Синквейн в начальных классах
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Прокопенко Ирина Александровна

Материал содержит описание приёма технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinkveyn.doc53.5 КБ
Office presentation icon pishy_sinkvein.ppt1.07 МБ

Предварительный просмотр:

  Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к      поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

      Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.  Данные факторы обусловливают актуальность выбранной темы.

      Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически правильна, эмоционально насыщена.

Процесс формирования этих свойств речи должен начинаться как можно раньше.

      Наблюдения последних лет показали, что дети 6,5-7 лет, поступающие в 1 класс, часто имеют нарушения речи, у них бедный словарный запас, наблюдается сужение значения слов.

      Частично эти проблемы можно решить, применяя уже в 1 классе одну  из очень эффективных  форм – работу над созданием синквейнов. В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк.

      В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры –хокку.

     Синквейн пишеся по определенным правилам.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка -одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

        Начинать работу можно как только первоклассники познакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». Первое время работа может быть коллективной. Дети учатся ставить вопросы, составлять словосочетания, строить предложения, расширяют словарный запас. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой  теме.

     Дети очень  ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается . Это может быть и внеурочная деятельность.

   

        Написание синквейна - это быстрый инструмент для рефлексирования,                                                                                обобщения понятий.                                                                                                                                                                              Автор должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение,       уметь его высказывать и делать выводы.

      Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Т.е. процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

     

  Предлагаю вашему вниманию синквейны, написанные моими учениками.

Белгород

Большой, ухоженный,

Стоит, растёт, хорошеет.

Наш город очень красивый.

Родина.

        

Русский язык

Живой, удивительный,

Учит, объясняет, творит.

Береги наш родной язык!

Познание.

        

Литература

Русская, зарубежная,

Воспитывает, увлекает, объясняет,

Ведёт в мир прекрасного.

Мудрость.

        

        

 

Презентация

Слайд 1

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов. Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы.

        

Слайд 2

Синквейн - это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

        

Слайд 3

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять»( в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

 

Таким образом, синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Слайд 4

Правила написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.

3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.

5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

 

Примеры синквейнов:

Белгород

Большой, ухоженный,

Стоит, растёт, хорошеет.

Наш город очень красивый.

Родина.

        

Русский язык

Живой, удивительный,

Учит, объясняет, творит.

Береги наш родной язык!

Познание.

        

Литература

Русская, зарубежная,

Воспитывает, увлекает, объясняет,

Ведёт в мир прекрасного.

Мудрость.

        

        

Цели проведения синквейна на уроке.

При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит детей осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

        

        С какой же целью учителя могут использовать синквейн на уроке?

  1. Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.

  2.   Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.

  3.  Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу).

  4.  Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

  5. Получается у всех.  

Важно делать эти упражнения с составлением синквейнов систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет.

 

Литература

Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников  (рус.). Журнал «Логопед», №5 (2005).

Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя Дрофа 2002

Окунцова Е.А. Трудности устной речи Словарь-справочник  Изд-во Московский Университет 2004

http://ru.wikipedia.org/wiki/Синкве


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Дидактический синквейн появился в начале XX века в США; Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Слайд 3

Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 4

1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Слайд 5

Тема его может быть любой: о природе; о картине и литературном герое; о маме или папе; о настроении; об изученном на уроке; …

Слайд 6

Она Красивая, нежная. Ласкает, любит, заботится. Мой самый родной человек – Мамочка. Осень Весёлая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое и яркое время года. Красавица!

Слайд 7

Илья Муромец. Могучий, храбрый. Ехал, сражался, победил. Всем людям радость дарил. Герой! Дорога Широкая, извилистая. Ведёт, бежит, поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. Шоссе.

Слайд 8

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD http://otvet.mail.ru/question/4589679/ синквейны из личного архива Коровиной И.Н. шаблон http://aida.ucoz.ru Использованы материалы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейны в начальной школе- форма свободного творчества (из опыта работы)

Статья знакомит с эффективной формой развития речи детей, их творческих способностей- синквейном. Даны правила написания синквейна и образцы работ учащихся начальной школы...

доклад "Синквейны в начальной школе". Инновации в воспитании.

Что такое "Синквейн", правила его построения, презентация...

МАСТЕР - КЛАСС "Синквейны в начальной школе- форма свободного творчества"

Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически правильна, эмоционально насыщена.Процесс формирования этих свойств речи должен начинаться как мо...

Синквейн Составляем синквейн в начальной школе

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает....

«Составление синквейна в начальной школе"

ull;Научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать....

«Дидактический синквейн в работе учителя-логопеда с обучающимися начальных классов»

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...