Рабочая программа по внеурочной деятельности
учебно-методический материал на тему
Программа расчитана на детей 7-10 лет и может быть использована в качестве дополнительной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга комитет по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 251
Кировского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ СОШ № 251 Кировского района, Санкт-Петербурга)
ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО учителей Зам. директора по УВР
начальной школы ___________/ Епихина Л.С.
от «___» ______________2014 года от «___» ___________2014 года
протокол № _________
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ СОШ № 251
_____________/ Конышева О.А.
Приказ № ____________
Рабочая программа внеурочной деятельности,
общеинтеллектуального направления развития личности
«Наш край»
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года
Разработана – учителем биологии Солдатенковой
Татьяной Николаевной на основе
методических рекомендаций
при условиях введения ФГОС
общего образования. Предметная
линия «Школа России»
Санкт-Петербург
2014 год
Содержание
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………1 стр.
II. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………………..3 стр.
III. Учебно-тематический план, 1 год обучения……………………………………………………………….4 стр.
Содержание программы……………………………………………………………5 стр.
IV. Учебно-тематический план, 2 год обучения………………………………………………………………9 стр.
Содержание программы……………………………………………11 стр.
V. Список литературы……………………………………………………………14стр.
I. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Наш край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 2-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей, культурой, природой, народным творчеством родного края.
Цель: формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Образовательные задачи:
- Сформировать у детей представления о многонациональном составе населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, культуре, истории, природе родного края.
- Обучить навыкам самостоятельного поиска информации.
- Научить анализировать,полученную информацию и оформлять результаты в виде схем,таблиц, презентаций.
- Познакомить с творчеством отечественных поэтов, художников, композиторов, живших в нашем городе.
Развивающие задачи:
- Развить мотивацию ребёнка к познанию.
- Создать условия для развития творческой личности.
- Развить у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.
- Развить в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу.
- Создать условия для интеллектуального развития ребёнка.
1
Воспитательные задачи:
- Воспитать такие личностные качества как доброта, взаимопомощь, толерантное отношение к людям.
1
- Воспитать в детях чувство истинного патриотизма, гражданственности, интернационализма и других лучших черт гражданина.
- Воспитать у детей культуру труда и этику общения.
- Воспитать бережное отношение к природе , родному краю.
Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы в том , что она рассчитана на 2 этапа по уровню сложности. Уровень сложности определён автором программы.
Ожидаемый результат и способы его проверки.
Сформированные умения и навыки должны соответствовать поставленным задачам и требованиям программы. Ежегодно , в конце года, результаты фиксируются анкетированием детей, родителей, учителей и администрации школы. Итогом работы является создание презентаций, коллажей, газет, альбомов.
2
II. Методическое обеспечение
- Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Наш край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, практические работы, урок-игра, урок- путешествие, урок- викторина. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Наряду с традиционными , в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
3
III . УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
Тема занятия | теория | практика |
1. Введение | 1 | - |
2. Мой край на карте Родины | 1 | 1 |
3 . Я и моя семья | 1 | 2 |
4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 2 | 2 |
5. Моя улица | 1 | 1 |
6. Наша школа | 1 | 1 |
7. Моя малая Родина | 1 | 1 |
8. Природа нашего края | 3 | 3 |
9. Что дает наш край стране | 1 | 1 |
10. Наш край богат талантами | 1 | 1 |
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 | 1 |
12.Красная книга | 3 | 1 |
13.Лекарственные растения | 1 | |
Всего часов: Итого: | 19 ч. 34 ч. | 15ч. |
4
III . Содержание программы первого года обучения
Тема 1: Введение .
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “ мой край на карте Родины”.
1.Территория и географическое положение Санкт – Петербурга и Ленинградской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья ”
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Домашние питомцы . Творческие задания принести рисунок или фотографии своих питомцев . Создание коллажа.
Тема 5: “Моя улица”.
Урок - экскурсия по улицам нашего города. Учащиеся знакомятся с названиями улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего города»
Тема 6: “Наша школа”.
Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Моя малая Родина”
1. Экскурсия по городу, по микрорайону.
2. Знакомство с историческим Санкт – Петербургом. Архитектурные объекты города, памятник
Тема 8: “Природа нашего края”.
- Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Ленинградской области.
Видовой состав растительного покрова и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки , растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своей области.
4. Климат
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)
7
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б)– разведение комнатных растений , цветов в школе и дома ,уход за ни
Тема 9:“Что дает наш край стране”.
Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города и области, его предприятиями, их история.
Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране» .
Тема 10: “Наш край богат талантами”.
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях.
Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”.
Форма урока:беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
Тема 12: “Красная книга родного края”. Творческая работа-создание Красной книги области.
8
IV. учебно-тематический план
2 этап – 2 год обучения
№п/п | Тема | Часы теории | Часы практика |
Природа Санкт-Петербурга и Ленинградской области. | |||
1. | Природные памятники. Заказники Ленинградской области | 2 | 1 |
2. | Лекарственные растения | 1 | 1 |
3. | Растения нашего края, занесенные в Красную книгу | 1 | 1 |
4. | Животные Ленинградской области, занесенные в Красную книгу | 1 | 1 |
5. | Природа нашего края в стихах и рассказах | 1 | |
7. | Природа нашего края в произведениях художников . | 1 | |
Парки,сады,зимние сады. | |||
8. | Дворцово-парковые ансамбли. | 1 | 1 |
9. | Летний сад. | 1 | |
10. | Зимние сады и оранжереи. Фестиваль «Императорские сады» | 1 | |
Каменная летопись . | |||
11. | Наши святыни . Новодевичий монастырь. | 1 | |
12. | Казанский собор. | 1 | |
13. | Храм Воскресения Христова. | 1 | |
14. | Музеи города. | 1 | |
15. | Мосты и набережные Санкт-Петербурга | 1 | |
Декоративно- прикладное искусство малой родины | |||
16. | Деревянное зодчество. | 1 | |
17. | Полотняная сказка. | 1 | |
18. | Фарфоровых дел мастера. | 1 | |
19. | Музей кукол. | 1 | |
20. | Декорирование интерьера. | 1 | 1 |
Санкт-Петербург и область сегодня. | |||
26. | Промышленные предприятия города. | 1 | |
27. | Научный и культурный потенциал города. | 1 | |
Творчество писателей ,поэтов и композиторов ,живших и творивших в Санкт-Петербурге. | |||
28. | А.С.Пушкин. | 1 | |
29. | А.А.Фет. | 1 | |
30. | О.Ф.Берггольц. | 1 | |
31. | Д.Д.Шостакович. | 1 | |
32. | И.И.Шварц. | 1 | |
33. | Контрольный урок | 1 |
Итого: 28 ч . 6 ч.
Всего : 34 ч.
10
Содержание программы второго года обучения.
Введение.
Что изучает краеведение.
1. Природа Санкт – Петербурга и Ленинградской области . Карта как источник информации.
История изучения края . Особо охраняемые территории города и области (парк Сергиевка, Юнтоловский заказник.) . Знакомство с лекарственными растениями , изучение гербария . Задание на дом – нарисовать растение , подготовить небольшое сообщение.
Изучение растений и животных Ленинградской области , занесённых в Красную книгу.
Оформление материалов для презентации. Знакомство с произведениями писателей , поэтов и художников , живших в нашем городе.
2.Парки, сады, зимние сады.
Знакомство с дворцово – парковыми ансамблями Петродворца , Ораниенбаума, Гатчины.
Прошлое и настоящее Летнего сада . Коллекция Ботанического сада , его история в дни блокады. Современные выставки и фестивали растений в нашем городе.
3. Каменная летопись.
Знакомство с жемчужинами архитектуры города . Виртуальная экскурсия по Невскому проспекту. Историческое прошлое и настоящее памятников.
4.Декоративно – прикладное искусство малой родины.
Продолжение знакомства детей с произведениями людей творческих профессий ( элементы деревянного зодчества , виртуальная экскурсия в деревню «Витославицы», гобелены, продукция Императорского фарфорового завода.)
История куклы.
5.Санкт – Петербург и область сегодня .
Кировский завод – « дворцам своим корень». Морской порт и судостроительные верфи, фабрики и заводы , производящие продукты питания. Культурный потенциал города ( театры , цирк , музеи , концерты ).
6.Творчество писателей , поэтов и композиторов , живших и творивших в Санкт – Петербурге ( А.С.Пушкин , А.А. Фет ). Прекрасная музыка и стихи , рожденные в блокадном Ленинграде (О.Ф.Берггольц , Д.Д.Шостакович) . «Мелодии белой ночи»
( И.И.Шварц ).
На конец года обучающиеся должны знать общее представление о программе и многообразии знаний о родном крае. Общее представление о « следах времени » , об изменениях облика города . Развитие наблюдательности и способности к анализу . Должны уметь участвовать в беседе с информантами , посещать музеи и другие культурные учреждения , участвовать в игровой забаве , в праздниках.
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении дополнительной образовательной программы «Наш край» обучающиеся должны знать:
- Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);
- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по улице». Развитие воображения;
- Знакомство со «знакомым» радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).
Учащиеся должны уметь:
- участвовать с беседами с информантами;
- посещать музеи и другие культурные учреждения;
- участвовать в игровой забаве, в праздниках.
V. Список литературы
1.О. Берггольц «Дневные звёзды» Ленинград 1978 г.
2.В.В.Воскобойников «Санкт – Петербург . Иллюстрированная история для детей .» С-Пб «Золотой век» 2002 г.
3.Д. Гранин « Блокада » Ленинград 1989 г.
4.В.А.Десятников, Т.А.Соколова « Блистательный Санкт – Петербург » Москва 2002 г.
5.Красная книга России.
6.Красная книга Ленинградской области.
7.Д.Куртьер «Энциклопедия комнатного цветоводства » Москва 2005 г.
8.Н. Мазиев « Травник. Необходимые лекарственные растения » Москва 2009
9.В.В.Нестеров « Знаешь ли ты свой город? » С- Пб.2000 г.
10.А.А. Плешаков « Зелёные страницы » М.Просвещение 2009 г.
11. А.А.Плешаков «Атлас – определитель .От земли до неба» М.Просвещение 2009 г.
12.А.С.Пушкин « Стихи и проза » Лениздат 1980 г.
13.Г.Яр « Пригороды Санкт – Петербурга » М. 2005 г.
14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...