Учебные программы коррекционной школы .
материал на тему

Казнова Ирина Евгеньевна

Учебные программы коррекционной  школы .

Принципы построения и основные требования к программам.

Коррекционная направленность учебных программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебные программы коррекционной  школы .

Принципы построения и основные требования к программам.

Коррекционная направленность учебных программ.


Главным предметом деятельности коррекционных школ VIII вида является реализация государственных образовательных программ для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В организации учебного процесса Специальные коррекционные школы VIII вида руководствуются «Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, которые допущены Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебные программы определяют содержание образования по предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Программы Специальной коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями, уровень речевого развития. Они направлены на всестороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков, который им необходим для социальной адаптации.  

Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства

      В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материла учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой разделены на 2 части:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,

0-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Москва(СПб) «Просвещение»

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,1 сборник,

5-9 классы – общеобразовательные предметы и коррекционные курсы, под редакцией В.В. Воронковой, «ВЛАДОС»

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,2 сборник,

5-9 классы – профессионально-трудовое обучение, под редакцией В.В. Воронковой, «ВЛАДОС»

Структура у программ начальной школы и старшего звена:

  1. Введение.
  2. Разделы- предметы
  1. Название учебного предмета;
  2. Пояснительная записка,  где  даны основные методические рекомендаций по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса, обозначены цели и задачи курса.
  3. Содержание предмета по годам обучения, с определением основных требований к знаниям и умениям учащихся.

(отдельно обозначен подготовительный класс)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,

0-4 классы,

под редакцией В.В. Воронковой

Образовательная область

Предмет

Класс

Количество часов  в неделю

Филология

Чтение и развитие речи

Подготовительный    

3

1 обучение грамоте

6

2,3,4

чтение и развитие речи

2-3 кл-6ч

4кл-5ч

Письмо и развитие речи

Подготовительный  

3

1 обучение письму

6

2, 3, 4 

грамматика, правописание и развитие речи

6

Математика

Математика

Подготовительный  

3

1

5

2

6

3

6

4

6

Технология

Трудовое обучение

Подготовительный  

2

1

2

2

2

3

2

4

4

Физическая культура

Физическая культура

Подготовительный  

1

1  

1

2

2

3

2

4

2

Искусство

Изобразительное искусство

Подготовительный  

2

1  

1

2

1

3

1

4

1

Музыка

Подготовительный  

1

1  

1

2

1

3

1

4

1

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Подготовительный  

3

1  

1

2

1

3

2

4

2

Ритмика

Подготовительный  

1

1  

1

2

1

3

1

4

1

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционно-индивидуальные и групповые логопедические занятия (0 -  VII класса) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (0-IV классов) для детей с выраженными речевыми, двигательными и другими нарушениями, а также занятия по ЛФК в соответствии с медицинскими показаниями. Продолжительность занятий-15-25 минут.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,

5-9 классы,

под редакцией В.В. Воронковой

Образовательная область

Предмет

Класс

Количество часов  в неделю

Филология

Чтение и развитие речи

5

5

6

5

7

4

8

4

9

3

Письмо и развитие речи

5

6

6

5

7

5

8

4

9

4

Математика

Математика

5

6

6

5

7

5

8

5

9

4

Технология

Трудовое обучение

столярное, слесарное, швейное дело,

сельскохозяйственный труд,

переплетно-картонажное дело,

подготовка младшего обслуживающего персонала,

цветоводство и декоративное садоводство

5

6

6

6

7

10

8

12

9

14

Физическая культура

Физическая культура

5

2

6

2

7

2

8

2

9

2

Искусство

Изобразительное искусство

5

1

6

1

7

1

Музыка

5

1

6

1

7

1

8

1

Обществознание

История

7

2

8

2

9

2

Обществознание

8

1

9

1

Естествознание

Природоведение

5

2

Биология

6

2

7

2

8

2

9

2

География

6

2

7

2

8

3

9

2

Коррекционная подготовка

Социально-бытовая ориентировка

5

1

6

2

7

2

8

2

9

2

         

В 5-9 классах по 1 часу факультативных занятий отводится на предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью формирования у школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности ,приобретению первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, а также другие коррекционные и групповые занятия проводятся по индивидуальным планам.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов

         В материале представлены листы индивидуальных достижений учащихся по разным предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, универсальные уч...

Учебная программа "Учись учиться 2" авт. Дзятковская Е.Н. серии "Экология учебной деятельности"

Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010) и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего обра...

Рабочая учебная программа по курсу «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе 2011-2012 учебный год

Рабочая учебная программа по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)...

Рабочая учебная программа по предметам учебно-методического комплекта "Гармония" для 3 класса

В комплект рабочей учебно-программной документации входят РУП курса "Русский язык" (175 ч), литературное чтение (105 ч), математика (140 ч), окружающий мир (70 ч) и технология (70 ч).Рабочая программа...

Рабочая учебная программа по курсу «Математика» во 2 классе 2011 - 2012 учебный год

Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе  составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденн...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Русский язык» для 4 класса н...