Взаимодействие кафедры дошкольного и начального обучения МРИО и лицея как фактор оптимизации опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении.
статья на тему

Асташкина Наталья Александровна

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции "Дополнительное профессиональное образование в инновационном образовательном пространстве Республики Мордовия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_sovremennoy_shkole_vozrosla_potrebnost_v_uchitele.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие кафедры дошкольного и начального обучения

МРИО и лицея как фактор оптимизации опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении.

                                                      Асташкина Н.А.,

учитель начальных классов МОУ «Лицей №31»

В современной школе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода, приоритетным направлением в профессиональной деятельности педагогов является ведение опытно-экспериментальной работы по апробации и внедрению новых образовательных технологий, направленных на повышение качества обучения, личностное развитие школьников.

С этой целью в сентябре 2005 года совместно с кафедрой дошкольного и начального образования Мордовского республиканского института образования была начата работа по апробации и внедрению в образовательный процесс курса «Интеллектика».

«Интеллектика» - программа, которая отвечает требованиям, предъявляемым к современному школьному обучению - интересно, научно, практично, своевременно. Ее автор известный российский психолог, профессор, доктор психологических наук - Анатолий Залманович Зак. Этот курс позволяет учителю привнести в свою деятельность творческое начало, побуждает к профессиональному и личностному саморазвитию. “Интеллектика” представляет собой сборник интеллектуальных заданий, подобранных для каждого возрастного периода в соответствии с физиологическими особенностями развития мышления младшего школьника. Задания представлены в виде гармоничного курса связанных между собой взаимодополняющих занятий для детей 5 - 12 лет. В основе построения курса автор использует принцип двустороннего разнообразия поисковых задач. С одной стороны, задания усложняются по содержанию, с другой - по степени сложности. В содержании курса предусмотрены диагностические и тренировочные задания, позволяющие учителю и самому ученику оценивать результаты интеллектуального совершенствования, гармонично развивая самооценку у младших школьников.

Был разработан план совместной  опытно-экспериментальной работы, включавший в себя различные виды деятельности. В октябре для учителей, начавших внедрение курса «Интеллектика» в лицее, преподавателями кафедры дошкольного и начального образования МРИО был проведен обучающий семинар «Использование курса развивающих занятий «Интеллектика» в УВП начальной школы». Учителя были ознакомлены с целями и задачами курса, методикой проведения занятий. В дальнейшем совместно с преподавателями кафедры были подготовлены диагностические материалы для проведения тестирования учащихся. Систематически преподавателями кафедры посещались развивающие занятия, проводились консультации для педагогов с целью более полного овладения методикой преподавания «Интеллектики». С этой же целью педагогами лицея проводилось взаимопосещение уроков, обсуждение возникающих вопросов. Систематически проводились внутришкольные семинары по проблеме внедрения в учебно-воспитательную работу лицея курса развивающих занятий «Интеллектика» А. Зака. При проведении диагностики основных мыслительных способностей - комбинировать, планировать, анализировать, рассуждать – большая помощь педагогам была оказана психологом лицея Антусевой О.В.

В течение учебного года регулярно, 1 раз в неделю, проводились занятия с детьми по методике и материалам, предложенным автором курса. Сравнение результатов стартового и вторичного тестирования показало, что уровень развития исследуемых способностей повысился у учащихся от 50 до 90%. Занятия по «Интеллектике» положительно сказались на развитии мыслительных способностей учащихся. У детей повысилась работоспособность на уроках, как следствие, вырос объем выполняемых на каждом уроке заданий. Увеличилось количество детей,  способных построить логически правильное высказывание. Дети увереннее стали обосновывать и отстаивать свое мнение, пусть даже иногда и ошибочное.

Отношение детей и родителей к занятиям по «Интеллектике» выявлялось с помощью анкетирования. 100% родителей нравилось, что их дети занимаются по «Интеллектике».  80% считали этот курс полезным для развития мыслительных способностей детей. 77,2% учащихся хотели бы получать отметки по этому курсу, значит, дети уверены, что с заданиями они справятся и получат хорошие отметки. 72,7% учащихся хотели бы заниматься «Интеллектикой» больше одного раза в неделю. Это говорит о том, что предмет им нравится.

Результат изучения курса «Интеллектика» во 2 классах показался нам впечатляющим, поэтому в 2006-2007 учебном году решением кафедры развития начального образования нашего лицея курс «Интеллектика» был введен в вариативную часть программ 1, 2 и 3 классов в качестве лицейного компонента.

В 2007-2008 учебном году, учитывая высокие результаты, полученные в ходе апробации и внедрения курса развивающих занятий «Интеллектика», на заседании кафедры развития начального обучения лицея было решено включить этот курс в программу занятий подготовительной к школе группы «Малышок». С этого учебного года занятия по данному курсу проводились во всех начальных классах МОУ «Лицей №31».

Результаты опытно-экспериментальной работы, проводимой в нашем лицее совместно с кафедрой дошкольного и начального образования МРИО систематически освещались на республиканских семинарах, на научно-практических конференциях в МРИО и МГПИ им. М.Е. Евсевьева.

В конце 2007-2008 учебного года была проведена итоговая диагностика учащихся экспериментальных групп, которая показала, что уровень развития всех мыслительных способностей после занятий по курсу развивающих занятий «Интеллектика» оказался выше у учащихся экспериментальных групп, несмотря на то, что по результатам стартовой диагностики он был выше у учащихся контрольных групп.

Педагоги нашего лицея считают, что хорошие результаты опытно-экспериментальной работы по апробации и внедрению развивающего курса «Интеллектика» в учебно-воспитательный процесс  стали возможными благодаря плодотворному сотрудничеству с педагогами кафедры дошкольного и начального образования МРИО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя по теме: Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно- экспериментальной деятельности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...

Инновационные технологии работы библиотекаря образовательного учреждения

Инновационные технологии в работе школьной библиотеки...

Из опыта работы специалистов образовательных учреждений

В сборнике статей представлена авторская работа коллектива учителей начальных классов школы №12...

Урок обучения грамоте. Тема: Звук и буква Д. По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Урок с учениками 1 класса «Б», возраст  7 – 9 лет.Программа специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида под редакцией В.В. Воронковой.Форма учебной деятельности: фронтальнаяТи...

Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»

 Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»...

Основы организации и проведения исследовательской работы в образовательном учреждении

Обновление структуры и содержания общего образования   ставит вопрос о достижении нового качества общего образования - а это, как указано в Концепции …… предполагает необходимо...