«Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных навыков и свойств личности младших школьников».
статья (4 класс) по теме

Колычева Ксения Валерьевна

В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. В ситуации формального равенства сталкиваются дети с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности. В этой ситуации ребенок должен научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность - свое право быть равноправным в общении с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_temu.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных навыков и  свойств личности».

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды.

В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения .

Общение-это прежде всего коммуникация, т.е. её специфический обмен информацией эмоционального и интеллектуального содержания , значимой для участников общения.[7,c. 97]

Проблема общения в отечественной психологии является центральной. Ученые педагоги-психологи В. В. Знаков и Б. Ф. Ломов тщательно изучали проблему общения. Они утверждают, что коммуникативные умения и навыки превратились в способ и принцип изучения личности человека. Этот принцип применяется сейчас при изучении двух основных принципов коммуникации: общения как средства организации деятельности и как удовлетворение духовных потребности человека в другом человеке.[6,c.147]

Известно, что в младшем школьном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие люди. Если в конце дошкольного возврата, потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми людьми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуют значительно более высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9 - 10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом преобладают:

- действенные умения;

- риторические умения;

- умение вести диалог;

- умение слышать и слушать и вести спор;

- умение вставать на точку зрения другого;

- умение работать сообща для достижения общей цели.[13,c.66]

Эмоциональная насыщенность контактов младших школьников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой общения детей младшего школьного возраста.

Еще одна особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответным. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из - за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди детей младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 7- к 10 годам. На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги.

В основе же коммуникативной культуры лежит формирование и развитие коммуникативных навыков школьников, что является одним из ведущих системообразующих понятий, организующих учебно-методическую работу учителя. Влияние школьного учителя на коммуникабельность детей определяется прежде всего тем, что он ожидает от своего ученика: успехов или неудач, что может заглушить активность ребенка. Неразвитость  же коммуникативных навыков является одной из главных трудностей в обучении и воспитании детей. Наблюдения показывают, что неумение общаться (даже если оно проявляется вне урока) часто отрицательно сказывается на успешности учащихся.

Умение общаться друг с другом, вести дискуссию , даёт возможность каждому ребёнку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины.

Под коммуникативными навыками , с одной стороны, понимаются навыки , связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.

С другой стороны, коммуникативные навыки нередко характеризуются через уровень владения знаниями и умениями из области некоторых филологических дисциплин, таких как, например, лингвистика, риторика (знание и умение уместно использовать в речи различные риторические приёмы, соблюдение норм орфоэпии и т. д.). Эти навыки относятся, как правило, к умениям исполнения речи.[13,c.68]

Также к коммуникативным навыкам относят такие, которые необходимы человеку для адекватного выражения своей мысли или понимания чужой. Например, умение придерживаться темы высказывания, раскрыть основную мысль высказывания, определить тему и основную мысль чужого высказывания, подобрать аргументы для доказательства своей мысли.

Для определения круга коммуникативных навыков, можно рассмотреть их известные классификации. Наибольший интерес представляет определение коммуникативных навыков ,даваемое в психологических и педагогических науках.

Структура коммуникативных навыков , используемая иностранными учеными, рассмотрена  Ю. М. Жуковым. В частности он отмечает, что «…одни подразумевают под навыками ,прежде всего , поведенческие навыки, другие способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи — способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных задач».[5,с.154] Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки состоят из блока общих навыков и блока специальных навыков. В свою очередь общие навыки делятся на навыки говорения и навыки слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее внимание уделяется формированию навыков слушать и навыков невербального общения.

Аргументируется это тем, что в рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа навыков , кроме того, невербальные реакции происходят на уровне подсознания, что требует дополнительных усилий для формирования сознательных умений пользования этими реакциями. К специальным коммуникативным умениям и навыкам  относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных).

Существует также и более подробная классификация коммуникативных навыков . Выделяют, например, умения проводить консультации, умения работать с группой, навыки письменной речи, умения вести телефонные переговоры, умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям, умение организовывать позитивную обратную связь, умение поставить себя на место другого, навыки уместной самоподачи и другие. Особенности приводимых классификаций заключаются в том, что их авторы имеют различия в социальной позиции, теоретической основе и практических целях.

В России, еще в начале развития методических идей, рассматривались некоторые коммуникативные свойства личности, такими учеными как К. Д. Ушинский, Н. М. Соколов. Они считали важной целью образования подготовку учащихся к практической деятельности, для которой необходимы реальные прикладные знания; было сформулировано одно из важных коммуникативных навыков , без использования самого термина, — умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке.

Современные авторы, такие как Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко и С. Г. Воровщиков [19,с.32], исходя из информационного подхода, в качестве основания для группировки коммуникативных навыков берут ведущие источники информации. Так как актуальными источниками в обучении являются тексты и реальные объекты, то выделяют три группы коммуникативных навыков : работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации. [17,с.98]

Однако можно использовать и другие критерии и, следовательно, классификации. Например, А. В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных навыков , такие как: ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое)[10,с.128].

Анализируя общение как коммуникативный обмен, Л. А. Петровская выделяет целый спектр коммуникативных умений и навыков , и, прежде всего, называет умение выслушивать собеседника .Л. А. Петровская выделяет условия развития эффективной обратной связи:

 1) описательный характер, т. к. обратная связь в оценочной форме, малоэффективна;

2) неотсроченность, т. к. обратная связь необходима в момент общения;

3) обратная связь должна относиться к конкретному проявлению, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника. [16,с.54]  

По мнению Р. С. Немова , необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты — это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек — это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения[11,с.73].

Значит, под коммуникативными навыками будет пониматься владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества.

Традиционно коммуникативные навыки — это навыки правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

Для младшего школьного возраста же  под коммуникативными навыками понимается следующий список навыков : выражать свою позицию, понимать другого; внимательно слушать и наблюдать; оценивать свое речевое поведение и другого (можно – нельзя, хорошо – плохо); употреблять в речи отдельные формы речевого этикета (обращение, приветствие, прощание, благодарность, извинение и т.д.); выступать перед классом, участвовать в обсуждении; целенаправленно взаимодействовать. Более точно это можно отразить в таблице.

Таблица 1.Коммуникативные навыки младших школьников

Коммуникативные навыки:

  • оценивать речевое поведение свое и другого;
  • внимательно слушать и наблюдать;
  • выступать перед классом;
  • употреблять в речи отдельные формы речевого этикета (общение, приветствие, прощание, благодарность, извинение и т.д.);
  • участвовать в обсуждении;
  • умение работать в паре

Следовательно, усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения в первую очередь определяют отношения к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. В ситуации формального равенства сталкиваются дети с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности. В этой ситуации ребенок должен научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность - свое право быть равноправным в общении с другими людьми.

Список литературы:

  1. Большунова. Н.Я. «Развитие индивидуальности младшего школьника» // Нач.шк.- №11-12,1987.
  2. Борков, В.Ф. Культура диалога/ В.Ф. Борков. - Минск, 2002.
  3. Воронина М.П. Диалог на уроке в начальной школе // Нач.школа. – 2004. – № 6. – С. 45-50.
  4. Долматова,Т.И., Кузнецова В.С. , Позднякова Е.В. «Формирование коммуникативной культуры у младших школьников»// Нач.шк. № 11,2001.-С. 23-24.
  5. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М.: Гардарики, 2003. — 223с.
  6. Знаков В.В. Субъект-объектный и субъект-субъектный типы понимания высказываний в межличностном общении // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С.144-160.
  7. Коджаспирова Г.М. « Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений»-М.: Издательский центр «Академия»,2005.- 175 с.
  8. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения:Учеб.пособие по спецкурсу для студентов пед.ин-тов по спец.№ 2101 «Рус.яз.и лит».-М.: Просвещение , 1986.
  9. Львов, М. Р. Риторика. Культура речи. Учеб. пособие для вузов / М. Р. Львов - М.: ACADEMIA, 2003.
  10. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Дис. … д-ра пед. наук. — Москва, 1980. — 414 с.
  11. Немов Р.С. «Психология: Психодиагностика »-М.: Издательство «Владос»,2005.
  12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка 80 000 слов и фразеологических выражений»-М.: «А ТЕМП»,2004.
  13. Озерова И.Н.; «Формирование коммуникативной культуры у детей» //Нач.шк.№ 11,2004.
  14. Осипенко Г.Г. «Игра как средство формирования коммуникабельности младших  школьников »// Нач.шк.№ 10,2003.
  15. Песняева Н.А. «Возможности развития речи младших школьников в учебном диалоге » // Нач.шк. 2002,№10.-с.41-45.
  16. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
  17. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М: Народное образование, 1998. — 256 с.
  18. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение. - 2002.
  19. Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения: очарование очевидного. — Челябинск: Челяб. ЦНТИ, 1996. — 86 с.
  20. Тепешкина «Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся»// Нач.шк.2003, № 2.-с.45-48.
  21. Якубинский Л.П. О диалогической речи. // Русская речь. Петроград, 1923.
  22. http://festival.1september.ru/articles/521695/  
  23. http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_ch1/6.html  
  24. http://www.school2100.ru/download/index.php?SECTION_ID=1282


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .

У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...

развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .

У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Программа формирования и мониторинг развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» .

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициат...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков., для детей младшего школьного возраста.

Коммуникативные навыки развивают : умение эффективно общаться, помогает детям избежать недопониманий и конфликтов, быстрее находить решения сложных вопросов ....