Публичное представление педагогического опыта
материал по теме

Ильякова Елена Геннадьевна

Публичное представление педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_ilyakovoy_e.g.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов  МБОУ «Сосновская СОШ»

 Зубово-Полянского района

Ильяковой Елены Геннадьевны

Тема инновационного опыта: «Совершенствование форм и методов обучения, влияющие на качество образования».

Многолетняя практика работы с детьми убедила меня  в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться  и саморазвиваться. Считаю, что добиться этого возможно при совершенствовании форм и методов обучения, влияющие на качество образования путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности. Уже давно в нашу жизнь пришли динамизм и непрерывное развитие, повсеместно внедряются новейшие методы и средства обучения, автоматизированные обучающие системы, электронная техника.

 

1. Актуальность и перспективность.

Актуальность и перспективность моего опыта заключается в том, что изменения в содержании, методах и формах обучения вызвали значительные изменения в методике. За последние годы все большое внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. На это  ориентирует нам ФГОС НОО. Современное общество нуждается сейчас в человеке мобильном, эрудированном, коммуникабельном, способном самостоятельно мыслить. Поэтому на первый план образования выдвигается задача развития каждого школьника, для  этого необходимо  совершенствовать формы и методы обучения, которые влияют на качество образования, ведь одной из основных особенностей учебного процесса является двусторонняя активность, которая проявляется и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На развитие этого процесса во многих аспектах влияние оказывают приемы и методы обучения.

  1. Условия формирования опыта.

На формирование моего опыта работы натолкнула введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.. Чтобы создать условия для совершенствования форм и методов обучения

необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми, принимать решения и помогать друг другу.

Все современные формы обучения своей целью видят повышение интереса к познавательной деятельности и обучению, а это будет способствовать более результативному и эффективному образовательному процессу. Для решения своей цели я определила следующие принципы и приемы:

 - свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора);

- открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);

- деятельность (предусматривает применение знаний на практике);

- высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности обучаемых, учитывая их интересы);

- обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приемы обратной связи).

Конкретные современные педагогические приемы обучения («мозаика проблем», «письмо по кругу», стратегии, «шляпы мышления», «вопросы - толстый и тонкий», «оценочное окно» и др.) вносят разнообразие в проведение занятий, повышают интерес школьников к учебе, повышают качество образовательного процесса

3. Теоретическая база опыта.

Теоретической базой опыта явились работы многих ученных. Н.Ф.Федоров, А.К. Маркова, Л.С. Саламатина «Как младшие школьники учатся учиться». Идея личностно ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития учащихся, выявления и использования его индивидуальных  способностей в учебной деятельности – основа педагогических взглядов учителя. В начальной школе ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. Роль современной начальной школы – интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Приоритетной  целью школьного образования  является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Также,  в своей работе я опираюсь на теоретические рекомендации интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения Н.Ф. Талызиной, П.Я. Гальперина, работы Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, общедидактические положения о формировании умений и навыков В.А. Крутецкого, Л.С. Выготского; концепция личностно-ориентированного образования А.В. Запорожец, А.В. Петровского, Е.В. Коротаева.

  1. Технология опыта.

    За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой  дифференциации, мнемонические, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.

       В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.

       Использую задания:

- с наличием образца выполнения;

- со вспомогательными вопросами;

- с инструкциями;

- с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).

       Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

       Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики  уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.

Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

     Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.

 Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности.

На уроках русского языка и математики с целью создания ярких ассоциативных образов при запоминании сложного термина или «трудного» слова широко использую мнемонические технологии. Мнемоника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Например, для того чтобы запомнить непроверяемую букву в словарном слове, интересно, с учётом психологических особенностей мышления младших школьников «оживляю» букву, создаю её «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова.

       В своей педагогической деятельности сочетаю традиционную классно-урочную систему с модульной технологией, преимущественно в преподавании русского языка. Применение данной технологии помогает мне развивать в учащихся умения планировать работу, организовывать ее и претворять в жизнь.

       В преподавании литературы использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Мною разработаны уроки, объединяющие учебный материал по литературе и другим дисциплинам: истории, музыке, информатике.

       Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.

Использую в процессе обучения и здоровесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.

  1. Анализ результативности опыта.

      Совершенствование форм и методов  обучения, влияющие на качество образования – это непрерывный процесс. На протяжении нескольких лет накопила опыт по использованию игрового, занимательного материала в целях повышения эффективности образовательного процесса. Я пришла к выводу, что эффективным  в данном направлении будет использование новых форм работы, способствующие также формированию коммуникативных навыков школьников. Использование данной методики  позволяет повысить качественный уровень усвоения программного материала, способствует созданию благоприятного  микроклимата в классе,  исчезли страх и безразличие, у детей появился интерес к учебе. Они стали активными участниками образовательного процесса. Детям очень нравится групповая форма работы, работа в парах, выполнение  карточек с разноуровневыми  заданиями, работа с текстом, подготовка  сообщений, докладов, выполнение творческих заданий. Эти изменения отразились на успеваемости учащихся.

6.Адресность  опыта.

      Я рекомендую использовать свой опыт по теме «Совершенствование форм и методов обучения, влияющие на качество образования» как начинающим педагогам так и педагогам со  стажем работы с учащимися начальных классов.  

     Опыт работы размещен на личном  сайте http://nsportal.ru/elena-ilyakova 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...

Публичное представление педагогического опыта Шелтуковой Т.Б.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного опыта....

Публичное представление педагогического опыта.

Публичное представление педагогического опыта....

Публичное представление педагогического опыта педагогического работника

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...