Главные вкладки

    Эстетическое воспитание школьника в учебном процессе
    статья по теме

    Богданец Ольга Павловна

    Роль эстетического воспитания в образовательном процессе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statyadokument_microsoft_office_word_4.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эстетическое воспитание школьника в учебном процессе

    как важнейший фактор духовно-нравственного воспитания личности

    Если вся система просвещения, педагогический процесс, его теория и практика не подразумевают эстетического воспитания, то это значит, что организм, от которого требуется нормальная работа, нарушен. Эстетическое воспитание как процесс и теория являются частью педагогической практики и науки. Одной из отраслей, которая несет совершенно определенные функции формирования человека.

    Г.Р. Джибладзе

    Важнейшая цель современного образования и   одна из приоритетных  задач общества и государства  -   воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей, направленных на  возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовки ребёнка к жизни, его психологической и социальной адаптации.

     Среди культурных ценностей эстетика, искусство всегда привлекали внимание прогрессивной педагогики. Это объясняется огромными воспитательными возможностями прекрасного. Воспитание красоты, художественное творчество удовлетворяют потребность ребенка в самовыражении, содействуют нравственному самосовершенствованию. Умелое использование учителем художественных произведений на уроках и во внеклассной деятельности - важнейший источник духовности, гуманизации учебно-воспитательного процесса.

    Значение, роль эстетического воспитания адекватно оценивается всеми педагогами, но до сих пор идет полемика по поводу того, какими путями осуществлять его в школе. Одни специалисты считают, что школа должна, опираясь на определенные программы, давать минимум знаний, умений и навыков в основных видах искусства каждому ученику. Другие – что необходимо создать благоприятные условия для развития индивидуальности каждого ребенка в том или ином виде художественной деятельности, который он выбрал самостоятельно. Несомненно, одно: от школы во многом зависит становление общекультурного уровня народа, поскольку каждый человек проходит через школу. Важно, чтобы школа воспитывала не просто носителя определенной суммы знаний, но прежде всего гражданина общества.

    Сегодня будущее человечества сидит за школьной партой. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30-40 лет, общество, построенное нашими детьми по представлениям, которые мы у них создаем сегодня.

    С приходом в школу в психике ребенка начинается радикальное изменение всей структуры его духовной активности, так как появляется новый ведущий вид деятельности – учебная деятельность. Этому процессу подчиняется перестройка всей психической активности ребенка. Развитие его воли, внимания, дисциплины, чувства долга и т. д. связано теперь в первую очередь со школьным режимом. Здесь важно умение учителя перенести действие эстетических стимулов с игровой деятельности на деятельность учебную, то есть возбудить у учеников бескорыстно радостное, духовно-эмоциональное отношение к самому процессу познания, к миру знаний. Сухомлинский В. А. считал: «Учение в первые месяцы и годы школьной жизни не должно превратиться в единственный вид деятельности. Ребенок лишь тогда полюбит школу, когда учителя щедро откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше».

    Именно заинтересованно-эмоциональное, радостное отношение к знаниям и к процессу их получения и является эстетическим. Формироваться оно должно в процессе взаимодействия всех дисциплин, так как эстетическое отношение к действительности не имеет собственного предмета, оно является универсальным отношением ко всему, что окружает человека. Поэтому именно в школе эстетическое воспитание занимает особое место. Именно школа в состоянии систематически развивать и всесторонне воспитывать духовные потребности каждого человека. По словам Б. М. Неменского школа стоит у нашей духовной колыбели. В школе человек получает  начала эстетического воспитания, учится чувствовать, понимать, ценить и, самое главное, -  творить красоту. И вновь обращаемся к В. А. Сухомлинскому, который считал, что научить  этому можно только в деятельности, в поступке. «Любоваться  природой – значит, поддерживать ее красоту. Любоваться поступком – значит, стремиться к такому же красивому поступку». Учить этому нужно на каждом уроке, так как каждый предметный цикл, изучаемый в школе, отражает специфические эстетические качества.  Развитие ребенка, его духовное становление происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней, оно осуществляется во время учения, труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент их жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. У ребенка все впервые и все оставляет неизгладимые впечатления, настолько сильные, что и тогда, когда он станет взрослым, впечатления детства будут влиять на его представления о себе, о людях, влиять на выбор конкретных поступков, линии поведения. Об этом рассуждает в книге «Как живете, дети?» Ш. А. Амонашвили. Он пишет, что духовный мир ребенка не может  пустовать, пустого духовного мира не существует. В него обязательно вселятся образы, впечатления, возникнут переживания, мысли, идеи, убеждения. Ш. Амонашвили сравнивает духовный мир ребенка с храмом, забрасывать который равносильно педагогическому преступлению. «Заброшенным храмом черти завладеют» - гласит народная мудрость. «Своим исключительным долгом, - пишет педагог, - я считаю помочь детям заселить свое уникальное царство великолепными образцами человеческого творения, посеять там зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрения, моральные устои». И главная задача семьи и общества – сформировать, развить направление роста этих «зерен» прежде всего в практической жизни – в отношениях к природе, к другим людям, к самому себе, к обычаям, традициям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека.

    В условиях происходящих сегодня переоценки ценностей, первоочередную значимость приобретают задачи утверждения в сознании нового поколения нравственных и эстетических ценностей, имеющих общечеловеческий статус. В связи с этим вновь обращаемся к педагогическому наследию Сухомлинского: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития зубрежки.… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творчестве счастье».

    Человек воспитывается не по частям. Нельзя ребенку сегодня привить доброту, завтра трудолюбие, послезавтра – бережливое отношение к природе. Готовить ребенка к жизни – значит, формировать высоконравственную личность, ведущая потребность которой – творческий труд. Естественно, что уровень эстетического воспитания в школе зависит от уровня эстетической культуры учителя, его профессиональной подготовки, интереса к проявлению эстетического в действительности. Учителя должны отличать высокая гражданственность, знание радостей и болей своих воспитанников, чувства правды и справедливости, способность к творческому поиску. Успешное воспитание – всегда творчество, а тем более воспитание эстетическое, нацеленное, прежде всего на формирование гуманистическое отношение человека к действительности и к самому себе. Несомненно, нужен особый вкус к этому делу творческий огонек в душе педагога, его собственное активное отношение к эстетическому воспитанию учащихся, чтобы оно принесло желаемые плоды.

    В детстве все оставляет след. Ушинский К. Д.  в свое время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление роста. Так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития. Будущее неразрывно связано с настоящим. Сегодня и завтра ребенка – это разные ступеньки одного процесса. Не только и не столько вооружение детей знаниями, сколько воспитание в них мировоззрения, морали должно стать основной целью школы. «Знания не существуют, не могут существовать, не должны существовать, так сказать, в стерилизованном виде, то есть без определенной нравственной направленности. Зачем нам такие «чистые» знания, точнее знания без личностной страсти творить ими добро, а не зло для людей, делиться ими с другими, приносить облегчение людям, оказавшимся в затруднении». И, важно, чтобы эти замечательные слова Ш. А. Амонашвили в равной мере осознавалось и принимались всеми, кто руководит становлением ребенка - и семьей, и школой, и обществом.

    Список используемой литературы:

    Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986 Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981

    Неменский Б. М. Распахни окно. М.: «Молодая гвардия», 1974

    Сухомлиский В. А. Духовный мир школьника.- М., 1961

    Сухомлиский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1073

    Сухомлиский В. А. О воспитании.- М., 1975

    Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода/под ред. Б. Т. Лихачева., М., 1980

    Гончаров И. Ф. Действительность и искусство  в эстетическом воспитании школьника.- М., 1978

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    М.: Просвещение, 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт эстетического воспитания школьников.

    Одной из центральных задач общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе является развитие у учащегося чувства прекрасного, формирование у них здорового художественного вкуса, умен...

    Народное искусство в трудовом и эстетическом воспитании школьников

    Значение народного искусства для современных детей...

    Дополнительная образовательная программа эстетического воспитания школьников . Вокально-хоровая студия "Серебряный дождь".

    Совместная программа учителя начальной школы и педагога дополнительного образования по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы....

    ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

    Данная статья посвящена проблеме нравственного воспитания школьников....

    "Культурно -эстетическое воспитание школьников с помощью искусства хореографии".

    Сколько существует человечество, столько оно и танцует....

    Духовно – нравственное воспитание младших школьников в учебном процессе и во внеклассной работе

    Формирование Духовно – нравственной личности происходит в учебном процессе, во внеурочной деятельности  и при работе с семьей младшего школьника....