Главные вкладки

    Учебно-дидактический комплекс для начальной школы
    методическая разработка на тему

    Алешина Юлия Михайловна

    Учебно-дидактический комплекс для начальной школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon udk.doc348 КБ

    Предварительный просмотр:

                                         Разминка

    На этом этапе преобладают репродуктивные задачи. Доля репродукции снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения « обманных» заданий, чередование вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.

    Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализации полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона

    .

    Как можно быстрее ответьте на вопросы.

    •        Сколько

    • дней в неделе, из них выходных?
    • пальцев на ноге?
    • задних и передних лап у утки?
    • времен года, зимних месяцев?
    • месяцев в году, кроме летних?
    • гномов у Белоснежки?
    • глаз и бровей у человека?
    • букв в названии нашей страны?
    • букв в названии птицы белобоки?
    • углов у стола; а если один отпилили, то
      сколько осталось?

    •        Чему равна одна десятая часть от числа разбойников из сказки про Али-Бабу?

    • На улице гуляли Петя, Ира, Юра, Миша, Таня.  Сколько было мальчиков? Пришел Володя. Сколько стало детей?
    • Катались два сына на трехколесных велосипедах, а их отец — на двухколесном. Сколько всего было колес?
    • Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
    • Каким по счету является «Ь» в названии последнего месяца осени?
    • Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года?
    • Какое число считается у нас несчастливым ?

    • сколько
    • пальцев на двух руках и ногах одного человека?
    • лет было двадцатилетнему человеку четыре года назад?
    • ножек достаточно стулу, чтобы он не качался
    • букв в названии самого длинношеего животного?

    -  недель в месяце?

    -        месяцев в году?

    - месяцев между февралем и сентябрем?

    - нужно взять букв «Г», чтобы получить куча сена?

    - единиц в дюжине?

    - букв в слове СОЛНЦЕ?

    • козлят попытался съесть злой волк?
    • ножек у двух стульев?
    • рогов у трех коров?
    • подков понадобилось кузнецу, подковавшем тройку лошадей?
    • слов в официальном названии страны со столицей Вашингтон?
    • линий надо провести, чтобы разделить квадрат на четыре равные части?
    • ног, хвостов и рогов вместе у одной коровы?

    • Часы показывают без пятнадцати минут двенадцать. Меняем часовую и минутную стрелки местами — который час?
    • Какое число было восемь дней назад?
    • Продолжение романа А. Дюма «Три мушкетера» — «... лет спустя».
    • Роман Ильфа и Петрова «... стульев».
    • Роман Ю. Семенова «... мгновений весны».
    • Наименьшее двузначное число.
    • Какое число будет в следующую субботу?
    • Третья цифра года начала Второй мировой войны
    • Какое число является последним днем года?
    •  Какая по счету в русском алфавите букв «Ё»?
    •   Порядковый номер января в своем сезоне.
    • Если собачью ногу считать хвостом, то сколько ног у собаки?
    • Какая нога собаке ни к чему?
    • Какая по счету буква «Р» во втором месяце  весны?        |
    • Название этого месяца заканчивается на «Т». Какой он по счету в году?
    • Какие римские цифры состоят из двух палочек?
    • Какова сумма двух первых цифр в году рождения А. С. Пушкина?

    Как можно быстрее ответьте на вопрос: как это называется?

    • Анатомический признак любопытства.
    • Город, «приютивший» Биг Бена.
    • Учреждение,  профессионально использовавшее голубей.
    • Вес товара вместе с упаковкой.
    • Площадка для игры в теннис.
    • Кушанье в виде пасты из мяса или гусиной печенки.
    • Вязкий осадок на дне водоема.
    •  Место в пустыне, где есть вода

    *Приспособление для увеличения скорости плавания.

    * Школьный стол.

    *Ячейки для хранения меда у пчел.

    *Устройство для прыжков с самолета.

    *Секретное условное слово.

    *Антоним слова «победа».

    *Золотое колесо в синем небе.

    *Болотная трава, которой легко порезаться.

    *Состояние, в которое нельзя вернуться, но впасть можно.

    *Обладатель языка без костей.

    *Живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.

    • Непременная спутница иголки.
    • Длина без ширины.
    • Юность дня.
    • Сельскохозяйственная культура,  которая отравляет человеку легкие.
    • Обувь, которую воспевала известная русская певица Лидия Русланова.
    • Пространство над землей, в котором много звезд.
    • Вид транспорта, пассажирам которого можно пожелать счастливого полета и одновременно счастливого плавания.
    • Что получится,  если дуть на мыльную пену?
    • Место, где Чуковский не рекомендует гулять детям.
    • Лепестки какого цветка обрывают любители погадать?
    • Растянешь — сожмется, сожмешь — разожмется.
    • Что выпускает из себя чайник, когда кипит?
    • Часть письменного стола, которую можно выдвинуть.
    • Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит?
    • Судя по его названию, этот придворный танец родом из Польши.
    • Ее надел вместо шапки человек рассеянный с улицы Бассейной.
    • Места захоронения египетских фараонов.
    • Постельная принадлежность, которую каждый тянет на себя.
    • Военно-полевой суд.
    • Чем отличается от окружающих человек, только что приехавший с курорта?
    • В нее вживается артист.
    • «Не шей ты мне, матушка, красный ...»

    Отгадайте загадки.

    1.Стан два братца в речке купаться, вынур -
    нут вместе, вместе нырнут — лодке на месте
    стоять не дадут.        

    2.Две курносые подружки не отстали друг от дружки, обе по снегу  бегут, обе песенки поют, обе ленты на снегу оставляют на бегу!           3.Днем спит на ней подушка, а по ночам — Андрюшка.

    4.Отгадай, что за вещица: острый клювик —
    а не птица, этим клювиком она сеет-сеет се
    мена не на поле, не на грядке — на листах
    твоей тетрадки.        •

    5.Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома — длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый, он летает на охоту за лягушками к болоту.

    6. На овчарку он похож, что ни зуб — то острый нож, он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть.

    7.Древесину ест едок, сто зубов в один рядок.

    8.Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой — скинет с плеч ее долой.

    9.Золотист он и усат, в ста карманах — сто ребят.

    10.Меня в Лесу оставили, весь век торчать заставили, в ушанке заячьей зимой, а летом — с бритой головой.

    11.Модница крылатая, платье полосатое, ростом хоть и кроха, укусит — будет плохо.

    12.Он никогда и никого не обижал на свете, что же плачут от него и взрослые, и дети?

    13.Долгорукий старичок в уголке сплел гамачок. Приглашает: «Мошки! Отдохните, крошки!»

    14.В сумке не пакеты и не булки, я у мамы в сумке на прогулке.

    15.Из дерева вырезана, гладко вытесана, поет-заливается — как называется?

    Кто это? Что это ?

    • Сооружение, которое было самым высоким в мире на протяжении тысячелетий, вплоть до XVI века.
    • Континент, затонувший в океане так но,  что в его существование мало кто верит.
    • Неправильная пчела, по мнению Винни- Пуха.
    • Подземная железная дорога.
    • Главная песня государства.
    • Главное качество оловянного солдатика из сказки Андерсена.
    • Какую соль не кладут в суп?

      Какой ключ не бьет и не  отмыкает?

    • Из какой посуды не едят?
    • Что у русалки вместо ног?
    • Сколько раз в году встает солнце?
    • Из чего делают пыжиковые шапки?
    • В название каких месяцев только 4 буквы?
    • Какая цифра на циферблате механических часов противоположна 6? 4? 2?
    • Сколько минут длится 3 часа?
    • Кто ходит вниз головой, хотя на ногах?
    • Кто ходит босиком, хотя в сапогах?
    • Когда сутки короче — зимой или летом?
    • Почему при Петре I не любили шоколад?
    • Отчего плачут даже взрослые?
    • Куда надо пропустить первым батьку?
    • Кто является сестрой таланта?
    • Какой ресторан самый высокий в Москве?
    • Какие два местоимения мешают автомобилистам?
    • Какое слово можно написать тремя и четырьмя буквами?
    • Хлеб для встречи высоких гостей называется ...
    • Слезы Балтийского моря — это ...
    • Город ткачих — ...
    • Знак согласия — ...
    • Злейший враг железа — ...
    • Любимая птица плохого певца — ...
    • Единственная птица, способная летать задом наперед, — это...

    Вторая буква славянского алфавита — ...
    Родина машины марки «ауди» — ...
    Профессия Синдбада — ...
    Горный серебристо-белый цветок — ...      
    Весна красна цветами, а осень — ...        

    Как называется результат следующего действия: 3x3?

    Какой металл имеет жидкую форму при комнатной температуре?

    Какое по форме египетское чудо света?

    Сколько дней в месяце, в котором родился А. С. Пушкин?

    Как превратить смолу в молочный продукт?

    Что делает бондарь?

    Чем занимается филателист (нумизмат)?

    В каком веке крестили Русь?

    Какие гласные русского алфавита идут одна за другой?

    Какая река находится во рту у человека?

    Как можно быстрее ответьте на вопросы:

    *Родина канарейки

    *Слово из пяти « О»

    *Как в древности называлась Греция?

    *Что кричал попугай капитана Флинта?

    *Из какого полезного ископаемого вырабатывают краски, смолы, асфальт, бензин, керосин?

    *Если на улице 50 домов , то сколько раз повторяется в их нумерации цифра 4 ?

    *Если официант левша, то в какой руке он будет держать поднос со стаканом сока?

    *Какой знак надо поставить между числами 4 и 5, чтобы результат получился больше четырёх?

    *Какие часы показывают точное время только два раза в сутки ?

    *Упаковка для писем.

    *Любимые овощи зайца.

    *Штаб главнокомандующего.

    *Любимый цветок Маленького Принца.

    *Скоростное письмо.

    *Ремень для ношения оружия.

    *Домашнее название растения алоэ.

    *Наполнитель медицинских термометров.

    *Путешествие по круговому маршруту.

    *Вид спереди.

    *Автор « Трёх толстяков».

    *Музыкальное произведение для одного исполнителя.

    *Ручное опахало.

    *Во что превратилась карета Золушки в полночь.

    *Кто хитёр на выдумки.

    *Один в поле не…

    *Маленький друг Карлсона.

    *Имена сестёр из « Королевства  кривых зеркал».

    *Богатырь из Мурома.

    *Огнедышащая гора.

    *Мышкин голос.

    *Этот плавучий мост сто человек перевезёт.

    *Орех пальмы.

    *Какая порода собаки переводится с английского просто как собака?

    *Кем приходилась Герда Каю?

    *Какое отчество было у Буратино?

    *Когда мальчика называют женским именем?

    *Какое имя получится, если написать 30 «Я»?

    *Какое слово должен был выложить из льдинок Кай?

    *Какао город в Египте назван в честь Саши?

    *Название какого города состоит из одного мужского имени и ста женских?

    *Время на ремешке.

    *Старость дня.

    *Свежезамороженный дождь.

    *Эта европейская столица славится своими вальсами и пирож-

    ными.

    *Вместе с Кокошей он ест калоши.

    *Гараж для самолёта.

    *Врач, предпочитающий оперативное вмешательство.

    *Куда уходит душа от страха?

    *Как звучит вопрос дательного падежа?

    *Какая вещь всё стерпит?

    *Как называют жителей третьей от Солнца планеты?

    *Какого цвета АЛКЕВС ?

    *Как звали Лермонтова ?

    *Как называются летние коньки ?

    *Большая круглая площадка в цирке.

    *Суп из свежей рыбы.

    *Напольный светильник.

    *Этот цветок всё время страдает от большой любви.

    *В нём рождается истина.

    *Он всегда с мячом в паре.

    *Тонкое собачье чутьё.

    *Наука о собаках.

    *Русский праздник блинов и проводов зимы.

    *Музыкальная буква.

    *Еда, которую маслом не испортишь.

    *Корнеплод, который нужно тянуть из грядки всем семейством.

    *Он бывает охотничий, столовый и перочинный.

    *Его выжимают не только из фруктов.

    *Её то и выловил Емеля из проруби.

    *Искусство составления букетов у японцев.

    *В чём познается настоящий друг?

    *Его измеряют и градусами,  и минутами.

    *Проём в стене, без которого шторы были бы не нужны.

    *Чем младенец глаголет истину.

    *Вежливое обращение к женщине в Чехии и Польше.

    *Она не требует доказательств.

    *Лесная ягода.

    *Буква после буки.

    *Смесь дыма, тумана и пыли в больших городах.

    *Тихое место ,где водятся черти.

    *Сезон, когда считают цыплят.

    *Спецодежда балерины.

    *Двигатель в ступе.

    *Родина хоккея с шайбой.

    *Музыкальный голос колокола.

    *Квартет ,трио, дуэт…

    *Во время этого процесса человек « глух и нем»

    *То же, что и волчок.

    *Вечнозелёное дерево, бывает ливанским или сибирским.

    *Место ,где начинается река.

    *Двоюродный брат.

    *Место впадения реки в море.

    Второй этап – развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей на основе репродуктивных и логически- поисковых задач.

    Развитие зрительной памяти

    Прочитайте три раза слова, данные ниже, попытайтесь запомнить их, закройте листом бумаги и письменно ответьте на вопросы.

    мама               дети       человек        брат

    доброта          тётя        мужчина      ребёнок        

    • Сколько букв в предпоследнем слове ?
    • Сколько слов состояло только из одного слога ?
    • Какое слово было употреблено и в единственном, и во множественном числе?
    • Какое слово третье от начала?
    • Сколько слов заканчивалось на согласную?
    • Сколько слов заканчивалось на букву «а»?
    • Какие слова — существительные женского рода — вы запомнили?
    • Встречалась ли в этих словах буква «ж»?
    • Запишите два слова с буквой «ё».

    Развитие зрительной памяти

     Быстро прочитайте слово, закройте его и произнесите с конца:

         БУЗ, ОНЕС, АЗОР, ОРЕП, АКЛОП, АЛОКШ, НОМИЛ.

    Развитие зрительной памяти

    Прочитайте один раз ряды слов и повторите вслух каждый из них.

    • Карандаш, ручка, пенал, книга, ластик.
    • Город, страна, село, дом, улица.
    • Июнь, лето, зима, январь, неделя.
    • Друг, мама, дядя, бабушка, брат, папа, приятель, тётя.
    • Луна, небо, дождь, утро, ночь, облако, гроза, коза.

    Развитие зрительной памяти

     Прочитайте текст  три раза, стараясь запомнить все детали. Затем закройте его листком бумаги и выполните задание, которое дано после него.

     « День, о котором идёт речь, был ничем не примечателен. Семеро ребят, живущих в одном подъезде, занимались каждый своим делом:

            Сергей весь день гонял голубей;

             Рита пошла в школу;

             Иван разнимал дерущихся собак;

             Настя пыталась доесть трёхлитровую банку варенья;

             Дима болел воспалением хитрости;

             Коля доказывал маме, что он отличник, а не двоечник;

             Валя играла на нервах старшего брата».

      Исправьте ошибки ( по одной в каждом утверждении) :

    1. Сергей с утра гонял голубей.
    2. Валя играла на пианино.
    3. Иван разнимал дерущихся кошек.
    4. Рита пошла в магазин.
    5. Коля доказывал папе, что он отличник.
    6. Настя болела гриппом.

    Развитие зрительной памяти

    Прочитайте три раза эти слова, попытайтесь их запомнить. Закройте написанное листом бумаги и письменно ответьте на вопросы.

    МОЛОКО РЫБА КАНАТ   ОКНО СТОЛ   ЛЕС   ВЕРА СТЕНА

    • Запишите второе слово с начала ряда.
    • Сколько в предложенных словах было существительных мужского рода?
    • Вторым с конца ряда было слово ВЕРА?
    • Выпишите слова, в которых одна и та же буква повторяется два раза.
    • Все восемь слов начинались с согласной буквы?

     Развитие зрительной памяти

    Прочитайте один раз внимательно текст  ответьте на вопрос (при ответе подглядывать в условие нельзя).

            !

            Мальчик    пошел    в    магазин    и    купил 100 граммов перца, 2 литра сока, 1,5 килограмм масла, 600 граммов конфет.      


    Сколько муки должен купить мальчик,
     чтобы общий вес продуктов равнялся пяти килограмм?

    Развитие слуховой памяти

         Внимательно прослушайте эти ряды слов. Запомните в порядке следования первые буквы каждого слова. Сложив их, вы получите имена мальчиков и девочек.

         

          ИГРА  РЫБА   АСТРА

          ГОРШОК   АНАНАС   ЛЕТО  ЯБЛОКО

          СТОЛ  ВЕТЕР  ЕНОТ  ТАЙГА  АБРИКОС

          ВОЛНА  АКУЛА   ЛИСА  ЕЛЬ  РЕКА  АНГЕЛ

          ЛАПА  ЮЛА  ДОМ  МОРЕ  ИВА   ЛИСТ  АСТРА

          АРБУЗ  ИГРА   МОРОЖЕНОЕ АНГЕЛ

       

            Проверка слуховой памяти

    Внимательно прослушайте один раз текст, а затем ответьте на вопросы: «Однажды в начале осени Мишу с мамой Еленой Сергеевной и папой Дмитрием Ивановичем пригласили в деревню на день рождения дедушки, которого звали Ваня. Семья отправилась в гости восьмичасовым поездом с Киевского вокзала. Ехать было не очень долго: нужная остановка — по счету седьмая от конца. Дедушка был очень рад встрече с внуком».

    • Как будут называть Мишу, когда он станет  взрослым?
    • На какой по счету остановке они вышли, если всего на этой ветке 12 остановок?
    • Чьим отцом был дедушка Ваня — папиным или маминым?
    • Сколько времени они добирались до деревни, если от станции до станции поезд идет 6 минут? В котором часу они вышли из поезда?

    • Какими словами начинался рассказ?

    Проверка и тренировка слуховой

     памяти

    Определите на слух общий звук (звуки) для всех слов каждого ряда.

    ПАРК

    ОБРОК

    КАРЕТА

    СИТО

    ГЕРОЙ

    ОБРОК

    ДОМ

    ЛИМАН

    РОТ

    ПИР

    ИГРА

    ДОЛГ

    БОР

    ЛАДЬЯ

    ЛАК        

    КРОТ

    МАРКА

    ИВА

    СТОГ

    ЗАБОР

    СРЕДА

    Проверка и тренировка слуховой

     памяти

    Прослушайте два раза этот текст:

    «Откройте журнал на восьмой странице и найдите второй абзац снизу. В этом абзаце в третьей строчке сверху найдите прилагательное из шести букв, в котором вместо удвоенной "н" написана одна буква"н"».

    А теперь, не подглядывая в текст, поставьте знак + или - рядом со следующими утверждениями.

    • Вам надо было открыть газету на восьмой странице.
    • Вам предложили найти второй абзац снизу.
    • Абзац состоял как минимум из трех строчек.
    • В найденном вами слове было пять букв.
    • Если бы слово было написано правильно, оно состояло бы из семи букв.
    • Назовите предполагаемое слово.

    Развитие ассоциативной памяти

    Воспринимая на слух слова, обозначающие цвет, попытайтесь схематично зарисовать предметы, которые у вас с каждым цветом  ассоциируются. После выполнения задания  вспомните по своим картинкам названия цветов.

    ГОЛУБОЙ,   ХАКИ,   ФИОЛЕТОВЫЙ,   БЕЛЫЙ, ИЗУМРУДНЫЙ,БАГРЯ-

    НЫЙ, ЧЕРНЫЙ, БИРЮЗОВЫЙ, МАЛИНОВЫЙ, БЕЖЕВЫЙ, КАРИЙ,

        КОРИЧНЕВЫЙ, ТЕЛЕСНЫЙ, РОЗОВЫЙ, СИРЕНЕВЫЙ, САЛАТОВЫЙ.

     Развитие ассоциативной памяти

    Запишите, с каким словом ( существительным) у вас ассоциируется каждое животное. В вашем распоряжении всего 5 минут !

    БЕЛКА -                                      КРОКОДИЛ –

    ТЮЛЕНЬ -                                   СОБАКА –

    ЛИСА -                                        КОШКА –

    ЖИРАФ -                                     БЕГЕМОТ –

    УЖ -                                              ЁЖ –

    КОРОВА -                                    БЫК –

    КАБАН -                                       ОСЁЛ –

    КИТ -                                             КОТ –

    СОЛОВЕЙ -                                 АКУЛА –

    КРАБ -                                           ПИНГВИН –

       А теперь закройте слова левой колонки листом бумаги. Читая свои слова - ассоциации,

    Развитие ассоциативной памяти

    Русский  язык  —  самый  богатый  язык в мире. Он дает возможность выразить одну и ту же мысль разными словами, подобрать точные и образные определения. Например, об осени можно сказать, что она — поздняя, багряная,  золотая,  ненастная,  неожиданная, долгожданная, «очей очарованье»...

    Предлагаю вам очень интересное задание, с помощью которого вы можете проверить, богат или не очень ваш словарный запас, и если не очень — то сможете его пополнить, тренируясь таким образом. Итак, прослушайте исходные слова и запишите подходящие к ним определения. Чем оригинальнее и образнее они будут, тем лучше. Имейте в виду, что ни одно определение не должны повторяться.

    МИНУТА-                  

    ПЛОЩАДЬ-

          ДРУГ —

    СОЛНЦЕ —

    ЛЕД—

    ЛИСТ —

         ДЕНЬ —

         НЕДЕЛЯ —

         РОДИТЕЛИ

         ГОРОД —

          ДАЧА —

          НЕБО —

          ИГРА —

          ТРАВА —

    Тренировка внимания и    быстроты реакции

    Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?

    • Поверчу волшебный круг, и меня услышит ДРУГ.
    • Этот сказочный герой любил кататься на печи.
    • Это маленькие кони, а зовут их просто ...
    • Во что превращается вода при отрицательной температуре?
    • Если слово надо исправить, что в нем допустили?
    • Любимое лакомство мышки.
    • Игра в мячик с ракетками.
    • Пчелиная стая называется ...
    • Страшная, зубастая морская хищница.
    • Пять ступенек — лесенка, на ступеньках — песенка.
    • Ад — дьявол, рай — ...
    • Сушеный виноград.
    • Так называют дырку и в зубе, и в дереве.
    • Какое числительное приказывает?
    • Что такое  салочки?

    Тренировка внимания и быстроты реакции

      Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 16 букв отгадок составятся 3 слова. Подберите к ним противоположные по смыслу слова.

    Ответьте быстро на вопросы: Кто это? Что это?        

    • Что образуется на железе от воды?        
    • Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. Время года, когда просыпается природа.
    • И стоят в глазах царя тридцать три богатыря, все красавцы молодые, великаны удалые, все равны, как на подбор, с ними дядь-
      ка...
    • Новогоднее дерево.
    • Поздняя осень — ... весна.
    • Его оторвали у Варвары на базаре.
    • Стеклянный домик на окне с прозрачною водой, с камнями и песком на дне и с рыбкой золотой.
    • Всегда во рту, а не проглотишь.
    • «... мой, зеркальце, скажи да всю правду до
      ложи».
    • Он живет в проводах.

    • Это самое упрямое животное — одно из действующих лиц сказки «Бременские музыканты».
    • Без нитки она почти ни на что не годится.

    « Если у человека ее нет, знайте — перед вами привидение.

    Развитие быстроты реакции

    Найдите (за 3 минуты в каждом блоке) ш три числа в ряду, сумма которых равна числу данному в кружочке.

    Блок 

    А 

    17 

    20 

    1 

    16 

    15 

    14 

    3 

    3 

    4 

    6 

    5 

    1 

    2 

    7 

    9 

    7 

    15 

    4 

    1 

    10 

    16 

    2 

    5 

    15 

    8 

    4 

    7 

    3 

    8 

    4 

    1 

    3 

    7 

    6 

    5 

    2 

    4 

    10 

    5 

    8 

    7 

    15 12 

    Блок 

    Б 

    13 

    8 

    20 

    5 

    15 

    7 

    18 

    6 

    20 

    10 

    7 

    8 

    5 

    10 

    24 

    5 

    16 

    8 

    12 

    9 

    3 

    11 

    7 

    1 

    12 

    5  4 

    3 

    1 

    9 

    15 

    20 

    7 

    16 

    6 

    3 

    5 

    7 

    12 

    2 

    1 

    Проверка быстроты реакции

    Напишите за одну минуту 20 слов, оканчивающихся на -ЛЬ. Количество букв в словах не ограничено. Как выполнить эту работу более рационально ?

    Тренировка внимания и быстроты реакции

    16 + 4 = 22 13-4 = 9 13-2 = 9 12-4 = 16

    2 + 6 = 9

    1 + 11 = 13

    15-8=7 16 + 8 = 23 6 + 9 = 28 15 + 9 = 25

    19 + 5 = 24 14-9 = 5

    Попробуйте за две минуты отыскать все ошибки в примерах. Если вы не сумеете уложиться в этот срок, не переживайте — будем и дальше тренироваться и обязательно добьемся успехов.

      3 + 12 = 15

    13 + 3 = 10

    16-9 = 7

      12-6 = 6

       15-2 = 3

      15 + 5 = 10

     

    Развитие быстроты реакции

     Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.

    АОБООУАДА—

    ИПЬРТПЕИР—

    ЭПВФЭСФПЕ—

    ВЮЛГВДЛАЮ —

    ЖЗСУУЧЖАЗ —

    ОАСАОТАЛО—

    ГЦИДВГЦЫД—

    Тренировка внимания

    Воспринимая на слух слова каждого ряда постарайтесь запомнить их в том же порядке, а  затем   назвать  лишь  первые   буквы   —
    у вас получится новое слово.        

    Пример. Снег, термос, облако, лимон  -  СТОЛ.

    РОЗА   ИРИС   ТРУД   МЕРА

    ИНЕЙ   КАРАНДАШ   РОМАН  АИСТ

    СОЛОВЕЙ   ТУРИСТ   ЕДА  НОСОК   АКАЦИЯ

    ТОРТ   РОМ   УХО   БАРАНКА  АВГУСТ

     РОЯЛЬ  ЕЛЬ  МИР   ОСЁЛ   НОГА  ТОПОЛЬ

    Тренировка внимания

    Будьте очень внимательны, отвечая на эти вопросы.

    • Кто мяукает, а не кот ?
    • На птичьем дворе петух снёс 3 яйца, потом ещё 3. Сколько снёс яиц петух ?
    • По небу летели 3 утки, 2 гуся и 4 курицы. Сколько всего птиц летело по небу ?
    • Сколько девяток в ряду от 1 до 100 ?
    • У Василия было десять овец. Все, кроме девяти, сдохли. Сколько овец осталось ?
    • Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят тринадцать судаков ?
    • Если собачью ногу считать хвостом, то сколько будет ног у собаки ?

     Тренировка внимания

     На выполнение всех этих заданий вам отводится всего 3 минуты.

    •        Сколько групп из трех последовательных
    цифр дают в сумме 15?        

    489561348526419569724      

    •        Какие числа делятся одновременно на 2 и на З?

    33 18 56 66 74

    •        Сколько групп из трех последовательны цифр дают в сумме 10?

    53246917253416424

    •        Сколько групп из трех последовательных цифр дают в сумме 12?

    14653427394132769381

    •        Сколько групп из трех последовательных цифр дают в сумме 17?

    3948576968384593

    Проверка произвольного внимания

    Внимательно и только один раз прочитайте текст. А затем попробуйте точно ответить на вопрос.

    * Три мальчика и четыре девочки решили пойти в кино. Но оказалось, что билетов на всех не хватит, и Сереже, Юле и Маше пришлось возвратиться домой. Сколько девочек и сколько мальчиков смогли посмотреть фильм?

     *Брат и сестра заменили каждую букву своего имени ее порядковым              

    номером в алфавите. И получилось: 36171и510131.
    Как зовут мальчика и девочку?

    *Света съела вечером 4 красных мухомора, а ее друг Вася утром на 3 таких же гриба больше. Сколько всего мухоморов съели дети?

    *Чтобы дойти до работы, Ивану Васильевичу требуется полтора часа. Вечером он возвращается домой по той же дороге за 90 минут.
    Чем вы объясните такую разницу?

    *        Какого цвета волосы у АЛЬВМЫИН?

     Третий - на этом этапе  перемежаются вопросы из русского языка, математики или музыки и т. д Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода  из затруднительных ситуаций. Всё это в конечном итоге направлено на решение основной задачи – развитие творческих способностей учащихся.

    Развитие логического мышления

    Проанализируйте    закономерность    и вставьте число вместо знака вопроса.

    Впишите пропущенные буквы и прочитайте слово из восьми букв в каждой окружности.


    Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из двух рядом стоящих. Вы должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скобках нижнего ряда.

    СЛАВА (САПОГ) ПОРОГ

    ПЛЕШЬ (…) НАДЕЛ

    КОНВЕРТ ( БАЛКОН) БУЛКА

    МАНЕРА ( …) КИРКА

    РЕКА (ВЕРА) РОВ

    ПИСК (…) САД

    РИС (СРОК ) КРОВ

    РАК (…) КЛИН

     Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значении.

    Найдите общее определение к каждой группе из трех существи-

    тельных.

    Пример. ХЛЕБ, КЛИМАТ, ПОДУШКА — общее определение МЯГКИЙ.

    • КЛЕН
      МАЛЫШ
      ПАРИК
    • ПИРОГ
      ПОЦЕЛУЙ
      СОН

    • ДЕРЕВНЯ
      ТЕТЕРЯ
      СТАРУШКА
    • ДОРОГА
      ВОЛЯ
      ДИСЦИПЛИНА

    Прочитайте строки из стихотворения ,вставив гласные буквы.

    ИДТ БЧК, КЧТС,

     ВЗДХТ Н ХД—

     И, ДСК КНЧТС,

    СЙЧС ПД!


    Найдите общее слово для тех, которые за скобками (число точек равно числу букв).

    Пример. Не сданный экзамен (хвост) это потерял ослик Иа.

    дерево (....) подделка

    числительное (...) глагол

    часть дерева (        ) денежная единица некоторых стран

    код (....) приложение к замку

    головной убор (        ) страна

    официальный дипломатический документ (....) музыкальный знак

    осадки (—) населенный пункт (старорусск.)

    Это задание более сложное. Вставьте пропущенные гласные и прочитайте мое пожелание.

    —  Ж—Л        В—М  СЧ—СТЬ—

            СП—X—В   В   Л—ЧН—И   Ж—ЗН—!

    . Его отец был датчанином, известным в своей стране ученым.  Приглашенный  в Россию для работы в петербургских библиотеках, он вскоре пришел к выводу, что здесь гораздо нужнее врачи,  нежели библиографы,  и уезжает в Германию учиться медицине, чтобы снова вернуться в Россию уже врачом.

    Его сын тоже стал врачом и тоже люби литературу, книги. Близкий друг Пушкина он много путешествовал, участвовал в русско-турецкой войне (1828-1829 гг.), служи чиновником особых поручений в Оренбургском крае, в Нижнем Новгороде. Но на какой бы службе он ни состоял, в каких бы местах ни бывал, главным для него было собирание слов, которые и составили первый толковый словарь русского языка, изданный Академией наук. Вы догадались, о ком идет речь?

    Задачи на сообразительность.

    • В квартирах № 1, 2, 3 жили три друга —Митя, Тима и Саша. Известно, что Митя не жил ни в квартире № 1, ни в квартире № 2, а Тима жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый из них?

    • Врач прописал больному 5 таблеток, объяснив, что принимать их надо с интервалом в 20 минут. На какое время хватит таблеток ?

                                 

    На одной чаше весов — 6 одинаковых по весу апельсинов и 4 одинаковых по весу ананаса. На другой чаше — 5 одинаковых по весу апельсинов и 4 одинаковых по весу ананаса. Весы находятся в равновесии. Что легче: апельсин или ананас?

    • Сверху по кромке круглого торта положил 8 вишен на равном расстоянии друг от друга. Торт разрезали по линиям, соединяющим противоположные пары ягод. Сколько всего получилось кусочков торта? Попытайся сообразить, не зарисовывая схему в тетрадь.

    Добавьте перед каждым словом по одной букве, чтобы получилось новое.

        — ТОМ, —РАЙ, —ЛЕНЬ, —РОТ,

      — ЛЁН,— МЕХ, —РОВ,— ГОЛ,

      — КОЛ, —АННА, —ИГРЫ, —БОР.

    Прочитайте три блока предложений. Если вы согласны с утверждениями, высказанными в них, поставьте рядом цифру 1,
    ли нет — поставьте 0. Запишите итоги. Как всегда, эту работу следует выполнять в достаточно быстром темпе.

    БЛОК А

    Октябрь — десятый месяц года.

    Октябрь — в переводе означает «восьмой»

       На нашей планете пять материков.

       А. С. Пушкин родился в шестом месяце года.

        В сказке про Али-Бабу было двадцать разбойников.

        В русском языке есть три буквы, с которых никогда не    начинаются слова.

        В году, как правило, 360 дней.

       Бык может превратиться в тигра.

       Женщину родом из Польши зовут полячкой.

        В году 11 месяцев, в которых по 30 дней.

       БЛОК Б

    Первое упоминание о Москве в летописи было в 1147 году.

    Солнце — самая большая планета Солнечной системы.

    Столица США — Нью-Йорк.

    Самый короткий месяц в году — май.

    Слово «рано» — наречие.

    Лиственница — хвойное дерево.

    Шарль Перро говорил на французском языке.

    Бензин получают из нефти.

    Масло из оливок называют подсолнечным.

    Настоящая фамилия Гайдара — Голиков.

         БЛОК В

    Женя — это женское имя.

    Паровоз работает на электричестве.

    Музыку к балету «Щелкунчик» написал П. И. Чайковский.

    Оперу «Жизель» написал Адан.

    Апельсин — это китайское яблоко.

    Россия — самая большая страна в мире по численности населения.

    Государственный язык Австралии — английский.

    Винни-Пух — русский медведь.

    Волхвы — это славянское племя.

        Слоны водятся в Южной Америке.

    Объедините  слова  в  пары,  объяснив принцип подбора:

    • БАРАН, КОРОВА, ОВЦА, ЛОШАДЬ,
      СВИНЬЯ, КАБАН, БЫК, КОНЬ
    • ЖЕРЕБЕНОК, КОРОВА, ЩЕНОК, ОВЦА,
      ТЕЛЕНОК, ЯГНЕНОК, ЛОШАДЬ, СОБАКА
    • БЕГЕМОТ, ЗАЯЦ, КРОКОДИЛ, ПИТОН,
      РУСАК, УДАВ, ГИППОПОТАМ, АЛЛИГАТОР

    Какое слово в каждой строке является лишним?  Ответ обоснуйте.

        Свинья, овца, бык, антилопа.

        Окунь, дельфин, карась, сом.

        Сорока, тритон, червяк, стриж.

        Заяц, беляк, кролик, русак.

        Питон, анаконда, гадюка, хамелеон.

        Анаконда, удав, кобра, питон.

        Слон, кенгуру, волк, рысь.

        Орел, страус, гриф, сокол.

        Альбатрос, ворона, чайка, буревестник.

        Колли, болонка, собака, такса.

        Кобра, птица, змея, ящерица.

    Какое трехзначное число при делении пополам дает шесть нулей?

         Напишите не менее 10 слов по схеме:

    — ОЛ —

    Составьте анаграммы.

    Анаграммы — это новые слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова.

    БОКАЛ — КАРАТ — КУЛОН — МИНОТАВР-СТАЦИОНАР КОРШУН — РОСТ —

    Есть у китайцев такая поговорка: даже самая хорошая память ничего не стоит по сравнению с чернилами. Вам надо вспомнить русскую поговорку, идентичную этой по смыслу. Как она звучит?

       Чтобы попасть в кино, двум папам и двум сыновьям понадобилось три билета. Как это получилось, если известно, что среди них не было «зайцев»?

    Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.  Кто из них должен уступить дорогу, если известно, что одному из
    них 5 лет, а другому — 7?

        Имеется девять монет — восемь из них абсолютно одинакового веса, а девятая отличается. Сколько раз их надо взвесить на весах, чтобы найти эту монету?

     Вопросы на смекалку.

    • Воробышек проснулся в 9 утра. Когда он лег
      спать, если проспал всего 4 часа?
    • Что у зайца позади, а у цапли впереди?
    • Какие птицы могут быть почтальонами?
    • Как называется животное — любимое средство передвижения джигита?
    • Какую птицу напоминает плохой певец?
    • На озере плавало 5 лебедей. Три из них нырнули за кормом. Сколько лебедей плавало на озере?
    • Один пони нес 5 килограммов овса, а его товарищ — 5 килограммов пуха. У кого груз был тяжелее?
    • Если из-под забора видно шесть пар лошадиных ног, то сколько этих животных во дворе?
    • Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?
    • Кузнец подковал тройку лошадей, вбивая в каждую подкову по два гвоздя. Сколько гвоздей понадобилось кузнецу?
    • Названия каких двух животных надо соединить, чтобы получился страшный яд?

    На вопрос путника, далеко ли до города, один прохожий сказал — 200, второй — 3, третий — 4. Все ответы были правильными.
    Каким образом?

    Сколько раз как минимум надо нажать на клавиши калькулятора, чтобы получить на экране число 12, если использовать только
    клавиши «1», «+», « = »?

    Число 66 можно представить в виде суммы четырех последовательных чисел. Что это за числа? (Последовательными называются числа, отличающиеся друг от друга на единицу, например 6 и 7.)

    Проанализируйте связь между словами одной из частей равенства и найдите недостающее слово (словосочетание).

    ЗЕМЛЯ — НЕБО = ЧЕЛОВЕК — ...

    ПОЛ — ПОТОЛОК = СТЕНА — ...

    ПОЛ — ... = СТОЛ — СКАТЕРТЬ

    ДЕРЕВО — КОРОЕД = ЧЕЛОВЕК — ...

    ЛИЦО — ПОРТРЕТ = ПРИРОДА — ...

    ДОСКА — МЕЛ = ЛИЦО — ...

    РАБОТА — НЕ ВОЛК = СЛОВО — ...

    ДУМАТЬ — ГОЛОВА = ШЕВЕЛИТЬ — ...

    ПОЖАРНИК — ВОДА = ... — МЕТЛА

    КОТ —4 = ... — 8

    ПРОВОДА — ЭЛЕКТРИЧЕСТВО = ... — КРОВЬ

    МАШИНА — ... = ЧЕЛОВЕК — СЕРДЦЕ


    Восстановите строки известных стихов:

            ПОРУ                НЕТУ

            МОРОЗ                СВЕТУ

            ГОРУ                ТРЕВОГИ

            воз                дороги

    Найдите лишнюю букву или цифру

    РАБЖМЩ; 974135

       Старик, имевший трех сыновей, перед смертью завещал разделить принадлежавшие ему 17 лошадей между детьми следующим образом: старший должен был взять половину, средний — треть, а младший —девятую часть всех лошадей. Но оказалось, что 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. Обратились сыновья за помощью к умному конюху, который приехал на своей кобыле и помог сыновьям.
    Как он это сделал?

       Перед вами первые слова названий (состоящих из двух слов) хорошо известных вам литературных произведений. Допишите вто-
    рое слово каждого названия.

    КРАСНАЯ                СПЯЩАЯ

    МОЛОДАЯ               ГАДКИЙ

    СЕРАЯ                      ДВЕНАДЦАТЬ

    МАЛЕНЬКИЙ         ДВЕНАДЦАТАЯ

    АЛЫЕ                       ДВА

    АЛЕНЬКИЙ            ТАИНСТВЕННЫЙ

    БЕЛЫЙ                    СНЕЖНАЯ

    ЛУННЫЙ                 ЗОЛОТОЙ

    Решите следующие задачи.

     • Отделите плод от растения.

    СОШИСНШАКА

    ( Выделив буквы слова «шишка» (плод), получаем растение — слово «сосна»).

     

               Найдите две отгадки на одну очень популярную детскую загадку.

    КЛАУПУСТАК

    •        Растворите белое в прозрачном.

    СВОАДХАРА

    •        Уберите горячее — останется холодное.

    КИАЙПЯСТОБЕКРГ

    •        Найдите друга и врага Буратино.

    МАБАЛЗЬВИИЛИНОА

    •        Зачеркните ядовитое — оставьте съедобное.

    ПООПГАНЕНОККА

    • Исключите то, где бродил ёжик из мультика, и узнаете, где он  утонул

                               Т Р У Е М К А Н А

    *   Откройте тайну Кащея Бессмертного

                                 С У Я Н Й Д У Ц К О

    *  Кто под чем спрятался ?

                                 

                                   К У Б Е С Т  Л Р Я Н К И К

    *   Что и где плывёт ?

                                    П А О Р Е Х Р О Ч Д К А          

     Знаете ли вы русские праздники и обряды? Поставьте знак «+» у правильного варианта ответа.

    •        Когда на Руси празднуются святки, или святые вечера?

    а)        В первые дни января.

    б)        В конце декабря.

    в)        С 25 декабря по 5 января.

    •        В какой день недели отмечается первый день масленицы?

    а)        В понедельник.

    б)        В четверг.

    в)        В воскресенье.

    •        Как на Руси назывались поселения, жители которых пользовались льготами за занятие каким-либо ремеслом?

    а)        Посад.

    б)        Слобода.

    в)        Погост.

       Как у великих князей называлась приемная?

      а) Гридница.

      б) Хоромы.

      в) Покои.

    •        Он живет в лесной чаще. Может явиться человеку в разных видах. Любит кричать в лесу и пугать людей, делает все, чтобы вы заблудились. Как на Руси его называют?

    а)        Кикимора.

    б)        Леший.

    в)        Шишига.

    Который час?

    Мысленно представьте себе циферблат механических (со стрелками) часов и как можно быстрее ответьте на вопросы.

    • Если до полудня осталось пять часов, то который сейчас час?        
    • Какая цифра на циферблате расположена напротив двойки?
    • Если сегодня самый короткий день в году, то какое время года? Может быть, вы назовете и день?
    • Сумма каких расположенных друг против друга цифр равна 16?
    • Сколько раз за сутки на циферблате совпадают часовая и минутная стрелки?
    • Часы показывают 9 часов. Через сколько минут минутная стрелка нагонит часовую?
    • Где утро наступает раньше — в Москве или в Париже?
    • Часы показывают ровно 2 часа дня. Какое время было восемь часов назад?
    • Сейчас без десяти минут три. Сколько будет времени, когда минутная стрелка повернется на 180 градусов? На сколько градусов должна передвинуться  часовая  стрелка, чтобы было 5 часов 50 минут?
    • Часы показывают половину девятого. Меняем местами минутную и часовую стрелки. Который сейчас час?
    • Если часовая стрелка передвинулась на 90 градусов, то сколько прошло времени? А если то же самое сделала минутная?

     Проанализируйте следующие смысловые ряды и впишите вместо пропусков необходимые слова:

    ... — СЕРДЦЕ, МАШИНА — ...

    ... ВЕЧЕРОМ, А ЗАВТРАК ...

    ПТИЦА — ЛЕТАТЬ, ЗМЕЯ — ...

                                      ... ЖАРКОЕ, А ЗИМА ...
                             РУЧКА — ПИСАТЬ, А ... — РИСОВАТЬ.
                             ТОРТИЛА — ЧЕРЕПАХА, А ШУШАРА — ...
                             ... КОРИЧНЕВЫЙ, А МОЛОКО ...        

                   ДОКТОР —ШЕСТЬ, А ВРАЧ...        

     

    Вова украдкой от мамы взял с полки банку с вареньем, которая весила 600 граммов. Когда он съел половину варенья, то банка стала весить 400 граммов.

    Сколько варенья было первоначально в банке ?

            Вова   хвастается,   что   может   съесть 600 граммов варенья за 6 минут, а его друг говорит, что он съест варенье в 2 раза быстрее.

    За какое время они могли бы съесть это ва-
    ренье вместе?

            ,

    Во сколько раз лестница на четвертый этаж в школе длиннее лестницы на второй этаж?

    Какой год этого столетия читается одинаково слева направо и справа налево?

     Подберите к каждому слову в левой колонке по одному синониму из правой.

    Друг

    красный

    путь

    конь

    смелый

    скупец

    великан

    изгородь

    гонор

    отлично

    безумный

    безалаберный

    поле

    хапуга

    лошадь

    гигант

    приятель

    скряга

    алый

    дорога

    замечательно

    сумасшедший

    храбрый

    амбиция

    взяточник

    нива

    ограда

    бестолковый

    Вспомните пять собак — героев литературных произведений.

    Подберите не менее десяти синонимов к слову ОТЛИЧНО

    Географические анаграммы. Поменяйте местами буквы в словах, чтобы получились географические названия.

    ДНО-       ИКРА- ВЕНА- НАЛИВ -

    СЛИВА -

    ДНИ-

    СОЛО -

     ВРАГ-

    НАВАГА —

    ЛАДАН —

    ОСТРОВ —

     МАЛИНА —

    Напишите не менее пяти двуродовых имен существительных (употребляемых в значении как мужского, так и женского рода).

    Пример. РАСТЯПА.

    •        Напишите не менее пяти имен существительных, употребляемых только во множественном числе.

    Пример. ГРАБЛИ.

    •        Напишите не менее пяти имен существительных на -ЛО и столько же на -НЯ.


    Пример
    . ДЕЛО, СОТНЯ.

    Найдите в каждом четверостишии загаданное слово по его частям.

    Предлог и малое число,

    За ними букву скажешь,

    А в целом — ты найдешь его

    Почти под домом каждым.

    Из писка птиц мой первый слог возьмите

    Второй — с бараньей головы.

    Откройте печь и там найдите

    То, что не раз едали вы.

    Нота — мой первый слог,

    Поставь с ней рядом предлог —

     И, разгадав шараду до конца,

     Получишь выражение лица.

    Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

    Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

    Когда меня спрашивают, сколько у меня сестер и братьев, я отвечаю: «У меня сестер и братьев поровну». Моя же сестра на анало-
    гичный вопрос отвечает:  «У меня братьев вдвое больше, чем сестер». Сколько детей в нашей семье?

        Когда внук спросил у дедушки, сколько лет, дед ответил: «Если проживу еще половину того, что я прожил, да еще один год, то  мне будет сто лет».  Сколько лет дедушке?

    Проанализируйте закономерность, связывающую слова левой части ряда, и впишите необходимое слово вместо пропуска в правой

    части. Задание достаточно сложное и потребует от вас  сообразитель- ности, логики, догадки и нестандартного мышления.

     Юрий – Москва, … - Петербург

    Лев – Анна, … - Евгений

    Татьяна – январь, … - сентябрь

     Дафнис – Хлоя, Ромео - …

     Чук – Гек, Гек - …

     Джон – Евгений, … - Михаил

     Толя – Оля, … - Ева
    Шура — Саша, Нюра — ...
    Иоганн — орган, Никколо — ...
    Мамин-Сибиряк, Соколов-...

     Маша — 2, Тамара — ...        

       Неал — Лена, Шаим — ...

       Лермонтов — Мартынов, ... — Дантес

       Украина — Киев, ... — Кишинев

    Бажов — каменный, ... — аленький

    Лавровы — муж и жена, Вайнеры — ...

    Быковский — Терешкова, ... — Беляев

    Константин — постоянный, ... — морская

    Китай — император, ... — фараон

    Апельсин — яблоко, грейпфрут — ...

    Австралия — шесть, ... — пятьдесят

     

    Найдите «спрятанные» в предложениях названия известных вам стран и их столиц.

    Пример. Давно ли Мила гостила у бабушки? Итог очень утешительный. В этих предложениях зашифровано название африканской страны Того и ее столицы Лагос.

    • Я запер утку в сарае — злые люди хотели маленькую птичку мою украсть.
    • Франц и я заключили пари. Жак — свидетель.
    • Кто говорит, что кит айсберг разбил? Не верь папе — кино это.
    • Ира, не уходите, пока что-нибудь не выберете. Герань хотите?
    • Кассир и я нашли без труда маски.
    • На подоконнике стояли настурция и стакан карамели.
    • Соблаговолите подойти к нашей принцессе Ульяне, не то сие будет рассмотрено как укор ея величеству.

        Проанализируйте следующие словесные ряды и впишите вместо пропусков необходимые по смыслу слова:

    ... — ПЛАКАТЬ; ВЕСЕЛО — СМЕЯТЬСЯ

    ОЗЕРО — ВОДА; ... — ВОЗДУХ

    ... — ХОЛОДНОЕ, А КИПЯТОК — ...

    ЛИСА — РЫЖАЯ, А ... — СЕРЫЙ

    ... — ДЛИННЫЙ, А ФЕВРАЛЬ — ...

    РОССИЯ — ..., А МОСКВА — ...

    ... — СКУЧНО; ИГРА — ...

    Эти существительные напишите в именительном падеже множественного числа.

    СРЕДСТВО — ШОФЕР — ЦЫГАН — СЛОГ — ТОРТ —

                               

    Отвечая на эти вопросы, вам надо проявить смекалку.

    • В название какого животного входят слова «беляк», «русак»?
    • Как называется дикая африканская лошадь?
    • Живут ли в Америке на свободе слоны?
    •  Какое животное часто называют кораблем пустыни?
    • Носорог, бегемот, гиппопотам. Какие 2 слова — названия одного и того же животного?
    • Как называется зверь, умеющий строить на реках и ручьях плотины?
    • Как зовут самого известного на свете ветеринара?

    Замените слова в скобках так, чтобы равенство было верным:

    (Мера веса, равная 16 кг) + (новогоднее дерево) = ПОРОДА СОБАКИ

    (Любимое слово вороны) + (главная карта в колоде) = ГОЛОВНОЙ УБОР

    (То, против чего нет приема) + (нервное подергивание) = КУСОЧЕК

    (Нота) + (конечность) — РЫБА

    (Наказание) + (неглубокое место) = СОРТ КОНФЕТ

     (Нота) + (костяные наросты на голове некоторых животных) = ПУТЬ

    (Чем является кислород) + (хвойное дерево) = АНТИЛОПА

    (Главная песня страны) + (часть света) = УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    Найдите лишнее слово:

    МОР, ЛОМ, МОЛ, КОТ, КОЛ.

            Напишите за одну минуту по пять имен  мальчиков и     девочек, начинающихся с букв  «с», «м», «в».

    Поставьте скобки так, чтобы равенство было верным.

                               15 – 35 + 5 : 4 = 5

    Составьте четыре слова из трёх слогов:

     

    БЕЖ, БУ, ПО, РО, ЛОК, КА, ТРИ, СТО, НА, ПРО, СЕ, НА.

       Четвёртый этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа, которые можно разделить на два типа. Первый- это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй- это задачи повышенной трудности интегративного характера.

    Эти задания разработаны А. В. Поповым  направлены на формирование качеств, необходимых для творческой работы с изучаемым предметом. Задания состоят из 6 элементов, соединных между собой логическими,  ассоциативными или иными связями. Определив тип связи по этим элементам, напишите вместо знака вопроса   правильный ответ.

    УТРО

    З

    ДЕД

    Б

    ДЕНЬ

    ?

    ОТЧИМ

    ?

    ВЕЧЕР

    У

    СЫН

    Д

    ВЕНА

    Г

    КУКЛА

    И

    ЭТНА

    В

    СТОЛ

    М

    ЛЕНА

    ?

    ПЛАТЬЕ

    ?

    ЗИМА

    Б

    ЗИМА

    Д

    ЛЕТО

    З

    ЛЕТО

    И

    ОСЕНЬ

    ?

    ОСЕНЬ

    ?

    ОКРУГА

    1

    ЗЕМЛЯ

    ?

    ПОРОДА

    ?

    СТОЛ

    М

    ПРИХОД

    3

    ОКНО

    С

    ЛИСИЦА

    2,4

    ЗЕМЛЯ

    ?

    КОШКА

    ?

    НЕБО

    С

    БАНАН

    3,5

    КОСМОС

    М

    55

    Д

    ВНУ

    3

    33

    Ш

    О

    5

    22

    ?

    ПРО

    ?

    КЛЁН

    Л

    ЛИСИЦА

    И

    КАКТУС

    К

    ЧАШКА

    А

    КЕДР

    ?

    КОШКА

    ?

    УМ

    К

    БЕЛЫЙ

    К

    АД

    Л

    СЕРАЯ

    Ш

    УЖ

    ?

    АЛЫЕ

    ?

    Ц

    В

    ПРИБОЙ

    ?

    Е

    Т

    СКЛОН

    1

    О

    ?

    ДОВОД

    2

    МАМА

    1

    ХОРОШО

    П

    СТОЛ

    ?

    МОКРЫЙ

    ?

    ДОЧЬ

    3

    СВЕТЛО

    Т

    ЛОБ

    Ч

    Б

    П

    ЩЁКИ

    Л

    В

    ?

    ГЛАЗ

    ?

    Д

    Т

    А - В

    1

    ОТО

    П

    В - Ж

    4

    АЛА

    ?

    А - Е

    ?

    АЗА

    К

    КОРОВА

    Б

    КОРОВА

    5

    ОВЦА

    ?

    ОВЦА

    2

    СВИНЬЯ

    К

    СВИНЬЯ

    ?

    КОРОВА

    Г

    КОРОВА

    6

    ОВЦА

    Б

    ОВЦА

    4

    СВИНЬЯ

    ?

    СВИНЬЯ

    ?

    1

    ОЧКА

    10

    И

    3

    ТОН

    6

    Е

    ?

    БОР

    ?

    Я

    БР

    О

    М

    1000

    БР

    У

    С

    10

    БР

    ?

    Д

    ?

    С

    В

    Д

    З

    Ю

    З

    М

    В

    В

    ?

    И

    ?

    ЯЗЬ

    В

    3

    ?

    ВЯЗ

    Т

    5

    4

    ЗУБ

    ?

    9

    6

    МАМА

    С

    ДЫНЯ

    4

    КРАСИВАЯ

    П

    АРБУЗ

    ?

    ЛЮБЛЮ

    ?

    ДОМ

    3

    СТОЛ

    М

    СТОЛ

    0

    ДАМА

    ?

    КРАСИВЫЙ

    ?

    ОКНО

    С

    НЕБО

    1

    ШВЕЦИЯ

    Е

    БУРАТИНО

    Т

    КАНАДА

    А

    ЧИПОЛЛИНО

    Р

    ЯПОНИЯ

    ?

    ДЮЙМОВОЧКА

    ?

    УТРО

    З

    АВТОМОБИЛЬ

    ?

    ДЕНЬ

    ?

    КАРАНДАШ

    П

    ВЕЧЕР

    У

    САМОЛЁТ

    А

    РАБ

    1

    АВТОБУС

    Б

    БРА

    ?

    ЯХТА

    В

    БАР

    3

    САМОЛЁТ

    ?

    АВТОБУС

    Д

    МАМА

    С

    ПАРОХОД

    В

    ХОРОШАЯ

    П

    САМОЛЁТ

    ?

    ЛЮБЛЮ

    ?

    БРАТ

    4

    О

    Д

    СЕСТРА

    6

    Т

    ?

    МАМА

    ?

    П

    Ш

    П

    В

    М

    О

    Т

    Ч

    О

    ?

    ?

    Ш

    Л

    О

    КОТ

    ?

    ГОРЬКИЙ

    Н

    ТОК

    1

    КАЛИНИН

    Т

    КТО

    2

    КУЙБЫШЕВ

    ?

    ОРАЖЕВАЯ

    Р

    80

    О

    КРАСНОЕ

    М

    90

    П

    ВЕРХНЕЕ

    ?

    100

    ?

    ПЕРВЫЙ

    К

    ПЕРВЫЙ

    П

    ТРЕТИЙ

    Ж

    ВТОРЫЙ

    В

    ПЯТЫЙ

    ?

    ТРЕТИЙ

    ?

    ПЕРВЫЙ

    Я

    ДЕРЕВО

    ДУБ

    ЧЕТВЁРТЫЙ

    А

    ЖИВОТНОЕ

    ЖИРАФ

    СЕДЬМОЙ

    ?

    СТРАНА

    ?

    ДЕРЕВО

    КЕДР

    ЖИВОТНОЕ

    КОЙОТ

    ЖИВОТНОЕ

    ЛАМА

    ДЕРЕВО

    КЛЁН

    СТРАНА

    ?

    СТРАНА

    ?

    ДЕРЕВО

    ЭВКАЛИПТ

    Ф

    11

    ЖИВОТНОЕ

    КЕНГУРУ

    В

    6

    СТРАНА

    ?

    Х

    ?

    Проверка интеллекта

    и развитие быстроты реакции

    Учитель читает вопросы достаточно быстро; выслушав его, запишите ответ в тетрадь.

     * К количеству букв «О»  в словосочетании ОРАНЖЕВЫЙ ОГУРЕЦ прибавьте количество килограммов в пуде.

    • От суммы цифр года победы во Второй мировой войне вычтите третью цифру года смерти А. С. Пушкина.        
    • Количество стульев в романе Ильфа и Петрова умножьте на 5.
    • Количество дней в невисокосном феврале разделите на количество музыкантов в квартете из басни Крылова.
    • Из возраста Христа вычтите чертову дюжину.
    • Вспомните термины игры в лото и к числу термина «туда-сюда» прибавьте «барабанные палочки».
    • К тому, кто в поле не воин, прибавьте количество игроков футбольной команды.
    • К количеству букв в имени Есенина прибавьте порядковый номер месяца мая в году.
    • От общего количества месяцев в году отнимите сумму весенних и осенних.

    А теперь, обращая внимание на порядок ответов и пользуясь данным ключом, запишите слово из девяти букв и дайте его определение.

    Ключ

    ЯЖ Е     Г   У     Р     Б         ГИАОФСЛ

    6    5   16     18 10 20  14   7   11 80 60 12   3 33

    Впишите в скобки слово, которое будет омонимом словам слева и справа от них. Имейте в виду, что точек равно числу букв.

    ЧАСТЬ РЕЧИ ( ……. ) ПОВОД

    ЧАСТЬ (….) ОБЪЕДИНЕНИЕ

    ОТКРЫВАЛКА (….. ) ФИГУРА ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА

    ГИМНАСТИЧЕСКИЙ СНАРЯД (….) ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ

    ГОРШОК (….. ) КОРАБЛЬ

    СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОРУДИЕ (….) ДЕВИЧЬЯ КРАСА

    Пару минут на размышление. Найдите объединяющее слово для тех слов, которые за  скобками (число точек здесь равно числу

    букв).

    Пример. УЧАСТЬ (ДОЛЯ) ЧАСТЬ ЦЕЛОГО.

    СУДЬБА (...) МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ .

    ГОРОД (....) СОСУД.

    ВЫПУКЛОСТЬ НА ЛБУ (        ) ПЛОД ЕЛИ.

    ОРУЖИЕ(...) ОВОЩ .

    БРАНЬ (...) ШАХМАТНЫЙ ТЕРМИН .

     ВЕТКА (....) НОГА  ЗВЕРЯ .

    Впишите в скобки слева такое слово, чтобы можно было решить эти уравнения.

    Б + ( животное ) = ( дефект)

    Ар + ( нота ) = ( музыкальный инструмент )

    В + ( имя ) = ( свобода )

    Н + ( дерево ) = ( поле )

    И + ( злак ) = ( цветок )

    С + ( битва ) = ( нарушение )

    Па + ( кресло ) = ( пуля в гильзе )

    Б + ( растительность на лице ) = ( украшение )

    С + ( цветок ) = ( приятное вкусовое ощущение )

    З + ( краска для ногтей ) = ( растение с колосьями )

    У + ( атмосферное явление ) = ( запугивание )

       Определите закономерность образования слова в скобках верхней строки и по аналогии запишите слово в скобках нижней строки.

     

    КОМИК (МИГ) ОМЕГА                ВАЛ (ЛАЗ) ЗЛЮКА

    РЕБУС (…) СТАРТ                         САД (…) КРЫША

    ШУБКА (ТУШЬ) ТЬМА                ЛЕЧО (НОЧЬ) КОНЬ

    ОЛЬХА (…) СНЕГ                          НОГИ (…) ЛИТР

    КЛАД (ЧУРКА) РУЧЕЙ                 АККОРД (КОРКА) КРОТ

    КВАС (…) РОНДО                          АСБЕСТ (…) КЛЕЙ

    АЖУР (ЖАБА) ЖБАН                    ОСИНА (СМЕТА) ПОТЁМКИ

    ЯЗВА (…) СЕМЯ                              СПИЦА ( …) КОЛЕЧКО

       Найдите спрятанные в предложениях фамилии хорошо известных вам писателей, а заодно и вспомните, авторами каких произведений они являются.

    • Смотри, любимый кокос её в альбоме нарисован!
    • Кто запер родителей в тёмной комнате ?
    • Не пойму – зачем ил на дне реки ?
    • Не смешивай ментол с той сладкой жидкостью !
    • Витя, не надо краба ртом трогать.
    • Дорогой друг, айда рыбку ловить !
    • Поспрашивай злых мачех о весне – может быть, вспомнят.
    • Мама, а змея, рыба, комар, шакал – это всё звери ?

       В чём смысл этих пар слов ? Если вы это поймёте, то допишите недостающие слова.

     

    ЧЕРНОЕ – БЕЛОЕ = ОГОНЬ - …

    СИЛА – ДОБРОТА = … - ЗЛОСТЬ

    ВОЙНА – СМЕРТЬ = … - ЖИЗНЬ

    РЫСЬ – КОШКА = ВОЛК - …

    ЛАМПА - … = РАДИО – ЗВУК

    БОЛЬНИЦА – БОЛЬНЫЕ = парк - …

    ЛАСТИК – РИСУНОК = ВРЕМЯ -…

    ДЕТИ – ИГРА = ВЗРОСЛЫЕ - …

    ЗМЕЯ – НОРА = … - КОНУРА

    ДОСКА – АКСОД = ПАРТА - …

    КАЗАК – КАЗАК = …- ПАРА

    МУЗЫКА – НОТЫ = СЛОВА -…

            Географическая викторина.

    • Столица Японии — ...
    • Самая длинная река в мире — ...
    • Столица этой страны — Рим.
    • Париж стоит на реке ...
    • Миссисипи протекает по территории ...
    • Эти горы делят Россию на западную и восточную часть.

    Этот город называют у нас «Северной Пальмирой».

    • Самая высокая гора в мире — ...        I
    • Волга впадает в ...
    • Названия каких российских городов говорят о том, что они стоят на реке?
    • Назовите страны, полностью расположенные на островах.
    • Какую страну называют Страной восходящего солнца?
    • Сколько океанов на Земле?
    • Назовите все «цветные» моря.
    • На каком материке нет рек?
    • Где находится пустыня Сахара?
    • Какая река дважды пересекает экватор?
    • Откуда к европейцам пришли кукуруза, фасоль, картофель?
    • В каком море ловят рыбу жители трех частей света?
    • Какая часть света омывается водами все четырех океанов?
    • Всюду ли бывает так, что чем южнее, тем теплее, а чем севернее, тем холоднее?
    • Назовите реки, названия которых созвучно фамилиям трех героев известных произведений русской литературы.
    • А. С. Пушкин писал:

    Надо мной в лазури ясной

    Светит звездочка одна.

    Справа — запад темно-красный,

    Слева — бледная луна.

    К какой стороне горизонта был обращен взор поэта?

    Литературная викторина.

     

    « Какой персонаж говорит эти слова: «Ты все пела — это дело, так поди же попляши»?

    •        Назовите чаще всего встречающееся имя
    в произведениях Кира Булычева.
     

    « Как в известной сказке звали соседку мальчика, которому в сердце попал осколок льда?

    • Этот   известный   русский   поэт   родился 15 октября 1814 г. Погиб, как и Пушкин, на дуэли. Кто он?
    • Какой псевдоним был самым известным у Аркадия Голикова?
    • Какой самый известный персонаж произведений Николая Носова?
    • Что за самоуверенный толстячок жил на крыше?.
    • В чем медведь тащил Машу и пирожки? «Уважаемый» героем чеховского «Вишневого сада» предмет мебели.
    • «Рыбный» рассказ А. П. Чехова.
    • «Сын    ошибок    трудных»,    по    мнению А. С. Пушкина.
    • Он написал 37 пьес, его ранние сочинения — «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь».
    • «...  мать солдатская»   —  стихотворение Н. Некрасова.
    • Русский писатель (настоящая фамилия — Михайловский), автор повести «Детство Темы».
    • Автор повестей  «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».
    • Сказочный «долгоносик».
    • «... Санникова» —приключенческо-фантастическая повесть ученого и писателя В. Обручева.
    • Воевода, Дед, Красный Нос — это ...
    • «Таких мастеров, как баснословный ... теперь, разумеется, уже нет в Туле» (Н. Лесков).
    • «Но, боже мой, какая ... с больным сидеть и день и ночь» (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»).
    • Кто «бродит по цепи кругом»?
    • Буратино    проткнул    носом    нарисованный ...
    • «... добрый мой приятель, родился на брегах Невы» (А. С. Пушкин).
    • Имя главного героя романа Ильфа и Петрова      ...
    • Писатель-фантаст, автор романа «Туманность Андромеды» — это ...

    • Комнатная собака этой породы была у чеховской «дамы с собачкой».
    • Прадед А. С. Пушкина, которого он увековечил в повести «Арап Петра Великого», звался...
    • Так Станислав Лем называл  «огромный мыслящий океан».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занимательный словарик русского языка для начальной школы: Учебно-методический комплекс

     Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и расте...

    Методическая разработа для комплекса "Детский сад-начальная школа": "Путешествие по стране ЗНАНИЙ"

    Этот материал поможет ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании; сформировать представление о назначении различных помещений....

    Комплекс логотренажёров для учащихся начальной школы

    В работе представлены различные упражнения, которые я назвала "логотренажёры", позволяющиеся учащимся начальных классов усвоить изучаемый материал и приобрести навык применения полученных знаний на пр...

    Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности (доклад на МО учителей начальных классов).

    Данный методический материал можно использовать на заседаниях МО учителей начальных классов и педагогических советах.Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школь...

    Итоговая комплексная работа, по учебно – методическому комплексу: « Перспективная начальная школа», 2 класс

    Итоговая комплексная работа к тексту: " Птицы и их клювы"Характеристика заданий итоговой комплексной работы...