Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Школа Росии
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Земцова Жанна Александровна

Рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_4_klass_shkola_rossii.docx85.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык» в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год – 5 часов в неделю.

Для реализации программного содержания используются:

•        Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

•        Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.  Дидактический материал для 4 класса: М.: Просвещение, 2008.

•        Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык в начальной школе. 4 класс: книга для учителя. –  М.: Просвещение, 2004.

        Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к русскому языку. Требованиями образовательной программы по русскому языку в 4 классе предусмотрены обязательная лексическая и этимологическая работа со словом, текстом, развитие орфографической зоркости, самостоятельное выполнение дифференцированных заданий по опорным материалам, активное включение учащихся в анализирование различных языковых явлений.

        Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности.

        Данная программа направлена:

  • на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
  • на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
  • на познание окружающего мира и самого себя.

 Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес к его изучению.

Формирование системы знаний в области лексико-грамматических разрядов слов, словообразования, норм литературного произношения, орфографии и синтаксического строя русского языка реализуется в единстве с формированием развёрнутой структуры учебной деятельности и собственно лингвистическим развитием ребёнка.

        Лингвистическое (речевое) развитие включает в себя:

  • осознание (понимание) ребёнком соотнесённости окружающего мира и слова, способного рассказать об этом мире (его прошлом, настоящем и будущем); слово образуется (рождается), изменяется, используется в речи по определённым правилам;
  • сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области фонетики, лексики, морфемики и грамматики родного языка;
  • формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;
  • формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, приёмов лингвистического анализа, синтеза;
  • осознание себя носителем русского языка;
  • развитие мотивов и средств речевой деятельности.

        Задача речевого развития в курсе русского языка реализуется системой заданий, направленных на формирование:

  • правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма;
  • речевого слуха, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя высказываний младших школьников;
  • диалогической и монологической форм речи учащихся;
  • способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объёму сообщения (в устной и письменной форме), близкие детям по тематике (описание, повествование, рассуждение).

        Курс ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать и рассуждать. Методическая система учебников построена в соответствии с психофизиологическими особенностями учащихся (это обеспечивается определённой дозировкой материала, созданием на уроке атмосферы открытия и удивления, выработкой навыков учебной самостоятельности разнообразием текстового учебного материала, поэтапностью, диалектичностью организации обучения от 1 к 4 классу).

        Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

В соответствии с программой каждого года обучения материал представлен тремя основными разделами: Предложение, Слово (Морфология и Морфемика), Звуки и буквы.

Каждая тема раскрывается в определённой последовательности:

  • постановка проблемы и её анализ учащимися и учителем;
  • самостоятельная формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий;
  • уточнение сформулированных учащимися обобщений по учебнику;
  • введение соответствующей терминологии;
  • выполнение упражнений, различных по уровню сложности.

В методический аппарат учебника включены специальные ориентиры, которые выделяют тот или иной учебный материал или задание. Специальными значками-символами обозначены правила, сведения о языке, слова для справок, задания для самостоятельной работы, письмо по памяти, работа с таблицами, ориентировочные границы урока и т.д.

Текстовой учебный материал в своей основе – прозаические и стихотворные произведения русской классической и современной литературы, различные формы народного творчества (загадки, пословицы, поговорки и т.д.)

Данный учебник «Русский язык» завершает курс русского языка в начальной школе и строится как обобщение, конкретизация уже известного детям из 1 – 3 классов. На основе полученных детьми знаний происходит постепенное и мотивированное введение новых сведений. Большое значение приобретает работа с таблицами, в результате которой учащиеся выявляют, анализируют закономерности склонения и правописания частей речи.

        Основные разделы курса – Предложение и Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие).

        В разделе Предложение обобщаются знания детей о простом предложении, раскрывается понятие главных, второстепенных и однородных членов простого предложения. Уточняя характеристику простого предложения, подчёркивается, что оно представляет собой смысловое и интонационное единство, грамматическое целое и служит для выражения суждения. Система заданий  по сложному предложению обеспечивает понимание детьми того, что сложное предложение – это не механическое соединение нескольких простых предложений. Главное то, что оно тоже  составляет смысловое и интонационное единство.

        В связи с тем, что дети постоянно обращаются в своих высказываниях, изложениях, общении к прямой речи, в данном курсе представлен материал о значении употребления, об оформлении на письме прямой речи.

        В разделе Части речи имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие раскрываются как сочетание лексического значения и грамматических признаков (категорий).

Система заданий  в каждой теме организована так, что последовательно осуществляется связь грамматики, орфографии и речевого опыта младших школьников.

Таким образом, основная функция программы русского языка с учётом всех перечисленных задач, - пробудить у учащихся интерес к узнаванию родного языка.

Распределение изучения тем программы (170 часов)

Синтаксис и пунктуация (30 часов)

Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство).

Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

        Составление нескольких предложений, объединённых одной темой (по сюжетным рисункам или наблюдениям за природой, впечатлениям от экскурсий, посещения театра и т.д.), с однородными членами.

        Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, также предложений с однородными членами.

        Прямая речь. Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью.

         Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.

Имя существительное (40 часов)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имён существительных, изменение по числам и падежам. Собственные и нарицательные имена существительные. Основные типы склонения имён существительных. Способы проверки безударных падежных окончаний существительных.

        Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения с твёрдой и  мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.

Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Предлоги с именами существительными, стоящими в разных падежах.

Составление предложений с существительными в определённом падеже, различение в предложениях именительного и винительного, родительного и винительного падежей.

Существительное как член предложения. Употребление в речи существительных.

Имя прилагательное (25 часов)

        Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами.

        Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

        Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода. Способы проверки.

        Склонение имён прилагательных множественного числа с твёрдой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа. Способы проверки.        Прилагательное как член предложения.

Употребление в речи прилагательных. Составление предложений с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.

Личные местоимения (7 часов)

Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.

Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.

Личные местоимения как члены предложения.

Употребление в речи личных местоимений. Редактирование текстов с использованием личных местоимений.

Глагол (45 часов)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Неопределённая форма глагола.

Время глагола, изменение по лицам и числам.

1 и 2 спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Способы проверки.

Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на –тся, -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Глагол как член предложения.

Особенности употребления в речи глаголов.

Сравнение выразительности глаголов с другими частями речи.

Составление предложений с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах.

Наречие  (3 часов)

Общие сведения о наречии. Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

Наречие как член предложения.

Употребление в речи наречий.

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (20 часов)

Слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль, агроном, адрес, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, валенки, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, земляника, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, картофель, килограмм, класс, колесо, коллектив, командир, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костёр, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, собака, солома, сорока, союз, собака, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, тетрадь, товарищ, тепловоз, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйство, хлебороб, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса:

В результате усвоения программного материала по русскому языку учащиеся должны: знать / понимать:

• признаки простого и сложного предложения; знаки препинания в этих предложениях;

• признаки главных членов предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенных членов предложения;

• термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;

• признаки однородных членов предложений; знаки препинания в предложениях с однородными членами;

• лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия;

• морфемный состав имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий;

• признаки и падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения;

• правописание и способы проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов;

• признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;

Различать и сравнивать:

• простое и сложное предложение;

• главные и второстепенные члены предложения;

• лексико-грамматические признаки изученных частей речи;

• типы склонения имён существительных (1, 2, 3 –е), типы спряжения глаголов (I и II).

Решать практические учебные задачи:

• производить синтаксический разбор предложения;

• расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;

• устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

• разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределённой формы;

• безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в I – IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т.д.);

• правильно писать – тся, - ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Слова с непроверяемыми написаниями.

Количество диктантов – 11 (3+4+2+2)                        

Количество изложений – 5  (1+2+1+1)                        

Количество обучающих сочинений – 3  (0+1+1+1)  

Контрольное списывание – 1                                



п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Т/Ф урока

Элементы
содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Д.З.

ДАТА

Предложение (синтаксис и пунктуация) (30 ч)

1

Предложение. Главные члены предложения

Комбинированный

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов).

Уметь различать главные и второстепенные члены предложения

Фронтальный опрос

2

Связь слов в  предложении. Словосочетание

Комбинированный

Различение слова,
словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Установление связи слов в предложении

Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь применять изученные правила по орфографии
и пунктуации

Текущий Главное и зависимое слово в словосочетании

Сведения
о языке,

упр. 7

3

Главные и второстепенные члены предложения

1

Комбинированный

Главные и второсте-
пенные члены предложения.

Порядок слов в предложении.

Знаки препинания в конце предложения
(точка, вопросительный, восклицательный знаки)

Знать признаки изученных частей речи.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий Фразеологические обороты и словосочетания

Упр. 8

4

Обстоятельство – второстепенный член предложения

1

Комбинированный

Главные и второсте-
пенные члены.

Установление связи слов в предложении

Знать термин
«обстоятельство».

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, находить обстоятельство в предложении

Текущий Обстоятельство

Сведения о языке, упр. 10

5

Обстоятельство

1

Комбинированный

Главные и второстепенные члены предложения

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Знать признаки изученных частей речи

Текущий. Индивидуальный опрос Обстоятельство

Упр. 13

6

Определение –  второстепенный член предложения

1

Комбинированный

Главные и второсте-
пенные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)

Знать термин «определение», признаки изученных частей
речи.

Уметь анализировать предложение,

находить определение по вопросам

Текущий Определение

Упр. 17

7

Определение

1

Комбинированный

Главные и второсте-
пенные члены предложения

Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать предложение

Текущий.

Самостоят. работа Определение

Сведения
о языке,

упр. 20

8

Дополнение –

второстепенный член предложения

1

Комбинированный

Главные и второсте-
пенные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)

Знать термин
«дополнение».

Уметь анализировать предложение,
соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, выделять дополнение по вопросам

Текущий. Словарный диктант Дополнение

Сведения
о языке,

упр. 22

9

Дополнение

1

Комбинированный

Главные и второсте-
пенные члены предложения

Знать признаки
изученных частей
речи.

Уметь анализировать предложение

Текущий. Фронтальный опрос Дополнение

Упр. 23

10

Главные и второстепенные члены предложения

1

Комбинированный

Главные и второстепенные члены предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать главные и второстепенные члены предложения, признаки изученных частей речи.

Уметь анализировать предложение

Тест
(20 мин) Обстоятельство, определение, дополнение.

Главные и зависимые слова в словосочетании

Повторить словарные слова
по теме «Огород»  

11

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие

1

Комбинированный

Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Запятая в предложе-
ниях с о чл

Знать признаки
однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания
в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы
орфографии

Текущий. Словарный диктант Однородные подлежащие

Упр. 27

12

Однородные
сказуемые.

Союзы и, а, но

1

Комбинированный

Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

Знать понятия «союзы», «однородные сказуемые».

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий. Фронтальный опрос Однородные сказуемые

Сведения
о языке,

упр. 28

13

Входная контрольная работа. Диктант «Улетают

журавли»
(40 мин)

1

Конт-роль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять
изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант
(текст 75–
80 слов)
с грамматическим заданием

14

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1

Комбинированный

Овладение нормами
речевого этикета
в ситуациях учебного и бытового общения, орфоэпическими нормами и правильной интонацией

Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками

15

Предложения с однородными членами,
соединенными союзами
а, и, но

1

Комбинированный

Однородные члены предложения.

Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

Знать признаки
однородных членов предложения.

Уметь анализировать предложение; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Самостоятельная
работа Предложения с однородными членами без союзов и с союзами
и, а, но. Интонация перечисления

Упр. 32

16

Знаки препинания в предложениях с однородными подлежащими и сказуемыми, соединенными союзами и без союзов

1

Комбинированный

Текущий Однородные подлежащие

Упр. 41, упр. 44

17

Однородные дополнения.

Знаки препинания в предложениях с однородными дополнениями

1

Комбинированный

Однородные члены предложения.

Запятая в предложениях с однородными членами

Знать понятие
«однородные дополнения».

Уметь анализировать предложение; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий.

Словарная работа Однородные дополнения

Упр. 55

18

Однородные обстоятельства. Знаки препинания в предложениях
с однородными обстоятельствами

1

Комбинированный

Однородные члены предложения.

Запятая в предложениях с однородными членами

Знать признаки однородных членов предложения.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

Текущий.

Фронтальный опрос Однородные обстоятельства

Сведения
о языке,

упр. 62

19

Однородные определения.

Знаки препинания в предложениях с однородными определениями

1

Комбинированный

Однородные члены предложения.

Запятая в предложениях с однородными членами

Знать признаки простого  и  сложного  предложений; понятие «однородные определения».

Уметь расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях

Тематический. Словарный диктант Однородные определения

Сведения
о языке,

упр. 68

20

Знаки препи-
нания в предложениях с однородными членами, соединенными
союзами и без союзов

1

Комбинированный

Однородные члены предложения.

Запятая в предложе-
ниях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

Уметь анализировать предложение, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Тест
(10 мин)

Упр. 73

21

Простые и сложные предложения

1

Комбинированный

Различение слова,
словосочетания и предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложении

Знать признаки простого  и  сложного  предложений.

Уметь расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях

Тематический. Индивидуальный опрос Различение и употребление в речи простых и сложных предложений

Сведения
о языке,

упр. 80

22

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях

1

Комбинированный

Различение слова,
словосочетания и предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложении

Знать признаки
простого и сложного предложений

Текущий.

Выборочный диктант Различение и употребление в речи простых и сложных предложений

23

Знаки препи-
нания в сложных предложениях, в которых простые предложения соединены союзами
и, а, но

1

Комбинированный

Различение слова,
словосочетания
и предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложении. Союзы, их роль в речи

Знать признаки
сложного предло-
жения.

Уметь расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях

Текущий Различение и употребление в речи простых и сложных предложений

Сведения о языке, упр. 83

24

Знаки препи-
нания в сложных предложениях

1

Комбинированный

Различение слова,
словосочетания и предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложении

Знать правила постановки знаков препинания в сложном предложении

Текущий Различение и употребление в речи простых и сложных предложений

Сведения
о языке,

упр. 87

25

Прямая речь
(общее знаком-
ство)

1

Комбинированный

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения.

Практическое овла-
дение диалогической и монологической речью, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, орфоэпическими нормами и правильной интонацией

Знать типы предложений по цели
высказывания
и эмоциональной окраске; понятие «прямая речь».

Уметь анализировать предложение, без ошибок списывать небольшой текст с прямой
речью объемом 70–90 слов

Текущий.

Словарная
работа Прямая речь

Сведения
о языке,

упр. 93

26

Знаки препи-нания в предложениях с прямой речью

1

Комбинированный

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью

Знать знаки препи-
нания в предложениях с прямой речью.

Уметь анализировать предложение

Текущий.

Индивидуальный опрос Знаки пре-
пинания в предложениях с прямой речью

Сведения
о языке, упр. 97

27

Знакомство с оформлением диалога

1

Комбинированный

Практическое овладение диалогической
формой речи

Знать понятие
«диалог».

Овладеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного
общения

Текущий.

Словарная работа Оформление
диалога

28

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенности интонации предложений с обращением

1

Комбинированный

Овладение нормами
речевого этикета
в ситуациях учебного и бытового общения
(обращение с просьбой)

Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; понятие «обращение».

Уметь анализировать предложение, без ошибок списывать небольшой текст объемом
70–90 слов

Текущий Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением

Сведения
о языке, упр. 104

29

Изложение текста «Переполох в лесу» (40 мин)

1

Практического применения знаний

Составление плана текста. Изложение
содержания прочитанного текста

Уметь создавать
несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Изложение

30

Анализ изло-
жения, работа над ошибками. Знаки препинания в предложениях с обращением

1

Комбинированный

Овладение нормами
речевого этикета
в ситуациях учебного и бытового общения, орфоэпическими нор-
мами и правильной интонацией

Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением

Сведения
о языке,

упр. 108

Части речи(морфология) 120 (ч)

Имя существительное 40 (ч)

31

Имя существительное. Общие сведения об имени существительном

1

Комбинированный

Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам

Знать лексико-грамматические признаки имен существительных.

Уметь употреблять существительные; определять число, род, падеж существительных

Текущий Игры со словами.

Антонимы

Упр. 6

32

Изменение имен существительных
по числам

1

Комбинированный

Изменение  существительных по числам. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать лексико-грамматические признаки имен существительных.

Уметь определять число имен существительных

Текущий.

Словарная

работа Существительные, которые имеют только форму множественного числа

Упр. 11

33

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род имен существительных

1

Комбинированный

Различение имен существительных, отве-
чающих на вопросы «кто?», «что?»; имен
существительных мужского, женского и среднего рода

Знать лексико-грамматические признаки имен существительных.

Уметь определять одушевленные
и неодушевленные
существительные, род имен существительных

Текущий.

Фронтальный опрос Существительные, которые имеют только форму единственного числа

Сведения
о языке,

упр. 17

34

Обучающее
сочинение «Осенний лес» (40 мин)

1

Практического применения знаний

Отличие письменной речи от устной

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме
несложных текстов

Сочинение Признаки текста. Создание небольшого текста
(сочинения) по интересной детям
тематике

35

Анализ сочи-
нения, работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам

1

Комбинированный

Изменение существительных по числам и падежам

Знать лексико-грамматические признаки имен существительных.

Уметь определять падеж имен существительных, выполнять работу над
ошибками

Работа над ошибками Однокоренные слова, формы одного и того же слова

Упр. 24

36/37

Употребление предлогов с различными падежами имен существительных

2

Комбинированный

Изменение существительных по числам и падежам. Предлоги, их роль в речи. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать понятие
«предлоги».

Уметь определять
падеж имен существительных, употреблять предлоги с различными падежами имен существительных

Текущий.

Словарная работа. Тест
(8 мин) Ребусы.

Шарады.

Деформированное предложение

Сведения
о языке, упр. 28

38

Именительный и винительный падежи имен существительных

1

Комбинированный

Изменение существительных по числам и падежам

Уметь определять именительный и винительный падежи имен существительных

Текущий Ребусы

Сведения
о языке, упр. 38

39

Закрепление изученного.

Падежи имен существительных

1

Комбинированный

Изменение существительных по числам и падежам

Знать признаки изученных частей речи; падежи существительных.

Уметь определять
падеж имен существительных

Проверочная
работа

(20 мин) Деформированные предложения

Упр. 39

40

Основные типы склонения имен существительных

1

Комбинированный

Различение  первого, второго, третьего склонения имен существительных

Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных.

Уметь определять склонение имен существительных

Текущий. Словарная работа Основные типы склонения имен

существительных

Сведения
о языке

41

Первое склонение имен существительных

1

Комбинированный

Текущий.

Фронтальный опрос Омонимы.

Игры со словами

Выписать из словаря 10 сущ.
1-го скл.

Упр. 46

42

Второе склонение имен существительных

1

Комбинированный

Сведения
о языке,

упр. 52

43

Контрольный
диктант
за I четверть
(40 мин)

1

Конт-роль знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь безошибочно писать под диктовку текст с изученными орфограммами

Диктант Многозначные слова

44

Третье склонение имен существительных. Работа над ошибками

1

Комбинированный

Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных

Уметь анализировать слово; определять склонение имен существительных;

выполнять работу над ошибками

Текущий Игры со словами

Сведения
о языке,

упр. 64

45

Контрольное списывание «Кот-ворюга»
(30 мин).

Падежные окончания имен существительных третьего склонения

1

Комбинированный

Отличие письменной речи от устной. Списывание текста. Различение  первого, второго, третьего склонения имен существительных

Уметь безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами, анализировать слово, определять склонение имен существительных

Контрольное списывание

Сведения
о языке, упр. 71

46

Закрепление по теме «Склонение имен существительных. Признаки склонения имен существительных»

1

Комбинированный

Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных

Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существ.

Уметь определять склонение имен существительных

Тест

(20 мин).

Тематический Кроссворд

47

Правописание падежных окончаний имен сущест-
вительных единственного числа

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний  имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на
-
мя, -ий, -ья, -ье, -ия,
-ов, -ин
). Изменение имен существительных по падежам и числам. Чтение и понимание учебного текста,формулировок заданий, правил, определений

Знать правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Уметь различать типы склонения имен существительных
(1-, 2-, 3-е), соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий.

Словарная

работа Синонимы

Сведения
о языке,

упр. 78

48

Проверка безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения

1

Комбинированный

Правописание без-
ударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных
на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин)

Знать  грамматические признаки имени существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных

Текущий Игры со словами

Сведения
о языке,

упр. 86

49/50

Падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах

2

Комбинированный

Правописание без-
ударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных
на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Изменение имен существительных по падежам и числам

Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном и пред-
ложном падежах

Текущий.

Выборочный диктант Ребусы.

Игры со словами

Сведения
о языке,

упр. 91,

упр. 96

51/52

Падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах

2

Комбинированный

Изменение имен существительных по па-
дежам и числам.

Правописание безударных падежных окончаний  имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме
существительных
на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин)

Знать  грамматические признаки имени существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий. Словарная работа. Фронтальный опрос Игры со
словами.

Ребусы

Упр. 105

53

Упражнение
в написании окончаний имен сущест-
вительных 1-, 2-, 3-го склонения в винительном падеже. Предлоги
про, через, сквозь

1

Комбинированный

Правописание без-
ударных падежных окончаний  имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных
на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,
-ов, -ин
). Предлоги, их роль в речи

Уметь различать типы склонения имен существительных
(1, 2, 3-е); правильно писать окончания имен существительных в винительном падеже, употреблять предлоги
про, через, сквозь

Тест
(8 мин) Омонимы

Упр. 113

54

Изложение текста «Друзья птиц» (40 мин)

1

Практического применения знаний

Отличие письменной речи от устной.

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Знать  грамматические признаки имени

существительного. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста.

Изложение

Упр. 118

55

Анализ работы. Редактирование текста.

Творительный падеж имен существительных. Предлоги над, перед

1

Комбинированный

Изменение имен существительных по падежам и числам. Предлоги, их роль в речи. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

Знать признаки творительного падежа имен существительных.

Уметь находить
способы проверки
написания слов, выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками Игры со словами. Деформированный текст

Упр. 120

56

Употребление предлогов с различными падежами имен сущест-
вительных

1

Комбинированный

Предлоги, их роль
в речи. Отличие предлогов от приставок. Изменение имен существительных по
падежам и числам

Знать правило написания предлогов с именами существительными.

Уметь употреблять предлоги с различными падежами

Текущий.

Словарный диктант Антонимы

57

Простые предложения с однородными членами и сложные предложения

1

Комбинированный

Различение слова,
словосочетания
и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Связь слов в предложении. Однородные члены предложения

Уметь анализировать предложения с однородными членами, сложные предложения

Текущий Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Деформированный текст

58/59

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных 1-, 2-,
3-го склонения

2

Комбинированный

Правописание без-
ударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных
на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин)

Знать  грамматические признаки имени

существительного. Уметь различать типы склонения имен

существительных
(1-, 2-, 3-е)

Тест

(15 мин).

Текущий.

Фронтальный опрос Деформированное предложение

Упр. 132,

упр. 135

60

Упражнения в написании безударных гласных в корнях слов, в приставках, в окончаниях имен существительных

1

Комбинированный

Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках, в окончаниях имен существительных

Знать значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание

Тематический Использование орфографического словаря

Упр. 138

61

Диктант
с граммати-
ческим заданием «На лесной полянке»
(40 мин)

1

Контроль знаний, умений

Письмо  под диктовку текста в соответствии с изученными пра-
вилами

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Диктант

62

Анализ работы. Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложных текстов

Работа над ошибками

Упр. 139

63

Склонение имен существительных во множественном числе

1

Комбинированный

Изменение имен существительных по падежам и числам. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном
числе.

Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных

Текущий.

Самостоятельная
работа Игра со словами

Сведения
о языке,

упр. 149

64

Склонение имен существительных множественного числа с твердой основой

1

Комбинированный

Правописание без-
ударных падежных окончаний  имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных
на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин)

Знать понятие
«твердая основа».

Уметь анализировать слово как часть речи. Соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных

Текущий.

Словарный диктант Склонение имен существительных множественного числа с твердой основой

Упр. 143

65

Склонение имен существительных множественного числа с мягкой основой

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Знать понятие
«мягкая основа».

Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных

Текущий Склонение имен существительных множественного числа с мягкой основой

Упр. 159

66

Окончания имен существительных множественного числа

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Знать  грамматические признаки имени

существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов

Словарный диктант
(7 мин)

Игры со словами

67

Изложение текста «Орел и кошка»
(40 мин)

1

Практического применения  знаний

Отличие письменной речи от устной.

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Знать  грамматические признаки имени

существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов

Изложение

Повторить слова по теме «Цвет»

68

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Правописание безударных окончаний имен существительных множественного числа

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками Ребусы.

Деформированный текст

Упр. 163

69

Написание безударных окончаний имен существительных множественного числа

1

Комбинированный

Изменение имен существительных по падежам и числам

Знать  грамматические признаки имени

существительного.

Уметь писать безударные окончания имен существительных множественного числа

Текущий.

Самостоятельная
работа Омонимы

Упр. 164

70

Обобщение изученного. Имя существительное как часть речи

1

Урок-игра

Имя существительное. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать признаки
имени существи-
тельного

Тематический.

Тест
(8 мин) Кроссворд

Подготовить вопросы по изученной теме

Имя прилагательное (25 ч)

71

Общие сведения об имени прилагательном

1

Комбинированный

Имя прилагательное, значение и употребление в речи

Знать лексико-
грамматические
признаки имен прилагательных

Тематический. Словарный диктант Антонимы

72

Изменение имен прилагательных по числам и
по родам

1

Комбинированный

Изменение имен прилагательных по числам и по родам

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных.

Уметь определять род и число имен прилагательных

Тематический Ребусы

Упр. 8

73

Связь прилагательного с существительным

1

Комбинированный

Согласование с именами существительными. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных.

Уметь устанавливать согласование имени прилагательного с именем прилагательным

Тематический

Главное и зависимое слово в словосочетании

Упр. 14

74

Контрольное списывание «Удивительное дерево»

(40 мин)

1

Практического применения  знаний

Отличие письменной речи от устной. Списывание текста

Уметь безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами

Списывание

Упр. 20

75/76

Склонение имен прилагательных мужского и сред-
него рода

2

Комбинированный

Склонение прилага-тельных, кроме при-
лагательных на
-ий, -ья, -ов, -ин

Знать склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.

Уметь определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода

Текущий.

Фронтальный опрос Игры со словами

Сведения
о языке,

упр. 27

77

Контрольный диктант
за II четверть
(40 мин)

1

Конт-роль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Диктант

78

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Склонение

имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Комбинированный

Склонение прилага-
тельных, кроме при-
лагательных на -
ий,

-ья, -ов, -ин

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных.

Уметь определять

склонение имен прилагательных мужского и среднего рода

Работа над ошибками Деформированное предложение

Упр. 33

79

Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

1

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Знать падежные окончания имен
прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов

Текущий.

Словарный диктант Синонимы

Сведения
о языке, упр. 38

80/81

Правописание  падежных окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

2

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

Текущий.

Тематический. Выборочный диктант Антонимы.

Синонимы

Сведения
о языке,

упр. 44

82

Правописание  падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

1

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа; правильно писать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

Текущий Игры со словами

Упр. 58

83

Сочинение
по картине
К. Ю. Юона

«Волшебница Зима» (40 мин)

1

Практического применения  знаний

Отличие письменной речи от устной

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста

Сочинение Создание небольшого текста (сочинения)

84

Анализ сочинения, работа над ошибками. Правописание  падежных окончаний  имен  прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

1

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Знать правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов; определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

Работа над ошибками Деформированное предложение

Сведения
о языке, упр. 6

85/86

Склонение имен прилагательных женского рода единственного числа

2

Комбинированный

Склонение имен
прилагательных, кроме прилагательных на
-ий, -ья, -ов, -ин

Знать склонение имен прилагательных женского рода единственного
числа.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа

Текущий.

Тематический. Словарный диктант Игры со словами. Ребусы

Сведения
о языке, упр. 8;

упр. 10

87

Правописание и проверка
безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа

1

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного
с основой на
ц)

Уметь определять склонение имен
прилагательных женского рода единственного числа, находить способы проверки написания слов.

Знать значимые части слова

Тематический Антонимы

Сведения
о языке,

упр. 17

88

Правописание и проверка падежных окончаний  имен  прилагательных единственного числа

1

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Тематический. Фронтальный опрос

Игры со словами

89

Диктант
с грамматическим заданием «Клесты»
(40 мин)

1

Конт-роль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь анализировать и кратко харак-
теризовать звуки
речи, состав слова, части речи, предложение

Диктант

90

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных единствен-
ного числа

1

Комбинированный

Склонение имен при-
лагательных, кроме
прилагательных на
-ий, -ья, -ов, -ин

Уметь находить
способы проверки
написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, выполнять работу над ошибками

Тематический Деформированный текст

Упр. 22

91

Склонение и правописание  окончаний имен прилагательных  множественного числа

1

Комбинированный

Склонение имен при-лагательных, кроме
прилагательных на
-ий, -ья, -ов, -ин. 

Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать склонение
и правописание
окончаний имен
прилагательных множественного числа
с твердой и мягкой основами.

Уметь находить
способы проверки
написания слов, определять склонение имен прилагательных во  множественном числе

Тематический. Словарный диктант Синонимы

Упр. 27

92

Склонение
прилагательных множественного числа с твердой и мягкой осно-
вами

1

Комбинированный

Склонение прилага-
тельных
множественного числа
с твердой
и мягкой основами

Сведения
о языке, упр. 32

93

Изложение текста  «Заячьи лапы»
(40 мин)

1

Практического применения  знаний

Отличие письменной речи от устной.

Составление плана текста.

Изложение содержания прочитанного
текста

Уметь создавать
несложные монологические тексты

Изложение

94

Анализ изло-
жения, работа над ошибками. Правописание и проверка  окончаний прилагательных  множественного числа

1

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Уметь находить
способы проверки
написания слов, выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками Деформированный текст

Упр. 38

95

Правописание и проверка  окончаний прилагательных  единственного и множественного числа

1

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Уметь находить
способы проверки
написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном и во множественном числе

Тематический. Тест
(8 мин) Кроссворд

Упр. 37

Местоимение (7 ч)

96

Общие сведения о личных местоимениях

1

Комбинированный

Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление

Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии
и пунктуации

Фронтальный опрос Склонение личных местоимений

Сведения
о языке,

упр. 10

97

Значение личных местоимений. Употребление личных местоимений в речи

1

Комбинированный

Личные местоимения, значение и употребление  в речи

Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Тематический Склонение личных местоимений

Упр. 15

98

Личное место-
имение и имя существительное. Склонение личных местоимений

1

Комбинированный

Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа

Знать признаки изученных частей речи.

Уметь склонять личные местоимения

Тематический. Словарный диктант Склонение личных местоимений

Упр. 20

99

Склонение
личных  местоимений  множественного числа. Личные местоимения как члены предложения

1

Комбинированный

Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа

Знать признаки  и склонение личных местоимений.

Уметь определять склонение и роль в предложении личных местоимений

Тематический Склонение личных местоимений

Сведения
о языке,

упр. 27

100

Раздельное
написание
личных место-
имений с предлогами

1

Комбинированный

Раздельное написание предлогов с личными  местоимениями. Предлоги, их роль в речи

Знать признаки изученных частей речи.

Уметь анализировать предложение с личными местоимениями

Текущий Ребусы

Сведения
о языке, упр. 31

101

Правописание  личных место-
имений с предлогами

1

Комбинированный

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи

Уметь писать личные местоимения с предлогами

Текущий.

Самостоятельная

работа Игры со словами

Сведения
о языке, упр. 35

102

Редактирование текста с использованием личных местоимений

1

Комбинированный

Личные местоимения, значение и употребление в речи

Уметь использовать приобретенные
знания и умения  
в практической деятельности

Проверочная работа

Деформированное предложение

Упр. 39

Глагол(42 ч)

103

Диктант
с грамматическим заданием «Воробей»
(40 мин)

1

Конт-роль знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Диктант

104

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Обобщение  знаний о личных местоимениях

1

Комбинированный

Личные местоимения, значение и употребление в речи

Знать признаки  личных местоимений

Работа над ошибками Кроссворд

Составить словарный диктант

105

Общие сведения о глаголе

1

Комбинированный

Глагол, значение и употребление в речи

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи

Тематический Многозначные слова

Упр. 8

106

Лексическое значение, основные
грамматические признаки глагола

1

Комбинированный

Значение и употребление в речи

Знать лексико-грамматические признаки глагола. Уметь анализировать слово как часть речи

Тематический. Фронтальный опрос Прямое
и переносное значение

Упр. 12

107

Неопределенная форма глагола

1

Комбинированный

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Чтение и понимание учебного текста,
формулировок зада-
ний, правил, опре-
делений

Уметь разбирать
по составу глаголы неопределенной
формы, задавать вопросы к глаголам

Текущий Инфинитив

Сведения
о языке, упр. 16

108

Неопределенная форма глагола

1

Комбинированный

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»

Уметь разбирать
по составу глаголы неопределенной
формы

Тест
(8 мин) Инфинитив

109

Неопределенная форма глагола. Суффиксы -ть, -ти

1

Комбинированный

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»

Уметь разбирать по составу глаголы неопределенной формы.

Знать суффиксы глаголов -ть, -ти

Текущий.

Словарный диктант Инфинитив.
Возвратные глаголы

Сведения
о языке, упр. 20

110

Неопределенная форма глагола. Суффиксы -ся, -сь

1

Комбинированный

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»

Уметь определять
начальную – неопределенную форму глагола

Индивидуальный
опрос Инфинитив

Сведения
о языке, упр. 26

111

Сочинение
на тему «Чудеса  природы»

(40 мин)

1

Практического применения  знаний

Отличие письменной речи от устной

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста

Сочинение Создание
небольшого текста (сочинения)

Упр. 27

112

Анализ сочинений, редактирование текста. Неопределенная форма глагола

1

Комбинированный

Неопределенная  форма глагола

Уметь находить способы проверки написания слова, употреблять глаголы в речи

Работа над ошибками Инфинитив

113

Время глагола

1

Комбинированный

Изменение глаголов по временам

Уметь определять время  глагола

Текущий Многозначные слова

Упр. 35

114

Изменение
глаголов по временам

1

Комбинированный

Изменение глаголов по временам

Уметь определять время  глагола

Текущий.

Словарный диктант Многозначные слова

Упр. 39

115/116

Образование глаголов
прошедшего
времени

2

Комбинированный

Изменение глаголов по временам

Уметь определять время  глагола, образовывать глаголы прошедшего времени

Текущий.

Выборочный диктант Суффикс -л- прошедшего времени

Сведения
о языке, упр. 42,
упр. 47

117

Изменение
глаголов прошедшего времени по родам и числам

1

Комбинированный

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

Уметь определять род и число глаголов прошедшего
времени

Текущий.

Тест (8 мин) Многозначные слова

118

Спряжение
глаголов

1

Комбинированный

Изменение глаголов по лицам  и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Уметь анализировать слово как часть речи.

Знать признаки
I и II спряжения
глаголов

Текущий Практическое овладение спосо-
бами определения
спряжения глаголов
(I, II спряжения)

Сведения
о языке, упр. 53

119

I и II спряжение глаголов

1

Комбинированный

Изменение глаголов по лицам  и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)

Знать признаки
I и II спряжения
глаголов.

Уметь определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем времени

Текущий Глаголы-исключения

Сведения
о языке, упр. 58

120/121

Определение спряжения
глагола по неопределенной форме

2

Комбинированный

Изменение глаголов по лицам  и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)

Знать признаки
I и II спряжения
глаголов.

Уметь определять спряжение глагола по неопределенной форме

Тематический. Словарный диктант Многозначные слова

Сведения о языке,

упр. 65

122

Мягкий знак в окончаниях глаголов второго лица единственного числа

1

Комбинированный

Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)

Уметь правильно
писать окончания
глаголов 2-го лица  единственного числа

Текущий Антонимы

Сведения
о языке, упр. 71

123

Мягкий знак в окончаниях глаголов второго лица единственного числа

1

Комбинированный

Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)

Уметь правильно
писать окончания
глаголов 2-го лица  единственного числа

Текущий.

Фронтальный опрос Антонимы

Упр. 73

124

Изложение текста «Схватка со змеёй»

(40 мин)

1

Практического применения  знаний

Отличие письменной речи от устной.

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать
несложные монологические тексты

Изложение

125

Правописание безударных окончаний
глаголов I и II спряжения

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками Деформированный текст

Упр. 76

126/127

Глаголы
на
-тся, -ться

2

Комбинированный

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Изменение глаголов по временам.

Правописание окончаний глаголов на -тся,
-ться

Уметь правильно
писать
-тся, -ться 
в глаголах, анализировать слово, предложение

Текущий.

Словарный диктант Синонимы

Упр. 83

128

Диктант
«Сороки» с грамматическим заданием
(40 мин)

1

Конт-роль знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами

Диктант Инфинитив

Упр. 85

129

Анализ диктанта, работа над ошибками.

Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и
II спряжения)

Уметь находить
способ проверки
написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, вы-
полнять работу над ошибками

Работа над ошибками Деформированное предложение

Упр. 89

130

Правописание безударных окончаний
глаголов I и II спряжения

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий Ребусы

Упр. 94

131

Правописание личных окончаний глаголов

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Словарный диктант Многозначные слова

Упр. 100

132

Повторение. Правописание мягкого знака в глаголах

1

Комбинированный

Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)

Уметь правильно
писать окончания
глаголов 2-го лица  единственного числа

Текущий Антонимы

Упр. 109

133

Повторение по теме
«Образование глаголов
прошедшего времени»

1

Комбинированный

Изменение глаголов по временам. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Уметь образовать глаголы прошедшего времени

Тест
(8 мин) Многозначные слова

Упр. 117

134

Повторение по теме «Личные окончания глаголов, их правописание»

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Текущий.

Проверочная работа Инфинитив.

Глаголы-исключения

Упр. 123

135

Сочинение
по картине
И. И. Левитана «Март»

(40 мин)

1

Практического применения  знаний

Отличие письменной речи от устной

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста

Сочинение Создание
небольшого текста
(сочинения)

136

Анализ сочинения, работа над ошибками. Личные окончания глаголов, их правописание

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками Деформированный текст

137

Повторение по теме «Неопределенная форма глагола»

1

Комбинированный

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»

Уметь разбирать по составу глаголы неопределенной формы

Тематический Инфинитив

Упр. 131

138

Составление предложений с использованием глаголов, близких и противоположных по значению

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

Уметь находить
способ проверки написания слов, составлять предложения с глаголами-антонимами и глаголами-синонимами

Текущий.

Словарный диктант Антонимы.

Синонимы

Упр. 134

139

Повторение по теме «Личные окончания глаголов, их правописание»

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

Поверочная работа Игры со словами

140

Повторение по теме «Личные окончания глаголов, их правописание»

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания слов

Тест
(8 мин) Игры со словами

141

Изложение текста «Кормушка»
(40 мин)

1

Практического применения  знаний

Отличие письменной речи от устной.

Составление плана текста.

Изложение содержания прочитанного
текста

Уметь создавать
несложные монологические тексты

Изложение

142

Анализ изложения, работа над ошибками. Личные окончания глаголов, их правописание

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов, выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками Деформированный текст

143

Проверочная работа «Глагол» (20 мин). Личные окончания глаголов, их правописание

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить
способ проверки написания слов

Проверочная работа Инфинитив

144

Диктант
«Иволга» с грамматическим заданием
(40 мин)

1

Конт-роль знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами, анализировать слово, предложение

Диктант

145

Анализ диктанта, работа над ошибками. Личные окончания глаголов, их правописание

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

Текущий Деформированное предложение

Наречие (5 ч)

146

Общие сведения о наречии, лексическое значение, основные грамматические признаки

1

Комбинированный

Значение наречий в речи. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать признаки
наречий.

Уметь анализировать слово как часть речи

Текущий.

Словарный диктант Наречие

Сведения
о языке,

упр. 5

147

Наречие как член предложения. Правописание суффиксов -о, -а  в наречиях

1

Комбинированный

Значение наречий
в речи

Знать признаки
наречий, суффиксы наречий.

Уметь употреблять наречия и правильно писать

Текущий Наречие.
Суффиксы
наречий

Сведения
о языке,

упр. 9, упр. 13

148

Наречие как член предложения. Правописание суффиксов  -о, -а  в наречиях

1

Комбинированный

Значение наречий
в речи

Знать признаки
наречий.

Уметь выделять наречие как член предложения

Текущий.

Самостоятельная
работа Наречие. Правописание суффиксов  

-о-, -а-
в наречиях

Сведения
о языке,

упр. 21

149

Диктант «Лес»
с грамматическим заданием
(40 мин)

1

Конт-роль знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами, находить способ проверки написания слов

Диктант Наречия.

Антонимы

150

Анализ дик-
танта, работа над ошибками. Правописание суффиксов  

-о, -а  в наре-
чиях

1

Комбинированный

Значение наречий
в речи

Знать признаки
наречий.

Уметь анализировать слово, предложение

Работа над ошибками Наречие

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (20 ч)

151

Предложение. Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации

1

Комбинированный

Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания  в конце предложения

Знать типы предложений  по цели высказывания  и по эмоциональной окраске

Тематический

Упр. 4

152

Предложения с однородными членами,
соединенными союзами
а, и, но.

Знаки препи-
нания в пред-
ложениях с однородными членами

1

Комбинированный

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях
с однородными
членами

Знать признаки однородных членов предложения.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

Тематический Деформированное предложение

Упр. 7, упр. 15

153

Простые и сложные предложения

2

Комбинированный

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Различение слова, словосочетания, предложения. Главные и второстепенные члены предложения

Знать признаки
простого и сложного предложения.

Уметь находить способ проверки написания слов

Текущий.

Словарный диктант Различение и употребление в речи простых и сложных предложений

Упр. 13

154

Связь слов в предложении. Словосочетание

1

Комбинированный

Различение предложения, словосочетания. Установление связи слов в предложении

Уметь различать главные и второстепенные члены предложения

Текущий.

Индивидуальный
опрос Главное и зависимое слово в словосочетании

Упр. 17

155

Правописание мягкого знака
в глаголах

1

Комбинированный

Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

Уметь правильно
писать окончания
глаголов 2-го лица  единственного числа

Тематический Синонимы

Упр. 26

156

Глаголы
на
-тся, -ться

1

Комбинированный

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам

Уметь правильно
писать
-тся, -ться
в глаголах

Тематический Многозначные слова

Упр. 23

157

Правописание  мягкого знака
в словах разных частей
речи

1

Комбинированный

Обозначение мягкости согласных. Имена существительные женского рода с шипящими на конце. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)

Уметь находить
способ проверки написания слов

Текущий Антонимы

158

Итоговый диктант  с грамматическим заданием (40 мин)

1

Конт-роль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами

Диктант

159

Анализ диктанта, работа над ошибками. Безударные гласные в окончаниях слов

1

Комбинированный

Разные способы проверки написания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря

Уметь находить способ проверки написания слов (в том числе по словарю) с безударными гласными в корне

Работа над ошибками Деформированный текст

Упр. 65

160

Части речи
(самостоятельные и служебные)

1

Комбинированный

Значение и употребление в речи

Знать признаки изученных частей речи.

Уметь анализировать слово как часть речи

Текущий Игры со словами

161

Грамматические признаки имен существительных

1

Комбинированный

Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»

Знать признаки имен существительных

Фронтальный опрос Ребусы

Упр. 32

162

Грамматические признаки имен существительных

1

Комбинированный

Различение имен существительных мужского, женского и среднего родов. Изменение по падежам и числам. Различение 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных

Уметь анализировать слово как
часть речи, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Тест
(8 мин) Игры со словами

Упр. 35

163

Изложение текста «Оляпка» (40 мин)

1

Практического применения  знаний

Составление плана текста. Изложение
содержания прочитанного текста. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

Уметь создавать
несложные монологические тексты

Изложение

Упр. 36

164

Анализ изложения, работа над ошибками. Грамматические признаки имен существительных

1

Комбинированный

Различение имен существительных мужского, женского и среднего родов. Изменение по падежам и числам. Различение 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных

Знать признаки имен существительных.

Уметь различать род, падеж и число существительных, выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками Деформированный текст

165

Грамматические признаки имен прилагательных

1

Комбинированный

Имя прилагательное, значение и употреб-
ление. Изменение имен прилагательных по родам, числам
и падежам, согласование с именами существительными. Правописание безударных окончаний имен прилагательных

Знать признаки имен прилагательных.

Уметь изменять прилагательные по родам, числам, падежам, правильно писать безударные окончания имен прилагательных

Текущий Антонимы

Упр. 42

166

Наречие как член предло-
жения. Правописание суффиксов  
-о, -а
в наречиях

1

Комбинированный

Слово и его значение

Знать признаки
наречий, суффикса
-о, -а

Текущий Наречие

Упр. 46

167/168

Звуки и буквы: гласные и согласные

2

Комбинированный

Звуки и буквы: гласные и согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать гласные
и согласные звуки
и буквы.

Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи

Текущий Транскрипция

Упр. 56

169

Безударные гласные в корне слова

1

Комбинированный

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова

Уметь находить
способ проверки написания слов (в том числе по словарю) с безударными гласными в корне

Текущий Игры со словами

Упр. 62

170

Парные согласные

1

Комбинированный

Правописание пар-
ных согласных в корне слова.

Чтение и понимание учебного текста, фор-
мулировок заданий, правил, определений.

Выборочное чтение:

нахождение необхо-
димого учебного материала

Уметь находить способ проверки написания слов (в том числе по словарю)

Текущий Паронимы

Упр. 74, 75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы образования по русскому языку Чураковой Н.А., Программы общеобразовательных учреждений « Перспективная  начальная школа» под редакцией Ч...

Рабочая программа по русскому языку к комплексу Школа России. ФГОС. 3 класс.

Рабочая прорграмма по русскому языку к учебно-методическому комплексну Школа России для 3 класса. В программе приложени календарно-тематическое планирование уроков, карта контроля и другое....

Рабочая программа по русскому языку УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ...

Рабочая программа по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс

Рабочая программа по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс...

рабочая программа по ИЗО 1 класс УМК "Школа Росии"

рабочая программа по ИЗО 1 класс...