Сценарий занятия по работе с пословицей
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Описание замысла учебного занятия  с использованием элементов метапредметного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_kopytina._za_dvumya_zaytsami.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание замысла учебного занятия

с использованием элементов метапредметного подхода

Учитель – Копытина Татьяна Николаевна

Класс, в котором будет проводиться занятие – 1 "В" класс

Тема занятия – работа с пословицей "За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь".

Занятие направлено на развитие способности понимания, формирование коммуникативной способности.

Метапредметная задача – выделение переносного смысла.

Предметная задача – развитие речи , знакомство с народной( фольклорной ) мудростью

Материал для занятия – пословица" За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь ".

Исходное состояние (что уже умеют делать дети?) – работать в группах,  выделять прямой смысл пословицы.

Дидактическая схема, направленная на получение метапредметного результата –

1. Знакомство с пословицей. Выделение смысла пословице (на листочках). Деление на группы.

2.Фиксация первичного понимания пословицы ( индивидуально у каждого учащегося)

3.Выделяют идею. Схематизация.

4. Перенос идеи на другие ситуации из жизни.

5. Разыгрывание ситуации.

6. Соотнесение показанного с идеей, которую заключает пословица.( Про то или нет, удержана идея? Перенесен ли сюжет?)

7.Рассматриваем другие ситуации. Сопоставляем с идеей.( Ограничения использования)

8.Схематизация переносного смысла.

9.Рефлексия ( каким образом вышли на Переносный смысл)

Ход работы. Основные этапы развертывания занятия с опорой на дидактическую схему

Действия учителя

Действия учащегося

1. Организация  работы.

Ребята, сегодня у нас будет занятие с  пословицей.

Давайте вспомним что такое пословица?

А кто знает пословицы?

2.Этапы работы.

Задание учителя: Вчера я Вас попросила написать на листочках смысл пословицы

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Только оказалось что пословица одна, а смыслов много и каждого учит она чему-то своему.

Такое может быть?

3. Деление и работа в группах.

Поэтому 3- я группа получает задание: обсудив в группе, сформулировать окончательный смысл

пословице. Затем придумать и  разыграть сценку из жизни, которая передавала бы этот смысл или сценку когда можно было бы употребить данную пословицу.

А 1 и 2 группу я попрошу сейчас закрыть глазки и попробовать нарисовать картину к нашей пословице «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

- Что Вы увидели?

- Кто гонится за зайцами?

- Как он за ними будет гнаться?

- Как зайцы себя поведут?

- Одновременно двух сможет поймать?

-А как нужно было ловить зайцев, чтоб охота удалась?

А охотник что хотел?

Что помешала ему поймать сразу двух зайцев?

Это мы с Вами воспроизвели буквальный смысл пословицы.

Получается это народная мудрость только для охотников?

Так значит в чём смысл этой пословице?

Давайте попросим 3-ю группу  нам помочь более точнее сформулировать смысл.

Сценка 3-ей группы.

4. Коллективная коммуникация.

Давайте обсудим, сюжет поменялся? А смысл этой сценки в чем.

Удержание смысла, который выдвигали учащиеся.

Соответствует ли сценка идее?

Выход на обобщенную идею и варианты ситуаций.

Теперь попрошу 1 и 2 группу придумать тоже сценки из жизни.

Поменялся сюжет?

Удержали идею?

5. Рефлексия .

Какова мудрость этой пословицы?

Что помогло понять переносный смысл пословицы?

Краткое, логически законченное народное изречение с назидательным содержанием

Это народная мудрость, которую придумал народ. Пословица нас чему- то учит.

Нет.

1 группа – буквальный смысл или вообще не о том

2 группа – частичное понимание или обощенное

3 группа – переносный смысл

Как (охотник) волк бежит за зайцами

Одновременно.

Разбегутся в разные стороны

Нет.

Ловить зайцев по очереди. Поймать хотя одного.

Сразу двух поймать.

Если бы он гонялся только за одним, то поймал бы, а так ничего не поймал.

нет

Нельзя одновременно делать два дела.

3 группа показывает сценку

Просмотр сценок .

Два дела будешь одновременно делать, ни одно хорошо не сделаешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пословица-не зря молвится» (Работа над пословицами. Пословица век не сломится.)

Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это "свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач...

Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения.

Статья содержит рекомендации по работе с пословицами на уроках литературного чтения в 1 - 4 классах....

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Работа с пословицами

Тема добра и зла...

Работа с пословицами и поговорками. мастер класс для учителей

Формирование УУД через этапы работы с пословицами....

Работа над пословицами в начальной школе. Народные пословицы в картинках.

Считаю, что работа над пословицами и поговорками должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Ве...

Внеклассное занятие по русскому языку "Пословицы и поговорки"

С целью углубления и расширения знаний, приобщения к устному народному творчеству....