Публичное представление педагогического опыта работы
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Опыт моей работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie_opyta_raboty.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление опыта работы

учителя начальных классов МОУ»Лицей №31»

Чадиной Валентины Ивановны

Педагогическая проблема, над которой я работаю – « Комплексный подход к обучению детей на уроках окружающего мира по программе «Начальная школа 21 века»

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

 

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

Наличие теоретической базы опыта.

Теоретическую основу опыта составляют:

В основе педагогического опыта лежат идеи В. Килпатрика. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющимся мире постиндустриального общества. Метод проектов был разработан американскими философами и педагогами Дж. Дьюи и В. Х. Килпатриком, а также профессором Коллигсом. В педагогике наиболее известным теоретиком проектного метода считается Я. Дойе. Он рассматривал его в широком смысле как метод достижения педагогической и политической цели, как развитие человека.


Ведущая педагогическая идея

заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников на уроках окружающего мира для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся. Ведущая педагогическая идея педагогического опыта – формирование активности учащихся, повышение качества учебно – воспитательного процесса.

Оптимальность и эффективность средств.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе учебной деятельности на уроке являются:

- учебно - игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, экскурс, уроки-проекты. На таких уроках окружающего мира  воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.

Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Дифференцированное обучение.

Я работаю по образовательной модели «Начальная школа 21 века».

Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира  вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Использование информационно - коммуникационных технологий

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.

На уроках  в начальных я  использую  следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Torrent.  Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.

Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаются учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.

Используются при подготовке  и на уроках  возможности Интернета.

Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Школа подключена  к сети Интернет. Это позволяет   использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска  источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей,  разработок и др.

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Итогом деятельности детей на уроках литературного чтения по данному направлению явились доклады «И.А. Крылов – великий баснописец», «К.И. Чуковский»,  содержащие биографические сведения об авторах художественных произведений.  На уроках окружающего мира школьники защищали свои проекты по темам «Лекарственные растения  родного  края», «Домашние питомцы». 

Со второго года обучения  на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют  познавательную активность.

 

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат,  успехи  и  достижения обучаемых).

 

Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.  Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика продвижения учащихся.

Каждый год учащиеся успешно участвуют в конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа».

С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях РМО и ШМО учителей начальных классов.

 

Возможность тиражирования.

Размещён на сайте:

 Личный сайт:  http://nsportal.ru/node/add/book

 Приложение

Урок по окружающему миру на тему: Мы граждане - России

Цель: создать условия для ознакомления с правами и обязанностями граждан России, уточнения знаний о том, почему человек должен соблюдать права и обязанности.    

Задачи: развивать умение работать сообща, в парах , воспитывать чувство патриотизма, обобщить знания детей о нашей стране. Ввести новые слова: гражданин, закон, Конституция, права, обязанности, формирование гражданской компетентности, дети должны ориентироваться в гражданском обществе.  

 Планируемые результаты образования:

 Предметные: научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России, презентация.

 Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

 Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

 Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.

 Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

 Оборудование: пословицы о Родине; репродукции картин русских художников, изображающие родную природу; политическая карта мира.  

Ход урока.

Организационный момент. Готовность детей к уроку.  

 II. Сообщение темы урока 

У: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Послушайте стихотворение Н.Поляковой

 (Стихотворение читает ученица)

 Что значит: Родина моя?

 Ты спросишь - я отвечу:

 Сначала тропочкой земля

 Бежит тебе навстречу.

 Потом тебе помашет сад

 Душистой веткой каждой,

 Потом увидишь стройный ряд

 Домов многоэтажных.

 Потом пшеничные поля

 От края и до края.

 Всё это – Родина твоя,

 Земля твоя родная.

 Чем старше станешь и сильней,

 Тем больше пред тобой

 Она заманчивых путей

 Доверчиво раскроет.

У: - О чем пойдет сегодня разговор? (о Родине)

 У: - Что бы вы хотели узнать о Родине? (Я хочу… Мне интересно…)

 У: - Задумывались ли вы, ребята, на вопросом: что такое Родина?

III. Изучение нового материала 

У: - Вы любите свою Родину?

 -А за что вы её любите? (ответы детей)    

 

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина начинается на пороге твоего дома. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь вместе со своими родителями, говоришь  на родном русском языке, любуешься красотой родного края в любое время года.  

- А вы знаете символы своей республики?  

- Сообщение о символах Республики Мордовия.  

_-У: - Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает, как мать, от опасности. И народ сложил много пословиц о Родине.

 (Работа в парах. Собери пословицы)

-ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ, ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ.

 -ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА.

 -ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ – НИ СИЛ, НИ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ.

У:- Прочитайте пословицы, которые у вас получились.

 У: - Как вы понимаете пословицы? (ответы учеников)

У.-Родина бывает разная, но у всех она одна…

 

Физкультминутка.

У: - Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела добавляют ему силы.

 Всякое дерево имеет корни, связывающие его с землёй. Это наша история, то, чем мы жили вчера. И сегодня на уроке мы заглянем в историю нашего государства.

 (Учитель обращает внимание школьников на политическую карту России).  

-Вот наша страна – Россия, одно из самых крупных государств Мира .  

 

  - Как называется главный город России?                                                      Столица, т.е. главный город, - Москва.        

- Почему Москва является столицей России?  

Много, много лет назад Москва сплотила вокруг себя другие города. Самый большой город в России. Здесь  работает президент, Государственная дума. Они решают важные государственные задачи.  

- Назовите президента страны? 

Необыкновенная страна Россия! Когда на Дальнем Востоке встаёт солнце и начинается утро, в других областях страны – глубокая ночь. Если на севере выпал снег, наступили холода, то на юге ещё плещутся люди в тёплом море, цветут растения. Россию называют многонациональным государством.

-Почему?

 У:- Как называют жителей нашей страны?                                             РОССИЯНЕ   Мы с вами – россияне, ГРАЖДАНЕ России.   Каждый человек, живущий в каком либо государстве, является его гражданином, и государство предоставляет своему гражданину ПРАВА.  

                                                                                 

- Как вы понимаете это слово? (учитель выслушивает ответы школьников и даёт определение :

ПРАВА- правила поведения, установленные государством.

 - Права граждан записаны в главном законе- КОНСТИТУЦИИ. (показ конституции)  

- Как вы понимаете слово закон?  

- Зачем нужны законы?  

-А какие символы государства вы помните?  (выступление о символах государства России)  

 

-прослушивание гимна.

 Работа с учебником «Окружающий мир», с.43. Чтение текста с обсуждением. Поясняет учитель.

 -Каждый ребёнок, как и взрослый, является гражданином

 своей страны, и государство защищает жизнь и здоровье ребёнка, оплачивает лечение и обучение.

 -Ребёнок имеет право:

 - носить фамилию родителей;

 -жить в семье;

 -общаться с родителями и с другими родственниками.

-Право на выбор профессии. (У:- В нашем государстве каждый имеет право стать тем, кем хочет.)

 - Право на образование.(У: -В нашем государстве каждый имеет право учиться).

-Право говорить на родном языке

 - Право на мед.обслуживание. ( У: -В нашем государстве каждый имеет право лечиться).

 -Право на отдых. (У:- В нашем государстве каждый может отдыхать когда и где захочет).

 - Право на жительство. (У: -В нашем государстве каждый может жить там, где ему захочется).

 - Право на вероисповедание.  (сообщение об иконе св. пантелемона )

- Помимо прав у граждан есть и обязанности

(с. 45 учебника)

-Какая ваша главная обязанность?

-Зачем нужны знания?

IV. Закрепление изученного материала 

                                                 

 - Работа с учебником

 - Прочитайте стихотворение С.Маршака «Кот и лодыри» (с.46-48)

У: - Как вы думаете для чего нужно учиться? (ответы детей)

V. Итог урока                                                                                                              : - Как называется наша страна? (ответы учеников)

 У: - Как называется главный город России? (ответы учеников)

 У: - Как называется человек, проживающий в России? (ответы учеников)

У: - Как называется закон, в котором прописаны права и обязанности граждан? (ответы учеников)

 У: - Какие права граждан вы запомнили? (ответы учеников)

VII. Рефлексия 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление педагогического опыта...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...

Публичное представление педагогического опыта Шелтуковой Т.Б.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного опыта....

Публичное представление педагогического опыта педагогического работника

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...

Публичное представление педагогического опыта работы "Развитие познавательных способностей младших школьников"

В статье описываются теоретические сведения по данной теме и опыт работы учителя в данном направлении, результаты работы....

Публичное представление педагогического опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркость на уроках русского языка у младших школьников "

В данной статье  представлен опыт работы  по формированию грамотного письма младших школьников....