Экопластика
материал (1 класс) на тему
Представлена программа кружка "Экопластика" экологического направления для 1 класса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский
Программа кружка дополнительного образования
для обучающихся 1 класса
Автор программы
Ягодарова Ольга Леонидовна,
учитель начальных классов
Направленность программы:
Экологическая
п. Советский
2012 год
Пояснительная записка
Актуальность программы
Все мы – дети Природы. Воспитание экологической культуры – эта одна из важнейших задач и направлений общей стратегии воспитания в современном обществе.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний (естественнонаучных, ценностнонормативных, практических);
- экологическое мышление;
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);
- культуру экологически образованного поведения, характеризующего степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Закон «Об образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей – создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения…Анализ теоретической и практической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальной школе свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе.
Направленность программы
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите.
Данная программа помогает развить творческие способности детей с помощью работы по изготовлению поделок из природного материала, из экологически чистых материалов, из бросового материала (защита окружающей среды от загрязнения).
При организации кружка учитываются методические принципы:
- Научности. Новизны и доступности преподаваемого материала.
- Поиска и активизации мыслительной деятельности учеников.
- Развития игровой и творческой активности младших школьников, творческих способностей.
- Принцип краеведения. Основан на восприятии природы действенным эмоциональным способом. Этому способствуют уроки-путешествия, КВНы, занятия – игры.
- Принцип интеграции. Основан на активном использовании межпредметных связей: окружающий мир – музыка, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение, математика, технология.
Цель программы: Формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников, осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры) с учётом возрастных особенностей учащихся и принципов преемственности и доступности знаний от простого к сложному.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать культуру поведения в природе
- Обогащать представления об окружающем мире
- Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии
- Формирование интереса у учащихся к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры.
- Обеспечение выработки у учащихся приёмов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности.
- Прививать интерес учащихся к проблемам окружающей среды.
Развивающие
- Способствовать развитию основных процессов мышления: анализ, синтез, сравнение.
- Развивать экологическое мышление у детей
- Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей, творческие способности, мелкую моторику рук.
- Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам.
- Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды.
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
- Воспитывать чувства уважения, любви и гордости за природу своего края, страны
Отличительные особенности программы
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем. А также поэтапного формирования мыслительной деятельности.
Возраст детей
Программа рассчитана на учащихся 7-8 лет при одногодичном цикле обучения.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчёта 32 учебных часа (по 1 часу 1 раз в неделю). Занятия планируется проводить с учащимися 1 В класса во второй половине дня.
Формы работы:
- Теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии.
- Групповые практические занятия
- Индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности)
- Общешкольные мероприятия по экологии
- Участие в природоохранных акциях
Воспитательная деятельность
Воспитательный процесс направлен на формирование и развитие коммуникативной культуры, приобщение к нравственным ценностям, на формирование детского коллектива. В основе воспитательной деятельности лежит принцип формирования образовательной среды воспитывающего и творческого характера, комфортного для каждого учащегося.
Содержание воспитательной деятельности представляет собой комплекс направлений и видов детской деятельности:
- коммуникативная деятельность (организованное общение детей одной группы)
- общественно-полезная деятельность
- эстетическое воспитание (посещение учреждений культуры, встречи с интересными людьми, досуговая деятельность)
- забота о здоровье ребёнка
Обеспечение образовательного процесса
Для достижения прогнозируемые в программе результатов необходимы следующие обеспечивающие компоненты:
Методическое обеспечение:
- методика различных организационных форм (разных типов и видов занятий)
- методика и технологии организации совместной деятельности детей
- дидактический материал, наглядные пособия
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор
- оборудованный учебный кабинет
- ноутбук
- аудиотека
- библиотечный фонд
- игровой материал
Результативность и целесообразность работы по данной программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в течение года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей; в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся.
Формами подведения итогов и результатов реализации программы могут быть: праздники «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и т.д.
Ожидаемые результаты
Показатели в личностной сфере ребёнка:
- интерес к познанию мира природы
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков
- осознание места и роли человека в природе
Учащиеся должны знать:
- планета Земля – наш общий дом
- живое и неживое в природе
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними
- способы сохранения окружающей среды
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе
- применять теоретические знания при общении с животными
- заботиться о здоровом образе жизни
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини - сочинений и т.п.
Перспективное тематическое планирование занятий кружка «Экопластика»
№ п/п | Тема | К - во часов | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов |
1 | Что такое экология | 1 | Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения на занятиях. Выясняем, что такое экология. | Беседа. Работа в группах. Диалог. Игра «Живое – неживое» | Рисунок «Дуб и мы вокруг него» |
2 | Экскурсия в парк | 1 | Наблюдения в природе. Осенние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только осенью (листопад). Наблюдение за окраской листьев на различных деревьях. Рассказы детей об осенних явлениях в природе. | Беседа. Загадки. Игра «Узнай листок» | Сказка о листьях. |
3 | Практическое занятие «Аппликации из осенних листьев» | 1 | Изготовление поделок | Беседа. Кроссворд «Листья» | Выставка работ |
4 | Мой дом | 1 | Внешний вид своего дома, из чего он сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне, селе и в городе | Игра, беседа. Диалог. Работа в группах. | Панно «Мой дом». Рассказ «Дом, в котором я живу» |
5 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | Выясняем откуда берётся и куда девается мусор. Изготовление поделок из «мусора». | Беседа. Эксперимент «Что будет, если каждый бросит бумажку» | Выставка работ |
6 | Деревья твоего двора | 1 | Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы можем сделать для здоровья деревьев? | Беседа. Загадки. Кроссворд. Поделка «Осеннее дерево из салфеток» | Выставка работ. |
7 | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы» | 1 | Наблюдения в природе. Какое явление бывает только зимой? Из чего состоит снег? Наблюдение за снежинками. Рассказы детей о снежинках. Музыка природы зимой. | Наблюдение. Беседа. Работа в группах. Рассказ. | Рисование на снегу |
8 | Мы - жители планеты Земля | 1 | Создание ситуаций понимания единства всех живых существ на Земле. | Беседа. Игры. Работа в группах. | Коллективный рисунок «Мы – жители Земли» |
9 | Планета Земля в Солнечной системе | 1 | Планеты Солнечной системы. Особенности каждой планеты. | Ролевая игра «Земля – наш дом» | Создание модели Солнечной системы из пластилина |
10 | Моя малая Родина | 1 | Мой родной посёлок, район, в котором живу. История. Природа. | Виртуальная экскурсия. Игры | Рисунок «Любимый уголок» |
11 | Моя семья | 1 | Происхождение слова «семья». Маленькое семя, посаженное в землю, даёт крепкий росток. Обязанности каждого члена семьи. Роль семьи в жизни человека. | Работа в группах. Беседа. Ролевая игра «Моя семья». | Рассказ «Моя семья» |
12 | Птицы нашего двора | 1 | Знакомство с многообразием птиц. Среда обитания птиц. Перелётные, зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. | Беседа. Рассказ. Сказки-шутки. Игра «Где живет птица». Изготовление аппликации - мозаики «Дятел» | Выставка работ |
13 | Птицы нашего двора | 1 | Замечательные птицы: о самых маленьких, самых крупных, самых быстрых. Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудное время. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц? | Игры. Беседа. Слайд-фильм «Домашние птицы» | Рисунок «Птицы нашего двора» |
14 | Практическое занятие «Изготовление кормушек» | 1 | Изготовление кормушек | Вывешивание кормушек | |
15 | Домашние животные | 1 | Знакомство с домашними животными. Цель содержания домашних животных | Беседа. Игры. Загадки | Поделка в технике оригами «Котёнок и щенок» |
16 | Животные в доме | 1 | Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за домашними животными? | Викторина «Про кошек и собак». Кроссворд | Создаём фотоальбом «Мои домашние друзья» |
17 | Животные нашего края | 1 | Знакомство с животным миром нашего края. Значение животных в жизни людей. Необычное животное | Игра. Беседа. Групповая работа- изготовление поделок животных из природного материала (шишки) | Выставка работ |
18 | Красная Книга Республики Марий Эл | 1 | Знакомство с Красной Книгой республики. Для чего нужна Красная Книга? Какие ещё можно увидеть книги? | Беседа. Игра. Виртуальная экскурсия в мир Красной Книги | Рисунки «Берегите животных!» |
19 | Насекомые | 1 | Многообразие мира насекомых. Полезные и вредные насекомые. | Изготовление поделки «Божья Коровка» (скорлупа грецкого ореха). Игра. Беседа. | Выставка работ. |
20 | Наша одежда и обувь | 1 | Знакомство с одеждой и обувью. Их значение, экологические и гигиенические требования, условия содержания и уход. | Наблюдение. Опыт. Игра. | Составляем памятку. |
21 | Экскурсия в музей | 1 | Знакомство с экспонатами музея | Беседа. | Рассказ «Что я видел в музее» |
22 | Прогноз погоды | 1 | Кто определяет прогноз погоды? Народные приметы, связанные с предсказаниями погоды | Создание поделки «Термометр» | Игра «Прогноз погоды» |
23 | День Земли | 1 | Знакомство с праздником. Для чего был создан праздник? | Игра - праздник «День Земли» | |
24 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | Влияние тепла и света на комнатные растения. | Эксперимент. Наблюдение. | |
25 | Воздух и жизнь. | 1 | Воздух – условие жизни. Как дышит человек, животные, растения. Загрязнение атмосферы. Закаливание организма воздухом и водой. | Наблюдение. Эксперимент. Работа в группах. | Составление сказки о воздухе и ветре. |
26 | Экологические памятки для детей и взрослых. | 1 | Составление экологических памяток «Как вести себя в природе» | Коллективный проект | Памятки. |
27 | Экскурсия в парк | 1 | Наблюдение за набуханием почек на деревьях и веточках в классе. Взаимосвязь света и тепла, и взаимодействие на растения. | Наблюдение. Опыт. | Аппликация «Веса идёт» |
28 | Весна в нашем посёлке | 1 | Впечатления детей об экскурсии. Описание весны. | Групповая работа. Составление коллективной поделки «Ветка сирени» | Выставка работ. |
29 | Вода в жизни растений | 1 | Как вода влияет на жизнь растений? | Беседа. | |
30 | Вода в жизни животных | 1 | Как вода влияет на жизнь животных. Как животные заботятся о чистоте. | Беседа. Викторина. Игра «Угадай животное». Самостоятельное изготовление поделки из желудей и шишек.. | Выставка работ |
31 | Будем понимать и любить | 1 | Культура поведения в природе. Создание игровой ситуации самостоятельного выбора «Как вести себя в природе» | Игра. Рисуем экологические знаки. | Выставка экологических знаков. |
32 | Подводим итоги | 1 | Игра «В гости к природе» | Деловая игра | Выставка работ, получившихся в ходе игры. |
Список литературы
- Дополнительные образовательные программы. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования, 2004.
- Золотарёва А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль, 2004
- Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М., 2002
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать?-М. «Генезис», 2001
- Фопель К. сплочённость и толерантность в группе. – М., 2002
- Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработка занятий, методические рекомендации/авт.-сост. Ю.Н., Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2010
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект занятия по программе «Чудесная экопластика» для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему: «Бабочка-снежинка»
Возраст обучающихся: 7-10 летУровень обучения: стартовыйЦели: расширить знания и представления детей о бумажной пластике; формировать новые приёмы пластической трансформации листа бумаги; развивать чу...
