Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
рабочая программа (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_bezopasnosti_1_klass.docx | 63.82 КБ |
ktp_azbuka_bezopasnosti.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика курса
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В программе «Азбука безопасности» Правила дорожного движения рассматриваются с разных сторон. Это не только рассказ о правилах и знаках, цветах светофора, но к тому же ещё интересные факты из истории дорожного движения и происхождения некоторых слов и терминов ПДД.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
- знакомство с историей правил дорожного движения;
- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- привитие умения пользоваться общественным транспортом;
- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Программа «Азбука безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Место курса в учебном плане
Программа «Азбука безопасности» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе. В первом классе занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Всего 33 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания курса
способствуют:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Формы и методы обучения
Программа «Азбука безопасности» предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
• тематические занятия
• игровые тренинги
• разбор дорожных ситуаций на настольных играх
• экскурсии
• конкурсы, соревнования, КВН, викторины
• изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
• выпуск стенгазет
• разработка проектов по ПДД
• встреча с работниками ГИБДД
• просмотр видеофильмов
Основные методы обучения:
- Словесные:
рассказ, беседа с разбором и анализом дорожного происшествия;
- Наглядные:
показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций;
- Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины, экскурсии по городу с целью изучения программного материала.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Способы проверки результатов освоения программы
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов на базе «городка безопасности»;
- праздник «Мы знаем правила дорожного движения».
Тематический план
Название раздела | Количество часов | |
Теория | Практика | |
Ориентировка в окружающем мире | 6 | 10 |
Ты — пешеход | 5 | 8 |
Ты — пассажир | 2 | 2 |
13 | 20 | |
Итого: 33 часа |
Содержание программы
Ориентировка в окружающем мире (16 часов)
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).
Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.
Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты — пешеход (13 часов)
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты — пассажир (4 часа)
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Для учащихся:
- Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 1 класса. – М.: Третий Рим, 2014.
- Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П. В. Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, И. В. Александрова, М. В. Маслов.
Для учителя:
- Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ. ред. В.Н.Кирьянова – М.: Третий Рим, 2007.
- Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В. А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
- Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007.
- Игровой модульный курс по ПДД./В. И. Ковалько. – М.:ВАКО, 2006.
- Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А. В. Гостюшин. – М.: Просвещение, 1999.
- “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В. Е. Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.
- Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
Технические средства обучения
- мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плеер;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- музыкальный центр;
- демонстрационный экран;
- магнитная доска;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер;
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
Приложение
Приложение 1
Рекомендации к проведению экскурсий по району города.
Целевые обучающие пешие экскурсии по городу можно начинать со 2 класса. До этого детей желательно вывозить на экскурсии на заказных автобусах. Это связано с тем, что у городских первоклассников еще практически нет опыта передвижения по улицам города группами. В первом классе учитель организует тренировочные упражнения лишь на специальных учебных площадках.
Чем чаще учитель будет организовывать пешие экскурсии в театры, парки и т.д., тем больше возможностей будет выработать привычку не только соблюдать правила движения по улицам, но и давать оценку своим действиям, действиям других пешеходов, водителей. Ребенок научится быть внимательным на дороге. Важно, чтобы перед такими экскурсиями детям давались конкретные задания для наблюдения.
Экскурсия по городу во 2 классе.
Цель: наблюдение за дорожным движением, подачей водителями предупредительных сигналов. Ознакомление с дорожными знаками, установленными по маршруту движения экскурсии.
Оборудование: два красных флажка.
План экскурсий. (План экскурсий ежегодно составляется примерно одинаково, поэтому лишь раз остановлюсь на нем подробно.)
1.Маршрут экскурсии (схема маршрута с названием и обозначением опасных мест).
2.Перечень объектов посещения по ходу маршрута экскурсии:
а) перекрестков с малоинтенсивным движением (указать, пересечение каких улиц);
б) регулируемых перекрестков (указать, пересечение каких улиц, какими средствами регулируется движение).
3. Последовательность посещения объектов с указанием времени движения по маршруту и отводимого на посещение объекта.
4. Вводная беседа:
а) рассказать учащимся, что целью экскурсии является практическое ознакомление с правилами перехода регулируемых перекрестков;
б) напомнить правила перехода регулируемых перекрестков.
5. Наблюдения:
а) посмотреть, какими средствами регулируется движение на перекрестке;
б) посмотреть, как движется, транспорт на перекрестке;
в) проследить движение пешеходов на перекрестке;
г) зафиксировать нарушения правил пешеходами.
6. Текущая беседа:
а) пояснение при посещении каждого перекрестка;
б) контрольные вопросы после пояснения.
7. Практические занятия во время посещения объектов: переход улиц на регулируемом перекрестке.
8. Заключительная беседа. Разбор ошибок, подведение итогов экскурсии.
9.Фамилия, имя, отчество сопровождающих экскурсию. Какая работа выполняется сопровождающими.
Контрольные вопросы.
1.Какие транспортные средства вы увидели на улице?
2.Какие дорожные знаки вы встретили на своем пути?
3.Почему нельзя переходить проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом?
4.Какие предупредительные сигналы подает водитель перед поворотом на перекрестке?
5.Почему нельзя играть на проезжей части улицы?
6.Почему все пешеходы идут по тротуару?
7.Где должна двигаться группа учащихся при переходе улицы?
8. Почему учащиеся должны идти парами в колонне?
9.Какие меры надо предпринимать при переходе улицы групп учащихся?
Экскурсия по городу во 3 классе.
Цель: практическое закрепление знаний и умений перехода регулируемого перекрестка.
Ход занятия. План экскурсии см. выше. Учащихся на экскурсии сопровождает звено юных инспекторов движения, родители. Время экскурсий не следует выбирать в часы «пик» на транспорте.
Перед экскурсией учитель напоминает порядок следования в группе. В заключение он задает вопросы и оценивает, как учащиеся самостоятельно восприняли увиденное во время экскурсии.
Контрольные вопросы. (Обсуждения после экскурсии.)
1. Какие автомобили вы видели на улице?
2. Что такое перекресток?
3. Какой перекресток называется регулируемым?
4. Как надо переходить регулируемый перекресток?
5. Где движется транспорт?
6. Почему автомобили, едущие навстречу друг другу, не сталкиваются?
Экскурсия по городу в 4 классе.
Цель: практическое закрепление знаний и умений по переходу нерегулируемого перекрестка.
Ход занятия. План экскурсии см. выше. В данный план должно быть включено ознакомление учащихся с главными и второстепенными улицами района. В сопровождение необходимо включить двух взрослых людей не считая учителя.
Контрольные вопросы.
1.На каких улицах мы с вами пересекали нерегулируемые перекрестки?
2.Как мы это делали?
3.Встречался ли нам светофор с мигающим желтым сигналом? О чем говорил такой сигнал?
4.Почему нельзя было перебегать улицу?
5.Как двигались по таким улицам автомашины? Другие пешеходы?
6.Какие дорожные знаки встретились нам по дороге? Кого и о чем они предупреждали?
7.Как мы определяли место остановки троллейбуса?
8.Какие правила вы соблюдали в городском транспорте?
Организация уроков контроля знаний учащихся
Приложение 2
Специально организовывать уроки контроля по правилам дорожного движения не стоит. На каждом занятие педагог задает детям ряд контрольных вопросов. В 3 – 4 классах ученики на эти вопросы могут отвечать письменно, а после оценивать себя путем взаимопроверки. В конце учебного года последнее занятие проводится как тренинг на специально размеченной площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные вопросы в виде викторины, соревнования команд и т.д. Предлагаю несколько таких викторин.
Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».
1.Что должен делать пешеход, если его на переде застиг желтый сигнал светофора?
2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?
3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?
4. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий желтому сигналу светофора.
5. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.
6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.
7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому кому подчиняться?
8. На какие группы делятся дорожные знаки?
9.Какие знаки показывают обязательное направление движения?
10. Как называется знак, на котором белой краской изображен велосипед?
11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?
12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода?
13. Как называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?
14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?
15. Как называется знак, на котором нарисованы вилка и ложка?
16. Как называется знак, на котором нарисована кровать?
17. Какие легковые автомобили вы знаете?
18. Какие грузовые автомобили вы знаете?
19. Какой общественный транспорт вы знаете?
20. Расскажите о правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.
Викторина по теме: «Пешеход».
1.Что называется улицей, на какие части она делится?
2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?
3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
4. Как регулируется движение пешеходов?
5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?
6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?
7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?
8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
9. Как и где надо переходить улицу?
10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?
11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?
12. Где надо переходить шоссейную дорогу?
Тесты для пешеходов
1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?
А - пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.
2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?
А - нет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые.
3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?
А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.
4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?
А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый).
5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?
А - нет; В - да; С - да, т. к. работают на дорогах.
6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?
А - по правой стороне дороги; В - навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении.
7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?
А - после открытия дверей; В - после остановки трамвая; С - после открытия дверей и остановки трамвая.
8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?
А - да; В - нет; С - погонщик является, дорожные рабочие нет.
9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А - не можете, т. к. руки опущены; В - можете; С - нет, не можете.
10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?
А - левой; В - правой; С - любой.
11. Где разрешается ожидать трамвай?
А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.
12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?
А - да; В - нет; С - нет, т. к. находится в транспорте.
13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?
А - да; В - да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - нет.
14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?
А – пассажирами; В - водителями; С - пешеходами.
15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?
А – пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.
16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?
A – нет; В - да; С - да, жилой зоне.
17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?
А - да; В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.
18. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети» ?
А - 1-й; В – 3-ой; С - 5-й.
19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?
А - нет; В - да; С - да, за спиной регулировщика.
20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?
А – на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и пешеходов.
Тесты для велосипедистов
1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?
А - нет; В - да; С - да, пропустив транспорт.
2. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?
А - 1-й; В - 3-й; С - 5-й.
3. Регулировщик - это ...
А – дружинник, имеющий соответствующую экипировку; В - дежурный по проходной;
С - работник дорожной службы.
4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?
А - да; В - нет; С - да, при наличии оборудованного сиденья.
5. Baм исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?
А - да; В - нет; С - да, при наличии удостоверения на право управления.
6. Что означает предупредительный сигнал, подаваемый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локте под углом в 900?
А – правый поворот; В - левый поворот; С - разворот.
7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?
А - да; В - да, за спиной регулировщика; С - нет. .
8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?
А - да; В - нет; С - да, на удалении 1 м от края проезжей части.
9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?
А - да; В - нет; С - да, не старше 7 лет.
10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?
А - да, не создавая помех пешеходам; В - нет; С - да.
11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?
А - да; В - нет; С - да, при отсутствии трамвайных путей.
12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?
А - да; В - нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч.
13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?
А - да; В - да, если он предназначен для велосипеда; С - нет.
14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?
А - остановка запрещена; В - стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных средств.
15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?
А - да; В - нет; С - да, если экиnирован.
16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?
А - да; В - нет; С - да, не мешая пешеходам.
17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка» ?
А - 1-й; В - 3-й; С - 4-й.
18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?
А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.
19. Может ли водитель велосипеда переехать железнодорожные пути вне железнодорожного поезда?
А- да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.
20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной 3,5 м?
А - нет; B - да; С - да, если хорошо закрепить.
Ответы на тесты:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Для пешеходов | А | В | С | А | А | С | В | С | В | В | С | А | С | С | С | С | С | А | А | С |
Для велосипедистов | В | С | А | В | В | А | С | В | С | А | С | С | В | В | С | С | С | С | В | А |
Контрольно-измерительные материалы
Тест “Подбери слова”
Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Учитель называет определение, например, воздушный транспорт.
Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет,
вертолет, воздушный шар).
1. Наземный транспорт
2. Воздушный транспорт
3. Предупреждающие знаки
4. Запрещающие знаки
5. Знаки сервиса
6. Сигналы светофора
7. Действия человека
Норма для детей 15-20 слов из различных групп.
Методика “Продолжи предложение”
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно
рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
1. Пешеходы всегда должны двигаться…….
2. Я никогда не нарушаю………
3. Светофор состоит из……..
4. Я знаю, что знаки бывают……..
5. Я помню случай, когда на дороге…….
6. Плохо, когда взрослые…..
7. Регулировщик, это человек, который…..
8. Пассажирам автобуса запрещается…….
9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно
рассуждать.
Тест “Дорожная история”.
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и
воображения.
Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и
затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо
самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными
персонажами из сказок, мультфильмов.
При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета,
разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ
должен состоять из полных предложений.
Оценка результатов:
“отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о
незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.
“хорошо” - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.
“плохо” - ребенок не сумел придумать историю.
Тест “Проверь себя”
Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения Задача ребенка найти лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина
милиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп,
такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей
части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен,
остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней
правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех
пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие,
указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
Норма для детей 7-8 правильных ответов
Основные понятия.
Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.
Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие ремонтные работы на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными инструкциями, которые основываются на Правилах дорожного движения и не противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине не могут быть участниками дорожного движения.
Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью условности, что все население планеты является участником дорожного движения. И его можно подразделить на три группы: водители, пешеходы и пассажиры. При этом не следует забывать, что при поломке транспортного средства водитель может стать пешеходом, а при поездке в автобусе - пассажиром.
Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Как видно из определения, к понятию «водитель можно отнести лиц, которые сидят за рулем автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой повозки, велосипеда и т.д. Но как только водитель покинул кабину транспортного средства, он перестает быть водителем, а становится либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на дороге.
Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.
Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно осуществляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
Дорога - обустроенная иди приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили, троллейбусы, трактора, мотоциклы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движение трамваев осуществляется по трамвайным путям, которые являются также элементом дороги.
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев подвоза грузов к торговыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ при соблюдении мер безопасности.
Разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Разделительные полосы могут разделять проезжие части как противоположного, так и попутного направления. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями.
Разделительная полоса может иметь разрывы, предназначенные для проезда уборочных транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен.
Главная дорога - дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающей территории.
Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков.
Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не отличаться от обычной дороги.
Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других дорог:
1. Она имеет (за исключением отдельных местных участков) самостоятельные проезжие части для всех направлений, отделенные друг от друга разделительной полосой.
2. Не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками. Это обеспечивает безопасность движения автомобилей с высокими скоростями при высокой интенсивности движения.
Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дороги.
Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Ширина полосы движения колеблется от 2,75 м (при движении только легковых автомобилей) до 3,75 м (в зависимости от категории дороги).
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Под дорожным движением обычно понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей и пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые трактора и самоходные машины.
В соответствии с этим определением к механическим транспортным средствам можно отнести автомобили всех типов, трамваи, троллейбусы, трактора и комбайны, самоходные шасси, мотоциклы.
Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и прицепы относятся к немеханическим транспортным средствам.
Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют иные требования, чем к водителям механических транспортных средств.
Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Мопед - двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3, имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесными двигателями, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. .
Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.
Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения движения, т.к. ситуация, когда водитель останавливается в соответствии с требованиями Правил (например, у закрытого шлагбаума железнодорожного переезда), к данному понятию не относится.
Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира. или появлением опасности на дороге..
Не считается вынужденной остановка перед светофором, по сигналу регулировщика или в связи с затором на дороге, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование «Уступите дорогу».
Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выходом из занимаемой полосы.
Организованная перевозка детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспорт, ном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей».
Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом под одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маяком синего цвета или маятниками синего и красного цветов.
Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся в одном направлении.
Железнодорожный переезд - пересечение дорог с железнодорожными путями на одном уровне.
Это понятие охватывает все виды переездов: охраняемых, неохраняемых, оборудованных и не оборудованных средствами сигнализации, с одним или несколькими путями и т.д.
Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Характеристика основных видов деятельности ученика | Сроки прохождения | Примечание | |
Вводное занятие. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? | Формируется представление для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения. Узнают историю возникновения автомобиля и ПДД | ||||
Ориентировка в окружающем мире (16 часов) | |||||
Форма предметов окружающего мира | Определяют форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат); сравнивают цвет предметов, группируют их по цветовым оттенкам. Определяют пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивают предметы, находящиеся в разных пространственных положениях. Формируется и развивается целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. | ||||
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, название, классификация) | |||||
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира | |||||
Форма и цвет знаков дорожного движения | Различают цвет и форму запрещающих знаков. Имеют представление о значении дорожных знаков, учатся понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Выделяют среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнают их, знают назначение (отвечают на вопрос «что обозначает этот знак?» | ||||
Цвет и форма запрещающих знаков | |||||
Рисуем дорожные знаки | |||||
Проектная работа «День дорожного знака» | |||||
Экскурсия «Мы идем по улице» | Знакомятся с основными улицами в микрорайоне школы. Имеют представление об опасностях, подстерегающих на улице. Знают, как правильно ходить по тротуару, переходить дорогу. Дисциплина на улице – залог безопасного движения! | ||||
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. | |||||
Дорога от дома до школы. | |||||
Безопасный маршрут от дома до школы | |||||
Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы» | Знают наиболее безопасный путь от дома до школы. Объясняют свой путь от дома до школы | ||||
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный | Выделяют из многообразия объектов транспортное средство. Группируют транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный. Знают, какие правила должны выполнять пассажиры | ||||
Проектная работа «Виды транспорта» | |||||
Транспортное средство. Участники дорожного движения | |||||
Игра «Дорожный калейдоскоп» | Закрепляют полученные ранее знания | ||||
Ты – пешеход (13 часов) | |||||
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. | Узнают значение новых терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», учатся правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность. Умеют правильно переходить дорогу, знают правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого | ||||
Будь внимательным и осторожным | |||||
Составление памятки по правилам перехода улиц и дорог | |||||
Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов» | |||||
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги | Имеют представление о назначении дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (информационно-указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков) Умеют правильно переходить дорогу при разных знаках пешеходного перехода | ||||
Пешеходные переходы | |||||
Составление памятки по правилам перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода | |||||
Проектная работа «День дорожного знака» | Имеют представление о значении дорожных знаков, учатся понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. | ||||
Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. | Узнают, для чего нужен светофор? Виды светофора. Сигналы светофора. Как работает 3-секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с вызывным устройством. История возникновения светофора. Различают сигналы светофора и объясняют их значение | ||||
Творческая работа. Изготовление макета светофора | |||||
Проектная работа «Добрый светофор» | |||||
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный» | |||||
Ты – пассажир (4 часа) | |||||
Мы пассажиры. Правила пользования общественным транспортом | Знают правила пользования общественным транспортом. Знакомятся с правилами посадки и высадки пассажиров, поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно | ||||
Правила поездки в транспортном средстве | |||||
Игра «Какой ты пассажир?» | Закрепляют знания о правилах, которые должны соблюдать пассажиры | ||||
Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». | Повторяют и закрепляют правила безопасного поведения на дороге, правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах | ||||
Итого: 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Азбука безопасности пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности
Рабочая прогроамма внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1 класса...
Азбука безопасности рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая прогроамма внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения" 3 класс
Программа по внеурочной деятельности акцентирует внимание на знание ПДД, поведение учащихся в различных ситуациях с опорой на знания и жизненный опыт....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления Начальное общее образование 2, 3-4 класс
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство"
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления для детей младшего школьного возраста разработана на основе положений ко...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасное детство" 1,4 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"1,4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасное детство"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...