Аналитический отчет за 2012-1013 учебный год
материал на тему

Андрющенко Ольга Михайловна

В данном отчете дан анализ работы учителя за 2012-2013 уч. год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analit_otch.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

учителя начальных классов

ГБОУ СОШ 735

ЮВАО г.Москва.

за 2012-2013 учебный год.

Андрющенко Ольга Михайловна

12.06.1968г.

12 разряд.

 Целью своего аналитического отчета считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности за  2012-2013 учебный год, определение круга проблем для дальнейшей работы.

  В этот  период  я совершенствовала педагогическое мастерство, работая над  методической   проблемой  «Развитие познавательного интереса через внедрение ИКТ».

 Целью моей деятельности являлось  обновление и совершенствование  образовательного процесса через применение педагогических технологий, в том числе и ИКТ.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  •  изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности;
  • формирование у учащихся ключевых компетенций;
  • овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
  • создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий.
  • создание комфортных условий для учащихся, исходя из их интересов и   способностей, через использование методов, безопасных для психологического здоровья младших школьников.

          В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция.  Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

        Каждый  ребёнок  от  рождения  наделён  одному  ему  свойственным  потенциалом  развития,  и  этот  потенциал  может  развиться  только  в  процессе  собственной  деятельности.

           Каждому  человеку необходимы  определённые  навыки  мышления. Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка.

        Поэтому  мне,  как  учителю,  необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий.

         Исходя из этого, организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе  

 системно- деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные

технологии деятельностного типа:

-ИКТ-технологию;

        - проблемно-диалогическую технологию;

        -  игровую технологию;

        - технологию организации проектной деятельности;

        - здоровьесберегающую технологию.   

Основанием  инновационных  процессов в образовании являются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ)

  Введение  ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе.

 Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет:

  •  сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счёт новизны и необычности такой формы обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  •  эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;
  • свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных, благодаря использованию телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях;
  •  индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разноуровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  •  самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно- исследовательскую деятельность ( моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и.т.д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.

Чтобы соответствовать современным требованиям учитель должен владеть современными образовательными технологиями, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. В этот период я изучила назначение и возможности программ: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, документ Googl, графический редактор, литературу по созданию сайтов. Создала банк полезных ссылок цифровых образовательных ресурсов

          Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому.  В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.    

            При  проведении  уроков  я использую    мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.

          Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.

 Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

 Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства.  Организую на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.

           

          Не все дети умеют и любят  рисовать, многим дома рисуют родители. Чтобы заинтересовать детей  на уроках ИЗО   практикую рисование не только в альбомах, но и в графическом редакторе, освоили программу «ПервоЛого».

         Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся   используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, выкладывают свои находки в форумы классного интерактивного пространства, охотно делятся информацией с ребятами класса, защищая свои проекты. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации.

           Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.

          Сегодня   одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является Интернет. Именно этому  и служит интерактивное пространство класса.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ  создания пространства - ПРЕДОСТАВИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ:

   Учащимся начальных классов - самостоятельно или с помощью родителей, использовать дополнительный материал к основной школьной программе, который представлен в пространстве в виде  игр, тестов, тренажеров, опросов, презентаций;

  Родителям - в удобное для них время, знакомиться с рекомендациями учителя, творческими работами детей, успехами и достижениями в учёбе, мероприятиями, проводимыми в классе и школе, новыми фотографиями;

  Коллегам - делиться своими знаниями и опытом, накопленными за долгие годы.

        Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.

           В своей работе я  использую компьютерные   развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств  для осуществления своей деятельности.

 

Практически в каждый урок стараюсь ввести игру или игровой момент.    Реализацию игровых приемов и ситуаций провожу следующим образом: дидактическую цель ставлю в форме игровой задачи, где учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал использую в качестве ее средства. В учебную деятельность включаю элемент соревнования, который помогает переводить дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом. Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие и др.

Работаю по программе «Школа России», которая реализует принципы деятельностного  подхода в обучении. Методическая тема ШМО «Реализация системно-деятельностного подхода, как  необходимое условие перехода на ФГОС второго поколения» непосредственно связана с этим направлением.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива  (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 


• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;


• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после

их завершения, так и по ходу;


• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

         Работая по  этой программе, я старалась, чтобы   вся работа была направлена на общее развитие ребенка, соответствовала принципам системы. Для наибольшей эффективности я использовала в преподавании дидактические игры, наглядность, проблемные ситуации, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Чтобы сформировать у детей эти приемы, в первую очередь необходимо научить детей выделять свойства предметов. Для этого предлагаю, например, назвать свойства кубика. Маленький, красный, пластмассовый – вот те свойства, названные детьми первоначально.  Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный, несъедобный, легкий. Так формируется умение детей сравнивать.

Много заданий предлагаю для интенсивной самостоятельной деятельности обучающихся, связанных с эмоциональными переживаниями, которые сопровождаются эффектом неожиданности, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества.  Стараюсь создать такие ситуации общения на уроке, которые позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

     Для стимулирования деятельности учащихся на уроке использую следующие приёмы:

1. Чёткая, конкретная формулировка цели урока и постановка цели различных этапов урока. Например, при опросе учащихся у доски активизации внимания класса способствует целевая установка учителя. Ребята знают, что надо прокомментировать, оценить ответ, задать вопросы отвечающему.

 2. Организация обратной связи на каждом этапе урока.

 3. Решение дидактической задачи организационного этапа урока, т.е. настрой учащихся на активную работу.

 4. Применение различных форм устной работы.

 5. Постановка учебной проблемы.

     С учётом возрастных особенностей обучающихся  создаю ситуации, вызывающие удивление, в среднем – вызывающие затруднения.

     Так, например, «удивительные задания» на урок нам приносят «Нуль» – находчивый, умный, любознательный, «Царица математики»; сказочные герои, различные геометрические фигуры. Поддержание постоянного интереса к предмету   обеспечиваю через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

 «Найди лишнее число в каждом ряду»,

 «Зачеркни его»,

 «Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,

 «Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,

 «Запиши его».

 6. Организация дифференцированного и индивидуального подхода.

7.Создание проблемных ситуаций.

     Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому   нахожу,   конструирую полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации,   привлекаю школьников к их обсуждению и решению.

     Тема «Термометр»

    Проблемные вопросы

 Почему термометр иногда называют  термоизмеритель  или градусник?

Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?

В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?

     Проблемная задача

 Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?

 8.Создание ситуации успеха.

     Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, подчеркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Сегодня  вновь в ФГОС  НОО второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого»  подхода к  деятельностному.

        Для  того,  чтобы  повысить  интерес  учащихся  к  математике,  предложила  им  найти  информацию  о  мерах  длины,  которые  использовались  в  древности.  (Ученики  могут  получить  эти  сведения  от  родителей,  а  так  же  используя  энциклопедическую  литературу).

        Аналогичную  работу  я провожу  и  при  изучении  такой  единицы  измерения,  как  метр.  Я  предложила  учащимся  изучить  историю  появления  метра. Детям  было  предложено  принести  складной  метр  (столярный,  портняжный  метр,  рулетку).

        Рассматривая  деревянный  метр,  учащиеся  устанавливают,  что  1 м. =  10 дм. =  100 см.

-  Предложила  учащимся  разбиться  на  группы  по  2 человека  и  измерить  длину  и  ширину  парты.  Результаты  записывают  в  тетради.

-  Измерить  рост  друг  друга  и  записать  данные  в  тетрадь  (В  записи  используются  и  метры,  и  сантиметры,  например:  1 м. 34 см.).

-  Измерьте  длину  и  ширину  класса,  шкафа,  доски  и т.п.  Выберите  измерительный  инструмент,  которым  удобно  выполнять  измерения.  Результат  записать  в  тетрадь.

        Такая  работа  вызывает  интерес  учащихся,  формирует  умение  сотрудничать  и  работать  в  группе,  способствует  саморазвитию  школьников,  а  так  же  вырабатывает  навыки  пользования  подходящими  измерительными  инструментами.

Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке,  разноуровневые домашние задания (учащиеся класса разделены на три группы: А, В и С). В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику для глаз,  физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».

    Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках  включена проектная деятельность. Поэтому  я  начала изучение педагогической технологии – метод проектов. 

     Работа  Ермаковой Елизаветы «Всей семьей в музей» представлена в виде альбома в классе. Дети с удовольствием с ней знакомятся.  В этом учебном году с второклассниками работали над проектами: «Моя родословная», «Путешествие по странам», «Лучший город Земли», «Первоцвет». Оказываю помощь на этапах создания работы. Вместе с детьми  анализируем полученный    результат. Данный анализ и является оценкой достижения. Стимулом для дальнейшей деятельности   является  выставка лучших работ, стенгазета, создание альбомов, зачитывание лучших работ на родительском собрании, соревнования.

   

В этом учебном году  были пройдены курсы повышения квалификации по  теме  «Инновационное преподавание предмета «Окружающий мир» с использованием естественно-научных лабораторий  и  средств ИКТ»

 (72 часа)

Класс располагает качественной материально-технической базой

 

  • кабинет   оснащен современным оборудованием, что дает возможность использовать в работе электронные презентации, тренажеры  и другие программы (интерактивная доска, мультимедиапроектор, электронные микроскопы, графические планшеты, пособия «Спектра»)
  • персональные МакБуки для детей;
  • возможность выхода в Интернет.

 

Поскольку качество образования не является статичным, в своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих  отследить качество образовательного процесса. Прежде всего, это проведение и анализ   промежуточных контрольных   работ. В этом учебном году проводился мониторинг по предмету «окружающий мир». Входной срез провела  в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний учащихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников; назначить дополнительные занятия для неуспевающих. Промежуточный срез, позволяющий оценить успешность продвижения учащихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговый срез, позволяет сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения учащимися  предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование.  

Результаты работы:

  1. Русский язык.

Входной диктант

I полугодие

тест

II полугодие

словарь

Итоговая работа

Качество

82%

78%

65%

74%

Обученность

100%

100%

90%

100%

  1. Математика

Входная работа

I полугодие

к/работа

II полугодие

к/работа

Итоговая работа

Качество

90%

72%

78%

95%

Обученность

94%

100%

94%

100%

                                                 

  1. Чтение

Стартовый контроль

I полугодие

II полугодие

Обученность

79%

86%

95%

Выше нормы

8чел. 20%

10 чел. 33%

26%

Норма

16 чел. 53%

16 чел.53%

69%

Ниже нормы

6 чел. 17%

4чел.13%

5%

  1. Итоги по четвертям.

I

II

III

IV

год

По списку

30

30

31

30

30

Аттестовано

30

19

20

20

20

Успевают на 4 и 5

16

9

9

8

9

Отличники

2

1

1

-

1

Качество

35%

53%

50%

40%

50%

Обученность

90%

100%

95%

100%

100%

 Одним из показателей познавательной активности учащихся является их участие в олимпиадах, турнирах,  конкурсах различного уровня.

Конкурсы:

        Всероссийский конкурс «Родное слово». Принимали участие все ученики класса.  Бушила Маша и Кутяков Артем заняли призовые места .

        Школьный конкурс «Ученик года». Шесть учащихся принимали участие. Шалина Полина и Ермакова Лиза победили в номинации «Портфолио».

        Международный турнир 1-2 классов . Участвовали 24 ученика нашего класса. Даниленко Стас, Шалина Полина, Захарова Варвара и Юдашев Тимур получили дипломы победителей .

        

                     Выступила  на заседании ШМО по теме: «Формы и методы работы по внедрению ФГОС второго поколения»

Провела  открытый  урок   по математике для учителей начального звена школы.

          С 2011 г являюсь участником сообщества творческих учителей сети Интернет www.it – n.ru, зарегестрирована на  учительском портале «Прошколу.ру»

                С  2011 года веду интерактивное пространство класса.

          Мною составлены рабочие программы по всем учебным дисциплинам, а также программа  по внеурочной деятельности:  «Все узнаем сами».

Деятельность классного руководителя.

   Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

  Постоянное сотрудничество с родителями учащихся дает возможность сделать процесс образования и воспитания ребенка эффективным, продуктивным, удовлетворяющим потребности всех субъектов образовательного процесса. Поэтому важным направлением в работе  определяю создание и формирование содружества «Семьи и школы».  

  Каждодневное сотрудничество с родителями учащихся  стараюсь наладить не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности. Встречи происходят на семейных праздниках, в поездках на экскурсии, на родительских собраниях и в индивидуальных беседах

           В работе классного руководителя, я уже несколько лет использую различные ИКТ. С использованием ИКТ моя работа значительно изменилась, стала более интересной, эффективной,  приобрела наглядность.

В ежедневной работе классному руководителю приходиться готовить различные отчёты.  Мой незаменимый помощник -  табличный процессор  Microsoft Excel.

Все  мероприятия фиксируются, обрабатываются (с помощью  программ   MS Power Point)  и собираются в фото и видеокопилку.

На следующий учебный год я планирую:

  1. разработать задания, направленные на формирование универсальных учебных действий   для всех учебных предметов.  
  2. продолжить работу по использованию  информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности;
  3.  продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации учащихся,  разработать показатели,  критерии , инструментарий для отслеживания организационных, информационных, интеллектуальных умений.

  1. создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во    внеурочной деятельности (мини- проекты; исследования в более глубоком смысле слова);

  1. продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей (публикация творческих работ учеников  школы  на классном и школьном сайте);

  1.  способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных;

 

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.

Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет работе за 2013 2014 учебный год.

Информация о  работе за весь учебный год в детском саду .(средняя группа № 1)...

Аналитический отчет работе за 2013 2014 учебный год.

Информация о  работе за весь учебный год в детском саду .(средняя группа № 1)...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума (2013-2014 учебный год)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума(2013-2014 учебный год)...

Аналитический отчет "«Тестовые задания, как средство формирования метапредметных учебных действий младших школьников с нарушением слуха»

В аналитическиом отчете  по теме "Тестовые задания, как средство формирования метапредметных УУД младших школьников с НС"  представлены виды, типы тестовых заданий и их приме...

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов 2014-2015 учебный год

Целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодаления трудногстей периода адаптации к новой со...

Аналитический отчет за 2015-2016 учебный год.

Отчет по воспитательной работе....

Аналитический отчет за 2020- 22 учебный год

Аналтический отчет за 2020-22 учебный год....