Программа кружка "Бисероплетение"
рабочая программа (1 класс) на тему

Кофанова Наталья Алексеевна

    Программа формирует устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками,  тягу к искусству, истории, культуре, традициям.

    Вырабатывает умения и навыки, связанные с развитием мелкой моторики рук, усидчивость.

  Создаёт условия для развития воображения, фантазии, умение видеть красоту в окружающем мире, творчестве людей.

   Раскрывает способности ребёнка в искусстве, творчестве.

  Обучающиеся получают знания, умения и навыки в данной области, учатся видеть красоту, неповторимость  изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия.

    Программа направлена на индивидуальное развитие каждого ребёнка,  развитие его образного  восприятия,  окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам и работам своих товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kofanova_n.a._programma_kruzhka-_biser.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 1

Кружок

«БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

                                                                                         Составитель

                                                                                                        учитель начальных  

                                                                                 классов

                                                                                               Кофанова Н.А.

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка.

    Программа формирует устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками,  тягу к искусству, истории, культуре, традициям.

    Вырабатывает умения и навыки, связанные с развитием мелкой моторики рук, усидчивость.

  Создаёт условия для развития воображения, фантазии, умение видеть красоту в окружающем мире, творчестве людей.

   Раскрывает способности ребёнка в искусстве, творчестве.

  Обучающиеся получают знания, умения и навыки в данной области, учатся видеть красоту, неповторимость  изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия.

    Программа направлена на индивидуальное развитие каждого ребёнка,  развитие его образного  восприятия,  окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам и работам своих товарищей.

 

   

Программа кружка "Бисероплетение"

Цели:

раскрыть перед обучаеющимися социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;

сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Задачи:

привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;

развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;

воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Программа способствует:

повышению внутренней мотивации ребенка;

появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;

возникает желание добиться планируемого результата;

приобретается навык самостоятельной работы;

развитию тонких движений пальцев рук;

созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера;

Образовательная трехгодичная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся с учетом современной жизни.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

На занятиях бисероплетения учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.

На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести сказки.

Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.

На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения (ажурная сетка, ткачество, вышивка). Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.

Результаты третьего года обучения - оформление детьми более сложных работ на основе составленных эскизов (панно и композиций, колье, ожерелий, сумок для сотовых телефонов, галстуков). В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство подрастающего поколения.

По окончании обучения дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы.

Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая -воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.

Методика работы.

Образовательная трехгодичная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.

Основная задача первого года обучения - познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор.

Второй год обучения посвящен закреплению уже полученных знаний, навыков и умений, овладению более сложными приемами бисероплетения. Именно в этот период обучаемые проявляют творческую активность, сочиняют, создают необычные затейливые вещи, участвуют в конкурсах и фестивалях, выставках.

        Результаты третьего года обучения - сложные панно и картины, колье, ожерелья. Проявляется пик творческой активности, все своё мастерство обучаемые вкладывают в свою творческую работу.

Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.

В кружке совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.

        Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Именно индивидуальный подход в обучении дает раскрыться и утвердиться "трудному подростку", болезненному ребенку, социально незащищенному, замкнутому в себе.

Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

        Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: готовых образцов изделий, схем, наборов рисунков, папок по отдельным темам, фотоальбомов.

Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий из бисера.

Здесь проявляются творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми. На занятиях и выставках всегда много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие.

Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.

Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.

        Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.

        О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках после изучения пройденной темы. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках, конкурсах и фестивалях.

        По окончании курса "Бисероплетения" детские работы представляются с детальным описанием на итоговом занятии.

        Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.

        Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности.

        Немаловажная роль уделяется правильному написанию терминов и специальных слов, необходимых в изучении данного курса, которые фиксируются в индивидуальных тетрадях обучаемых. Традиционны на занятиях рассказ и беседа преподавателя не только познавательного характера, но и с воспитательной целью.

Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной литературой дома, в библиотеках школы и города. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают свою работу, начиная с истоков - эскиза, вкладывают мысли и душу, а не пользуются готовыми наработками.

        В этой деятельности выделяются более одаренные дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми ведется дополнительно индивидуальная работа.

        Учет возрастных осбенностей учащихся

        Жизнь ребёнка характеризуется глубокой перестройкой всего организма, общим подъемом жизнедеятельности, совпадает с обучением в школе первой ступени - это переход от детского сада к школе. Данная программа курса "Бисероплетения" составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.

        В кружке обучаются дети, которые нуждаются в заботе и те, которые позаботятся о других; "трудные", обездоленные; из многодетных и малообеспеченных семей.

        Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки, подросток имеет свободный выбор занятия, самовыражания в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребёнок получает всё необходимое для полноценного развития.

        Свои личностные качества, учащиеся объединения проявляют в различных воспитательных и культурно-массовых мероприятиях.

        Особое внимание в данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми, поэтому в кружке традиционна диагностика, помощь логопеда, психолога, социального работника, педагога-организатора.

        Межпредметные связи.

Знания и умения, полученные детьми в кружке, ощутимо дополняют школьный минимум. Работа кружка построена на доверии и общении с учителями - предметниками. Педагог должен владеть умением и писать, и считать, и красиво рисовать, и чертить, а также необходимы знания по истории, литературе, знания о природе и человеке.

        Воспитательная работа в коллективе.

        Индивидуальная работа

        На первых занятиях кружка провести анкетирование детей и родителей с целью изучения мотивов к деятельности в декоративно- прикладном творчестве.

        В начале учебного года выявить наиболее способных детей, к их обучению подходить индивидуально, по специально разработанной программе обучения, в зависимости от склонностей ребенка.

        Провести соответствующую работу с родителями, к концу года подготовить с этими детьми персональные выставки для итоговых выставок.

        Аналогичная работа проводится с детьми, недостаточно хорошо усваивающими программу. При изучении нового и сложного материала привлечь "сильных" воспитанников. Организовать в группе взаимопомощь в выполнении заданий.

        Провести работу с целью выявления детей из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей и оказать таким детям помощь при посещении занятий.

        Культурно-массовая работа

Принимать активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, ярмарках, тематических конкурсах, фестивалях.

        Воспитательная работа

        С начала учебного года проводить тематические беседы с детьми и родителями по перспективному плану, в начале и конце года Дни открытых дверей. Проводить консультации с детьми и родителями учебного и воспитательного характера, родительские собрания.

Первый год обучения (204 ч.)

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение в программу. Знакомство с техникой плетения (параллельное, петельное, игольчатое)        

1        

1

2.

Изготовление сказки "Золотой ключик"

9

3

5

3.

Изготовление подарков к праздникам

8

3

5

4.

Изготовление "Знаков зодиака"

8

3

7

5.

Изготовление "Обитатели моря". Подготовка и проведение итоговой выставки.         

9

3

5

Итого:

35 ч.

13 ч.

22 ч.

Программа первого года обучения

Введение в программу. Подготовка к работе. Вводное занятие. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами. Различные виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Схемы. Практические работы. Тренировочные упражнения параллельного, петельного, игольчатого способа плетения. Оформление готовых изделий для выставки.

Выполнение сказок "Волк и семеро козлят", "Кот в сапогах", "Доктор Айболит", "Золотой ключик". Изготовление подарков к праздникам, "Знаков зодиака", "Обитатели Моря".

По результатам первого года обучения учащимся присваивается звание "Подмастерье".

Второй год обучения (204 ч.)

 п/п

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1        

1

2.

Изготовление цветов Васильки

8

2

5

3.

Изготовление цветов Лилии

8

2

7

4.

Изготовление цветов Георгины

9

2

7

5.

Изготовление цветов Нарциссы. Подготовка и проведение итоговой выставки.

9

2

7

Итого:

35 ч.

9 ч.

26 ч.

        

Программа второго года обучения

Введение в программу. Учащиеся повторяют и закрепляют знания по организации рабочего места. По технике безопасности при работе с ножницами, проволокой, бисером. Подготовка к работе. Вводное занятие. Виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Схемы. Практические работы. Тренировочные упражнения параллельного, петельного, игольчатого способа плетения. Оформляют изделия для выставки.

Выполнение сказки "Муха - цокотуха", "Обитатели моря", "Знаков зодиака", подарков к праздникам. Изготовление цветов Васильки, Лилии, Георгины, Нарциссы.

По результатам второго года обучения учащимся присваивается звание "Мастеровой".

Третий год обучения (204 ч.)

п/п

Название темы

Кол-во часов

Теория        

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Изготовление цепочек

8

5

2

3.

Изготовление сумки для сотового телефона

8

3

5

4.

Изготовление закладок для книг

8

3

5

5.

Оплетение пасхального яйца. Подготовка и проведение итоговой выставки.

10

5

8

Итого:        

35 ч

15ч.

20 ч.

                        

 Программа третьего года обучения

Введение в программу. Повторение техники безопасности по работе с ножницами, иголкой, нитками, бисером. Повторение техник плетения (параллельного, петельного, игольчатого). Знакомство с приёмами и способами (ажурная сетка колечки, ажурная сетка ромбы, ткачество без станка) плетения различных колье, цепочек, закладок для книг, оплетением пасхальных яиц. Выбор цветовой гаммы бисера. Выбор бисера по форме и размеру. Выполнение эскизов. Изготовление панно и композиций по выполненным эскизам.

На итоговых уроках демонстрируются творческие работы. Готовится и проводится итоговая выставка. По результатам третьего года обучения учащимся присваивается звание "Мастер".

Методика работы по курсу "Бисероплетение"

Прежде чем приступить к изготовлению изделий из бисера, внимательно ознакомьтесь с техникой плетения и сделайте пробный образец. Желательно использовать указанный размер бисера.

Параллельное плетение

 Параллельное плетение применяется при плетении цветов (листьев, чашелистиков, лепестков). Изготовление сказок (голова, туловище, руки, ноги), мебели, украшений.

Петельное плетение

 

Петельное плетение применяется при плетении подвесок, завязок, лепестков, листьев, цветов.

Игольчатое плетение

Игольчатый способ плетения применяется при плетении подвесок, украшений, цветов (листья, лепестки).

Литература:

1.        Сказочный мир бисера. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. издательство "Феникс", 2004 г.

2.        Бисер. Божко Л.А. издательство "Мартин" 2005 г.

3.        Бисер. Уроки мастерства. Божко Л.А. "Мартин" 2004 г.

4.        Бисер. Гармония цветов. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

5.        Бисер. Волшебная игла. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

6.        Бисер. Секреты мастерства. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

7.        Азбука бисера. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Издательский дом "Литера", 1999 г.

8.        Мир бисера. Крайнева И.Н. Издательский дом "Литера", 1999 г.

9.        Цветы из бисера. Федотова М.В., Валюх Г.М. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

10.        Фигуки из бисера. Мартынова Л. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

11.        Педагогика. Харламова И.Ф. "Гардарики" 1999 г.

12.        Поощрение и самооценка младшего школьника. Строганова Л.В. Педагогическое общество России, 2005 г.

13.        Формирование эмоциональной - волевой сферы у учащихся начальной школы. Практическое пособие. Слободяник Н.П.

14.        Метод приёмов в технологическом образовании школьников. Павлова М.Б., Питт Дж., и др. Издательский центр "Вентана - Граф", 2003 г.

15.        Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Кудрина С.В. КАРО, 2004 г.

Индивидуальная карточка учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе.

Фамилия Имя ребёнка___________________________________________________

Возраст _______________________________________________________________

Название детского объединения __________________________________________

Ф.И.О. педагога ________________________________________________________

Сроки диагностики

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Показатели

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Результат обучения        

1. Теоретическая подготовка ребёнка

- теоретические знания

- владение специальной терминологией

2. Практическая подготовка:

- практические умения и навыки

- владение специальным оборудованием и оснащением

- ворческие навыки        

3. Общеучебные умения и навыки:

- учебно-интеллектуальные умения

- подбирать и анализиро-вать литературу

- выступать перед аудиторией

- вести полемику и участвовать дискуссии

- учебно-организационные умения и навыки

- умение организовать своё рабочее место

- навыки соблюдения правил безопасности

- умение аккуратно выполнять работу        

4. Предметные достижения учащихся:

- на уровне детского объединения

- на уровне школы

- на уровне города

- на окружном уровне        

Метапредметными результатами изучения курса   является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
  • Слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...