Информатизация новое качество или напрасные хлопоты
материал на тему

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.  Первоклассник, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад22.51 КБ

Предварительный просмотр:

 «Доска и мел – наши главные инструменты,

но  хочется большего…..»

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.  Первоклассник, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, которую я ставлю перед собой . Для её реализации необходимо  развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Я считаю, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах;

проблемное обучение.

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической  деятельности огромные объёмы информации.

Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. Р ебенок  быстро утомляется однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы.

Проводя уроки с младшими школьниками я включаю элементы игры на каждом уроке .

Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.

 В своём классе я использую как дидактические так и обучающие  игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.

Игра– одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Так при изучении таблицы умножения на уроках математики, мы проводим такие игры, как « Умный мячик» Я бросаю мяч ученику и называю пример, ответит верно, передаёт другому, если ответ неверный, выбывает из игры. Или  « математический футбол» Класс делится на 2 команды, не правильно сказанный ответ , считается голом  в ворота.

На уроках русского языка использую такие игры как «Корректор» или «Соколиный глаз», пишу текст с ошибками, дети находят и исправляют. Или « Найди лишнее слово», дети находят лишнее слово и объясняют почему оно лишнее, называют правило. Игр очень много использую, дети быстрее включаются в игру и не оставляет равнодушными даже слабых учеников.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись,  дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Я использую их в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики, русского языка.

В моём классе  дети разного уровня развития, есть дети сильные, но есть и очень слабенькие, на которых ещё больше уходит внимание. Для этого я использую дифференцированный подход, более сильным ученикам, я даю самостоятельные работы как по карточкам, так и по учебникам

Я стараюсь и слабому помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого я создаю ситуации успеха. В связи с этим подбираю  такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям .В этом случае я, поощряю, подбадриваю  ученика, чтобы вызвать  у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке . , сравниваю их не с результатами других учеников, а  с  его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах

Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

Как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал? С этими проблемами постоянно сталкиваюсь  при подготовке и проведении урока.

Современный  урок  невозможно провести без привлечения средств наглядности.   На помощь пришли компьютерные технологии.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Для реализации использования информационно – коммуникационных технологий на уроках мною ставятся такие задача и цели:

Задача: подготовка детей к овладению современными компьютерными технологиями и актуализация полученной с их помощью информации для дальнейшего самообразования.

 Цели:

активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета, электронные учебники);

повысить объем выполняемой работы на уроке;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:

создание презентаций к уроку;

работа с ресурсами Интернета;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни.

Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств  в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Включая в урок новые средства обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под  моим руководством  на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, изучают состав числа.   Для наилучшего представления условия задачи и способа её решения можно использовать схему,  решают задачи на движение.

Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет  за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

На уроках математики можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИТ. Интерес к урокам математик вырос.

Для развития интереса к  урокам русского языка  учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме.  Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы по различным признакам.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. При изучении  устных народных сказок, сказок А.С Пушкина мы не только прослушали аудизаписи в исполнении артистов, но и просмотрели мультфильмы, посмотрели иллюстрации, картины художников  к сказкам

Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах  маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.  Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки - викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания.

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.

В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью слайдов у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.

Большинство учителей начальной школы сталкиваются с проблемой проведения уроков труда по технике "Оригами”. Детям порой сложно наглядно продемонстрировать этапы работы, указав линию сгиба, линию отрыва, промежуточное сечение.

Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат.  Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы.  А  при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Единственный минус в проведении уроков  с Икт в начальных классах в нашей школе, это один единственный ноутбук и   один проектор на 8 классов. И мы не всегда можем использовать его, практически всегда он занят.

        МОУ « Торбеевская средняя общеобразовательная школа№1»

                                                                                           Выступление

 на тему:« Повышение качество образования в условиях современной школы»

                 

                                                                               Подготовила:  Исаева Е.И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое качество образования

Доклад на тему "Новое качество образования", с презентацией...

Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования.

Основные цели:·         Осознание основных критериев современного урока·         Повышение интереса педагогов к современ...

Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Основной задачей развития школьного образования в настоящее время заключается - обновление его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.В настоящее врем...

Компетентность человека – новое качество результата образования

Компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем вы...

НОВОЕ КАЧЕСТВО УРОКА. РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ.

НОВОЕ КАЧЕСТВО УРОКА... КАКИМ ЕМУ БЫТЬ? КАК ПОСТРОИТЬ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ФГОС? ЭТИ ВОПРОСЫ ЯВЛЯЮТСЯ АКТУАЛЬНЫМИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФГОС ОНН....