Конспект занятия "Сценическое искусство и сценическая речь"
план-конспект занятия на тему

Орешкина Елена Романовна

В конспекте предложены упражнения для разогрева связок, разминочные упражнения для речевого аппарата, а также увлекательные игры и задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценическое искусство и сценическая речь

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга. Работа над сценарием.

Задачи:

Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.

Воспитывать навыки  коллективной работы.

Возраст детей: 6-14 лет

Оборудование и материалы: карточки с заданиями, мяч.

План занятия:

Организационный момент – 5 минут

Теоретическая часть - 10 минут

Практическая часть – 25 минут

Подведение итогов урока- 5 минут

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего задания «Сценическое искусство», а занятие  у нас сегодня не простое, а – открытое:  к нам пришли  гости, и их не надо бояться, с ними нужно подружиться. Давайте встанем и поздороваемся с ними так, чтобы и у них, и  у нас поднялось настроение…. Молодцы!.. Давайте приступим к занятию. Начнем с разминки.

Ребята, кто мне скажет, что такое сценическое искусство? (иск-во создания спектакля, совокупность необходимых для этого профессиональных знаний и мастерства.)

А развивать свое мастерство мы начнем с дыхательных упражнений.

1 ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сейчас проведем упражнения на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8 раз.

 «Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Комарик».* Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс»  и сгибается в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох.  «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш  - ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это  упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.

   Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление  быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.  

 

«Дровосек» Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох  со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.

   Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве,  посредством физических движений,  помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.

«Два вдоха и два выдоха»

   Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободно. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.

устранение носового звука (проговариваем скороговорку):

из-под топота копыт пыль по полю летит – заткнуть нос, сделать телефонный голос

дикторским голосом

обычным голосом

дикция

 скороговорка «Карл у Клары украл кораллы», утрируя «р», играем в воронов, две группы, как бы «ругаются» друг на друга: «Ваш Карл у нашей Клары украл кораллы!», «А ваша Клара у нашего Карла украла кларнет!»

ритм

шагать на месте

добавить хлопки на 1, 3

хлопки на 2, 4

затем две группы поочередно

затем на «и»

2. УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

«Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

   Упражнения на дыхание и артикуляцию, выработку вибрации (тянем гласные на одном звуке):

 У – и – э – а – о - на Legato (плавно непрерывно)

 У – и – э – а – о - на Staccato ( отрывисто каждый звук0

 У – и – э – а – о – по 2, 3, 4 раза

vibrato,(изменение тональности) механизм толкания, толчки диафрагмы:

 «р» - по 4 раза

 Ро

 Ра

Рэ

Ры

 Ру

 Ро-о-о-о

 Ра-а-а-а

 Рэ-э-э-э

 Ры-ы-ы-ы

 Ру-у-у-у

 «Соединение гласной и согласной».  В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д.  Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»;  буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.

   «Парные» согласные».. Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п,  в – ф, ж – ш, з – с.

   «Сложные звукосочетания». Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».

«Эхо».Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

«Звуки».

БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ

МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ

ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ

ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ

БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДГЫБДТ-БДГИБДТ

3. «ЧИСТОГОВОРКИ»

Скороговорки

«Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа», «Шит колпак не поколпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать» - язык прикусить – кончик, потом левую сторону, правую, нормально.

    В сценической речи используются  ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)

Купи кипу пик

Стоит поп на копне, колпак на попе

Бык тупогуб,  тупогубенький бычок

Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас выполним.

 «Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения.

«Переброс».  (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

«Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека в реку руку, рак за руку Греку цап!»

как учительница русского языка, читающая диктант.

как преподаватель по речи

как обиженный ребенок

как скандальная бабка

как робот

как рассерженный человек

 

А теперь представим, что мы с вами тряпичные куклы-марионетки, которых Карабас Барабас повесил на гвоздик, и снимает по очереди. (задание-ребенок встает спиной к стене, после слова «Раз», ребенок делает шаг вперед перед собой и падает как тряпичная кукла, стараясь в точности повторить ее движения).

Молодцы, размялись, приступим к разбору сценария…

Повторение сценария к предстоящему празднику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

5 упражнений по сценической речи

5 упражнений по сценической речиУпражнение №1. Разминка языкаТеория  Многие проблемы с речью – дефекты, нечеткость, неполнота звуков, появляется из-за слабого языка. Язык – одна из си...

Конспект открытого занятия - спектакля по сценической речи «Страна забытых звуков»

Конспект открытого занятия - спектакля по сценической речи для детей второго года обучения в театральной студии "Браво". возраст детей 8-9 лет....

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» план конспект по развитию речи

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»...

Сценическая речь

Сценическая речь , краткий курс по данному предмету....