Опытно-экспериментальная работа по тьюторство.
опыты и эксперименты (2 класс) на тему

Тема ОЭР "Тьюторское сопровождение познавательных интересов младших школьников в условиях внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon отчёт98 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторское  сопровождение познавательных интересов младших школьников  в условиях  образовательного кластера

                                                                                 Никифорова Е.А.,

                              МБОУ СОШ №37, учитель начальных  классов

Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. «Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика». «Движущие силы в ней - это педагог – тьютор и его подопечный».

Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий(в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

Тьютор – это тот, кто  сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании «Школы «Эврика – развитие»)

Тьютор – это педагог, который  действует по принципу индивидуализации и сопровождает потроение учащимися своей индивидуальной образовательной программы(Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимее условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.

Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии ученика, его семьи и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи.

Тьютор  в ходе взаимодействия создает ситуации  и условия, обеспечивающие:

  1. Овладение учеником культурными формами познавательной деятельности(проектированием, исследованием)
  2. Эффективность, как образовательной деятельности ученика, так и рефлексии этой деятельности.

Тьюторское сопровождение невозможно без реализации принципа открытости образования.

Сегодня многие образовательные учреждения пытаются принципиально изменить свое внутреннее  образовательное пространство:

- увеличить число направлений обучения

- освоить новые образовательные технологии, выстроить методики

Задачи тьютора: расширение существующего образовательного пространства каждого ученика до преобразования этого пространства в открытое.

Открытое образовательное пространство представляет учащегося выбор образа и выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства – представленность для ученика множества школ и видов деятельности.

Организация образовательной среды.

Образовательное движение тьюторантов осуществляется в открытой  образовательной среде. Разработан образовательный кластер, представленный во взаимодействии педагогов школы, семьи младших школьников, педагогов дополнительного образования, учреждений культуры города. В основе образовательного кластера нашей школы лежит внеурочная деятельность младших школьников, которая является наиболее благоприятной средой для развития познавательных интересов, для формирования навыков выстраивания индивидуального  образовательного маршрута и навыков самоорганизации. Классный руководитель с тьюторской позиции  в данной образовательной среде работает на образовательный заказ ребенка и его семьи  в обязательной поддержке ученика(посредник между ребенком и родителями, чтоб четко  разграничить желания детей от желаний родителей). Образовательный кластер представляет многообразие и вариативность образовательных предложений с учетом образоательных запросов детей и их семей и реализацию  образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы. Дети обучаются составлению планов индивидуального развития. Сопровождение организовано для младших школьников, обучающихся по новым стандартам.

Образовательный   кластер:

1.Краеведческий музей г.Волжского (музейные уроки, выставки, проект «Историко- культурное наследие»).

2.МБОУ ДОД ДЮЦ «Русинка»( Моя родословная).

3. Картинная галерея г. Волжского(Уроки искусства, выставки).

4.МБОУ ДОД ДЮСШ №3 (ОФП)

5. ДТДиМ (Авиамоделирование, театр, бисероплетение, шахматы, акварель, спортивное ориентирование).

6. МБОУ ДОД ДМШ №1(Фортепиано, вокал, хор, сольфеджио).

7.МБОУ ДОД СЮН (Научный клуб «Мы и окружающий мир», «Юные экологи»).

8. ВГИ ВолГУ(Детский университет).

9. Семья ( Проект «Моя семья – мое богатство», семейные научные клубы, семейные творческие мастерские, семейные олимпиады, дополнительное образование силами семьи).

Избыточность и вариативность среды создаются предложением различных проб в формах организации внеурочной деятельности, исходя из возможностей ребенка(научные клубы «Мы и окружающий мир», «Ключ и заря»…, музейные уроки городского Краеведческого музея, спортивные школы и физкультурно-оздоровительные комплексы, музыкальная школа, уроки искусства Городской картинной галереи, сопровождение обучающихся классными руководителями в  тьюторской позиции  во Дворец творчества детей и молодежи для посещения различных кружков и секций и т.д.). Дети и родители имеют право выбора из огромного количества предложений и возможность сделать свой образовательный запрос, который в обязательном порядке рассматривается администрацией образовательного учреждения. Главное, что все  это работает на территории нашего образовательного учреждения и очень гибко вплетается в основной образовательный процесс.

В период перехода  из ситуации неопределенности в ситуацию определенности классный руководитель в тьюторской позиции осуществляет индивидуальное консультирование детей и их родителей на основе предварительного диагностирования  и индивидуального запроса, ориентирует на расширение социальных контактов, идентичность самому себе(мои и не мои желания).

Каждый тьюторант имеет свой индивидуальный образовательный маршрут, который корректируется в периоды рефлексии.

2. Организация  тьюторского сопровождения.

Этапы тьюторского сопровождения:

1 этап. Диагностический.

В сентябре организуются « Детско-родительские гостиные», на которых участники образовательного процесса знакомятся с образовательным кластером и в 1 классе предлагается диагностика «Определение способностей». Бывает так, что ребенок не выказывает какой-то одаренности и это не повод называть его ни к чему не способным. Чаще всего взрослые обращают внимание на склонности и способности ребенка к математике или к овладению иностранным языком, к литературному и    изобразительному творчеству. Гораздо реже  отмечают склонность ребенка к экспериментированию, его организаторские и лидерские способности. Зачастую творчество детей в этих областях  совсем не поощряется родителями. У большинства школьников индивидуальные предпочтения в учебных предметах и внеурочных занятиях проявляются к моменту окончания начальной школы. С помощью анкеты «Определение способностей» можно здесь и сейчас определить способности и склонности ребенка, обнаружить у ребенка более сильные стороны, требующие поддержки и развития. Так можно повысить уверенность в себе, скорректировать самооценку, преодолеть кажущееся безразличие к учебным предметам, организовать его досуг.

Нужно объяснить родителям, что с помощью  этой  анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, можно выявить, какими из них  обладает их ребенок. В анкете перечислены восемь областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики. Эта анкета - своего рода опорная схема для составления  индивидуального образовательного маршрута.

После заполнения анкеты и  ее обработки  составляются графические изображения способностей каждого ребенка. Получается ломаная линия – профиль индивидуальных способностей.

Также изучаются возможности ребенка с помощью диагностики «Сформированность основных навыков обучающихся» для выбора наиболее эффективных видов деятельности для самореализации ребенка.

На этом этапе особенно значимо создание позитивной атмосферы, психологического комфорта, способствующего вхождению взрослых и детей в тьюторское  взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. Осуществляется ориентация на личные образовательные запросы детей и их (если в них нет разногласий) семей, их особенности, интересы и склонности, общую направленность.

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей

Карта интересов для младших школьников

Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью —с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка — с другой.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников — это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

•  математика и техника;

•  гуманитарная сфера;

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

•  коммуникативные интересы;

•  природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Карта интересов для младших школьников

Лист вопросов

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 15 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак"-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте"++".

Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак  и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;                               I

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.          

Лист ответов

В клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы. Дата_____________    Фамилия, имя___________________________________

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8 

9 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

20 

21 

22 

23 

24 

25 

26 

27 

28 

29 

30 

31 

32 

33 

34 

35 

Карта интересов для младших школьников

Лист вопросов

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке —"-"; если нравится —"+"; очень нравится — "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак  и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;                               I

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.          

Лист ответов

В клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы. Дата_______________     Фамилия, имя_________________________________

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8 

9 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

20 

21 

22 

23 

24 

25 

26 

27 

28 

29 

30 

31 

32 

33 

34 

35 

2 этап. Выстраивание индивидуального образовательного маршрута.

Осуществляется индивидуальная работа с каждой семьей по результатам диагностического этапа и личным образовательным запросам с учетом особенностей, склонностей, интересов ребенка.

Классный руководитель в тьюторской позиции помогает сделать выбор

из огромного количества видов деятельности. Оказывается помощь по навигации различных направлений социального пространства.

Так как выстраивание индивидуального  образовательного маршрута процесс сложный  и трудоемкий, особенно в первом и во втором классе , то он может быть рассчитан на несколько дней. Бывают случаи, когда ребенок  хочет заниматься сразу очень большим количеством видов деятельности или, наоборот, ничего пока не может для себя выбрать. Классный руководитель в тьюторской позиции ведет разъяснительную работу и дает возможность ребенку подумать и сделать необходимый для него выбор в принятии на себя ответственности за определенные виды деятельности, это способствует формированию способностей в самоорганизации.

Выстраивается индивидуальный образовательный маршрут, который в периоды рефлексии может изменяться.

  1. Вашей собаке нужны витамины.

7.Как будем стричь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .

ПРОГРАММА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ   "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...

Опыт работы воспитателя по теме: Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно- экспериментальной деятельности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...

Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...

Взаимодействие кафедры дошкольного и начального обучения МРИО и лицея как фактор оптимизации опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении.

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции "Дополнительное профессиональное образование в инновационном образовательном пространстве Республики Мордовия"...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»

 Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»...