Обучающиеся записывают единый алгоритм действий (этап словесного оформления). Учитель наблюдает за процессом, направляет его в нужное русло.

        На этапе применения полученных знаний возвращаемся к упр.29, стр.75. Выполняем оставшуюся его часть. Доказываем написание безударной гласной в корне слова словесно согласно алгоритму действий. (Оставшиеся тренировочные упражнения можно предложить обучающимся для самостоятельной работы с целью наблюдения за гласной буквой в однокоренных словах, закрепления полученных знаний).

        На этом примере я показала, как можно организовать изучение нового материала на уроках русского языка во 2-ом классе методом лингвистического исследования, а не методом выполнения упражнений пошагово подводящих обучающихся к формулировке правила, как предлагают составители учебника. Не главное УМК, главное, чтобы педагог в качестве своего инструментария обучения имел метод исследования и соблюдал все его этапы.

Так в учебнике русского языка Н.В. Нечаевой, 2 класс;

Упр.42. стр.21задание сформулировано следующим образом:

Исследуйте, могут ли выделенные буквы обозначать твердые и мягкие согласные звуки.

Запишите, распределяя эти пары слов в три группы.

Рак – реки, жара – жираф, вили – выли, чайка – черепаха, горе – гиря, царица – циркач, шалаш – шёпот, молоко – месяц, площадка – щепка.

Что ты ещё можешь сказать о выделенных буквах согласных?

Упр.83, стр.39

Исследуйте, как образуются новые слова.

        берёз-а                                сказ-а-ть

        берёз-к-а                                      пере-сказ-а-ть

        берёз-няк                                       под-сказ-а-ть

        берёз-а                                            рас-сказ-а-ть

        берёз-ов-ый                                   рас-сказ

 под-берёз-ов-ик                                   рас-сказ-чик

    Узнать, как образуются новые слова, поможет «Школьный словообразовательный словарь русского языка. Посмотри в нем, какие родственные слова образуются от слов: (значок,  обозначающий мальчика), играть, (значок,  обозначающий девочку) учить.

Упр.118, стр.54

Исследуйте, могут ли выделенные буквы обозначать звонкие и глухие звуки. На какие группы их можно разделить данные пары слов? Если можно, дополните каждую группу своими примерами.

    Шары – шар, бобы – боб, мосты – мост, принцы – принц, ежи – ёж, лучи – луч, ерши – ёрш,  лещи – лещ.

Какая позиция для парных согласных звуков сильная, а какая слабая? Отметьте корень и окончание.

        Я привела в качестве примера три упражнения, заявленные составителем учебника, как исследования. Но так ли это?

        В первом упражнении (упр.42) по сути, предлагается пронаблюдать за твердыми и мягкими согласными звуками и ответить на поставленные вопросы, во втором упражнении (упр.83) за словообразованием однокоренных слов, в третьем – снова за твердыми и мягкими согласными звуками. Упражнения, безусловно, полезные, хорошо подобран материал для наблюдения, но это не исследование.  Исследование  включает в себя определенные ступени работы. Ни в одном из этих упражнений я не увидела этапа возникновения интеллектуального затруднения (постановка проблемы, создание проблемной ситуации). Мало назвать процесс исследованием, нужно исследование организовать и проследить за соблюдением всех эго этапов.

        Этапы исследования в учебнике русского языка авторов Н.В. Нечаевой, С.Г. Яковлевой впервые появляются в 4 классе на 13 странице и носят спорный, если не сказать весьма сомнительный, характер, особенно, на этапе интеллектуального затруднения. Задания надуманны, занудны. Так упр.286.  на стр. 86 данного учебника (а таких примеров можно привести сколько угодно) не плохое по сути, но неинтересное, неэмоциональное по содержанию, на мой взгляд,  не способствует развитию познавательной активности обучающихся. Снова напрашивается вывод: мало назвать процесс исследованием, нужно заинтересовать, вовлечь обучающихся в процесс исследования и здесь всё зависит не столько от УМК, сколько от педагогического таланта и мастерства педагога, умения владеть современными технологиями в обучении, умело сочетать их для максимальной эффективности процесса обучения.

        Вы согласны со мной, уважаемые коллеги?

_____________________________________________________________

Саратов, 2013год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"

Модель доски: interwrite  BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа  XXIвека». – 3-е изд., дораб. и  доп. – Вентана-Гра...

Исследовательская деятельность на уроках русского языка

При обобщении темы "Имя существительное" исследуем слово с позиции лексики, словообразования, фонетики, морфологии, фразеологии и других разделов русского языка....

Исследовательская деятельность на уроке русского языка при работе со словарными словами

Исследовательская деятельность на уроке русского языка – это творческая деятельность в целях изучения предмета, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития цен...

Презентация. Педагогический проект "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".

В данной презентации описан опыт работы учителя начальных классов  по теме "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".Это...

Исследовательский подход в обучении на уроках русского языка

В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено содержание ключевых задач, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности ...

Применение этимологического прогнозирования с элементами исследовательского метода на уроках русского языка

Используется на уроках русского языка при введение нового словарного слова....