Основы пректно - исследовательской деятельности для учащихся начальной школы
элективный курс (3 класс) на тему

Дирина Ольга Викторовна

В современных условиях, когда актуален вопрос о реализации стандарта, значение терминов  «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля научной новизны исследований и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. На данный момент  проектная и исследовательская деятельность – это образовательная деятельность учащихся. 

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в рамках учебных занятий но и в  процессе работы над проектом или исследованием во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 21»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

“Основы проектно -  исследовательской  деятельности для учащихся начальной школы в

рамках  естественно-научного цикла ”

Составитель: О.В. Дирина,

 учитель биологии

п. Чульман

2014

Принята на заседании

Пед. Совета МБОУ «ООШ № 21»

Протокол №__6_ от _30. 05.2014г.____

Программа курса

«Основы проектно- исследовательской деятельности для учащихся начальной школы»

Пояснительная записка

  В последние годы в сфере российского образования ключевым элементом модернизации школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ».  Поэтому возникает необходимость сделать акцент на организацию проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективного метода, формирующего умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении.  Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.  Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

 На сегодняшний день, в  школе  большая часть знаний преподносится учителем в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий, и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний.

   Исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя.

В современных условиях, когда актуален вопрос о реализации стандарта, значение терминов  «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля научной новизны исследований и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. На данный момент  проектная и исследовательская деятельности – это образовательная деятельность учащихся. Учебное исследование отличается от научного тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако, если говорить об ученических исследованиях  экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну.

   Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:   цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.д.  Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

 Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.  

Основными этапами проектной деятельности являются:

•    Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

•    Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

•    Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

•    Подготовка и защита презентации;

•    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

    Актуальность проектно-исследовательской деятельности в начальной школе при формировании универсальных учебных действий (УУД) неоспорима.

    Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

    Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность обучающихся, связанная с решением  творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

    Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

     Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в  науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении обучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).

   Цели курса:

1 образовательная: обучение обучающихся технологии проектной- исследовательской деятельности;

2 воспитательная: стимулирование познавательной активности и индивидуальных творческих задатков обучающихся;

3 развивающая: формирование научного мышления.

Задачи:

- познакомить обучающихся с технологией проектной- исследовательской деятельности;

- формировать готовность к работе над проектами;

- дать представление о типах проектов, целях и задачах, плане действия, гипотезе, структуре проектов;

- развивать навыки проектной- исследовательской деятельности;

- формировать умения работать с источниками информации;

- развивать творческий потенциал младших школьников.

Аннотация курса

    Задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет энергией для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно педагогически грамотно заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием во внеклассной работе, но и в рамках учебных занятий. Они соединяют общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы урока. Например, проблемное  введение в тему урока (на уроке- постановке учебной задачи), совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания (на уроках контроля и оценки разных видов), групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе (на уроках по конкретизации и отработке обобщённого способа действия).    

    При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.                  

    Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей).

Использование  методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

     Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

     Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной  какими-либо внешними установками.  В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.

Знания и умения обучающихся

 К концу прохождения курса обучающиеся должны знать:

- основные понятия курса: «учебный проект», «цель», «задачи», «актуальность проекта», «проблема», «гипотеза», «исследование»;

- типологию проектов;

- виды продуктов проектной деятельности;

- виды исследований;

- этапы проектирования, содержание работы над проектом на каждом этапе;

- формы защиты презентаций;

- требования к проектной работе и критерии оценок проекта и его презентации;

 уметь:

- формулировать тему, проблему, ставить цель и задачи, обосновывать актуальность проблемы, определять гипотезу: доказывать или опровергать ее;

- изготовлять продукт проектной деятельности;

- составлять содержание работы и план своих действий на каждом этапе;

- составлять структуру своего проекта;

- проводить исследование и делать выводы по его результатам;

- работать с различными источниками информации, используя разные формы работы с научной литературой, составлять библиографию и список литературы;

- структурировать материал, выделять главное для презентации;

- грамотно презентовать свою работу, выбрав форму защиты и подготовив речь своего выступления;

- проводить самооценку своей деятельности и оценку деятельности других участников курса.

    Данная программа курса предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектно- исследовательской деятельностью, а также для одарённых детей ( то есть разновозрастная группа обучающихся 2- 4 классов), с целью создания в новом учебном году «Научного Сообшества Обучающихся- НСО «Юный исследователь»), рассчитана на 36 часов, 1 час в неделю. Состав обучающихся предполагается определить с помощью анкетирования (анкета прилагается- ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

   Курс ориентирован на овладение основными знаниями о проектно- исследовательской деятельности, умениями исследовательской деятельности, алгоритмизацию исследования и исследовательских действий, осуществление обучающимися коллективной, групповой, индивидуальной исследовательской работы, использование в качестве ведущих методов обучения проблемных, игровых, исследовательских, эвристических.

   Курс призван:

- предоставить новые возможности для развития личности средствами включения младших школьников в проектно- исследовательскую деятельность;

-   осуществить подготовку младших школьников к дальнейшему обучению и развитию путем формирования умений самостоятельного поиска знаний;

- дать возможность каждому обучающемуся проявить свои способности, реализовать свои возможности в процессе осуществления проектно- исследовательской деятельности;

-  вооружить обучающихся знаниями, умениями исследовательской деятельности, способами действий, которые будут являться не только общеучебными, но и помогут ему в жизни.

Принципы отбора содержания

  • Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
  • Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
  • Культуросообразности (Формируется эмоционально-ценностное отношение учащихся к живой природе – внутренняя позиция индивида, отражающая связи личностного, общественного и культурного значения с органическим миром, его таксонами, живыми системами разного уровня организации и их свойствами).
  • Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
  • Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

   Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса. Программа     элективного     курса     «Основы поектно- исследовательская деятельности» рассчитана на 34 часа.

   Содержание курса составляют следующие разделы: введение, способы мыслительной деятельности, этапы работы в рамках исследования, самостоятельные исследования, защита результатов самостоятельных исследований.

   

Содержание курса

1. Введение. (1час)

Цель. Знакомство  обучающихся с целями и задачами изучаемого курса.

Понятие «проектно- исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика  интересов обучающихся.

2. Способы мыслительной деятельности. (17 часов)

Цель. Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

Умение видеть проблему  3 часа.

Тренинговые упражнения.

«Назовите как можно больше признаков у живых объектов», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Организм  один – функций много», «Составь рассказ от имени любого животного».

Выдвижение гипотезы   2 часа. 

Тренинговые упражнения.

«Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства.

Умение задавать вопросы  2 часа.

Тренинговые упражнения.

 «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса».

Умение давать определения понятиям 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов.

Умение классифицировать  2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Четвертый лишний», «Чем отличаются (похожи) объекты», «Продолжи ряд», «Объедини предметы, организмы», «Лови ошибку».

Умение вести наблюдение  2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».

Эксперимент  2 часа.

Тренинговые упражнения.

Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

3. Этапы работы в рамках проектно- исследовательской деятельности. (11часов)

Цель. Овладение техникой исследовательского поиска.

Выбор темы исследования 2 часа.

   Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Цель исследования 1 час.

   Определение цели исследования.

Задачи исследования 1 час.

   Отличие цели от задач. Постановка задач.

Гипотеза исследования 1 час.

   Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.

Организация и методика исследования 2 часа.

   План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала.

Подготовка к представлению результата 1 час.

   План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы.

Защита результатов исследования 1 час.

   Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Игра – исследование 2 часа.

Тема: «Суд над аппендицитом»

4. Самостоятельные исследования. (3 часа)

Цель. Применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности.

5. Защита результатов проектно- исследовательской деятельности. (2часа)

Цель. Презентация проектов.

Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Теория

Практика

1

Введение

1 ч.

Способы мыслительной деятельности (17 часов)

2

Умение видеть проблему  

1 ч.

2 ч

3

Выдвижение гипотезы  

1 ч.

1 ч.

4

Умение задавать вопросы  

1 ч.

1 ч.

5

Умение давать определения понятиям

1 ч.

1 ч.

6

Умение классифицировать  

1 ч.

1 ч.

7

Умение вести наблюдение  

1 ч.

1 ч.

8

Эксперимент  

2 ч.

Этапы работы в рамках проектно- исследовательской деятельности (11часов)

9

Выбор темы исследования

2 ч.

10

Цель исследования

1 ч.

11

Задачи исследования

1 ч.

12

Гипотеза исследования

1 ч.

13

Организация и методика исследования

1 ч.

1 ч.

14

Подготовка к представлению результата

1 ч.

15

Защита результатов исследования

1 ч.

16

Игра – исследование

2 ч.

Самостоятельные исследования (5часов)

17

Защита результатов проектно- исследовательской деятельности

2 ч.

Литература

Метод проектов

  • Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  • Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
  • Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
  • Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
  • Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с

Исследовательский метод

  • Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149.
  • Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  • Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95.
  • Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  • Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, № 10, 1999.
  • Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45.
  • Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации исследовательской деятельности с учащимися начальной школы

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать ...

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МБОУ «СОШ № 34» г. Владимира

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интере...

«Специфика исследовательской работы с учащимися начальной школы»

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает и...

Проектная и учебно – исследовательская деятельность школьников в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с тр...

Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"

Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...

Организация учебно - исследовательской деятельности с учащимися начальной школы.

Данная презентация поможет учителю выбрать направление и тему учебно-исследовательской работы ученика начальной школы....

"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы  Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...