"Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранстве дома" (урок устной речи для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)
план-конспект урока (4 класс) по теме

Казакова Ольга Юрьевна

Цель урока:

развитие коммуникативных навыков учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать и расширять пассивный и активный словарный запас, связанный с содержанием бытового, предметного, игрового опыта;

- уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении;

- формирование фонематического слуха;

- учить понимать и выполнять поручения.

Коррекционно-развивающие:

- развитие памяти и внимания на основе методики глобального чтения;

- коррекция и развитие тактильного восприятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnaya_rech_4_kl.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  устной речи

в 4 Г классе ГБОУ АО СКОШ № 31

для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Тема урока:

Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранства дома (посуда), об их назначении в играх и игровых упражнениях.

Цель урока:

развитие коммуникативных навыков учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать и расширять пассивный и активный словарный запас, связанный с содержанием бытового, предметного, игрового опыта;

- уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении;

- формирование фонематического слуха;

- учить понимать и выполнять поручения.

Коррекционно-развивающие:

- развитие памяти и внимания на основе методики глобального чтения (работа  с табличками);

- коррекция и развитие тактильного восприятия через игровые упражнения с «Чудесным мешочком».

Воспитательные:

- воспитывать интерес к учебе;

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Оборудование, инвентарь, дидактические материалы: натуральные объекты, детская посуда, картинки с изображением различной посуды,

разрезные картинки, таблички со словами, «Чудесный мешочек», куклы, кукольная мебель (стол, стулья), плита.

Словарь: чашка, тарелка, ложка, вилка, кружка, чайник, поднос, нож,  посуда; накрывать, готовить, варить, кипятить, заваривать, наливать, пить, есть, мыть, разбить, чистая, грязная.

Ход урока.

1. Организационный момент, подготовка к восприятию материала.

Прозвенел и смолк звонок, –

Начинается урок.

Говорить сегодня будем мы, ребята,

О посуде.

А сейчас позвольте мне

Вам напомнить  о весне.

Фонетическая ритмика. (Проводится у доски). Дети проговаривают звуки, слоги и слова в сопровождении движений.

  1. А_______, О_______, У_______,  И________.
  2. Ма-ма-ма, была зима. (Учитель предъявляет картинку с изображением зимы).

На-на-на, вот весна. (Учитель предъявляет картинку с изображением

весны).

Та-та-та, тает снег.

  1. А______,  чАшка,  чАйник, О_______,  лОжка,  нОж,   И________, вИлка, У_______,  крУжка, посУда. (Учитель показывает предметные картинки).

А теперь сядьте за парты красиво.

Основная часть.

Учитель: Тут посуда: чашки, тарелки, ложки, вилки, чайник, кастрюля.

Посуда на кухне. В посуде готовят еду: суп, кашу, чай, компот. Из посуды мы едим и пьем.

А теперь слушайте, что я скажу:

Дима взял тарелку,

Дима взял поднос.

Дима тарелку Насте

На подносе принес.

(При необходимости учитель подсказывает: Что сказать надо?)

- «На».

Настя благодарит Диму.

Учитель предлагает Кате выбрать нужную таблицу со словом, обозначающим принесенный предмет.

- Катя, какую табличку надо подложить к  этому предмету?

Катя находит нужную таблицу со словом, обозначающим принесенный предмет - «тарелка» и кладет рядом с тарелкой.

-  Дима найди такую же табличку, табличку со словом «тарелка».

Учитель: Что едим из тарелки? (Ответы детей: суп, кашу.) Из тарелки мы едим суп, кашу, макароны, котлету, колбасу.Учитель предъявляет картинку «Каша в тарелке».

- Настя, у тебя тарелка. А чем едят кашу?

Настя показывает жестом: «ложка».

Учитель: Правильно. Ложка нужна!

Дима взял ложку,

Дима взял поднос.

На подносе ложку

Насте он принес.

Ученик: «На».

Настя благодарит Диму.

Учитель: Ложкой едят суп, кашу.

Катя, найди табличку со словом «ложка».

Катя находит нужную таблицу со словом, обозначающим принесенный предмет - «ложка» и кладет рядом с ложкой.

Учитель: А вилкой едят картошку, колбасу, котлету (предметная картинка).

Дима взял чашку,

Дима взял поднос.

На подносе чашку

Кате он принес.

Ученик: «На».

Катя благодарит Диму: «Спасибо!»

Учитель комментирует действия детей.

Учитель: Настя, что это?

Настя показывает жестом «чашка», «пить».

Катя находит нужную табличку со словом, обозначающим принесенный предмет - «чашка» и кладет рядом с чашкой.

Учитель:  Что из чашки пьём? (Чай.) Да, правильно. Из чашки пьют чай, а ещё сок, компот, молоко, воду. Катя, из чего наливают чай? (Из чайника.)Чай наливают из такого чайника(предметная картинка заварочного чайника).А кипятят воду для чая в большом чайнике(натуральный объект).

Физкультминутка:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу (дети поднимают плечи)

Больше греться не хочу (поворачивают головы в стороны)

Крышечка запрыгает, будто кто-то двигает (прыгают)

Вот уже кипит вода («моторчик»),- значит, чай нам пить пора (хлопают в ладоши).

Учитель: Садитесь на свои места. Продолжаем урок.

Тарелка – ух!

Тарелка – ах!

Тарелка голубая!

Держу её в своих руках -

Красивая какая!

Не удержав в своих руках,

Тарелка – бух!

Тарелка – бах! – (учитель поясняет: «Разбилась тарелка», показывает детям «осколки»).

Осколки собираю. (по Е. Евсеевой)

Учитель: Теперь послушайте рассказ «Чашка» (учитель читает иллюстрированный рассказ Л.Н. Толстого «Правда всего дороже»). Мальчик разбил чашку. Поможем ему собрать?

Детям дается задание собрать разрезную картинку (из 2-3 частей)  с изображением тарелки и чашки.

Игра «Чудесный мешочек».

Учитель: Угадайте, что за посуда здесь спряталась?

Каждый ребенок вынимает из мешочка предмет, называет его и подкладывает нужное слово.

Учитель: В «Чудесном мешочке» спряталась посуда! – предъявляет табличку со словом «посуда».

Игра  «Накормим кукол».

Учитель: Наши куклы хотят есть. Надо сварить кашу.

Настя будет варить кашу в кастрюле. (Настя выбирает из набора посуды кастрюлю, ложку и «варит кашу»). Настя, накладывай в тарелки «кашу» (Настя накладывает «кашу»).

Учитель: Дима будет накрывать на стол. А Катя будет кипятить чайник. Потом будет наливать в чашки чай. (Дети выполняют озвученные действия).

Учитель: Настя и Катя будут кормить кукол, а Дима будет помогать. (Дети «кормят» кукол).

Учитель:  Куклы съели кашу и выпили чай. Что куклы должны сказать?

(Учитель предъявляет табличку «спасибо»).  Куклы  говорят «спасибо».

Учитель: На столе грязная  посуда. Посуду надо мыть. Настя, покажи как мы будем мыть посуду? (Настя имитирует мытьё посуды). 

Учитель: Покажи, Дима, как ты маме помогаешь? (Работа с коммуникативным альбомом).

Заключительная часть.

Учитель: Мы говорили о посуде. Из посуды мы едим и пьём (тарелка, чашка, кружка). В посуде варят суп, кашу, заваривают чай.

Учитель благодарит детей за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная Общеобразовательная программа по индивидуальному образовательному маршруту для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Целью данной программы является развитие эмоционального, познавательного  и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, разви...

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Обучение - это выработка умения слушать учителя и слышать его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями все чаще принимаются в образовательные учреждения. Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у пе...