Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Кузнецова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podumaem_vmeste_3_kl.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа метапредметного проекта

«Подумаем вместе»

   Пояснительная записка

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010) и программы курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москка РОСТ, 2012).

   Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

   Основные задачи курса:

1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли-тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

   Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

   В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

   Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

   Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

   На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

   На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания.

   В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

   В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

   Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

   Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся третьих классов и рассчитана на 34 часа.

   Для проведения занятий для каждого класса разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

   Для учащихся:

 Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2-х частях. /О.А. Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2012

   Для учителя:

 Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. /Методическое пособие, 1-4 класс. Курс «РПС». – М.: Росткнига, 2012

    В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, часть - составлена автором пособия.

   Все задания можно разбить на несколько групп:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

   К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

   Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

   В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз-личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

   Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

   Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.    В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит-мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

   Познавательный аспект

 Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

 Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

 Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

   Развивающий аспект

 Развитие речи.

 Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

 Развитие сенсорной сферы.

 Развитие двигательной сферы.

   Воспитывающий аспект

 Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

   Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

   Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Основные формы работы: Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

   Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

   Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

   Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

   Динамика развития обучающихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. ;

Текущий  - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; — пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. · Итоговый контроль в формах — тестирование; — практические работы; — творческие работы учащихся; — Контрольные задания. ·

   Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания — незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.   Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Требования к результатам

   Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: — Определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). — В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

   Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

   Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель деятельности — проговаривать последовательность действий — учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради — учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану — учиться отличать верно выполненное задание от неверного — учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

    Познавательные УУД: — ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного — делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике — добывать новые знания: находить ответы на ??, используя учебник, свой жизненный опыт — перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры

   Коммуникативные УУД — слушать и понимать речь других — читать и пересказывать текст — совместно договаривать ся о правилах общения и поведения в школе и следовать им — учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

   Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: — описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам — выделять существенные признаки предметов — сравнивать между собой предметы, явления — обобщать, делать выводы — классифицировать явления, предметы — определять последовательность событий — судить о противоположных явлениях — давать определения тем или иным понятиям — выявлять функциональные отношения между понятиями — выявлять закономерности и проводить аналогии Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться: " логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; " обоснованно делать выводы, доказывать; " обобщать математический материал; " находить разные решения нестандартных задач. Но основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся. Основные формы учета знаний и умений: " тестирование (проводится в начале и конце учебного года); " участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; " участие в интеллектуальных играх. Ожидаемые результаты :  — Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; — воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну; — воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; — развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Содержание занятия

   Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса. Эта задача достигается специально построенной системой заданий, которая помогает преодолеть и неустойчивое внимание, и непроизвольность зрительного и слухового запоминания, и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В первом классе предлагаются задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах можно допускать угадывание ответа (решения), но при этом стараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей, давая точное и лаконичное разъяснение. Важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались одновременным повышение доли участия детей в поиске решения предлагаемой задачи.

   На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или в группах. Ведущая роль учителя – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решений. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения в этом виде деятельности всё большее число учащихся вовлекалось в неё.

   Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональных, оригинальных и красивых способах решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития, которые в силу своих физиологических особенностей усваивают всё новое с большим трудом и более длительное время не могут выполнять задание самостоятельно.

   Рекомендуемая модель занятий во 3-х классах:

 Мозговая гимнастика (3 мин)

 Разминка (5 мин)

 Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10 мин)

 Весёлая переменка (5 мин)

 Логически-поисковые задания (20 мин)

 Коррегирующая гимнастика (3 мин)

 Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать или нестандартные задачи (14 мин)

   Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц, в которые заносятся результаты, полученные после выполнения детьми заданий №1 и № 36.

Сопоставляя данные на начало года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяется динамика роста познавательных способностей учащихся.

   Предполагаемые результаты:

- повышение качества образования;

- участие в школьных и районных олимпиадах;

- создание условий поверить в собственный талант и неповторимость;

- повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс

Дата

Тема занятия. Развивающие способности

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.

2

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

3

Развитие концентрации внимания.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.

4

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

5

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. 

6

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

7

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

8

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

9

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

10

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

11

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

12

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.

13

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

14

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

15

Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач.

16

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

17

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

18

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

19

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

20

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

21

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

22

Развитие логического мышления.

23

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

24

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

25

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

26

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

27

Поиск закономерностей.

28

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

29

Развитие логического мышления.

30

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

31

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

32

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

33

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

34

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. Игра «Самый умный» (конкурс эрудитов)

Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года

(Выявление уровня развития познавательных процессов).

Литература:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011

2. Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов. / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2005

3. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочие тетради: В 2-х частях. /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2012-2013

4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: 1-4 классы. В 2-х частях. /О.А. Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2012-2013

5. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 1-4 классы. Курс «РПС». – М.: Издательство РОСТ, 2012-2013

6. Тихомирова Л.В. Развитие логического мышления для детей. – Ярославль: Изд-во ТОО «Гринго», 2002

7. Тихомирова Л.В. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль: Изд-во ТОО «Гринго», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа метапредметного проекта "Мир моих увлечений" (3 класс)

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....

Рабочая программа метапредметного проекта "Путешествие в космос" (3 класс)

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....

Рабочая программа метапредметного проекта "Здорово жить здорово" для 4 класса

Объём курса 34 часа в год,  из расчета 1 ч в неделю.Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова «Здорово жить – здорово!», следовательно, основную цель мы видим в формировании у обучающи...

Рабочая программа метапредметного проекта "Я - исследователь" для 4 класса

Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребён...

Рабочая программа метапредметного проекта «В гостях у сказки»3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта«В гостях у сказки» 3 класс...

Рабочая программа метапредметного проекта «Слово – к мудрости ступенька» 3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта«Слово – к мудрости ступенька»Рабочая программа метапредметного проекта«Слово – к мудрости ступенька» 3 класс...

Рабочая программа метапредметного проекта «Я в обществе» 3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта «Я в обществе» 3 класс...