Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «Волшебный пластилин».
рабочая программа (2 класс) по теме

Рак Анна Васильевна

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования , предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно - эстетическому направлению. Детям предстоит знакомство с новыми технологиями, способами лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 1

 г. Миллерово Ростовской области

Рабочая программа

внеурочной деятельности

для 2 класса

«Волшебный пластилин».

Составитель:

 учитель начальной школы

I квалификационной категории

Рак Анна Васильевна

г. Миллерово

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  • соответствие с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям.           Программа дополнительного  образования «Волшебный пластилин» имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена  для разновозрастных категорий обучающихся, имеет различные   уровни её

освоения: общекультурный и профессиональной компетентности.

     Программа составлена на основе  Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

        Природа с самого рождения дарит каждому из нас чувство красоты окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта удивительная способность остается неразвитой, и нереализованной в дальнейшей нашей жизни. А ведь в самом естестве любого ребенка заложено огромное желание узнавать и создавать. Художественное творчество помогает ребенку понять и выразить красоту. Развивает художественный вкус, эстетическое восприятие и привнести в наш мир радости и гармонию. Это важно для наших ребят. Ведь в современной жизни сейчас очень много нестабильного и даже страшного, поэтому для них необходимо создание психологического комфорта.        Профессионально организованное занятие лепкой  поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими детьми. Работа с пластилином развивает сферу чувств ребенка (любовь, сострадание) С развитием эмоциональной сферы ребята учатся чувствовать, понимать, а затем и разграничивать внешние и внутренние причины происходящего. Они начинают лучше контролировать свои чувства и поведение. Работа детей с цветовым пятном, смешивание красок, эмоциональное и образное оживление цветового пятна. Это работа будит и активно стимулирует речевую активность детей и их образную фантазию.

 Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет, звучит, превращается. А главное, от лепки  можно получить удовольствие. Помогает ребенку ощутить свое творчество интересным, другим, а значит нужным, помогает понять и выразить чувства. Школьники будут и художниками, скульпторами. Это значит, что на каждом занятии они будут создавать художественный образ через постижение языка художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, бумажной пластики, поделок.

    Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций.

 Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

 Актуальность программы. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, знакомясь с особенностями материалов, постигается накопленный человечеством опыт. Через народную игрушку изучаются национальные и культурные корни русского народа. В процессе занятий по программе реализуются как учебные, так и социально-воспитательные задачи.

 Новизна программы. В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.

 Особенности программы: учитель использует дифференцированный подход в работе с каждым учеником, имеющим различный уровень базовых знаний и умений; использует творческий подход к выбору заданий, при изучении новой темы, интересной для детей; программа нацеливает детей не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.

 Программа разработана для детей начальной школы.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: научить свободно пользоваться способами и приемами лепки; научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;

 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: привить детям навыки трудолюбия и ответственности, воспитывать мастерство, чувство красоты и гармонии;

 РАЗВИВАЮЩИЕ: развить творческие способности учащихся; развить наблюдательность, расширить кругозор.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ:

 -рассказ, беседа, игра;

 -наблюдение, оценивание процесса выполнения;

 -индивидуальная творческая деятельность под руководством учителя;

 -представление творческих достижений на выставках;

 -участие в школьных конкурсах;

 -экскурсии в музей нашего города.

Основные идеи:

-  Оптимальное развитие индивидуальности человека;

-  Самоопределение личности и создание условий для ее реализации;

-  Развитие способностей к творчеству

Основные принципы программы:

-  «От простого к сложному». Этот принцип лежит как в основе обучающего процесса, так и в области сплочения коллектива так как ничто так не объединяет коллектив, как постоянно усложняющаяся деятельность.

- Принцип познания  (при  реализации программы ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, которые и мотивируют его на дальнейшую деятельность).

- Принцип творчества:  развитие фантазии, образного мышления, доверия к себе, уверенности в своих силах.

- Принцип  природосообразности: развитие природных склонностей ребенка и его способностей.

- Принцип коллективизма: изготовление коллективных работ и композиций через создание дружеской обстановки на занятиях, взаимопомощи и взаимопонимания.

Условия реализации программы:

Срок реализации программы - 1 год.  Каждое занятие рассчитано на 35 минут и проводится 2 часа в неделю 70 часов в год).

Техника работы с пластилином:

  • Отпечатки различными предметами на пластилиновой основе
  • Выкладывание рисунка жгутиками, налепные  украшения, спиральная техника из жгутов
  • Лепка вытягиванием
  • Лепка из целого куска пластилина. Обрубовка стекой или готовой формочкой с выемкой лишнего материала или без выемки
  • Путем кругового налепа полосками и лепка из шара
  • Лепка объемных форм из отдельных деталей
  • Реалистическая лепка
  • Рисунок: пластилиновыми мазками, пластилиновой лентой, с помощью одноразового шприца без иголки разогретым в теплой воде пластилином
  • Создание рельефов: низкий рельеф (барельеф),
    высокий рельеф (горельеф), углубленный рельеф,
    многоплановый рельеф
  • Процарапывание, многослойное процарапывание
  • Расписной пластилин: способ разрезания, способ раскатывания
  • Пластилиновая аппликация: обычная (примазывание на основу), обратная (примазывание на прозрачную основу-стекло, прозрачная крышка в зеркальном изображении),аппликации-половинки
  • Моделирование из пластилинового листа
  • Лепка на проволочном каркасе или на форме.
  • Торцевание на пластилине
  • Лепка в сочетании с бросовым материалом
  • Лепка в сочетании с природным материалом

Контрольная диагностика

Результаты работ могут быть предоставлены в форме коллективных и персональных выставок творческих работ обучающихся, итоговых занятий, которые могут проводиться в форме викторин, интеллектуальных игр и игровых программ. Проведение соревнований, конкурсов, концертов, фестивалях, традиционных праздников, проведения мероприятий. Тесное сотрудничество с родительской общественностью.

На занятиях  используются разные виды контроля:

-  Текущий – во время занятия следить за творческим процессом;

-  Промежуточный – клубные конкурсы, выставки детских поделок, участие в праздничных мероприятиях.

- Итоговый – выставка  работ обучающихся выполняются к концу каждого полугодия. Итоговые занятия проводятся в конце учебного года. Участие в городских и республиканских конкурсах детского творчества.

Ожидаемый результат:

  1. Учащиеся должны получить теоретические знания, практические навыки работы с пластилином;
  2. Работать на заданную тему;
  3. Передавать форму  по наблюдению натуры пропорции предметов, движение и характер;
  4. Сознательно размещать предметы  и действующие лица в пейзаже и интерьере с учетом пространства и наблюдательной перспективе;
  5. Высказывать простейшие суждения  о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  6. Использовать навыки компоновки;
  7. Добиваться выразительности декора на основе его цветовой гармонии;
  8. Выполнять элементы украшения (панно, аппликации и др.);
  9. Стремиться верно и выразительно передавать   форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  10. Вести поисковую работу по поводу репродукций, рассказов об искусстве;
  11. Коллективно продумывать и воплощать в материале варианты декоративного оформления газет, праздничных вечеров;
  12. Доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных на выставке своей группы.  

 

 


Тема занятия.

Цель

                   

Характеристика  деятельности

учащихся

Дата

план

Дата

факт

1

Правила поведения. ТБ

Повторить правила работы с пластилином.

Организовать наблюдение за живой и неживой природой.

Повторить правила поведения на природе.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы, их виды, свойства, цвет, форму и т.д.

01.09

01.09

2

Экскурсия в парк. Сбор семян цветочных растений.

3

Аппликация из семян.

Организовать работу по созданию композиции.

Организовать рабочее место;

Составлять композицию;

Осваивать приемы отпечатки на пластилиновой основе;

Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции;

08.09

08.09

4

«Осенние цветы»

5

Работа с природным материалом.

Корректировать и оказать помощь;

мотивировать на успешный  результат;

15.09

15.09

6

«Лесные жители»

7

Работа с природным материалом.

Познакомить с техникой выкладывание рисунка жгутиками.

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином

22.09

22.09

8

«Прогулка в лес, на озеро, речку».

9

Лепка животных.

Организовать работу по применению техники выкладывания рисунка жгутиками

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

29.09

29.09

10

Весёлый мышонок.

11

Лепка животных.

Корректировать и оценивать работы

Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата;

06.10

06.10

12

Сказочная черепаха.

13

Лепка животных.

Познакомить с техникой лепки вытягивания

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином

13.10

13.10

14

Слон в цирке.

15

Лепка животных.

Организовать работу по применению техники

лепки вытягивания.

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

20.10

20.10

16

Мартышка на пальме.

17

Лепка животных.

Корректировать и оценивать работы

Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата;

27.10

27.10

18

Любопытные собачки.

19

Лепка животных.

Познакомить с техникой лепки  из целого куска пластилина.

Воспитывать наблюдательность.

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином

10.11

10.11

20

Кот Тимофеевич.

21

Лепка животных.

Организовать работу по применению техники

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

17.11

17.11

22

Корова на лугу.

23

Лепка животных.

Корректировать и оценивать работы

Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата;

24.11

24.11

24

Весёлый дельфин.

25

Панно «Зимушка – зима»

Познакомить с техникой  круговой лепки полосками и лепка из шара.

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином

01.12

01.12

26

Панно «Зимушка – зима»

27

Лепим снеговика.

Организовать работу по применению техники лепки полосками.

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

08.12

08.12

28

Лепим снеговика.

29

Снегурочка – красавица.

Корректировать и оценивать работы

Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата;

15.12

15.12

30

Снегурочка – красавица.

31

Весёлый Дед Мороз.

Познакомить с техникой лепки объемных форм из отдельных деталей

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином

22.09

22.09

32

Весёлый Дед Мороз.

33

Зимние забавы ребятишек.

Организовать работу по применению техники лепки объёмных форм из отдельных деталей.

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

12.01

12.01

34

Зимние забавы ребятишек.

35

Панно «Снегирь».

Развивать умение создавать композицию.

Корректировать и оценивать работы.

Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата;

19.01

19.01

36

Панно «Снегирь».

37

Любимые игрушки.

Познакомить с техникой реалистической  лепки.

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином

26.01

26.01

38

Быстрый вертолёт.

39

Любимые игрушки.

Организовать работу по применению техники реалистической лепки.

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

02.02

02.02

40

Легкокрылый самолёт.

41

Любимые игрушки.

Познакомить с техникой лепки на проволочном каркасе или на форме.

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином

09.02

09.02

42

Грузовик.

43

Любимые игрушки.

Познакомить с техникой лепки пластилиновыми мазками, пластилиновой лентой.

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином

16.02

16.02

44

Робот.

45

Любимые игрушки.

Организовать работу по применению техники

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

23.02

23.02

46

Корабль.

47

Любимые игрушки.

Корректировать и оценивать работы.

Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата;

02.03

02.03

48

Кукла Маша.

49

Любимые игрушки.

Познакомить с техникой создания рельефов: низкий рельеф ,
высокий рельеф , углубленный рельеф,
многоплановый рельеф

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином

09.03

09.03

50

Ушастые пирамидки.

51

Любимые игрушки.

Организовать работу по применению техники

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

16.03

16.03

52

Неваляшка.

53

Быстрые ракеты.

Корректировать и оценивать работы

Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата;

06.04

06.04

54

Быстрые ракеты.

55

Покорители космоса.

Познакомить с техникой процарапывания, многослойного процарапывания

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином

13.04

13.04

56

Покорители космоса.

57

Шариковая лепка.

Организовать работу по применению техники

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

20.04

20.04

58

Разноцветный зонтик.

59

Шариковая лепка.

Корректировать и оценивать работы

Оценивание и корректирование своей деятельности

Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата;

27.04

27.04

60

Весенний пейзаж.

61

Шариковая лепка.

Познакомить с техникой расписной пластилин.

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином

04.05

04.05

62

Пёстрая бабочка.

63

Шариковая лепка.

Организовать работу по применению техники

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

11.05

11.05

64

Румяное яблоко.

65

Шариковая лепка.

Организовать работу по применению техники

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

18.05

18.05

66

Цветочная клумба.

67

  Шариковая лепка.

Познакомить с техникой пластилиновой  аппликации

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином

25.05

25.05

68

Аквариум.


Литература

  1.  Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок. Ростов - на –Дону, ИД «Владис», 2010.
  2. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
  3. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.
  4. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество»  М. Просвещение, 2011 г.
  5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.
  6. Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г.

  1. Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана - Граф, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 4 классе "Волшебный мир слова""

Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе по русскому языку...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов « Волшебная страна ИЗО»

Цель данной программы – состоит в том, чтобы  дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать   художественную  к...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе «Волшебное слово»

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Волшебный карандаш"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Волшебный карандаш"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (1 - 4 класс) «Волшебный карандаш»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпо  внеурочной деятельности (1 - 4 класс)«Волшебный карандаш»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класса "Волшебные капельки"

Программа по изобразительному искусству. Планирование материала по классам....

Рабочая программа внеурочной занятости "Веселый пластилин" 1 класс.

           Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности, реализуемой на занятиях кружка «Веселый пластилин», рассчитанного на у...