Рабочая программа по музыке 5-9 классы . Авторы Алеева,Науменко
рабочая программа по теме

Переведенцева Мария Викторовна

Рабочая программа по музыке 5-9 классы . Авторы Алеева,Науменко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-9_aleev.doc401.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Удельно-Дуваней

муниципального  района Благовещенский район Республики Башкортостан

Рассмотрено на                                    заседании РМО

Руководитель _________/О.В.Доронина/

Протокол №____

«___» _________20__г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____        /_Шабанова Л.Р./

«___» _________        20__г.

Утверждаю

Директор

МОБУ СОШ

с. Удельно-Дуваней

_____        /Л. А. Гайниева/

Приказ №______

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному предмету

«Музыка»

для учащихся 5-9  классов

Срок реализации  данной программы  2014 -2015  учебный год

разработана на основе Программы «Музыка». 5-9 кл.:  Программы для общеобразовательных учреждений 6-е изд. – М.: Дрофа, 2009.

Авторы  программы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак.

Составитель: Переведенцева Мария Викторовна

Год составления программы: 2014 год

       1.1 Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1.Нормативная основа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г.  «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»,
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  России;
  • Устав образовательной организации;
  • Основные образовательные программы НОО.
  • Примерные программы по учебным предметам;
  • Учебный план образовательной организации МОБУ СОШ села Удельно-Дуваней на 2014/2015учебный год;
  • Положение о рабочей программе учителя (локальный акт ОУ)
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год:
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №  1067от 19.12.2012  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015учебный год»;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.
  • Программа ориентирована на достижение целей, определенных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

            1.2. Цели и задачи изучения учебного предмета:

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,  творческого воображения певческого голоса;
  • освоение музыки и знаний о музыке, ее  интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание устойчивого интереса к музыке,  музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих задач:

— научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);

— содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

— развивать интеллектуальный потенциал;

— всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

— способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

— научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

— сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

Усиление интегративного характера курса в 8—9 классах потребовало реализации в программе следующих задач:

— овладеть культурой восприятия традиционных и современных искусств;

Обогатить знания и расширить опыт художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства

Кроме того, настоящая программа предусматривает решение еще одной важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета «Музыка» несомненна. Однако, по нашему убеждению, постановка такой задачи не только правомерна, но естественно вытекает из характера и широкой гуманитарной направленности предмета.

                  1.3 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

    Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

 — в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

— в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

— в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

— в формировании основ художественного мышления;

— в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к      взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

              1.4. Место учебного предмета в учебном плане.

Настоящая программа « Музыка. 5—9 классы» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Согласно базисному плану образовательных учреждений  РБ всего на изучение музыки в основной школе выделяется  по 35 часов  в год - в 5 - 7 классах (1 час в неделю, 35 учебные недели); в 8 – 9 классах по 1 часу одно полугодие (18 часов).

               1.5.  Общая характеристика учебного предмета.

Музыка в основной общеобразовательной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки.

Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способность оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. 

Изучение предмета Музыка способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе его изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность средствами танца, пения и др. понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности.

Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления музыкальной деятельности, в процессе изучения этого предмета формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка.

Курс «Музыка» направлен на приобщение обучающихся  к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод сравнения (впервые).

Содержание образовательной программы " Музыка" базируется на нравственно- эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства( фольклор, духовная музыка," золотой фонд" классической музыки, современная музыка)и их взаимодействия  с произведениями  других видов искусства.

Межпредметные связи просматриваются через  взаимодействия музыки с:

- литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи»  и другие),

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (Древняя Русь, Новгород Великий, эпоха Просвещения);

- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),

- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).

             1.6. Сведения о примерной программе по учебным предметам, на основе которой разработана рабочая программа,

              или   сведения     об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания;

Данная рабочая образовательная программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009..) Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

К учебно-методическому комплекту, например пятого класса можно отнести:

- Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005г.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.

- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2009г.

-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия.

То же самое относится к 6, 7, 8 классам. В 8-ом классе учебный материал изучается по полугодиям. Второе полугодие материала восьмого класса изучается в 9-ом классе.  

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.

Межпредметные связи просматриваются через  взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения  А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

-  русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

1.7.Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве. Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха. Существуют также разнообразные «жанры» уроков музыки – урок - размышление, урок – репортаж , урок - конференция, урок – круглый стол и другие.

Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического освоения её материала в основной школе является урок-практикум. Такой урок позволяет сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. Посредством него развиваются творческие способности,мышление, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой.

Формы занятий с учащимися сочетают групповую и индивидуальную работу, теоретико-практическую подачу материала, диалоговый стиль обучения, концертную деятельность.

В процессе преподавания предмета используются ТСО, видео-аудио-материалы, репродукции художественных произведений, фотографии, творческие работы детей (рисунки.)

Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры.

 Метод драматургии урока музыки как урока искусства;

 Метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения);

 Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств;

 Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями;

 Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам);

 Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей;

 Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника;

 Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.

В процессе обучения учащихся музыке используются следующие педагогические технологии:

- информационно-коммуникативные;

- здоровьесберегающие;

- компьютерные;

- технологии личностно-ориентированного образования;

- игровые.

Формы (приемы) контроля:

  • наблюдение;
  • фронтальный устный опрос;
  • тест;
  • урок-концерт;
  • игровые формы;
  • самостоятельная работа;
  • творческая работа.

2. Основное содержание курса.

В  5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами,  сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы  одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

В  6 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «В чём сила музыки», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка души», «Как создаётся музыкальное произведение». С первых уроков школьники слышат даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни,  постепенно проникаясь сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. Накапливая знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года ученики приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью средств художественной выразительности».

В  7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке  (тема года «Содержание и форма в музыке»).

Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса.

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух – и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии? Все это составляет тему второй части.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 8-9 классах направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 8 и 9 классах является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Главная тема 8 – 9  классов - «Традиции и современность в музыке» - обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.

Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие представляют собой проявление моды или злободневных течений.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальной выразительности; образ и драматургия в музыке; народное музыкальное творчество; особенности музыки различных эпох; отечественная музыкальная культура XIX в.; стилевое много                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 образие музыки XX столетия; взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.

Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4, 5-8 кл./ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – Москва: Дрофа, 2009 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения  учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
  • овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
  • воспитание слушательской и исполнительской культуры

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие  в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Содержание тем учебного курса.

5 класс – «Музыка и другие виды искусства» - 35 часов:

Тема первого полугодия – «Музыка и литература»  (17 ч):

 1 четверть – 9 часов;

2 четверть – 8 часов;

Тема второго полугодия – «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч):

3 четверть – 10 часов;

4 четверть –   8часов.

6 класс – «В чем сила музыки» - 35 часов:

1 четверть –  9часов;

2 четверть –  8 часов;

3 четверть – 10 часов;

4 четверть –  8 часов.

7 класс – «Содержание и форма в музыке» -35 часов:

 1 четверть –  9 часов;

2 четверть –  8 часов;

3 четверть – 10 часов;

4 четверть –  8часов.

8 класс – «Традиции и современность в музыке» - 18 часов:

3 четверть – 10 часов;

4 четверть - 8 часов.

9 класс – «Традиции и современность в музыке» - 18 часов:

3 четверть –10 часов;

4 четверть – 8 часов.

             3.Планируемые результаты

Результаты изучения предмета, которые должны усвоить обучающиеся.

5 класс

Должны знать:

Должны уметь:

  • о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства;
  • о взаимосвязи музыки и речи;
  • понятия «вокализ», «инструментальная песня»;
  • жанр кантаты, особенности ее строения, исполнения;
  • жанр оперы и балета, историю рождения и создания этих жанров; известных композиторов, королей этих жанров;
  • о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений;
  • о значении музыки в поэзии, прозе и кинофильмах;
  • о связи музыки и живописи через образное восприятие жизни;
  • об особенностях импрессионизма;
  • о взаимосвязи искусств.
  • определять песенные жанры: вокализ, инструментальную песню, кантату;
  • вдумчиво вслушиваться в музыкальное произведение;
  • уметь анализировать их содержание и средства выразительности на интонационной основе;
  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение;
  •  выразительно исполнять музыку;
  • владеть двухголосным пением;
  • выразительно и эмоционально двигаться под музыку, реагировать на смену характера музыкального произведения, импровизировать под музыку;
  • владеть приемами свободного дирижирования.

6 класс

  • жизнь – источник музыки, музыка – отражение человеческих чувств, настроения;
  • о воздействии музыки на жизнь через воздействие на человека;
  • влияние музыки на человека сказывается на всей деятельности человека, его отношении к миру, к людям;
  • термины: сюита, реквием, месса, концерт, пульс, кульминация, шансон (шансонье), славянская музыка (общность, различие), полифония, полифонический стиль, гомофония;
  • характеристику музыкальных инструментов: орган, бузуки; их строение, структуру, способы, особенности звукоизвлечения и исполнения.
  • определять в прослушанном произведении главные выразительные средства;
  • отразить свое понимание художественного воздействия музыки в размышлениях о музыке;
  • находить взаимодействие между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных на уроках;
  • исполнять одно-двухголосные произведения с аккомпонементом, более сложные ритмические рисунки, пение акапелло;
  • эмоционально откликаться на музыку;
  • выразительно исполнять музыкальные произведения.

7 класс

  • понятие «музыкальный образ»;
  • о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания произведения;
  • о разнообразии музыкальных образов;
  • построение сонатной формы;
  • о противостоянии музыкальных образов в одном музыкальном произведении;
  • понятие «рапсодия»;
  • узнавать музыкальные произведения известных отечественных и зарубежных композиторов.
  • Эмоционально откликаться на музыку;
  • Выразительно исполнять музыкальные произведения (песни);
  • Анализировать музыкальное произведение с точки зрения музыкальных образов;
  • Определять музыкальные формы;
  • Выразительно и эмоционально двигаться под музыку, реагировать на смену характера музыкального произведения.

8 класс

  • иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
  • определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
  • специфику музыки как вида искусства;
  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  • основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • основные формы музыки;
  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

совершенствовать умения и навыки самообразования.

  • аргументировать, рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5, 6, 7,  классах);
  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • выражать в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно),  в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;
  • осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (уметь исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть голосом и дыханием).

9 класс

  • понимать роль музыки в жизни человека;
  • значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
  • оценивать произведения разных направлений музыкального искусства;
  • иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
  • определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
  • специфику музыки как вида искусства;
  • имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
  • иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы, развивать навыки проектной деятельности;
  • совершенствовать умения и навыки самообразования.
  • сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
  • исполнять песни разных жанров; формировать свой песенный репертуар;
  • ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве.

Компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данной программы.

Личностные результаты:

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

-  наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

-  формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

-  приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

-  развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

-  развитие духовно-нравственных  и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

-  наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;

-   овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-    применение знаково-символических и речевых средств,  для решения коммуникативных и познавательных задач;

-   готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

-  планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

-   участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

-    умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

-  развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

-   развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

-    общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

-   представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, энтической. региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

-    использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

-     готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

-    участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций.

       4.Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Промежуточный итоговый контроль производится в виде фронтальной беседы, творческих заданий, экспресс-опроса, индивидуального зачета.

В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.

Виды контроля:

вводный – 1 раз в четверть (в начале четверти)

текущий – систематически;

тематический -

итоговый – 1 раз в четверть.

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы.

      Тест по музыке  для 5 класса.

I. Выбери подходящие характеристики для песни и романса:

        а) отличается простотой  ____________________;

        б) развитый, утончённый жанр ______________________;

        в) связь с народным творчеством не очевидна _________________________;

        г) связь с народным творчеством выступает явно ________________________;

        д) характер мелодии обобщённый _________________________;

        е) характер мелодии личный, индивидуальный ______________________;

        ж) используется куплетная форма ______________________;

        з) часто встречается трёхчастная форма ____________________;

        и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна _____________________;

        к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые выразительные оттенки ____________________;

        л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения.

  II. Определи, какое музыкальное произведение звучит:

        а) польская народная песня «Висла»;

        б) Г. Малер. «Похвала знатока»;

        в) русская народная песня «Ах ты, степь широкая»;

        г) Ф. Мендельсон. Песня без слов №14.

Тест 2

1. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:

                                а) жанр;

                                б) тема;

                                в) соната;

                                г) песня.

2. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют:                

                                               а) слово и песня;

                                б) живопись и музыка;

                                в) слово и музыка;

                                г) песня и романс.

3. Гений Ф. Шуберта открыл в его стихотворениях столько нежности и трагичности, что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки:

                                а) А. Пушкин;

                                б) Н. Кукольник;

                                в) И. Бунин;

                                г) В. Мюллер.

4. Основой какого музыкального произведения стала народная песня – веснянка «Выйди, выйди, Иванко»:                        

а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;

                                б) В. Моцарт. Симфония №40;

                                в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

                                г) Р. Шуман. «Первая утрата».

5. У какого вида искусства музыка училась во все времена?

                                а) поэзия;

                                б) живопись;

                                в) театр;

                                г) архитектура.

6. Определи, какое музыкальное произведение звучит:

                                а) В. Моцарт. Симфония №40;

                                б) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

                                в) Р. Шуман. «Первая утрата».

                                г) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1.

                     Примерные вопросы тестирования для итогового контроля

1. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют:        

                                а) слово и песня;

                                б) живопись и музыка;

                                в) слово и музыка;

                                г) песня и романс.

2. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:

                                а) жанр;

                                б) тема;

                                в) соната;

                                г) песня.

3. Основой какого музыкального произведения стала народная песня – веснянка «Выйди, выйди, Иванко»:                                а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;

                                б) В. Моцарт. Симфония №40;

                                в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

                                г) Р. Шуман. «Первая утрата».

4. Этот жанр вокальной музыки является верным спутником  человека всю его жизнь:

                                а) этюд;

                                б) романс;

                                в) соната;

                                г) песня.

5. Какая из ниже перечисленных песен является польской народной песней:

                                а) «Ах ты, степь широкая»;

                                б) «Висла»;

                                в) «Похвала знатока»;

                                 г) «Вечерний звон».

6. Какой приём использует Малер в песне «Похвала знатока» для большей убедительности образа?

                                а) секвенция;

                                    б) имитация;  

                                 в) звукоподражание;

                                г) вариация.

7. Кто из композиторов создал фортепианный цикл «Песни без слов»?

                                а) Л. Бетховен;

                                б) И. Бах;

                                в) В. Моцарт;

                                г) Ф. Мендельсон.

8. Этот жанр один из самых тонких, поэтических  - относится к жанрам вокальной миниатюры, обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением:

                                а) этюд;

                                б) романс;

                                в) соната;

                                г) песня.

9. В какой форме чаще всего пишутся романсы?

                                а) куплетная форма;

                                б) рондо;

                                в) трёхчастная форма;

                                г) вариации.

10. В какой форме чаще всего пишутся песни?

                                а) куплетная форма;

                                б) рондо;

                                в) трёхчастная форма;

                                г) вариации.

 11. Кто из композиторов написал романс «Ночь печальна»?

                                а) М. Глинка;

                                б) С. Рахманинов;

                                в) А. Бородин;

                                 г) П. Чайковский.

12. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?

                                а) П. Чайковский «Отче наш»;

                                б) М. Глинка «Жаворонок»;

                                в) р.н.п. «Есть на Волге утёс»;

                                г) р.н.п. «Вечерний звон».

Примерная тематика рефератов  творческих работ:

  • Творчество Г. Свиридова
  • Творчество А. Бородина
  • Оперное творчество Римского-Корсакова
  • Творчество И. Стравинского
  • Творчество Ф. Шуберта

Тест

по музыке для 6 класса

  1. Композитор произведения «Матушка, что во поле пыльно?»:

А) П.И.Чайковский;     Б) С.В.Рахманинов;    В) М.Матвеев.

  1. Шансон – это

А) песня;                Б) танец;                   В) марш.

  1. Шансонье – это

А) французский эстрадный певец;

Б) итальянский танцор;

В) импровизатор.

  1. Композитор «Сентиментального вальса» -

А) М.И.Глинка;    Б) Ф.Шопен;        В) П.И.Чайковский.

  1. С каким хирургом связана Симфония № 6 П.И.Чайковского –

А) М.Морозов;

Б) С.Юдин;

В) К.Филиппенко.

  1. Композитор оперы «Повесть о настоящем человеке» -

А) С.С.Прокофьев;

Б) С.В.Рахманинов;

В) П.И.Чайковский.

  1. Кто из певцов считал песню оружием в борьбе за свободу –

А) М.Теодоракис;

Б) Н.Басков;

В) О.Газманов.

  1. Какое еще название носит Симфония № 6 П.И. Чайковского?

А) Свободная;                       Б) Торжественная;    В) Патетическая.

  1. Полифония – это

               А) вид многоголосия;

               Б) двухголосие;

               В) пение каноном.

  1.  Органная фуга – одно из лучших произведений

А) И.С.Баха;              Б) Л.Бетховена;           В) Ф.Шуберта.

  1.  Менуэт – это

А) танец;               Б) песня;                      В) марш.

  1.  Композитор «Песни Единого фронта» -

А) Г.Эйслер;              Б) М.И.Глинка;            В) Ф.Шопен.

13. Полонез – это

А) танец-шествие;                  

Б) веселая песня;          

В) пение на два голоса.

 14. Ария – это

А) разновидность песни;

Б) разновидность танца;

В) разновидность марша.

  1. Вокализ – это

А) пение голосом без слов;

Б) разновидность танца;

В) пение на два голоса.

16. Серенада – это

 А) разновидность песни;

 Б) разновидность танца;

 В) разновидность марша.

17. Хоровой концерт – это

А) музыкальное произведение для солиста;

Б) музыкальное произведение  для хора;

В) музыкальное произведение для солиста и хора.

18. Произведение И.Штрауса «Летучая мышь» - это

А) оперетта;    Б) балет;                В) концерт.


Викторина

по музыке для 7 класса

мо теме «Музыкальная азбука»

1. Какие ступени лада Вы знаете? Назовите их.

2. Что такое диапазон?

3. Что такое темп? Какие бывают темпы?

4. Какие динамические оттенки Вы знаете?

5. Какой инструмент получил название по динамическим оттенкам?

6. Какие произведения Л.В. Бетховена вы знаете?

7. Фольклор это-

8. Перечислите жанры народной музыки.

9. Из каких интервалов состоит мажорное трезвучие

10. Постройте мажорное трезвучие от ноты соль

11. Что такое знаки альтерации

12. В какой стране, городе зародился джаз?

13. Родина И.С. Баха. Какие произведения Баха Вы знаете?

14. Какие произведения П.И. Чайковского Вы знаете?

15. Как называется современная музыка предназначенная для

            отдыха, развлечений?

16. Ансамбль из четырёх человек называется-

17. Знак молчания в музыке-

18. Самый низкий мужской голос-

19. Классические инструменты джаза-

20. Импровизация это-

21. Сколько исполнителей в квинтете?

22. Что такое музыкальный стиль и какие стили вы знаете?

23. Что такое  ремейк,  ремикс?

24. Из каких интервалов состоит минорное трезвучие.

25. По каким признакам, критериям Вы определяете нравится

      Вам музыкальное произведение (песня) или нет.

Викторина  по музыке для 8 класса

  1. Что значит «современность» в музыке»?
  2. Композитор Токкаты и фуги, «Шутки».
  3. Певец и композитор, борец за свободу, сохранение жизни на земле.
  4. Как по-другому называют Сонату № 14 Л.Бетховена?
  5. Что называют классическим искусством?
  6. Соната – это …
  7. Рок-опера – это …
  8. Коллаж – это …
  9. Компьютерная музыка – это …
  10. Перечислить отличия «легкой» музыки от «серьезной».
  11. Композитор «Вальса-фантазии».
  12. Бард – это …
  13. Джаз – это …
  14. Блюз – это …
  15. Спиричуэлсы – это …
  16. Композитор оперы «Порги и Бесс»
  17. Оперетта – это …
  18. Опера – это…
  19. Мюзикл – это …
  20. Композитор оперы «Борис Годунов».

Викторина

 по музыке для 9 класса

  1. Что значит «современность» в музыке»?
  2. Композитор Токкаты и фуги, «Шутки».
  3. Певец и композитор, борец за свободу, сохранение жизни на земле.
  4. Как по-другому называют Сонату № 14 Л.Бетховена?
  5. Что называют классическим искусством?
  6. Соната – это …
  7. Рок-опера – это …
  8. Коллаж – это …
  9. Компьютерная музыка – это …
  10. Перечислить отличия «легкой» музыки от «серьезной».
  11. Композитор «Вальса-фантазии».
  12. Бард – это …
  13. Джаз – это …
  14. Блюз – это …
  15. Спиричуэлсы – это …
  16. Композитор оперы «Порги и Бесс»
  17. Оперетта – это …
  18. Опера – это…
  19. Мюзикл – это …
  20. Композитор оперы «Борис Годунов».

                       5.Календарно-тематическое планирование

5 класс

урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема  урока

Вид контроля

Примечание

I четверть ( 9ч )

Тема года: Музыка и другие виды искусства (35 часов)

Тема первого полугодия – «Музыка и литература»  (17 ч):

Основные виды учебной деятельности:

Понимать единство истоков различных видов искусства.

Какие миры открывает искусство

Находить ассоциативные связи  между образами музыки, литературы и изобразительного искусства

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой

Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра).

Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы.

Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Изучать специфические черты русской народной музыки.

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов

Понимать характерные черты музыкального импрессионизма

Понимать значение народного творчества в сохранении   и развитии общей культуры народа.

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

1.

02.09

Музыка рассказывает обо всем. Вводный.

Вводный.

*

2.

09.09

Истоки.

Текущий

3.

16.09

Искусство открывает мир.

Текущий

4.

23.09

Искусства различны, тема едина.

Текущий

*

5.

30.09

Два великих начала искусства.

Текущий

6.

07.10

«Стань музыкою, слово».

Текущий

7.

14.10

Музыка «дружит» не только с поэзией. Песня – верный спутник человека.

Текущий

8.

21.10

Заключительный урок  по теме «Слово и музыка». Обобщение и систематизация полученных знаний. Урок-концерт.

Тематический

9.

28.10

Мир русской песни.

Текущий

II четверть ( 8 ч )

10.

11.11

Песни народов мира.

*

11.

18.11

Романса трепетные звуки.

Текущий

12.

25.11

Мир человеческих чувств.

13.

02.12

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

14.

09.12

Что может изображать хоровая музыка?

Текущий

15.

16.12

Обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».

Текущий

16.

23.12

Обобщение по теме полугодия «Музыка и литература»

Тематический

17.

30.12

Самый значительный жанр вокальной музыки – опера.

*

III четверть ( 10ч )

Тема второго полугодия: Музыка и изобразительное искусство» (18 ч)

Основные виды учебной деятельности:

Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Изучать специфические черты русской народной музыки.

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов

Понимать характерные черты музыкального импрессионизма

Понимать значение народного творчества в сохранении   и развитии общей культуры народа.

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

18.

20.01

Из чего состоит опера.

Текущий

19.

27.01

Единство музыки и танца.

Текущий

20.

03.02

«Русские сезоны» в Париже.

Текущий

21.

10.02

Музыкальность слова.

Текущий

22.

17.02

Музыкальные сюжеты в литературе.

Текущий

23.

24.02

Живописность искусства.

Текущий

24.

03.03

«Музыка – сестра живописи».

*

25.

10.03

Может ли музыка выразить характер человека?

Текущий

26.

17.03

Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Музыка и изобразительное искусство» Урок-концерт.

Тематический

27.

Образы природы в творчестве музыкантов.

IV четверть ( 8ч )

28.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

Текущий

29.

Волшебная красочность музыкальных сказок.

Текущий

*

30.

Сказочные герои в музыке

Текущий

31.

Тема богатырей в музыке.

Текущий

32.

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

Текущий

*

33.

Контрольная работа (тест) по теме года: «Музыка и другие виды искусства». 

Итоговый

34.

Обобщение по теме года: «Музыка и другие виды искусства».

Тематический

35

Урок-концерт по теме года «Музыка и другие виды искусства».

Текущий

* - региональный компонент.

6 класс

№ урока

Дата

Тема раздела, тема урока

Вид контроля

Примечание

I четверть ( 9 ч )

Тема года: «В чем сила музыки» (35 часов)

Основные виды учебной деятельности:

Понимать определение «музыка души», уметь охарактеризовывать состояние и настроение.

Знать о роли искусства в жизни; уметь приводить примеры воздействия музыки на человека; закрепить вокально-хоровые навыки

Знать об источниках зарождения произведений искусства, уметь сформулировать собственные идеи

Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки

Закрепить вокально-хоровые навыки

Понимать значение понятия «средства музыкальной выразительности»

Знать определение ритма в музыке, составлять ритмические рисунки изученных произведений

Знать определение темпа в музыке, зависимость выбора темпа композитором

Знать виды темпов в музыке, познакомиться с латинской системой записи темпов

Познакомиться с прибором измерения темпа

Определить роль мелодии в музыке, знать виды мелодий, уметь определять их. Знать определение высоты мелодии, диапазона.

Уяснить роль гармонии в создании образов музыки

Знать  роль гармонии в создании образов музыки, уметь определять ведущую гармонию в произведении

Знать определение полифонии, философское и теософское содержание полифонической музыки, уметь различать количество мелодий

Знать определение полифонии, философское и теософское содержание полифонической музыки, уметь различать количество мелодий

 Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов

Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов

Знать латинское обозначение, уметь определять динамические оттенки

Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, повторить средства музыкальной выразительности

1.

04.09

"Музыка души". Вводный

Вводный

2.

11.09

Наш вечный Спутник. Роль искусства в жизни человека.

Текущий

*

3.

18.09

Искусство и Фантазия. Источники зарождения произведений искусства.

4.

25.09

Искусство – память человечества.

5.

02.10

Какой бывает музыка. Классификация музыки.

6.

09.10

Волшебная сила музыки.

Текущий

*

7.

16.10

Музыка объединяет людей.

Текущий

8.

23.10

Систематизация и обобщение полученных знаний по теме «В чем сила музыки».

Тематический

9.

30.10

Единство музыкального произведения

II четверть ( 8 ч )

.

Текущий

10.

06.11

Вначале был ритм. Определение ритма в музыке.

Текущий

11.

13.11

О чем рассказывает музыкальный ритм.

Текущий

*

12.

20.11

Диалог метра и ритма.

Текущий

13.

27.11

От адажио к престо. Определение темпа в музыке.

14.

04.12

Мелодия-душа музыки..

Текущий

15.

11.12

«Мелодией одной звучат печаль и радость». Роль мелодии в музыке.

Текущий

16.

18.12

Мелодия "угадывает" нас самих. Направление мелодии. Обобщение и систематизация полученных знаний по теме « В чем сила музыки»

Тематический

17.

25.12

Что такое гармония в музыке? Значение гармонических сочетаний в музыке.

Текущий

III четверть ( 10 ч )

18.

15.01

Два начала гармонии.

Текущий

*

19.

22.01

Эмоциональный мир музыкальной  гармонии. Роль гармонии в создания образов музыки.

Текущий

20.

29.01

Красочность музыкальной гармонии.

Текущий

21.

05.02

Мир образов полифонической музыки.

Текущий

22.

12.02

Философия фуги. Роль фуги в создании образов.

*

23.

19.02

Какой бывает музыкальная фактура.

24.

26.02

Пространство фактуры.

Текущий

*

25.

05.03

Тембры – музыкальные краски.

Текущий

26.

12.03

Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Гармония».

Тематический

27.

19.03

Соло – тутти. Тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах

Текущий

IV четверть ( 8 ч )

28.

09.04

Громкость и тишина в музыке. Определение динамики, ее роль в музыкальном произведении.

Текущий

*

29.

16.04

Тонкая палитра оттенков. Латинское обозначение динамических оттенков.

Текущий

30.

23.04

По законам красоты. Значение духовной музыки.

31.

30.04

Гармония красоты и правды в жизни и музыке.

*

32.

07.05

Никто не забыт, ничто не забыто! (Песни о Вов в честь памяти погибших).

Текущий

33.

14.05

В чем сила музыки. Контрольная работа (тест)

Итоговый

34.

21.05

Обобщение и систематизация знаний по теме года «В чем сила музыки».

Тематический

35

28.05

Урок-концерт по теме года «В чем сила музыки».

* - региональный компонент.

7 класс

№ урока

Дата

Тема раздела, тема урока

Вид контроля

Примечание

I четверть ( 9 ч )

Тема года: «Содержание и форма в музыке» (35 часов)

Основные виды учебной деятельности:

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Знать определение терминов, уметь определять в музыке.

Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства.

Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Знать, что может выразить музыка в природе

Определять образ.

Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять  и описывать в музыке.

Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять  и описывать в музыке.

Знать определение и основные признаки эпического  образа,

Знать определение и основные признаки  образов в программной музыке

Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание.

Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки.

Понимать, что такое форма в музыке,  уметь определять формы  вокальной музыки

Знать определение композиции в музыке

Знать определение одночастной формы  в музыке.

Знать определение двухчастной формы  в музыке

Знать определение трехчастной формы  в музыке.

Знать определение формы рондо в музыке.

Знать определение вариационной формы   в музыке.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности.

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.

1.

01.09

«Магическая единственность» музыкального произведения. Неповторимость музыкальных произведений.

Вводный

2.

08.09

Музыку трудно объяснить словами.

Что такое музыкальное содержание.

Текущий

3.

15.09

Что такое музыкальное содержание?

Текущий

4.

22.09

Музыка, которую необходимо объяснить словами.

Текущий

5.

29.09

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

Текущий

6.

06.10

«Восточная» партитура Н. Римского – Корсакова «Шехеразада».

Текущий

*

7.

13.10

Когда музыка не нуждается в словах.

Текущий

*

8.

20.10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Содержание и форма музыки»

Тематический

9.

27.10

Лирические образы в музыке.

Текущий

II четверть ( 8 ч )

10.

10.11

Драматические образы в музыке.

*

11.

17.11

Эпические образы в музыке.

12.

24.11

«Память жанра». Определение замысла произведения через средства музыкальной выразительности.

13.

01.12

Такие разные песни.

14.

08.12

Такие разные танцы.

*

15.

15.12

Такие разные марши.

16.

22.12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Такие разные песни, танцы, марши»

Тематический

17.

29.12

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

Текущий

III четверть ( 9ч )

18.

19.01

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

Текущий

*

19.

26.01

От целого к деталям.

Текущий

20.

02.02

Какой бывает музыкальная композиция.

Текущий

21.

09.02

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).

Текущий

22.

16.02

Два напева в романсе

М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

Текущий

23.

23.02

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки.

Текущий

*

24.

02.03

Многомерность образа в форме рондо.

Текущий

25.

09.03

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации).

Текущий

26.

16.03

Обобщение и систематизация знаний по теме «Образы ВОВ»

Тематический

IV четверть (9ч )

27.

Музыка в развитии.

28.

Музыкальный порыв. Высокое эстетическое значение искусства.

Текущий

29.

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

*

30.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».

Текущий

31.

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

*

32.

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Углубление.

33.

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений. Контрольная работа (тест)

Итоговый

34.

Обобщение и систематизация знаний по теме года «Содержание и форма  в музыке».

Тематический

35

Урок-концерт по теме «Содержание и форма в музыке»

Тематический

* - региональный компонент

8 класс

№ урока

Дата

Тема года, тема урока

Вид контроля

Примечание

Тема полугодия «Традиции и современность в музыке»  (18 часов)

III четверть ( 10 ч )  

Основные виды учебной деятельности:

Знать о роли музыки в жизни человека, уметь разграничивать понятия «мода» и «современность».

Знать, что является источниками вдохновения композиторов

Знать о роли музыки в искусстве, повторить виды искусств. Уметь объяснить понятие «музыкальные традиции».

Знать основные темы в искусстве, уметь приводить примеры тем природы, родины, любви и т. д. в мифологии, музыке, литературе, изобразительном искусстве

Знать о взаимосвязи музыки и мифологии. Импровизировать по заданным параметрам. Уметь анализировать музыкальные фрагменты

Знать о различных направлениях музыки.

Знать характерные черты творчества К.Дебюсси.

Знать характеристику и виды песен, их отличия от других музыкальных направлений.

Знать основные признаки песни, виды песен, уметь приводить примеры

Знать характеристику и отличия народных песен мира.

Знать значение ритма для создания военного музыкального образа в произведениях и связи ритма с другими элементами музыкального языка.

Знать содержание музыкальной формы «соната».

Уметь проследить за развитием музыкальной темы и характеризовать музыкальный язык.

Знать определение оперы, историей рождения и жанрами оперы

Знать виды искусства, задействованные при создании оперы, состав действий.

1.

Музыка «старая» и «новая».

Вводный

2.

Настоящая музыка не бывает «старой».

Текущий

*

3.

Живая сила традиции.

Текущий

4.

Искусство начинается с мифа.

5.

Мир сказочной мифологии: Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».

Текущий

6.

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.

Текущий

*

7.

Поэма радости и света:

К. Дебюсси

Текущий

8.

«Благословляю вас, Бессмертный романс П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса...» (слова А. Толстого)

Тематический

9.

Образы радости в музыке.

Текущий

10.

Обобщение и систематизация знаний  по теме « Традиции и современность в музыке»

Тематический

IV четверть ( 8 ч )

11.

«Мелодией одной звучат печаль и радость...»

Текущий

12.

«Слезы людские, о слезы людские...» Эмоциональные оттенки в музыке.

13.

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

Текущий

14.

Тема любви в музыке. П. И. Чайковский. «Евгений Онегин»

*

15.

«В крови горит огонь желанья...». Романсы.

16.

Трагедия любви в музыке.

Текущий

*

17.

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» Контрольная работа (тест)

Итоговый

18.

Обобщение по теме полугодия «Традиции и современность в музыке». Урок-концерт.

Тематический

  • - региональный компонент

9 класс

№ урока

Дата

Тема раздела,

тема урока

Вид контроля

Примечание

Тема полугодия: «Традиции и современность в музыке» (18 часов)

Основные виды деятельности:

Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы

Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона.

Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды.

Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей.

Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного человека.

III четверть ( 10 ч )

1.

Мотивы пути- дороги в русском искусстве. Вводный

2.

Мир духовной музыки.

Текущий

*

3.

Колокольный звон на Руси.

Текущий

*

4.

Рождественская звезда. Рождество Христово в народной и композиторской музыке.

5.

«Вечная новизна» традиции

Великого Поста в музыке.

Текущий

6.

«Светлый праздник».Православная

музыка сегодня

Текущий

7.

Как мы понимаем современность.

Текущий

8.

Вечные категории добра, истины, красоты. Устойчивая нравственная позиция в искусстве.

Текущий

9.

Философские образы XX века: «Туранга-лила-симфония» О. Мессиана

Текущий

10.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Традиции и современность в музыке»   

Тематический

IV четверть – 8 часов

11.

Новые области в музыке XX века.

Текущий

12.

Лирические страницы советской музыки.

Текущий

13.

Диалог времен в музыке А. Шнитке.

Текущий

14.

Любовь в высшем ее понимании. Музыка воспевает любовь и одухотворяется ею.

Текущий

15.

Музыка всегда остается.

Текущий

*

16.

Традиции и новаторство в творчестве С.С.Прокофьева.

Текущий

17.

Традиции и новаторство в творчестве С.В.Рахманинова. Контрольная работа (тест)

Итоговый

*

18.

Обобщение по теме полугодия «Традиции и современность в музыке».

Тематический

* - региональный компонент

6.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

  1. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.
  3. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1 – 8 классы. - М.: Просвещение, 2007 год).
  4. Б.Б.Грановский, И.Н.Грановский « Русская песня в жизни И.Е.Репина»
  5. изд. «Советский композитор» Москва 1993г.
  6. Н.Завадская «Любимые песни военных лет» изд. «Советский композитор»  Москва 1987г.
  7. Е.Королёва «Музыка в сказках, стихах и картинках» изд. «Просвещение»
  8. Москва 1994г.
  9. С.А.Карцева « Музыкальная фонотека в школе» изд. «Просвещение»
  10. Москва 1971г.
  11. Д.Б.Кабалевский «Про трёх китов и многое другое» изд. «Детская
  12. литература» Москва 1972г.
  13. Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» Москва, 1981г.
  14. Д.Б. Кабалевский « Как рассказывать детям о музыке» Москва,
  15. «Просвещение», 1989г.
  16. Д.Б.Кабалевский «Сила искусства» «Молодая гвардия», 1984г.
  17. Лирические русские песни ( песенник) изд. «Кифара» Москва 1997г.
  18. А.К. Лебедев «В.М.Васнецов» изд. «Искусство» Москва, 1955г.
  19. Музыка в школе 4 класс ( пособие для учителя) изд. «Музыка», Москва 1978г.
  20. Л.П.Маслова «Педагогика искусства» Новосибирск 1997г.
  21. Музыкальные инструменты народов СССР. Государственный Центральный  музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Москва 1980г.
  22. Л.Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» изд. «Советский композитор» Москва 1988г.
  23. Русские исторические песни (хрестоматия) изд. «Высшая школа» Москва 1985г.
  24. Русские народные песни (песенник) выпуск № 4.
  25. Русская музыка в школе Москва 1998г.
  26. Рассказы о музыке. Москва 1972г.
  27. Н.А. Саутин «Б.М.Кустодиев» изд. «Художники РСФСР» Ленинград 1987г.
  28. Н.А.Терентьева «Музыка» Министерство образования Российской Федерации 1994г.
  29. С.Тагорян «В мире музыкальных инструментов».

7. Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы.

Программы для общеобразовательных учреждений 6-е изд. – М.: Дрофа, 2009.

Авторы  программы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак.

Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://viki.rdf.ru/cat/musika/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  [электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music000 

7. Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1

8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа:   http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

Медиаресурсы

1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.

2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».

3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.

4. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая  программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая  программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

12. Шедевры музыки.  «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс автор Л.А.Ефросинина

Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2004 г.)...

рабочая программа по математике для 1 класса (автор учебника Моро М.И. УМК "Школа России"

Рабочая программа по математике для 1 класса на 2011-2012 уч год составлена с учетом требований ФГОС(автор учебника Моро М.И. УМК "Школа России")...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ( автор А.В.Полякова)

Рабочая программа для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по русскому языку в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного станда...

Рабочие программы по ИЗО 5-7 класс. Автор программы:Кузин.В.С

Представлены рабочие программы по ИЗО 5-7 класс. Автор программы:Кузин.В.С...

Рабочая программа по Изобразительному искусству 1 класс. Автор программы Ашикова

             Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа по музыке 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Критская)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Рабочая программа по музыке во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.,

Рабочая программа по музыке во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.,...