конспект урока по кубоновкедению «Семейные традиции и обычаи народов Кубани».
план-конспект урока (1 класс) по теме

Цели: познакомить с ценностями семьи как первоосновой нашей  принадлежности к многонациональному народу России; познакомить детей с основными семейными традиционными праздниками народов Кубани; прививать любовь к родному краю и традициям кубанского народа; воспитывать патриотизм, милосердие, уважение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_traditsii_o_obychai_narodov_kubani.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения в 1 классе.

Тема: «Семейные традиции и обычаи народов Кубани».

Учитель начальных классов:

Маринец А.А.

2011г.

Цели: познакомить с ценностями семьи как первоосновой нашей  принадлежности к многонациональному народу России; познакомить детей с основными семейными традиционными праздниками народов Кубани; прививать любовь к родному краю и традициям кубанского народа; воспитывать патриотизм, милосердие, уважение.

Оборудование: магнитофон, кассеты с записями.

                             - «Ночь тиха, ночь Свята», муз. Ф. Груббера,

                             -  Тропаря Пасхи « Христос Воскрес», муз. Дегтярёва;

                             - репродукции Хусепе де Рибера «Поклонение пастухов»;

                             - репродукции иконы «Покров Пресвятой Богородицы»;

                             - рисунки и фотографии расписных яиц пасхальных.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вход детей в класс. Приветствие.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок: мы «побываем в прошлом». А помогут нам в этом наши добрые семейные праздники и традиции. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом.

- Вспомните, пожалуйста, что обозначает, слово «традиция»? ( ответы детей)

- Некоторые из этих традиций прижились у нашего народа и сохранились до наших дней.

  1. Знакомство с новым материалом.

- Начнём самого первого праздника в Новом году- Рождества Христова.

Это один из самых светлых христианских праздников. Ведь рождение-                                        

Это всегда начало новой жизни.

(Звучит мелодия «Ночь тиха, ночь Свята»).

- Божественный младенец родился в Вифлееме, когда Пресвятая Дева                   Мария и обручённый с ней мужем Иосиф отправились из Назарета на перепись населения, объявленную римским императором Августом. Дома, постоялые дворы и гостиница в Вифлееме были переполнены народом, явившимся на перепись, и Мария с Иосифом нашлось укрытие только в пещере вертепе, куда пастухи в непогоду загоняли стада. Там и появился на свет Спаситель мира и, спеленатый, положен был в ясли на солому.

(Показ  репродукции «Поклонение пастухов»).

Произошло это событие в ночь с 6 на 7 января. Поэтому 7 января считается Днём Рождения Иисуса Христоса.

- В каждой семье происходит рождение ребёнка и у каждого свой день рождения.

-Вы знаете свой день рождения?

 (Дети называют )

- В древности был обычай навещать дом, в котором появился младенец, а в числе даров приносить бабкину кашу и бабкины пироги. Этот обычай сохранился до наших дней, только подарки другие.

Дети называют подарки, которые получают в день рождения.

А вот в армянских поселениях на Кубани в предновогоднюю ночь ряженые забирались на плоские крыши домов и опускали в дымоход на верёвке специальный мешок, а хозяева складывали в него подарки.

Когда конструкция домов изменилась, изменился и обычай: ряженые в масках или с лицами, вымазанными сажей, стали подбрасывать свои мешки на крыльцо дома.

- Познакомимся ещё с одним праздником. Пасха – праздник Святого Христова Воскресения – центральное событие в духовной жизни Христианства, отмечаемое с огромным благовением, торжеством и радостью (звуки записи Тропаря Пасхи « Христос Воскрес»).

Празднованию Пасхи предшествует долгий, многодневный Великий пост. У православных казаков существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели- последней недели перед Пасхой. Так, Великий Четверг в народных традициях называют «чистым». В этот день каждый православный человек старается очиститься и телесно, и духовно: обливается в бане до восхода солнца. В этот же день красили яйца, подготавливались к праздничному столу. Расписыванию яиц посвящали много времени, за этим занятием семья проводила весь вечер Великого Четверга.

(Демонстрируются рисунки и фотографии расписных яиц ).

В Страстную пятницу пекли куличи, а ночью с Великой Субботы на Воскресенье- освещали. А ещё в этот праздник люди стремились сделать добрые дела, т.к. считалось, что они помогают снять с души грех.

      Вопросы детям:

- А кто из вас помогал родителям расписывать к Пасхе яйца? Как ?

- Кто принимал участие в изготовлении куличей? Что именно делали?

- А кто ходил со старшими освящать всё это в церковь?

Светлый праздник Пасха- день всеобщего равенства, любви, милосердия.

Люди приветствовали друг друга словами: «Христос Воскресе!», в ответ звучало: «Воистину Воскресе!», трижды целовались, одаривая друг друга красивыми пасхальными яйцами.

Молодые женщины и девушки наряжались в белые платья, мужчины надевали строгие чёрные костюмы. Господствовало всеобщее веселье, ликование, радостное настроение. Звонили колокола. Всю светлую неделю длился праздник. Пасха считалась семейным праздником, праздновали её в кругу семьи.

- А греки в апреле отмечали праздник Сирандонас и обязательно готовили хортарике ( «травяную еду») – блюдо из сорока трав. Известна также их традиция встречать весну 1 мая. Дети отправлялись в поле, где жарили яичницу, катались по траве, мальчики играли в чехарду, а девочки – в прятки.

Вот приходила весна с её заботами, трудом на полях, огородах. И веселиться некогда: засучи рукава и до осени работай в поте лица! Но вот и другой праздник на подходе, осенний: Покрова Пресвятой Богородицы.

(Показ репродукции иконы «Покров Пресвятой Богородицы»)

В быту простой народ увязывает этот день со свежим покровом земли, окончанием сельских работ, сбором последних плодов. Для селянина страда миновала. И, как водится, наступало время отдыха. Покров – конец летним хороводам, начало зимним посиделкам. Покров – время свадеб. Невесты надевали свадебный наряд – белоснежный покров. Если в день свадьбы на Покров выпадает снег – счастье молодым. Свадьба – одно из самых значительных событий в каждой семье и в жизни каждого взрослого человека, вступающего в брак. По окончании брачной церемонии гости приглашаются к празднично накрытому столу. По старинному обычаю и закону гостеприимства любой человек, вошедший в дом, должен быть угощён.

- У Адыгов традиционные праздники связаны тоже с началом или окончанием полевых работ, свадьбой, рождением ребёнка. Праздники называли игрищами. Их устраивали в большом дворе, а если двор казался тесным – на площади или в поле. Сюда приглашали весь аул, а часто – и гостей из других аулов. Песни, танцы, угощение, «сражения» всадников, выборы «королевы красоты», заключительный танец в огромном кругу – без этого не обходился ни один праздник.

Физкультминутка.

Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение адыгейского поэта И. Машбаша «У адыгов обычай такой». Подумайте какие обычаи, подобные адыгейским, есть у других народов?

Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый  адыг,

Ты не вздумай его перебить,

Придержи свою гордость и прыть.

Уважай  его возраст седой-

У адыгов обычай такой.

Если гость подойдёт ко двери-

Своё сердце ему отвори,

И полдома на время отдай,

И его угощай,

И ключевой водой

У адыгов обычай такой.

Если строишь ты новый свой дом,

Весь аул помогает трудом.

Ты один не поднимешь бревно,

А для всех как пушинка оно.

Встанет радостным дом над рекой-

У адыгов обычай такой.

Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин,

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади

В честь того, кто нарушил покой-

У адыгов обычай такой.

(Ответы детей на вопрос)

Прочитав это стихотворение можно сделать интересное наблюдение: при всём многообразии традиций разных народов в них есть нечто общее.

  1. Закрепление материала.

-Вот мы и «побывали в прошлом»- познакомились с некоторыми традициями и праздниками народов Кубани.

- Какие праздники выполняются в вашей семье?

- Что запомнили о Рождестве Христове?

-Как приветствуют друг друга люди в праздник Пасхи?

- Когда на Руси начинали играть свадьбы?

5. Итог урока.

Молодцы, внимательно слушали и запомнили. Думаю, вы будете помнить семейные традиции и праздники и передадите эти знания своим детям и внукам.

Творческое задание.

Нарисовать более всего запомнившийся праздники или традиции.

 

   

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы кружка"Традиции и обычаи народов России"

В рамках внедрения ФГОС II поколения мною разработана и реализуется на базе нашей школы программа внеурочной деятельности кружка "Традиции и обычаи народов России". Презентация отражает деятельность э...

Конспект урока по теме "Семейные заботы и традиции" 2 класс ОС "Гармония"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Семейные заботы и традиции" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...

«Материнство в художественной литературе, на полотнах художников, в традициях и обычаях народов Кавказа».

Цель:  Формирование и развитие  художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству.Задачи:    1.  Прочитать ...

Рабочая программа внеурочной занятости «Праздники, традиции и обычаи народов России» в 1-4 классе.

Рабочая программа внеурочной занятости  «Праздники, традиции и обычаи  народов России» в 1-4 классе,  составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образов...

Конспект урока по ОРКСЭ "Семейные традиции", 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование  нравственной  культуры  детей; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Планируемые результаты:Предметные:- знать ...

Конспект урока по ОРКСЭ (4 класс). Тема: «Обычаи и обряды русского народа». УМК «Начальная инновационная школа»

Цели деятельности учителя: формирование представления об обычаях и обрядах русского народа, об их характеристике, об основных понятиях.Планируемые результаты:Предметные: знать основные понятия: обычай...

Программа внеурочной деятельности "Традиции и обычаи народов России"

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования....