Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «Волшебный пластилин».
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования , предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно - эстетическому направлению. Детям предстоит знакомство с новыми технологиями, способами лепки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 1
г. Миллерово Ростовской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
для 2 класса
«Волшебный пластилин».
Составитель:
учитель начальной школы
I квалификационной категории
Рак Анна Васильевна
г. Миллерово
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- соответствие с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа дополнительного образования «Волшебный пластилин» имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для разновозрастных категорий обучающихся, имеет различные уровни её
освоения: общекультурный и профессиональной компетентности.
Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Природа с самого рождения дарит каждому из нас чувство красоты окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта удивительная способность остается неразвитой, и нереализованной в дальнейшей нашей жизни. А ведь в самом естестве любого ребенка заложено огромное желание узнавать и создавать. Художественное творчество помогает ребенку понять и выразить красоту. Развивает художественный вкус, эстетическое восприятие и привнести в наш мир радости и гармонию. Это важно для наших ребят. Ведь в современной жизни сейчас очень много нестабильного и даже страшного, поэтому для них необходимо создание психологического комфорта. Профессионально организованное занятие лепкой поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими детьми. Работа с пластилином развивает сферу чувств ребенка (любовь, сострадание) С развитием эмоциональной сферы ребята учатся чувствовать, понимать, а затем и разграничивать внешние и внутренние причины происходящего. Они начинают лучше контролировать свои чувства и поведение. Работа детей с цветовым пятном, смешивание красок, эмоциональное и образное оживление цветового пятна. Это работа будит и активно стимулирует речевую активность детей и их образную фантазию.
Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет, звучит, превращается. А главное, от лепки можно получить удовольствие. Помогает ребенку ощутить свое творчество интересным, другим, а значит нужным, помогает понять и выразить чувства. Школьники будут и художниками, скульпторами. Это значит, что на каждом занятии они будут создавать художественный образ через постижение языка художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, бумажной пластики, поделок.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Актуальность программы. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, знакомясь с особенностями материалов, постигается накопленный человечеством опыт. Через народную игрушку изучаются национальные и культурные корни русского народа. В процессе занятий по программе реализуются как учебные, так и социально-воспитательные задачи.
Новизна программы. В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.
Особенности программы: учитель использует дифференцированный подход в работе с каждым учеником, имеющим различный уровень базовых знаний и умений; использует творческий подход к выбору заданий, при изучении новой темы, интересной для детей; программа нацеливает детей не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.
Программа разработана для детей начальной школы.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: научить свободно пользоваться способами и приемами лепки; научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: привить детям навыки трудолюбия и ответственности, воспитывать мастерство, чувство красоты и гармонии;
РАЗВИВАЮЩИЕ: развить творческие способности учащихся; развить наблюдательность, расширить кругозор.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ:
-рассказ, беседа, игра;
-наблюдение, оценивание процесса выполнения;
-индивидуальная творческая деятельность под руководством учителя;
-представление творческих достижений на выставках;
-участие в школьных конкурсах;
-экскурсии в музей нашего города.
Основные идеи:
- Оптимальное развитие индивидуальности человека;
- Самоопределение личности и создание условий для ее реализации;
- Развитие способностей к творчеству
Основные принципы программы:
- «От простого к сложному». Этот принцип лежит как в основе обучающего процесса, так и в области сплочения коллектива так как ничто так не объединяет коллектив, как постоянно усложняющаяся деятельность.
- Принцип познания (при реализации программы ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, которые и мотивируют его на дальнейшую деятельность).
- Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, доверия к себе, уверенности в своих силах.
- Принцип природосообразности: развитие природных склонностей ребенка и его способностей.
- Принцип коллективизма: изготовление коллективных работ и композиций через создание дружеской обстановки на занятиях, взаимопомощи и взаимопонимания.
Условия реализации программы:
Срок реализации программы - 1 год. Каждое занятие рассчитано на 35 минут и проводится 2 часа в неделю 70 часов в год).
Техника работы с пластилином:
- Отпечатки различными предметами на пластилиновой основе
- Выкладывание рисунка жгутиками, налепные украшения, спиральная техника из жгутов
- Лепка вытягиванием
- Лепка из целого куска пластилина. Обрубовка стекой или готовой формочкой с выемкой лишнего материала или без выемки
- Путем кругового налепа полосками и лепка из шара
- Лепка объемных форм из отдельных деталей
- Реалистическая лепка
- Рисунок: пластилиновыми мазками, пластилиновой лентой, с помощью одноразового шприца без иголки разогретым в теплой воде пластилином
- Создание рельефов: низкий рельеф (барельеф),
высокий рельеф (горельеф), углубленный рельеф,
многоплановый рельеф - Процарапывание, многослойное процарапывание
- Расписной пластилин: способ разрезания, способ раскатывания
- Пластилиновая аппликация: обычная (примазывание на основу), обратная (примазывание на прозрачную основу-стекло, прозрачная крышка в зеркальном изображении),аппликации-половинки
- Моделирование из пластилинового листа
- Лепка на проволочном каркасе или на форме.
- Торцевание на пластилине
- Лепка в сочетании с бросовым материалом
- Лепка в сочетании с природным материалом
Контрольная диагностика
Результаты работ могут быть предоставлены в форме коллективных и персональных выставок творческих работ обучающихся, итоговых занятий, которые могут проводиться в форме викторин, интеллектуальных игр и игровых программ. Проведение соревнований, конкурсов, концертов, фестивалях, традиционных праздников, проведения мероприятий. Тесное сотрудничество с родительской общественностью.
На занятиях используются разные виды контроля:
- Текущий – во время занятия следить за творческим процессом;
- Промежуточный – клубные конкурсы, выставки детских поделок, участие в праздничных мероприятиях.
- Итоговый – выставка работ обучающихся выполняются к концу каждого полугодия. Итоговые занятия проводятся в конце учебного года. Участие в городских и республиканских конкурсах детского творчества.
Ожидаемый результат:
- Учащиеся должны получить теоретические знания, практические навыки работы с пластилином;
- Работать на заданную тему;
- Передавать форму по наблюдению натуры пропорции предметов, движение и характер;
- Сознательно размещать предметы и действующие лица в пейзаже и интерьере с учетом пространства и наблюдательной перспективе;
- Высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- Использовать навыки компоновки;
- Добиваться выразительности декора на основе его цветовой гармонии;
- Выполнять элементы украшения (панно, аппликации и др.);
- Стремиться верно и выразительно передавать форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- Вести поисковую работу по поводу репродукций, рассказов об искусстве;
- Коллективно продумывать и воплощать в материале варианты декоративного оформления газет, праздничных вечеров;
- Доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных на выставке своей группы.
№ | Тема занятия. | Цель
| Характеристика деятельности учащихся | Дата план | Дата факт | ||
1 | Правила поведения. ТБ | Повторить правила работы с пластилином. Организовать наблюдение за живой и неживой природой. Повторить правила поведения на природе. | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы, их виды, свойства, цвет, форму и т.д. | 01.09 01.09 | |||
2 | Экскурсия в парк. Сбор семян цветочных растений. | ||||||
3 | Аппликация из семян. | Организовать работу по созданию композиции. | Организовать рабочее место; Составлять композицию; Осваивать приемы отпечатки на пластилиновой основе; Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции; | 08.09 08.09 | |||
4 | «Осенние цветы» | ||||||
5 | Работа с природным материалом. | Корректировать и оказать помощь; мотивировать на успешный результат; | 15.09 15.09 | ||||
6 | «Лесные жители» | ||||||
7 | Работа с природным материалом. | Познакомить с техникой выкладывание рисунка жгутиками. | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | 22.09 22.09 | |||
8 | «Прогулка в лес, на озеро, речку». | ||||||
9 | Лепка животных. | Организовать работу по применению техники выкладывания рисунка жгутиками | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. | 29.09 29.09 | |||
10 | Весёлый мышонок. | ||||||
11 | Лепка животных. | Корректировать и оценивать работы | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; | 06.10 06.10 | |||
12 | Сказочная черепаха. | ||||||
13 | Лепка животных. | Познакомить с техникой лепки вытягивания | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | 13.10 13.10 | |||
14 | Слон в цирке. | ||||||
15 | Лепка животных. | Организовать работу по применению техники лепки вытягивания. | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. | 20.10 20.10 | |||
16 | Мартышка на пальме. | ||||||
17 | Лепка животных. | Корректировать и оценивать работы | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; | 27.10 27.10 | |||
18 | Любопытные собачки. | ||||||
19 | Лепка животных. | Познакомить с техникой лепки из целого куска пластилина. Воспитывать наблюдательность. | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | 10.11 10.11 | |||
20 | Кот Тимофеевич. | ||||||
21 | Лепка животных. | Организовать работу по применению техники | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. | 17.11 17.11 | |||
22 | Корова на лугу. | ||||||
23 | Лепка животных. | Корректировать и оценивать работы | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; | 24.11 24.11 | |||
24 | Весёлый дельфин. | ||||||
25 | Панно «Зимушка – зима» | Познакомить с техникой круговой лепки полосками и лепка из шара. | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | 01.12 01.12 | |||
26 | Панно «Зимушка – зима» | ||||||
27 | Лепим снеговика. | Организовать работу по применению техники лепки полосками. | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. | 08.12 08.12 | |||
28 | Лепим снеговика. | ||||||
29 | Снегурочка – красавица. | Корректировать и оценивать работы | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; | 15.12 15.12 | |||
30 | Снегурочка – красавица. | ||||||
31 | Весёлый Дед Мороз. | Познакомить с техникой лепки объемных форм из отдельных деталей | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | 22.09 22.09 | |||
32 | Весёлый Дед Мороз. | ||||||
33 | Зимние забавы ребятишек. | Организовать работу по применению техники лепки объёмных форм из отдельных деталей. | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. | 12.01 12.01 | |||
34 | Зимние забавы ребятишек. | ||||||
35 | Панно «Снегирь». | Развивать умение создавать композицию. Корректировать и оценивать работы. | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; | 19.01 19.01 | |||
36 | Панно «Снегирь». | ||||||
37 | Любимые игрушки. | Познакомить с техникой реалистической лепки. | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | 26.01 26.01 | |||
38 | Быстрый вертолёт. | ||||||
39 | Любимые игрушки. | Организовать работу по применению техники реалистической лепки. | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. | 02.02 02.02 | |||
40 | Легкокрылый самолёт. | ||||||
41 | Любимые игрушки. | Познакомить с техникой лепки на проволочном каркасе или на форме. | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | 09.02 09.02 | |||
42 | Грузовик. | ||||||
43 | Любимые игрушки. | Познакомить с техникой лепки пластилиновыми мазками, пластилиновой лентой. | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | 16.02 16.02 | |||
44 | Робот. | ||||||
45 | Любимые игрушки. | Организовать работу по применению техники | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. | 23.02 23.02 | |||
46 | Корабль. | ||||||
47 | Любимые игрушки. | Корректировать и оценивать работы. | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; | 02.03 02.03 | |||
48 | Кукла Маша. | ||||||
49 | Любимые игрушки. | Познакомить с техникой создания рельефов: низкий рельеф , | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | 09.03 09.03 | |||
50 | Ушастые пирамидки. | ||||||
51 | Любимые игрушки. | Организовать работу по применению техники | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. | 16.03 16.03 | |||
52 | Неваляшка. | ||||||
53 | Быстрые ракеты. | Корректировать и оценивать работы | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; | 06.04 06.04 | |||
54 | Быстрые ракеты. | ||||||
55 | Покорители космоса. | Познакомить с техникой процарапывания, многослойного процарапывания | Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | 13.04 13.04 | |||
56 | Покорители космоса. | ||||||
57 | Шариковая лепка. | Организовать работу по применению техники | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. | 20.04 20.04 | |||
58 | Разноцветный зонтик. | ||||||
59 | Шариковая лепка. | Корректировать и оценивать работы Оценивание и корректирование своей деятельности | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; | 27.04 27.04 | |||
60 | Весенний пейзаж. | ||||||
61 | Шариковая лепка. | Познакомить с техникой расписной пластилин. | Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | 04.05 04.05 | |||
62 | Пёстрая бабочка. | ||||||
63 | Шариковая лепка. | Организовать работу по применению техники | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. | 11.05 11.05 | |||
64 | Румяное яблоко. | ||||||
65 | Шариковая лепка. | Организовать работу по применению техники | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. | 18.05 18.05 | |||
66 | Цветочная клумба. | ||||||
67 | Шариковая лепка. | Познакомить с техникой пластилиновой аппликации | Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | 25.05 25.05 | |||
68 | Аквариум. |
Литература
- Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок. Ростов - на –Дону, ИД «Владис», 2010.
- Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
- Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.
- Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.
- Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г.
- Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана - Граф, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-337016-1508701584.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 4 классе "Волшебный мир слова""
Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/04/picture-262478-1370355552.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов « Волшебная страна ИЗО»
Цель данной программы – состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать художественную к...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-12978-1483764596.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе «Волшебное слово»
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200281-1576610188.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Волшебный карандаш"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Волшебный карандаш"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-352976-1385455081.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (1 - 4 класс) «Волшебный карандаш»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности (1 - 4 класс)«Волшебный карандаш»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/24/picture-1369522-1645727418.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класса "Волшебные капельки"
Программа по изобразительному искусству. Планирование материала по классам....
Рабочая программа внеурочной занятости "Веселый пластилин" 1 класс.
Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности, реализуемой на занятиях кружка «Веселый пластилин», рассчитанного на у...