Роль природы в эстетическом воспитании школьников на уроках и вне уроков
статья по теме

Золотых Екатерина Викторовна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема статьи:

«Роль природы в эстетическом воспитании школьников на уроках и вне уроков».

                                    Учитель, воспитатель ГПД : Золотых Е.В.

                                                                                  ГБОУ СОШ №313    

2014 год

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель . «Природа- источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей деятельности.

Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства».

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа – источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники – всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

В системе по эстетическому воспитанию младших школьников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у младших школьников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке , а так же расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Она достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городе, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть – еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается  на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем.  Детей нужно  учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно.  Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо и луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.

В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей «видеть»  деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием  и зимним сном. Пусть он относится к любому дереву как к дружественному существу – навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Надо показать ребенку особенности  поведения воробьев, галок, голубей, научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, рассказать ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх и радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.

Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных.

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными.  Любовь к Родине – это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Чтобы любить природу,  надо  ее  знать,  а  чтобы  знать,  необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются  эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и  возникающие  при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений  и общего развития человека.

 Большая  роль  в  эстетическом  воспитании  дошкольников   средствами природы принадлежит педагогу.  Перед  ними должна стоять  задача  -  последовательно,  систематически,  целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Наиболее эффективная последовательность работы:

  • Непосредственное восприятие природы,
  • Организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения  у  ребенка включены  все  анализаторы:  зрительный  -  ребенок  видит   размеры,   цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит  шум  ветра,  плеск  воды  в реке, стук  капель  дождя,  шелест  листьев,  журчанье  ручейка  -  все  это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить -  сладкий  вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и  луговой  клубники. Осязание - это  вторые  глаза  ребенка.  Ощущая  предметы  природы,  ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек.  А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах  тополиных почек после дождя, запах весны, запах  теплой  земли,  нагретой  от  солнца. Недаром  К.Д.Ушинский  писал,  что  ребенок   «мыслит   формами,   красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот  задача,  которая  встает перед воспитателем.

Многое в связи с этим зависит от педагога, от его знаний, от его увлеченности.

В работе по эстетическому  воспитанию  средствами  природы  с  детьми дошкольного возраста  воспитатель  должен  хорошо  знать  особенности  этого возраста.

У   детей   этого   возраста   наблюдается   большое   стремление   к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все  открыть  сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее  направление  по отношению к природе  может  быть  различным:  одни  из  них  могут  разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб,  ухаживать  за голубями.

Воспитание - это организация деятельности ребенка, в  которой  важную роль играет организация отношений. Что же значит  организовать  деятельность ребенка?  Понятие  деятельности  -  сложное  понятие:  всякая   деятельность побуждается  потребностью,  имеет  мотив   (более   или   менее   осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

Таким образом, организовывая деятельность  ребенка,  т.е.  воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить  к  нужной мотивации и привлечь к определенной  цели.  Потребности,  мотивы  и  цели  - основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы  и  цели  деятельности  своего ребенка соответственной той задаче, какую вы  ставите  в  воспитании,  можно воспитать желаемое качество его личности.  А организовать возможно  опять  же лишь в деятельности.

Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес  в правильное русло, убедить ребят, что,  истребляя  природные  богатства,  они наносят  урон  не  только  красоте  родного  края,  но  и  себе  (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с  кинокамерой.  Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный  мир  ребенка,  разовьет  в нем наблюдательность,  любознательность,  любовь к прекрасному.

В работе по эстетическому  воспитанию  важно  знать  и  учитывать  не только  направленность  интересов,  но  и   особенности   этого   восприятия (эстетического): воспринимая явление  окружающей  действительности,  человек руководствуется не только познавательными  и  моральными  критериями,  но  и эстетическими принципами.

Эстетическое   восприятие   -   это   способность    создавать    или воспроизводить и  эмоционально  окрашивать  целостные  образы  под  влиянием реальных предметов и художественных произведений.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением  с природой,  находятся  в  прямой  зависимости  от  характера  восприятия.   В соответствии с возрастом эстетическое  восприятие  имеет  свои  особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

Младшие школьники , как правило, не могут  верно  оценивать  картину виденного  в  целом.  У  них   еще   отсутствует   способность   объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

Способность заметить, выделить красивое  развивается  постепенно.  Но если развитие происходит стихийно, без  целенаправленного  влияния  школы  и  семьи,  то  оно  может  задержаться.  Поэтому  педагог   должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников,  чтобы  они  на  всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А.Сухомлинский говорил:  «Добрый ребенок не сваливается с неба.  Его надо воспитывать».

 Да, доброта по сей день становится в ряд  с  такими  качествами,  как мужество и храбрость. А  ведь  для  доброты  требуется  немалое  мужество  и храбрость. Для доброго дела часто  нужно  наступить  «на  горло  собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем  «наступить  на  горло» чужой песне.

Необходимо обучать детей доброте через  сопереживание  всему  живому. Быть добрыми - значит, уметь  сопереживать,  т.е.  уметь  понимать  другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь.  Сопереживанию  нужно  учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

Общение с природой и забота о ней необходимы  для  воспитания  добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Домашние животные  -  большая помощь в воспитании личных  положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения  с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта,  ответственность,  чувство долга и т.п.

Мы отвечаем за живое - и за животное,  и за растение  -  перед  природой,  перед обществом, перед собственной совестью.

Анализ  теоретической   и   методической   литературы   по   проблеме эстетического воспитания младших школьников  средствами природы  позволяет  сделать следующие выводы:

  1. Эстетическое воспитание  -   формирование  в  человеке  эстетического отношения к действительности и активизации его  до  творческой  деятельности по законам красоты.
  2. Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.
  3. В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него  творческих  способностей к восприятию красоты окружающего мира.
  4.  Эстетическая установка доминирует в детской душе.  Детство заполнено играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание школьника в учебном процессе

Роль эстетического воспитания в образовательном процессе...

Роль ДПИ в эстетическом воспитании детей

Декоративно-прикладное искусство  играет большую роль в эстетическом  воспитании младших школьников....

Опыт эстетического воспитания школьников.

Одной из центральных задач общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе является развитие у учащегося чувства прекрасного, формирование у них здорового художественного вкуса, умен...

Народное искусство в трудовом и эстетическом воспитании школьников

Значение народного искусства для современных детей...

Дополнительная образовательная программа эстетического воспитания школьников . Вокально-хоровая студия "Серебряный дождь".

Совместная программа учителя начальной школы и педагога дополнительного образования по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы....

"Культурно -эстетическое воспитание школьников с помощью искусства хореографии".

Сколько существует человечество, столько оно и танцует....

Диплом 2 место в международном конкурсе "Эстетическое воспитание школьников"

Диплом 2 место в международном конкурсе "Эстетическое воспитание школьников"...