Интеллектуальная игра «Умники и умницы».(Шахматы)
классный час (3 класс) на тему

Никитина Елена Ивановна

Цели и задачи:

1. Обобщить знания детей по следующим вопросам:

·   чемпионы мира по шахматам,

·   ход и взятие шахматных фигур,

·   разбор шахматных партий.

2. Развивать мышление память, наблюдательность, умения высказывать собственное суждение, делать выводы.

3. Формировать интерес к игре шахматы.

В игру «Умники и умницы» включили вопросы, в ответах на которые проявились знания, полученные на классных  часах, затем их усложнила, чтобы заинтересовать детей и проследить насколько глубоки их знания.

Перед игрой провели турнир среди учащихся 3 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия по шахматам в 3 классе «А», проведённого на муниципальном семинаре учителей начальных классов общеобразовательных учреждений города Нижнекамска Республики Татарстан по теме «Развитие интереса, логического и абстрактного мышления, практических навыков игры у учащихся в рамках реализации пилотного проекта «Шахматы - школе».

Тема: Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Учитель: Никитина Елена Ивановна, I квалификационная категория.

Дата проведения: 25.02.2011г.

Ход игры.

Здравствуйте, дорогие друзья! Я приветствую всех присутствующих на нашей игре «Умники и умницы», которую мы посвящаем шахматам. Давайте немного заглянем в историю.

Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией.

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространённых настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства.

Первоначальная разновидность шахмат ЧАТУРАНГА – зародилась в Индии в 5-6 веках. Двигаясь на восток, чатуранга модернизировалась в китайские (СЯНЦИ) и японские (СЁГИ) разновидности шахмат. Путь на Запад преобразовал чатурангу в игру, известную во всём мире под названием ШАХМАТЫ.

Перебравшись через 2-3 столетия в Иран и на Арабский Восток, чатуранга получила название ШАТРАНЖ – у арабов и ШАТРАНГ – у персов, игра была существенно изменена.

Вскоре игра обосновалась на Европейском континенте в средиземноморских государствах: Португалии, Италии, Франции.  Игра, носившая ярко выраженный военный характер, обретает немало почитателей и поклонников.

Самые древние шахматы найдены в Албании в 6 веке нашей эры. В 10 -11 веках шахматы попадают из Франции в Англию, из Италии в Германию, Чехию и страны Скандинавии.

Не смотря на гонения церкви, считавшей шахматы азартной и языческой игрой, они продолжали распространяться по Европе. В 14 веке церковь сняла запрет с шахмат и эта игра вошла в быт разных сословий и даже духовенства.

В конце 15 века стали издаваться первые шахматные печатные трактаты и устраиваться состязания между сильнейшими шахматистами.

Не было единых правил. Лишь в 18 веке были разработаны единые правила игры в шахматы, что послужило толчком к разработке шахматной теории.

В 19 веке начали проходить крупные международные турниры, и в конце столетия определён первый чемпион мира по шахматам, которым стал Вильгельм Стейниц.

Шахматы вошли в 20 век заметно помолодевшими, шахматная теория продолжает развиваться.

Шахматы – это не только спорт и наука, это – искусство. Коллекция стоп – кадров.(На экране коллекция стоп – кадров из кинофильмов).

А сейчас мы начинаем нашу игру. Участниками сегодняшнего состязания будут ребята, которые принимают самое активное участие во всех шахматных соревнованиях. Они победители школьных турниров, участники и победители городских соревнований. Это учащиеся 3 класса «А» : Поварницин Данил, Власова Катя и Иванов Глеб. Участников нашей игры мы будем называть агонистами. Агоном в Древней Греции называли состязания, а участников состязаний – агонистами. Вы все ребята будете теоретиками. У всех у вас есть возможность заработать орден  «орден шёлкового умника». Если агонист не сможет дать правильного ответа на вопрос, это право предоставляется вам, теоретикам.

Разрешите представить наш ареопаг (собрание авторитетных лиц).

Прежде, чем участники выберут дорожку, напомню вам их свойства. Красная дорожка – самая короткая к победе, но на ней нельзя ошибаться. На желтой дорожке можно ошибаться один раз. Зелёная дорожка - самая длинная, но на ней можно ошибаться два раза. Агон заканчивается, как только один участник пересечёт свою дорожку.

Вступительная часть литературного, театрального или музыкально-сценического произведения называется прологом. Наши состязания мы тоже начинаем с пролога, а по итогам пролога мы узнаем кто какую дорожку выберет. Вам необходимо быстро и правильно разгадать кроссворд «Знаешь ли ты чемпионов мира по шахматам.»

1. Отгадай кроссворд «Знаешь ли ты чемпионов мира по шахматам?»

3-й чемпион мира - Капабланка        

4-й чемпион мира - Алехин
1-й чемпион мира - Стейниц
9-й чемпион мира - Петросян
8-й чемпион мира - Таль
11-й чемпион мира - Фишер
6-й чемпион мира - Ботвинник

12-й чемпион мира - Карпов

13-й чемпион мира - Каспаров

1 агон.

1. Игра «Что изменилось?»

(Расставьте   все   пешки   на   доске   произвольно).   Затем   предложить   агонисту запомнить  их расположение  и  отвернуться.  Сделать  две  перестановки  пешек, разрешить повернуться и спросить: "Что изменилось?"

2. Игра «Чего не стало?» Снять с доски фигуру. Какой фигуры не хватает и на каком поле она стояла?

3.    Может ли пешка стать другой фигурой, в каких ситуациях? (Да, может. Если любая белая пешка достигнет 8-ой, а черная первой горизонтали. Она может превратиться в любую фигуру, кроме короля).

4. По каким линиям ходит пешка?

(Пешка ходит по вертикальным линиям и никогда не ходит по горизонтальным. А по диагональным только тогда, когда берет фигуру противника).

5. В чем сходство пешки и ладьи?

1. Ходит прямо по вертикали.

2. Ходит как пешка на одно и два поля

3. Может передвигаться только по свободным полям.

6. Что особенно любит ладья? (Открытые линии простор необходимы ей).

7. Почему фигура называется слон, если нисколько не похожа на него? (Шахматы возникли в V веке в Древней Индии. Шахматные фигуры вырезали из слоновой кости, из бивня, в виде маленького слоника).

8. Почему слона называют легкой фигурой, а ладью тяжелой? (Слон контролирует половину доски, поэтому он слабее, легче ладьи. Слон оценивается в 3 очка, а ладья в 5 очков. По своей подвижности слон опережает ладью. Как правило слон выводится в игру раньше).

2 агон

1.   Почему ферзь как правило, не вступает рано в игру, ведь он самая дальнобойная фигура? (Это самая сильная и ценная фигура. За ней тотчас станут охотиться, чтобы скорее уничтожить и тем самым ослабить соперника).

2. Чем конь отличается от остальных всех фигур? (1.Конь ходит по особенному, его ходы напоминают букву Г по-разному повернутую).

2. Конь перескакивает, как через чужие фигуры и пешки, так и через свои.

3. Заповеди игры.

1 В бой сначала вступают пешки.

2 Легкие фигуры - слон, конь. Они расчищают путь более ценным фигурам.

3 Тяжелые фигуры - ферзь и ладья.)

4. При соблюдении каких условий можно выполнить рокировку?

(1-е условие. Если король и ладья не трогались с места.

2-ое условие. Если между королем и ладьей нет фигур.

3-е условие. Король во время рокировки не находится под шахом.)

5. Показать короткую и длинную рокировку.

6.Запись шахматной партии называется шахматной нотацией. Записать на доске сокращенные названия фигур король (Кр), ладья (Л), конь (К), побита фигура:

сделан ход (-).

7. Как играть дебют? (Занять и контролировать центр. Выводить легкие, а потом тяжелые фигуры).

8. Как играть миттельшпиль? (Предвидеть комбинацию противника. Четко рассчитывать свою комбинацию.)

9. Запиши центр шахматной доски. (d4 е4 d5 е5).

3 агон

1. Как правильно сесть за шахматную доску? (Правое угловое поле должно быть белым).

2. Назовите первого чемпиона по шахматам? (Вильгельм Стейниц).

3. Назовите тринадцатого чемпиона по шахматам? (Гарри Каспаров).

4.Кто начинает первым в этюдах: белые или черные? (Право первого хода принадлежит белым).

5. Разбор шахматной партии

7 ходов. 3-мя легкими фигурами поставлен мат

1. е 2 - е 4         е7-е5

2. Кд1-ГЗ         с17-с'6

3. СП - с4        Сс8 -д4

4. КЫ-сЗ          д7-д5

5. КТЗ : е5       Сд4: с!1

6. Сс4: 17         Кре8-е7

7. КсЗ-с15Х

6. Конечная цель игры - дать мат неприятельскому королю.

Поставить мат в 1 ход.

Белые: Фаб, па7, Крс8

Черные: Кра8 (Крс8-в7х)

7. Поставить мат в один ход
Белые: Крhб, nh7, Сf8
Черные: Крh8 (Сf8-d7х)

     8. Поставить мат в один ход . Начинают черные

Белые: Кра1

Черные: КраЗ, пвЗ, пс2 (пвЗ -в2х)

  1. Поставить мат в 2 хода
    Белые: Крв1,пв2, пвЗ
    Черные: КрdЗ, Ка2, Фа5
    (Черные: Ка2 - в4, Крв1 - с1, Фа5-а1х)

Вопросы для зрителей.

Шахматная викторина.

1. Как ходит пешка? (вперед по вертикали).

2. Если дальнейшему вашему продвижению пешки мешает  пешка противника /стоит на ее пути/, можно ли перепрыгнуть через нее? (нет).

3. Какие фигуры остаются на доске до конца игры? (короли).

4. Почему король слабее ферзя, но главнее его (без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя).

5. Является ли рокировка обязательной? (нет).

6. Между какими фигурами на доске стоит король? (между ферзей и слоном).

7. Почему слон и конь называются легкими фигурами? (подвижные малоценные фигуры расчищают путь ценным фигурам).

8. Может ли ладья побить 2 пешки (нет).

9.Кто больше напишет пословиц о труде?

10.Запись шахматных партий называется шахматной нотацией. Без хорошего знания шахматной нотации не может обойтись шахматист.

Записать сокращенные названия: (фигур)

Король Кр

Ферзь Ф
пешка п
Ладья Л
Слон С
Конь К

ход сделан -

побита фигура :

Шах          +
      Короткая рокировка     0-0
      Мат          х

Слово жюри. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для 3-4 классов

Эта игра позволит привить интерес к учебному процессу...

Интеллектуальная игра "Умники и Умницы"

Игра разработана педагогами МКОУ СОШ №5 г. Фролово Волгоградской области: Пономаревой В. М., Вершининой Т. И., Плехановой О. А., Патриной В. Н.Цели игры: закрепить знания учащихся по предметам програм...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Сценарий интеллектуальной игры для учащихся 4-х классов "Умники и умницы"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Внеклассное мероприятие по русскому языку можно провести на классном часе...

Интеллектуальная игра "Умники и кмницы". 4 класс.

Внеклассное мероприятие по русскому языку по темам "Имя существительное" и "Имя прилагательное"...

Интеллектуальная игра "умники и умницы"

План-конспект по внеурочной деятельности - интеллектуальная игра с ребусами и познавательными играми...