Проект "Женская шляпка" (технология).
проект (4 класс) по теме

Довбня Светлана Владимировна

      

             Научно – исследовательская конференция школьников  «Гости из будущего».  Проект " Женская шляпка (технология)".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno.docx51.96 КБ

Предварительный просмотр:

         Научно – исследовательская конференция школьников

                                               «Гости из будущего»

                             Женская шляпка.

                                (технология)

                              шляпки 19 века

                     

                                                           Работа учениц 4 «д»  класса

Демидовой Маргариты

Галиакберовой Алины

Окуневой Лиды

Кадочниковой Анастасии

Муниципального  автономного образовательного

учреждения «Средняя школа №8 с

углубленным изучением отдельных

предметов»

Руководитель: учитель 1 категории

Муниципального автономного образовательного

учреждения «Средняя школа №8 с

углубленным изучением отдельных

предметов»

Довбня Светлана Владимировна

                                                   Когалым

                                                                2012г.

                                 

 

  Аннотация

    Тема проекта является актуальной на сегодняшний день, т.к. молодые девушки не умеют правильно, красиво одеваться, не знают, что шляпку можно легко сделать своими руками.                                                                                                                        Шляпа - непременный аксессуар одежды любой дамы во все времена. Она могла выйти на улицу без сумочки, но забыть шляпку... Что вы, что вы, - никогда! «Простоволосая», - с горечью говорили на Руси, глядя вслед полоумной женщине, жалея ее.                                                                                                                                  20 век, сделав переворот в женской моде, все же не смог избавиться от шляпки. То угасая, то вспыхивая ярким огоньком, - каждый раз под новым углом зрения модельеров и времени, она мелькает, словно мотылек, прокладывая свой путь в XXI век.                                                                                                                                 Данный проект создан в рамках предмета «Технология». Может быть использован на уроках «Технологии»  в начальной школе, на уроках чтения, русского языка, изобразительного искусства и во внеклассной работе.                                                 Наш проект, поможет узнать, всем желающим, историю возникновения шляпы и научиться самому изготовить её.                                                                                          В ходе реализации проекта мы  приобрели навыки проектной, организаторской деятельности, развивали навыки самостоятельного поиска необходимого учебного материала с помощью информационных технологий, развивали коммуникативные способности, знакомились не только с основным материалом по технологии, но и получили дополнительные знания по  истории, учились находить и использовать на практике межпредметные связи, знания различных наук.                                            Мы уверены, что знания и умения, приобретенные в данном проекте, пригодятся и другим ребятам.                    

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..  3 стр.

  1. Глава 1. История возникновения шляпок.

                    Какие бывают головные уборы …………………… ……  4 – 6 стр.

  1. Головные уборы народов мира ……………………………....   7 стр.
  2. Выражения о шляпе ……………………………………………  8 стр.

                   
2.  
Глава 2. Инструкция изготовления шляпки …………. ……………. 9 - 10 стр.

Заключение ………………………………………………………………... 11 стр.

Список источников информации ………………………………………... 12 стр.

                                                                                                                                   

                                                                                                                                 3

 

 Введение

    «Если вы хотите преуспеть - наденьте шляпу», говорит старая английская поговорка, и ее до сих пор никто не отменил.

     Почему же о шляпе можно сказать: «её Королевское Высочество!»?

  Это не будет преувеличением, так как головной убор завершает художественный образ всего костюма, он главенствует над всеми дополнениями и украшениями в одежде и является  выразителем содержания костюма.

   Нельзя рассматривать головной убор как нечто отдельное, он не выбирается сам по себе и должен согласовываться с одеждой, подходить к пальто, костюму, платью.

    Головной убор выполняет как утилитарную функцию (защищает от холода , жары и осадков) , так и эстетическую.

   Он явлется выразителем индивидуальности, с его помощью можно создать неповторимый образ, подчеркнуть свои внешние достоинства и скрыть недостатки.

     Основополагающий вопрос

Как изготовить головной убор – шляпку?

Проблемные вопросы

Как возникла шляпа? Какие бывают головные уборы?

Какие уборы носят народы мира?

Гипотеза:  Каждая женщина стремится быть неповторимой, помочь ей в этом может «ее Королевское Высочество Шляпа!»

Задачи: 

Расширить  знания и представления о головных уборах.

Узнать историю происхождения шляпы.

Составить инструкцию изготовления шляпы. Научиться делать разные шляпы.

План исследования

  1. Найдем и изучим необходимый материал в учебниках, справочниках, энциклопедиях, Интернете.                                                              
  2.  Проведем опрос.   Проведем исследование по опросу.
  3. Составим инструкцию изготовления.
  4.   Сделаем вывод.

                                                                                                                                   

                                                                                                                                          4      

     Глава 1.   История возникновения шляпок. Какие бывают головные уборы?

    Нас заинтересовал вопрос- когда люди стали носить шляпы, какое значение в их жизни занимает этот головной убор? Изучив справочники мы узнали, что люди в старину надевали на голову простые и расписные платки , зимой надевали шали и меховые шапки. Все это правильно. А что же носили на голове тогда, когда люди жили еще в пещерах?  Тогда люди еще не умели шить и вместо шапки голову покрывали листьями.  Люди находили растения с большими листьями, например лопух, и из них делали шляпы. Позднее люди стали делать шляпы из соломы . Но такая шляпа была не прочна.  Она быстро ломалась и приходила в негодность. Носить такие шляпки можно было только летом.  Затем люди стали шить платки  вместо листьев, делать шляпы из фетра  и шить их из разных тканей.  Зимой носили тёплые шали и меховые шапки.                                                                              Давным-давно головные уборы были совсем простенькими, но шли года и появились мастера по изготовлению шляп. Богатые люди носили шляпы не только как защиту от солнца и холода, но и как украшение. Их подбирали под красивые платья и костюмы. Некоторые шляпы были совсем крошечными – их назвали таблетками, а другие были большими с широкими полями. Их украшали перьями, бантами, цветами, мехом, тесьмой. Все эти шляпы носили женщины. А важные господа надевали на голову цилиндр – это высокая шляпа с маленькими полями. Также носили фуражки, шляпы и котелки.                                                         Шляпа от немецкого «schlappe» - это головной убор, сохраняющий устойчивую форму. Женские шляпки всегда были в центре всеобщего общественного внимания: мужской взгляд сам по себе останавливался на этом хитроумном сооружении.                                                                                                     Определение слову «шляпа» мы нашли в словарях.                                                                «Шляпа, шляпка, женский выездной головной убор, которого вид и названья меняются ежедень». (В. Даль  «Толковый словарь живого великорусского языка»).                       «Головной убор, обычно с высокой тульей и с полями». (в словаре Ожегова).               История  возникновения первых шапок начинается с Древнего Египта, где в Фивах  на стене гробницы нарисован мужчина в головном уборе из соломы.  Греки покрывали голову  только в путешествиях, что поспособствовало созданию двух основных головных уборов: «шляп» (как греческий петасос с тульей и полями) и «шапок» (как греческий пилос, похож на чепчик без полей, обтягивающий голову). В те времена головные уборы были атрибутом знатного сословия и символом могущества. В Древнем Египте большой плат из полосатой ткани был привилегией фараонов, остальные, кроме рабов, довольствовались париками из растительных материалов.  

                                                                                                                                         5    

     В древние времена головной убор был, прежде всего, ритуальным и был связан с обрядом погребения, так как считалось, что он осуществляет связь с потусторонним миром. Все головные уборы участников этого священного действа - умершего и жрецов - были украшены орнаментом, считавшимся языком духов. Во времена средневековья головные уборы, которые были предметом роскоши, украшали плюмажем (пучками перьев), мехами, лентами и драгоценными камнями. В это время были также капюшоны и генины -  высокие конусообразные уборы, придуманные и введенные в моду в 1395 году Изабеллой  Баварской. Потом они приобрели двухугольную форму или полумесяца. Интересно, что сначала мода на шапки была только мужской, и только после ХVI века перекочевала на дамскую половину.  Да так там в основном и пребывает.                                                    Формы женских головных уборов в основном повторяли мужские.                                                                                              Женщинам в соответствии с церковной доктриной в течение всего дня полагалось быть с покрытой головой. Эта форма сохранялась до середины XX века.  Крестьянки носили большие платки, а их благородные сестры - широкие вуали, шарфы, палантины.
    В 14 и 15 веке   моду на головные уборы диктовала Франция. Шапки в это время были длинными и конусообразными, декорированные у мужчин павлиньими перьями. Также были широко распространены войлочные шапки, изготовленные ремесленниками на Руси. Восточные славяне носили шапки немножко расширенные к верху. Крестьянские головные уборы представляли собой высокую тулью из войлока, суженные к верху. В то время встречались и мурмолки – шапки с круглым меховым околышем и бархатной или парчовой тульей. Бояре отличались от остальных многослойными шапками. Дома они  носили расшитые шапочки-тафьи (скуфьи), а вне дома на их головах возвышались колпаки и горлатные шапки (их шили из мехов, что были на горле зверя).  Замужние  женщины на Руси носили кокошники, двурогие кички, однорогие сороки.  19 век называют эпохой возрождения шляпок. Они навевали образ дамы изящной и воздушной. История эта началась на исходе Галантного века, когда дамы брились наголо для того, чтобы носить огромные напудренные парики. А о шляпах временно забыли, т.к. парики выполняли их роль. В течение нескольких лет до и после Французской революции шляпы вновь вошли в моду. Задолго до этой шляпной волны дамы в Европе носили всевозможные головные уборы – от тончайших, сильно накрахмаленных, закрепленных в соответствующую форму вуалей и кружев до широкополых шляп с пером или соломенных плоских шляпок во время увлечения всем

                                                                                                                                      6

китайским в середине 18 века. Носили и сооружения из собственных и накладных волос, тканей и драгоценностей.  Но эти головные уборы оказались всего лишь увертюрой перед настоящей шляпной симфонией: в 19 веке ни пожилая дама, ни барышня, ни ребенок без шляпы не выходили из дома. В начале 19 века весьма многообразные по формам и деталям шляпы были объединены одной общей особенностью – мантоньерками (завязками под подбородком). Их делали из шелковых лент или из модного в то время кружева ручного плетения.   Бесспорно, мода строго предусматривала цвет и материал мантоньерок.                          Даже под крохотной шляпкой «биби» носили такое количество завязок из кружева и лент, что в них можно было кокетливо прятать лицо. Подражание, с одной стороны,                           античным богиням, с другой – идеализированному образу крестьянки было                                      не только обязательным следованием стилю, не только частью этикета,                                                но и соответствовало образу дамы изящной, похожей на дуновение.
  Самым необычным временем в истории дамской шляпы был XVIII век. Во второй его половине тон в моде задавала французская королева Мария Антуанетта. Шляпы представляли огромные сооружения, достигающие метра в диаметре. В сложные композиции из бантов, перьев и кружев даже монтировались различные механизмы, которые приводили в движение, например, фигурки райских птиц или огромных бабочек.  Шляпы венчали букеты из живых цветов, которые длительное время сохраняли свежесть, поскольку стояли в укрепленных на шляпе вазах с водой. Шляпы также увенчивали моделями парусников, плавающих в пруду лебедей, замков и других сооружений.                     Мы изучили справочники, учебники, провели опрос.                                                              По мнению историков моды, имеется два основных вида головных уборов: кепка/                      шапка и шляпа, и два основных силуэта - с полями и без полей. Все остальное -                               их варианты. За последние 500 лет менялись в основном только размеры,                                  объемы, пропорции, силуэты и детали головных уборов.                                                                                                                 Мы узнали, что женщинами в шляпках всегда восхищались, они вдохновляли художников на создание чудесных картин.

                                                                                                                                 

                                                                                                                                 7  

2. Головные уборы народов мира.  Мы провели опрос родителей, знакомых и задали вопрос: Какие головные уборы вы знаете? 7 из десяти опрошенных назвали берет, бейсболку, панаму, кепку, цилиндр. 5 вспомнили сомбреро, ковбойскую шляпу, чалму. К сожалению никто не назвал головные уборы, которые носили в России. Мы составили таблицу самых распространённых головных уборов народов мира.  

№ п/п

Название

Страна

1

Цилиндр

В Англии все носят высокую шляпу с небольшими полями.

2

Панама

Первоначально головной убор преимущественно взрослых людей. Ее придумали жители одной из стран Центральной Америки. Сначала панаму плели из волокон пальмы. Сейчас панамой называют легкую шляпу с мягкими полями, которые могут быть отстрочены и опущены вниз.                                                                                            

3

Сомбреро

Войлочная или соломенная шляпа с широкими полями наездников Испании, Южной Америки, Юго-Запада США. Бывают желто-коричневые, серые или белые, по краям с отделкой и серебряным шнуром. Батраки носят соломенные сомбреро.                

4

Троттуар

Небольшая шляпка к уличному западноевропейскому костюму.                          

5

Феска

Красный фетровый головной убор, популярный на Ближнем Востоке, прежде всего в Турции, в арабских государствах, на Кипре, в Албании и Греции. Мужская феска украшается черной или синей кисточкой, женская - золотом и жемчугом.                          

6

Кички или кибалки

Головные уборы с рогами носили женщины в России в XIX в. Считалось, что такие защищают от нечистой силы.                                               

7

Берет

Один из классических головных уборов появился примерно в 400 годах до н.э. у этрусков. Тогда его носили охотники и крестьяне, а к середине 1500-х годов берет стал пользоваться популярностью у представителей художественной интеллигенции: актеров, музыкантов, художников. До сих пор берет ассоциируется с богемной средой. 

8

Ковбойская шляпа (стетсон

Фетровая, кожаная или соломенная шляпа, с высокой округлой       тульёй, вогнутой сверху, и с широкими подогнутыми вверх по           бокам       полями. Современная ковбойская шляпа была изобретена Джоном Стетсоном     (англ.) в 1860-х годах. До сих пор популярна          на      юго-западе США, на севере Мексики и в западных провинциях      Канады. Является атрибутом американских ковбоев и ранчеров, а     также исполнителей музыки кантри. Стилизованная ковбойская        шляпа присутствует на флаге канадского    города Калгари.

9

10

Тюрбан и чалма

Бейсболка

 Широко распространенный  до 17-18 века   среди мужчин и            женщин головной убор, пришёл с Востока и представлял собой материю, которой повязывали голову.  Похожая на тюрбан была чалма - полотнище ткани, намотанное на голову поверх тюбетейки, фески и      т. д,  который имели  право носить все мужчины с 5 лет, кроме поденщиков и нищих.                                                         

Лёгкая кепка с длинным козырьком. В конце XX века необычайно популярна у молодежи.                                                                                                                              

                                                                                                                                                      8                                                                                                                                                                                                                                                                                 3.Выражения, поговорки о шляпах.                                                                         Иногда мы слышим выражение «ну ты и шляпа». Мы решили выяснить когда так говорят? В каких ещё выражениях это слово употребляется?

№ п/п

Выражения, поговорки

Когда так говорят?

1

«съем свою шляпу»

Английское выражение эквивалентно нашему обещанию «руку даю на отсечение».

2

«дело в шляпе»

Это означает: всё в порядке, все удачно закончилось.

3

«прошляпить»

Упустить возможность.

4

«снимать шляпу»

 Выражать уважение.

5

«без штанов, а в шляпе»

О человеке, нарушающем последовательность действий

6

«шляпа»

О человеке, упустившем какую-то возможность; так называют наивного человека, упускающего практическую выгоду.

7

«дело в шляпе»

Дело сделано.

8

Сеять рис сквозь шляпу

Китайская поговорка, которая означает «заниматься бессмысленным делом».

9

«съесть свою шляпу»  

Возможно, выражение возникло благодаря шотландскому блюду "Шляпа" -  его делали из сметаны, молока или масла. А употреблялось оно, если кто-то что-то клятвенно обещает.

10

«Говорить сквозь шляпу»

Английская поговорка, которая означает "нести чушь".

11

«По Сеньке и шапка»,

«Прийти к шапочному разбору», «Шапочка в две денежки - и та набекрень», «Шапка в рубль, а щи без круп»,

«Шапочное знакомство».

А на Руси поговорки все больше про шапки сочиняли.  Также народ придумал о шляпках загадки.

                                                                                                                             

                                                                                                                             9

2.  Глава 1. Инструкция изготовления шляпки №1. (Техника оригами)                                        

Вам понадобится                                                                                                                           -    плотная цветная бумага                                                                                                           -   ножницы                                                                                                                           -    клей

Ход работы

1.  Делаем поля шляпки. Из цветной бумаги сделать 8 одинаковых квадратиков.                                                  2.  Сложить каждую деталь пополам, чтобы получился треугольник.                                   3.  У каждого треугольника от изгиба согнуть пополам правый угол.                                 4.  В получившийся кармашек вставляем левый уголок детали. И так все детали по кругу. Можно детали скрепить клеем.                                                                              5.  Делаем донышко шляпки. Берём два квадрата того же размера, что и детали из которых мы делали поля шляпки. Сгибаем к центру левый и правый уголки и ещё раз делаем загиб к центру.                                                                                                6.  Переворачиваем деталь и делаем загибы с другой стороны. Уголки сгибаем вверх. Детали склеиваем крестиком.                                                                                   7.  Уголками приклеиваем донышко к полям шляпы.                                                      8.   Украшаем шляпку по своему усмотрению (можно украсить сухими жёлтыми листьями, засушенными цветами или листьями и цветами из бумаги). Такая шляпка может стать частью вашего костюма к школьному празднику осени или весны.

Инструкция изготовления шляпки №2.                                                          Вам понадобится                                                                                                                          

- лист ватмана

 - ножницы

 - клей

 - циркуль

 - гибкая измерительная сантиметровая лента

 - линейка

- цветная бумага, цветной картон.

Ход работы 

  1.  Для определения размера будущей картонной шляпы сантиметровой лентой измерьте окружность головы. Затем рассчитайте радиус внутренней (меньшей) круглой части полей шляпы по следующей формуле: радиус = окружность головы / 6.28. Это будет меньший радиус. Теперь рассчитайте радиус внешней (большей) окружности полей шляпы, прибавив к полученному радиусу внутренней части полей шляпы 25 см (ширина полей шляпы). Это будет больший радиус.
  2. Возьмите лист ватмана и начертите с помощью циркуля окружность большего радиуса. Потом из этой же точки начертите окружность меньшего радиуса. Внутри окружности меньшего радиуса начертите клапаны длиной

                                                                                                                                         10

примерно по 3 см, которые в дальнейшем помогут приклеить поля к верхней части шляпы. Вырежьте внутреннюю часть полей шляпы, оставив клапаны.

  1. Начертите окружность радиусом 25-30 см и вырежьте из нее верхнюю часть шляпы (примерно 1/4 окружности), оставив клапан для склеивания краев конуса. Сверните верхнюю часть шляпы конусом и склейте клапан с другим краем конуса.
  2. Приподнимите клапаны на внутренней окружности полей шляпы и намажьте их клеем. Прижмите верхнюю часть шляпы к клапанам полей шляпы. Бумажная шляпа готова.
  3. Элегантная шляпа с полями из бумаги может стать головным убором ваших игрушек, а может украсить интерьер вашей комнаты.

Инструкция изготовления шляпки №3.                                                          

Нам понадобится:

1. Цветной картон

2. Ткань, тесьма, цветные ленточки.

3. Клей ПВА (а лучше момент)

4. Ножницы.

1. Делаем выкройку. Она состоит из трех деталей.

тулья — основная часть шляпы, (без околыша, полей, козырька) -  деталь № 1 — прямоугольник длиной — 16см, шириной — 4см;

поля будущего цилиндра  - деталь №2 — круг диаметром 11 см;

донышко - деталь №3 — круг диаметром 4,5 см.

2. Займемся тульей. Нужно сделать с краю нашего прямоугольника зубчики, для того, чтобы в дальнейшем было удобно приклеивать детали одна к другой. На расстоянии одного сантиметра от края отмечаем карандашом место расположение наших зубчиков (основание треугольников-зубчиков 5мм).

3. Делаем надрезы по сторонам треугольников и видим, что наша тулья для шляпы украшена теперь с краю зубчиками.

4. Теперь приступим к детали №2 (наши будущие поля шляпы). Рисуем в центре круг диаметром 4,5 см (по размеру он идентичен донышку нашей шляпы, деталь №3). Теперь от края только что нарисованного круга проводим к центру линии на расстоянии 0,5мм. Мы это делаем для того, чтоб в дальнейшем нам было удобно приклеивать детали одна к другой.

5. Делаем надрезы по нарисованным линиям, что идут от края круга проводим к центру.

6. Подгибаем зубчики на тулье (деталь №1) и круге (деталь №2).

7. Теперь пора воспользоваться клеем :

 -  вначале склеиваем между собой деталь №1 и №2. Зубчики детали №2 мы приклеиваем ко внутренней стороне тульи, которую мы скручиваем в виде трубы и края склеиваем.

8. Теперь нам надо приклеить донышко к тулье. Для этого намазываем клеем зубчики и сверху накладываем донышко.

10. Обклеиваем шляпу тканью и украшаем цветными ленточками и тесьмой.

                                                                                                                                11

Заключение

  Мы узнали, что  по статистике, 8 мужчин из 10 обращают больше внимания на девушку в шляпке, чем на простоволосую.

    Французы считают, что женщина без шляпки - как Эйфелева башня без наконечника. Испокон веков головной убор для женщины значил очень много, и постепенно простенькие уборы превратились в настоящие произведения искусства. Великие кутюрье изобретали самые оригинальные экземпляры дамских шляпок и пополняли свои коллекции шляп экстравагантными творениями. Женщины соперничали между собой, доказывая всем, что ее шляпа - самая-самая. На протяжении всей истории шляпные мастера были очень востребованы у модниц всех стран.

Считается, что головной убор – это самый первый элемент одежды, который надел первобытный человек. Так как необходимо было защищать голову от солнца и дождя. И в более поздний период шляпа оставалась средством защиты от погодных условий. Со временем менялись вид, форма шляп. Одни использовались как униформа, другие символизировали статус человека и его положение в обществе. И только не так давно они стали элементом стиля. Потому как в первую очередь мы смотрим в лицо человеку, шляпа неизбежно привлекает к себе внимание. Не зря существует поговорка: «Если хотите быть замеченным, наденьте шляпу».

   

                                                                                                                                  12 Список источников информации

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

Толковый словарь С.И. Ожегова

Фразеологический словарь русского литературного языка

http://www.livemaster.ru/topic/39017-istoriya-vozniknoveniya-zhenskoj-shlyapki

http://lady.webnice.ru/blogs/?v=85

http://byaki.net/2006/09/26/istoriya_golovnyh_uborov.html

http://www.narodko.ru/article/ahat/vid/ictoria_golovnyh_uborov.htm

http://sites.google.com/site/slapkixxiveka/informacia-o-proekte/istoria-slapy

http://domohata.org/ru/samodelki/chudim/shlyapakarton


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Использование проектной технологии в формировании познавательной самостоятельности учащихся"

За 2008 – 2009 учебный год мною были разработаны и реализованы следующие проекты:1.«Моя семья»;2. «Зимующие птицы»;3. «Жердевка – родина моя»;4. «Я и моё здоровье»       ...

Учебный мини-проект на уроке технологии "Магнит в подарок бабушке и дедушке"

Презентация учебного мини- проекта на уроке технологии. Итоговый урок по теме "Керамика в культуре народов мира"....

Проект по теме: «Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология»

Цель проекта: выявить пути освоения правильной читательской деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе...