Экопластика
материал (1 класс) на тему

Вайшева Ольга Леонидовна

Представлена программа кружка "Экопластика" экологического направления для 1 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экопластика38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский

Программа кружка дополнительного образования

для обучающихся 1 класса

Автор программы

Ягодарова Ольга Леонидовна,

учитель начальных классов

Направленность программы:

Экологическая

п. Советский

2012 год


Пояснительная записка

Актуальность программы

Все мы – дети Природы. Воспитание экологической культуры – эта одна из важнейших задач и направлений общей стратегии воспитания в современном обществе.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования  в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

  • систему экологических знаний (естественнонаучных, ценностнонормативных, практических);
  • экологическое мышление;
  • культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);
  • культуру экологически образованного поведения, характеризующего степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Закон «Об образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей – создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения…Анализ теоретической и практической литературы, а также состояния практики экологического образования  в начальной школе свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе.

Направленность программы

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.

Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего  успеху современного человека. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите.

Данная программа помогает развить творческие способности детей с помощью работы по изготовлению поделок из природного материала, из экологически чистых материалов, из бросового материала (защита окружающей среды от загрязнения).

При организации кружка учитываются методические принципы:

  • Научности. Новизны и доступности преподаваемого материала.
  • Поиска и активизации мыслительной деятельности учеников.
  • Развития игровой и творческой активности младших школьников, творческих способностей.
  • Принцип краеведения. Основан на восприятии природы действенным эмоциональным способом. Этому способствуют уроки-путешествия, КВНы, занятия – игры.
  • Принцип интеграции. Основан на активном использовании межпредметных связей: окружающий мир – музыка, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение, математика, технология.


Цель программы: Формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников, осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры) с учётом возрастных особенностей учащихся и принципов преемственности и доступности знаний от простого к сложному.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Формировать культуру поведения в природе
  2. Обогащать представления об окружающем мире
  3. Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии
  4. Формирование интереса у учащихся к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры.
  5. Обеспечение выработки у учащихся приёмов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности.
  6. Прививать интерес учащихся к проблемам окружающей среды.

Развивающие

  1. Способствовать развитию основных процессов мышления:  анализ, синтез, сравнение.
  2. Развивать экологическое мышление у  детей
  3. Развитие ответственности, значимости  и важности в экологическом движении школы, города, страны
  4. Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей, творческие способности, мелкую моторику рук.
  5. Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам.
  6. Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды.

Воспитательные

  1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
  2. Воспитывать чувства уважения, любви и гордости за природу своего края, страны

Отличительные особенности программы

Программа строится на основе  развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем. А также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

Возраст детей

Программа рассчитана на учащихся 7-8 лет при одногодичном цикле обучения.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчёта 32 учебных часа (по 1 часу 1 раз в неделю). Занятия планируется проводить с учащимися 1 В класса во второй половине дня.

Формы работы:

  1. Теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии.
  2. Групповые практические занятия
  3. Индивидуальные занятия  (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности)
  4. Общешкольные мероприятия по экологии
  5. Участие в природоохранных акциях

Воспитательная деятельность

Воспитательный процесс направлен на формирование и развитие коммуникативной культуры, приобщение к нравственным ценностям, на формирование детского коллектива. В основе воспитательной деятельности лежит принцип формирования образовательной среды воспитывающего и творческого характера, комфортного для каждого учащегося.

Содержание воспитательной деятельности представляет собой комплекс направлений и видов детской деятельности:

 - коммуникативная деятельность (организованное общение детей одной группы)

 - общественно-полезная деятельность

 - эстетическое воспитание (посещение учреждений культуры, встречи с интересными людьми, досуговая деятельность)

- забота о здоровье ребёнка

Обеспечение образовательного процесса

Для достижения прогнозируемые в программе результатов необходимы следующие обеспечивающие компоненты:

Методическое обеспечение:

 - методика различных организационных форм (разных типов и видов занятий)

 - методика и технологии организации совместной деятельности детей

 - дидактический материал, наглядные пособия

Материально-техническое обеспечение:

 - мультимедийный проектор

 - оборудованный учебный кабинет

 - ноутбук

 - аудиотека

 - библиотечный фонд

 - игровой материал

Результативность и целесообразность работы по данной программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в течение года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей; в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся.

Формами подведения итогов и результатов реализации программы могут быть: праздники «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и т.д.

Ожидаемые результаты

Показатели в личностной сфере ребёнка:

  • интерес к познанию мира природы
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков
  • осознание места и роли человека в природе

Учащиеся должны знать:

  • планета Земля – наш общий дом
  • живое и неживое в природе
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними
  • способы сохранения окружающей среды
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять  правила экологически сообразного поведения в природе
  • применять теоретические  знания при общении с животными
  • заботиться о здоровом образе жизни
  • оценивать поведение и деятельность  людей с точки зрения их экологической допустимости
  • проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям
  • выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини  -  сочинений и т.п.

Перспективное тематическое планирование занятий кружка «Экопластика»

п/п

Тема

К - во

часов

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов

1

Что такое экология

1

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения на занятиях. Выясняем, что такое экология.

Беседа.

Работа в группах. Диалог.

Игра «Живое – неживое»

Рисунок «Дуб и мы вокруг него»

2

Экскурсия в парк

1

Наблюдения в природе.

Осенние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только осенью (листопад). Наблюдение за окраской листьев на различных деревьях. Рассказы детей об осенних явлениях в природе.

Беседа. Загадки. Игра «Узнай листок»

Сказка о листьях.

3

Практическое занятие «Аппликации из осенних листьев»

1

Изготовление поделок

Беседа. Кроссворд «Листья»

Выставка работ

4

Мой дом

1

Внешний вид своего дома, из чего он сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне, селе и в городе

Игра, беседа. Диалог. Работа в группах.

Панно «Мой дом». Рассказ «Дом, в котором я живу»

5

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

Выясняем откуда берётся и куда девается мусор. Изготовление поделок из «мусора».

Беседа. Эксперимент «Что будет, если каждый бросит бумажку»

Выставка работ

6

Деревья твоего двора

1

Зелёные насаждения перед  домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы можем сделать для здоровья деревьев?

Беседа. Загадки. Кроссворд. Поделка «Осеннее дерево из салфеток»

Выставка работ.

7

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»

1

Наблюдения в природе. Какое явление бывает только зимой? Из чего состоит снег? Наблюдение за снежинками. Рассказы детей о снежинках. Музыка природы зимой.

Наблюдение. Беседа. Работа в группах. Рассказ.

Рисование на снегу

8

Мы - жители планеты Земля

1

Создание ситуаций понимания единства всех живых существ на Земле.

Беседа. Игры. Работа в группах.

Коллективный рисунок «Мы – жители Земли»

9

Планета Земля в Солнечной системе

1

Планеты Солнечной системы. Особенности каждой планеты.

Ролевая игра «Земля – наш дом»

Создание модели Солнечной системы из пластилина

10

Моя малая Родина

1

Мой родной посёлок, район, в котором живу. История. Природа.

Виртуальная экскурсия. Игры

Рисунок «Любимый уголок»

11

Моя семья

1

Происхождение слова «семья». Маленькое семя, посаженное в землю, даёт крепкий росток. Обязанности каждого члена семьи. Роль семьи в жизни человека.

Работа в группах. Беседа. Ролевая игра «Моя семья».

Рассказ «Моя семья»

12

Птицы нашего двора

1

Знакомство с многообразием птиц. Среда обитания птиц. Перелётные,  зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека.

Беседа. Рассказ. Сказки-шутки. Игра «Где живет птица». Изготовление аппликации  - мозаики «Дятел»

Выставка работ

13

Птицы нашего двора

1

Замечательные птицы: о самых маленьких, самых крупных, самых быстрых. Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудное время. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц?

Игры. Беседа. Слайд-фильм «Домашние птицы»

Рисунок «Птицы нашего двора»

14

Практическое занятие «Изготовление кормушек»

1

Изготовление кормушек

Вывешивание кормушек

15

Домашние животные

1

Знакомство с домашними животными. Цель содержания домашних животных

Беседа. Игры. Загадки

Поделка в технике оригами «Котёнок и щенок»

16

Животные в доме

1

Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за домашними животными?

Викторина «Про кошек и собак». Кроссворд

Создаём фотоальбом «Мои домашние друзья»

17

Животные нашего края

1

Знакомство с животным миром нашего края. Значение животных в жизни людей. Необычное животное

Игра. Беседа. Групповая работа- изготовление поделок животных из природного материала (шишки)

Выставка работ

18

Красная Книга Республики Марий Эл

1

Знакомство с Красной Книгой республики. Для чего нужна Красная Книга? Какие ещё можно увидеть книги?

Беседа. Игра. Виртуальная экскурсия в мир Красной Книги

Рисунки «Берегите животных!»

19

Насекомые

1

Многообразие мира насекомых. Полезные и вредные насекомые.

Изготовление поделки «Божья Коровка» (скорлупа грецкого ореха). Игра. Беседа.

Выставка работ.

20

Наша одежда и обувь

1

Знакомство с одеждой и обувью. Их значение, экологические и гигиенические требования, условия содержания и уход.

Наблюдение. Опыт. Игра.

Составляем памятку.

21

Экскурсия в музей

1

Знакомство с экспонатами музея

Беседа.

Рассказ «Что я видел в музее»

22

Прогноз погоды

1

Кто определяет прогноз погоды? Народные приметы, связанные с предсказаниями погоды

Создание поделки «Термометр»

Игра «Прогноз погоды»

23

День Земли

1

Знакомство с праздником. Для чего был создан праздник?

Игра  - праздник «День Земли»

24

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

Влияние тепла и света на комнатные растения.

Эксперимент. Наблюдение.

25

Воздух и жизнь.

1

Воздух – условие жизни. Как дышит человек, животные, растения. Загрязнение атмосферы. Закаливание организма воздухом и водой.

Наблюдение. Эксперимент. Работа в группах.

Составление сказки о воздухе и ветре.

26

Экологические памятки для детей и взрослых.

1

Составление экологических памяток «Как вести себя в природе»

Коллективный проект

Памятки.

27

Экскурсия в парк

1

Наблюдение за набуханием почек на деревьях и веточках в классе. Взаимосвязь света и тепла, и взаимодействие на растения.

Наблюдение. Опыт.

Аппликация «Веса идёт»

28

Весна в нашем посёлке

1

Впечатления детей об экскурсии. Описание весны.

Групповая работа. Составление коллективной поделки «Ветка сирени»

Выставка работ.

29

Вода в жизни растений

1

Как вода влияет на жизнь растений?

Беседа.

30

Вода в жизни животных

1

Как вода влияет на жизнь животных. Как животные заботятся о чистоте.

Беседа. Викторина. Игра «Угадай животное». Самостоятельное изготовление поделки из желудей и шишек..

Выставка работ

31

Будем понимать и любить

1

Культура поведения в природе. Создание игровой ситуации самостоятельного выбора «Как вести себя в природе»

Игра. Рисуем экологические знаки.

Выставка экологических знаков.

32

Подводим итоги

1

Игра «В гости к природе»

Деловая игра

Выставка работ, получившихся в ходе игры.


Список литературы

  1. Дополнительные образовательные программы.  – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования, 2004.
  2. Золотарёва А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль, 2004
  3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М., 2002
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?-М. «Генезис», 2001
  5. Фопель К. сплочённость и толерантность в группе. – М., 2002
  6. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработка занятий, методические рекомендации/авт.-сост. Ю.Н., Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2010
  7. Интернет-ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект занятия по программе «Чудесная экопластика» для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему: «Бабочка-снежинка»

Возраст обучающихся: 7-10 летУровень обучения: стартовыйЦели: расширить знания и представления детей о бумажной пластике; формировать новые приёмы пластической трансформации листа бумаги; развивать чу...