Рабочие программы начальная школа 4 класс ФГОС
рабочая программа (4 класс) на тему

Глаголева Юлия Владимировна

В данной папке собраны рабочие программы по всем предметам 4 класса с учётом требований ФГОС. Они будут полезны для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочие программы475.9 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Никольская СОШ»

«Согласовано с

заместителем  директора по

УВР»: _________  Лаптева О.А.

«30». 08. 2014г.

                   

«Принято

педагогическим  советом школы»

Протокол № 11 от «30».08. 2014г.

«Утверждаю»

Директор школы:

__________  Бабкина О.В.

Приказ № 76  от 01.09.2014

Рабочая программа по музыке

для 4 класса (общеобразовательное обучение)

на 2014-2015 учебный год

составлена на основе:

1.Сборника рабочих программ "Школа России" 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011

2. Примерных программ начального общего образования. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2010

3. Музыка. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т. С. - М : Просвещение, 2014.

4. Авторской программы по музыке -  «Музыка. 1-4 классы», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010.

Составил: учитель начальных

классов  ВКК Глаголева Ю.В.

 

с. Никольское

2014 г.

Пояснительная записка

Количество недельных часов – 1                               Количество часов в год - 34

Уровень рабочей программы - базовый

Классификация рабочей программы – типовая

     Цели:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное,       активное восприятие музыки;
  • воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

          Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию, а так же, формирование универсальных учебных действий, осуществляется через систему ключевых задач, позволяющих реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику:

1.Личностное развитие обучающихся:

-реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;

-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

2.Познавательное и социальное развитие обучающихся:

-формирование целостной художественной картины мира;

-воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

-активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

3.Коммуникативное развитие обучающихся:

-формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

           Данная  программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом  программы по музыке -  «Музыка. 1-4 классы», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
  2. Методические рекомендации департамента образования, науки и молодёжной политики от 24.08.2012 г. № 01 – 03/06321 по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
  3. Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30.08.2013г. О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012г. №760
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014г. "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год"
  5. Учебный план образовательного учреждения МКОУ «Никольская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год.
  6. Образовательная программа образовательного учреждения МКОУ «Никольская СОШ»
  7.  Программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва

«Просвещение» 2010г.,

  Обоснованием выбора данной авторской программы является то, что она входит в УМК «Школа России», по которому работают начальные классы муниципального образования.  Кроме того, она наиболее соответствует  уровню подготовленности и развития учащихся данного муниципального образования.

Комплект «Школа России» представляет собой модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеющую полное программно – методическое обеспечение. Комплект реализует федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области и учебные предметы.

     

Место курса в учебном плане.

В федеральном базисном учебном плане на изучение  предмета «Музыка» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 135 ч.(1 класс-33 ч., 2-4 класс – 34 ч.) В соответствии с Учебным планом МКОУ  "Никольская СОШ"  на изучение  музыки выделен 1 час в неделю, 34 часа в год.

Общая характеристика учебного предмета

      Содержание программы, музыкальный материал составлены в соответствии с основными положениями художественно - педагогической  концепции  Д. Б. Кабалевского  и базируются на художественно – эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов.

     Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный  человека на основе проникновения в интонационно- временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.

Исходя из этого, методическими принципами данной программы являются:

- духовность;

- образность;

- интерес и увлечённость;

- связь с жизнью;

- наблюдение за музыкой, а не изучение её;

- целостность мира, искусства, мышления, произведения;

- триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя;

-  креативность;

 - «тождество и контраст», эмоциональное насыщение»;

-  вариативность и свобода выбора;

- интонационность;

-  опора на отечественную музыкальную культуру;

-  «синтез искусств».

        Урок музыки в данной рабочей программе трактуется как урок искусства, в художественно - педагогической идеи которого раскрываются наиболее значимые для формирования  личностных качеств ребёнка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах, что позволяет учителю и ребёнку осмыслить музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального образования младших школьников:

-  художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- интонационно-стилевого постижения музыки;

- эмоциональной драматургии;

 - концентричности организации музыкального материала;

 - забегания вперёд и возвращения к пройденному (перспективы  и ретроспективы в обучении;

- создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

- игры;

- художественного контекста (выход за пределы музыки).

       Отличительная особенность программы и всего УМК в целом - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения, способствует  развитию живой и выразительной речи детей.

       Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определения жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений.

       Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов деятельности: восприятия музыки и размышления о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизации (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), «разыгрывания» и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в рабочей тетради.

     Таким образом, в разделах даются основные понятия, музыкальные термины, которыми учащиеся по мере накопления музыкально-слухового опыта начинают постепенно овладевать и использовать их в своей музыкальной деятельности.

Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания поставлен, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно.

  Реализация задач осуществляется через разнообразные виды музыкальной деятельности:

- хоровое и ансамблевое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- пластическое интонирование;

- импровизация;

-  инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

 Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, составлении программы итогового концерта.

         

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

1.Личностное развитие обучающихся:

-реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;

-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

2.Познавательное и социальное развитие обучающихся:

-формирование целостной художественной картины мира;

-воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

-активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

3.Коммуникативное развитие обучающихся:

-формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

                                                 

  Результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
  • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
  • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного(индивидуального) музицирования;
  • продуктивное сотрудничество (общение,  взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
  • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
  • умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

  • развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
  • общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
  • представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
  • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.,

Формы обучения и контроля:

Традиционные уроки, разнообразные нестандартные формы уроков.

Виды и формы контроля:

Виды: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: фронтальный, индивидуальный.

УМК для учащихся:

1. Музыка. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т. С. - М : Просвещение, 2014.

2.Фонохрестоматия. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т. С. Музыка. 4 класс. М : Просвещение, 2006

3.Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой. Литературное чтение. 4 класс.

Содержание тем учебного курса

Раздел 1. «Россия — Родина моя». (4)

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. «День, полный событий» (5)

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (6)

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4)

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5. «В музыкальном театре» (6)

Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Раздел 6. «В концертном зале»(4)

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5)

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Содержание музыкального материала:

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия

1-й части. С. Рахманинов. «Вокализ». С. Рахманинов.

«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня. «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской. Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова,

«У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый

мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.

«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

«В деревне». М. Мусоргский.

«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.

«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.

«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М.Мусоргский.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Земле Русская», стихира. «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.

«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки».

М. Мусоргский.

Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.

«Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов.

«Не шум шумит», русская народная песня.

«Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Народные песни: «Он ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;

«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская;

«Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская;

«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;

«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.

«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

«Светит месяц», русская народная песня-пляска.

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни.

«Музыкант-чародей», белорусская сказка.

«Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М.Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенъка») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.

«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.    

Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.

«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

«Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.

«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.

«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.

«Полонез»(пя мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.

«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.

Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Арагонская хота».М. Глинка.

«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов.

Прелюдии № 7и № 20. Ф. Шопен.

Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен.

Соната Ns 8 («Патетическая»). Л.Бетховен.

«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.

Народные песни: «Исходила младешенъка», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.

«Пожелания друзьями, «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.

«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.

«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.

«Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков,

«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Учебно-тематическое планирование

Разделы и темы

Кол-во час

 1

Россия – Родина  моя.

4

2

День полный событий

5

3

В музыкальном театре

6

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

4

5

В концертном зале

6

6

О России пень, что стремиться в храм

4

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

5

                                            Итого

34

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема  урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

«Россия-Родина моя»

 1.

Россия – Родина  моя.

Мелодия.

Уметь  составить  сравнительную  характеристику  музыки Чайковского  и  Рахманинова,  подобрать  стихи  о  родном  

крае,  созвучные  музыке  этих  композиторов.  Выделить мелодию,  как  главное  выразительное  средство  музыки.

03.09

2.

Как сложили песню.

Знать  особенности  русской  народной  песни,  уметь  определять  жанры,  выразительно  исполнять  народные  мелодии.  В  музыке  Рахманинова  определять  мелодическое начало.

10.09

3.

«Ты  откуда,  русская,  зародилась  музыка».

Уметь  исполнять  главные  темы   хора  «Вставайте,  люди русские», услышать интонацию  плача,  мольбы,  определять

характер  патриотической  музыки.  Сравнить  хор  «Славься» Глинки   и   «Въезд  Александра  Невского  во  Псков».

17.09

4.

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!»

Знакомство  со  святыми  земли  Русской,  назвать  имена  святых /Александр  Невский,  Сергий  Радонежский,  Княгиня Ольга,  Великий  князь  Владимир/,  знакомство  с  песней-гимном    стихирой,  слышать  торжественный,  праздничный характер.  Сравнить  музыку  Бородина,  Мусоргского  с  картиной  Васнецова.

24.09

«День полный событий»

5.

« Приют

спокойствия,  трудов  и  вдохновенья».

А.С. Пушкин  и  музыка.

Чайковский  «Зимнее  утро»  из  «Детского  альбома». Описать  чувства  ребенка.  Сравнить  с  настроением  стихотворения  Пушкина.  Уметь  выразительно  читать  стихи. Сравнить  хор  Шебалина  «Зимняя  дорога»  с  одноименным стихотворением  Пушкина.

01.10

6.

Зимнее  утро.  

Зимний вечер. Чайковский  «У камелька»

Сравнивать  музыку  Чайковского  и  стихи,  слышать  мечтательный,  задумчивый  характер.  Знать сказки  Пушкина, вспомнить  героев сказки о царе  Салтане,  услышать,  как  в  музыке  передается  сказочность. Назвать  знакомые  музыкальные  инструменты, создающие образы  белки, богатырей, царевны.  Знать  понятие  тембра и  регистра.

08.10

7.

«Что  за  прелесть  эти  сказки».  Прокофьев  «Сказочка».  Римский-Корсаков  «Сказка  о  царе  Салтане». «Три  чуда».  

Повторить  жанры  народной  музыки:  хороводные,  плясовые.  В  музыке    Мусоргского из   «Бориса  Годунова» услышать  отголоски  колокольных   звонов,  определить  характер  музыки.

15.10

8.

Ярмарочное  гулянье.  Святогорский монастырь.

Слушая  романсы,  определять  характер  музыки  и  слов. Знать  отличительные особенности   жанра  романса.

22.10

9.

Романсы  на  стихи  Пушкина.   «Приют,

сияньем  муз одетый».

Уметь  определять  на  слух  музыкальные  произведения.

29.10

«В музыкальном театре»

10-11

Глинка  «Иван  Сусанин».

«Праздников  праздник,  торжество  торжеств».

Услышать  интонации  народной польской  и русской  музыки. Определить  содержание  арии  Сусанина,  характер  музыки.

12.11

19.11

12

 Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Слышать  интонационное  своеобразие    музыки  других  народов.  Сравнивать    музыку  Мусоргского  «Пляска  персидок »  и  Глинки  «Персидский  хор»,  отличия  от  русской  музыки.

26.11

13

Русский  Восток.

Восточные  мотивы. Музыка  Хачатуряна

Услышать  своеобразный  колорит,  орнамент  восточной  музыки,  сравнить  с  картиной  Сарьяна  «Армения».  В  « Колыбельной  Гаяне»  обобщить  особенности  как  армянской,  так и  русской   музыки.  Определить  характер  танца  с  саблями.

03.12

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

14.

Композитор – имя  ему  народ. Музыкальные инструменты России.

Дальнейшее  знакомство  с музыкальными  инструментами России.  Исполнять  народные  песни  с движением.

10.12

15.

Оркестр русских народных инструментов.

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

17.12

16.

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.

Уметь   высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться  на музыкальное произведение.

24.12

                                                  «В концертном зале»

17.

Музыкальные  инструменты.  

Вариации  на  тему  рококо.  Чайковский

«Вариации».

Знать  особенности  стиля  рококо  в  искусстве,  определение музыкальной  формы  «вариации»,  сравнить  тему  вариаций  и  мелодию  хора  «Уж   как  по  мосту,  мосточку».  Выявить

интонационное  сходство.

14.01

18.

Мусоргский  «Картинки  с  выставки»

«Старый  замок».

Закрепить  музыкальные жанры:  песня,  романс,  вокализ. Определить  образное  содержание,  характер  и  настроение музыки.

21.01

19.

«Счастье  в  сирени  живет». Рахманинов

романс  «Сирень».

Найти  общие  черты  в  музыке  Рахманинова  и  Шопена, знать  особенности  полонеза,  вальса,  мазурки.  Определять  на слух  трехчастную  форму  музыки.

28.01

20

«Не  молкнет  сердце  чуткое Шопена...».

Танцы  Шопена.  

Определить  душевное  состояние,  которое  передает  музыка, эмоциональный  строй,  современна  ли  музыка   сонаты. Сравнить музыку  Бетховена  со стихотворением  Заболоцкого.

04.02

21

Патетическая  соната  Бетховена.

Годы странствий. Глинка романс  «Венецианская ночь»,  «Арагонская  хота»,  Чайковский  «Баркарола».

Увидеть  интернациональность  музыкального  языка.  Закрепить  средства  выразительности,  свойственные  баркароле.  Сравнить  с  ноктюрном  Бородина  /любование природой/.  Составить  сравнительную  характеристику  музыки   Глинки  и  Чайковского.

11.02

22

«Царит  гармония  оркестра».

Концертные залы Челябинска

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении.

18.02

«В музыкальном театре»

23.

Театр  музыкальной  комедии.  Мюзикл.

Знать названия изученных жанров  музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

25.02

24.

Балет «Петрушка»

Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

04.03

«О России пень, что стремиться в храм»

25.

Святые  земли Русской.

Илья  Муромец.  Бородин  «Богатырская  симфония».  Мусоргский

«Богатырские  ворота».

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

11.03

26.

Кирилл и Мефодий. нрк. Праздники народов Урала.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

18.03

27.

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.

01.04

28.

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов  и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

08.04

«Гори гори ясно, чтобы не погасло»

29.

Народные праздники. Троица.

Знать и понимать народные  музыкальные традиции родного края.Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

15.04

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

30.

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

22.04

31.

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;  называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

29.04

32

В каждой интонации спрятан человек.

Знать и понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

06.05

33

Музыкальный сказочник.

Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

13.05

34

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.

20.05

Итого:

34

Требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел «Музыка в жизни человека»

В процессе обучения учащиеся научатся:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах

музыкально-творческой деятельности;

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять

различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

• воплощать художественнообразное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах).

В процессе обучения учащиеся получат возможность научиться:

• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Раздел «Основные закономерности музыкального искусства»

В процессе обучения учащиеся научатся:

• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

В процессе обучения учащиеся получат возможность научиться:

• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическом движении и импровизации);

• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении  заинтересовавших его музыкальных образов.

Раздел «Музыкальная картина мира»

В процессе обучения учащиеся научатся:

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

• оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

В процессе обучения учащиеся получат возможность научиться:

• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

• оказывать помощь в организации и проведении  школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Учебно-методическое обеспечение

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения  М.: Просвещение, 2010
  2. Сборник рабочих  программ  УМК «Школа России» 1-4 классы. М: Просвещение, 2011.
  3. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина. «Музыка». Учебник для учащихся 4 класса    начальной школы – М.: Просвещение, 2014.
  4. Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой. Литературное чтение. 4 класс.
  5. Авторская программа по музыке -  «Музыка. 1-4 классы», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010.

Материально – техническое и информационно-техническое обеспечение

    1. Компьютер.

    2.Мультимедийный проектор.

    3.Телевизор.

    4.Видеомагнитофон/ видеоплейер.

    5.Принтер.

    6.Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"

Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2  НОО, УМК «Школа России»...

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...

Рабочая программа начальной школы по ФГОС

Рабочая программа начальной школы по ФГОС...

Рабочая программа "Начальная школа XXI века", 3 класс, по ФГОС.

Рабочая программа "Начальная школа XXI века", 3 класс, по ФГОС....

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ для 1 класса ФГОС по программе "Школа России".

Данная папка содержит  рабочие программы по основным предметам для 1 класса по программе "Школа России": поянительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое план...

рабочая программа начальной школы по ФГОС

Рабочая программа составлена для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях введения ФГОС...