Синквейны в начальной школе- форма свободного творчества (из опыта работы)
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Статья знакомит с эффективной формой развития речи детей, их творческих способностей- синквейном. Даны правила написания синквейна и образцы работ учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Sinkveyn.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья" №1605

СЗОУО      ДО  города Москвы

    Синквейны в начальной школе-

форма свободного творчества

(из опыта работы)

                                                                             Тарасова Елена Викторовна

                                                       учитель начальных классов

                                                   ГОУ СОШ "Школа здоровья"№1605

 

 

                                                                 Москва 2011

Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически правильна, эмоционально насыщена.

Процесс формирования этих свойств речи должен начинаться как можно раньше.

   Наблюдения последних лет показали, что дети 6,5-7 лет, поступающие в 1 класс, часто имеют нарушения речи, у них бедный словарный запас, наблюдается сужение значения слов.

   Частично эти проблемы можно решить, применяя уже в 1 классе одну  из очень эффективных  форм – работу над созданием синквейнов. В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк.

В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры –хокку.

   Синквейн пишеся по определенным правилам.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка -одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

    Начинать работу можно как только первоклассники познакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». Первое время работа может быть коллективной. Дети учатся ставить вопросы, составлять словосочетания, строить предложения, расширяют словарный запас. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой  теме.

Дети очень  ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается . Это может быть и внеурочная деятельность.

Написание синквейна - это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Автор должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение, уметь его высказывать и делать выводы.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Т.е. процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Предлагаю вашему вниманию синквейны, написанные моими учениками.

Книга                                                                        Друг

Мудрая, полезная                                               Надежный, верный              

Читаем, узнаем, размышляем                         Уважает, помогает,  советует

Книга- мой друг                                                     Друг в беде не бросит

Учитель.                                                                       Счастье.

Школа                                                                              Каникулы

Просторная, шумная                                       Веселые, долгожданные

Учит ,воспитывает, удивляет                        Отдыхать, путешествовать, играть        

Я люблю свою школу                                      Прекрасная пора

       Друзья.                                                                Радость

Вода                                                                                Родина

Чистая, необходимая                                      Великая, необъятная

Оживляет, питает, лечит                                 Защищает, помогает ,вдохновляет

Берегите воду                                                    Моя Родина -Россия  

Жизнь                                                                        Богатство

Зима                                                                     Осень                     

Румяная, снежная                                       Разноцветная, печальная

Морозит, заметает, украшает                 Изменяет, восхищает, готовится  

Снег к лицу земле                                        Осень- прощальная пора

Волшебница                                                   Художник                                        

Литература

Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников  (рус.). Журнал «Логопед», №5 (2005).

Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления.Пособие для учителя Дрофа 2002

Окунцова Е.А. Трудности устной речи Словарь-справочник  Изд-во Московский Университет 2004

http://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как написать рабочие учебные программы по предметам начальной школы: практические советы, основанные на опыте работы

Данная публикация содержит два документа: презентацию "Особенности написания рабочих учебных программ по предметам начальной школы, отвечающих требованиям ФК ГОС и ФГОС 2 поколения" и  и выдержки...

МАСТЕР - КЛАСС "Синквейны в начальной школе- форма свободного творчества"

Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически правильна, эмоционально насыщена.Процесс формирования этих свойств речи должен начинаться как мо...

Синквейн Составляем синквейн в начальной школе

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает....

Технологическая карта мастер - класса" Синквейн как форма свободного творчества учащихся в начальной школе"

Технологическая карта масстер- класса "Синквейн как форма свободного творчества учащихся "...

Формирование познавательных компетенций на уроках в начальной школе. Руденко О.В. ( Из опыта работы).

В статье освещены приёмы, позволяющие формировать ключевые компетенции у младших школьников....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся является внеурочная деятельность. Сегодня внеурочная деятельность – это  деятельность, ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

Спасибо!Никогда об этом не слышали.Будем стараться.

Елена Викторовна,обязательно попробуйте. Это очень полезно и занимательно.Спасибо за отзыв.