Дискуссия "Давайте поговорим о совести?"
методическая разработка (4 класс) на тему

ПЫКО ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

ТЕМА: «Давайте поговорим о совести"

ЦЕЛИ:

·        СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

·        ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ

ЗАДАЧИ:

·        в доступной форме вводить детей в «мир культуры», 

·        учить видеть опасности и предотвращать их;

·        создавать условия для становления у них осознанного отношения и поведения;

·        учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

·        формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;


Обоснование актуальности выбранной темы:

        Умение вести себя в обществе, на мой взгляд, одна из актуальных проблем в наше время.

   Данное занятие направлено на развитие  культуры учащихся. Тема занятия отражает лич­ные проблемы детей данного возраста, поэтому оно может использоваться для всех учащихся начальной школы в качестве профи­лактики неблагоприятных процессов асоциального поведения. На занятии дети получат знания о том, как об­щаться, поупражняются в применении приемлемых способов поведения, овладеют навыками эффективного общения. Данное занятие поможет учащимся скорректировать свое поведение.

Методы: дисскусиия,  инсценирование,  игровые приемы, групповая работа.

 Оборудование:

  Мультимедийный проектор, презентация к занятию, компьютер, музыкальные композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка 

«Давайте поговорим о совести »

(технологическая карта)

Дискуссия

духовно-нравственное  воспитание

Подготовила: учитель начальных классов

Пыко Людмила Ивановна

Мытищи, 2014г.

ТЕМА: «ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ?» Культура поведения.

ЦЕЛИ:

  • СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ

ЗАДАЧИ:

  • в доступной форме вводить детей в «мир культуры»,  
  • учить видеть опасности и предотвращать их;
  • создавать условия для становления у них осознанного отношения и поведения;
  • учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
  • формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;


Обоснование актуальности выбранной темы: 

        Умение вести себя в обществе, на мой взгляд, одна из актуальных проблем в наше время.

   Данное занятие направлено на развитие  культуры учащихся. Тема занятия отражает личные проблемы детей данного возраста, поэтому оно может использоваться для всех учащихся начальной школы в качестве профилактики неблагоприятных процессов асоциального поведения. На занятии дети получат знания о том, как общаться, поупражняются в применении приемлемых способов поведения, овладеют навыками эффективного общения. Данное занятие поможет учащимся скорректировать свое поведение.

Методы: дисскусиия,  инсценирование,  игровые приемы, групповая работа.

 Оборудование:

  Мультимедийный проектор, презентация к занятию, компьютер, музыкальные композиции.


 

Наше  занятие начну с известных вам слов В. Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо». Показываю книгу, вспоминаем некоторые слова к иллюстрациям. Последние -  « Буду делать хорошо и не буду плохо». Ребята, пусть эти слова будут девизом всей вашей жизни. А эпиграф к нашему уроку зачитает Алеша.

Эпиграф: « Плохой ли, хорошей рождается птица,

Ей суждено летать.

Человеку же так не годится.

Человеку мало родиться:

Им еще надо стать».

Автор: Э. Асадов

Человек почти всегда знает,  хорошо он поступает или плохо. Всю свою жизнь с самого детства, человек познает «Что такое хорошо и что такое плохо».

АЛИСА.  А разве мы не говорили о добре и зле? Разве мы не знаем что такое хорошо, а что такое плохо.

---Я считаю, что об этом нужно говорить всегда. Потому что есть люди, которые забывают хорошие правила жизни.

А  мне хочется сравнить это все даже с самыми простыми  правилами русского языка: н-р слова с жи-ши пиши с буквой и учим, учим, А НЕКОТОРЫЕ ДЕТИ ВСЕ РАВНО ЗАБЫВАЮТ. Я ДУМАЮ: ЗАБЫЛ ПРАВИЛО ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ-ЭТО НЕ СТРАШНО. А ЕСЛИ ЗАБЫВАЕМ О ПРАВИЛАХ ЖИЗНИ-ЭТО СТРАШНО!

У нас есть хороший помощник

слайд


Технологическая карта

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведёт к достижению

 запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные          

УУД

Организационный момент.

Актуализация знаний

Время: 2 мин.

Приветствуют учителя.

Приветствует детей.

 «А что такое совесть?

Внимательно смотреть и слушать героев мультфильма

Коммуникативное УУД: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивное УУД:

- понимать цель выполняемых действий;

Формулирование темы урока, постановка цели:

Время: 3мин.

Проблемная ситуация.

Формулируют тему,  цели, задач урока. Постановка проблемы.

Заполняют таблицу (Приложение 1)

ВИДЕОРОЛИК «ОСКОЛКИ В СЕРДЦЕ»

 У нас есть хороший помощник - наша совесть. Совесть – это голос Божий в человеке. Она подсказывает, что есть добро и зло, удерживает нас от злых поступков и поощряет -  добрые.  Совесть предостерегает нас от зла и направляет на путь добра. Тема нашего классного  часа «слайд1 ДИСКУСИИЯ» поговорим о совести.

Обращает внимание детей на эпиграф урока: Самое главное украшение человека – чистая совесть.

Цицерон

Предлагает заполнить таблицу (Приложение 1)

 РЯДОМ С СОВЕСТЬЮ ВСЕГДА ХОДИТ ЕЩЕ ОДНО СЛОВО…..

Вопросы для детей

- Какой вопрос возникает?

- Совесть украшает человека?

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать? (1.Что такое совесть?

2. Нужна ли она человеку?

 3.Что значит поступать по совести?

4.Какая совесть бывает чиста?)

-Какой смысл несут эти слова-«осколки в сердце»

Что под ними подразумевается?

(угрызения совести, стыд)

В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях

Регулятивное УУД:

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные УУД:

-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

Изучение нового материала

Время:12 мин.

Физминутка

1.Давайте послушаем, что говорят о совести философы

Чтецы

2.Ребята заглянули в словари и выяснили, как обозначается слово «совесть» в словаре.

3.Стихи.

4. А мы нашли много пословиц о стыде и совести и записали на доске.

Работают с определениями (по группам)

  1. Моделирование понятия «совесть».

  1. Составь пословицы

.

  1. Качества человека, который живет по совести

СТИХ НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ.

  1. Инсценирование отрывка «Совесть»

Организует работу в группах, выступает в роли помощника, консультанта.

-Все согласны с пословицами?

Спровацировать детей на спор.

Разве не вызывают зависть люди у которых много денег и они могут себе позволить все или почти все?

Как не мудри,а совесть не перемудришь.

Совесть без зубов загрызет.

Жизнь дана на добрые дела.

Выбрать из афоризмов, посвящённых понятию  «совесть» ключевые слова, записать на листочке и вывесить на доску (Приложение 2)

Слайд 2дисскусия

Слайд 3 дисск

Составить представление о  понятие «совесть»

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Закрепление нового материала

Время: 15 мин.

  1. Досматривают мультфильм.
  2. Обсуждают мультфильм.
  3. Составляют треугольник «совести». (Приложение 3)

  1. СИТУАЦИЯ ВЫБОРА. «Голос совети»

  1. Работают с притчами в группах.
  2. Выступают по плану.

1. Нацеливает на дальнейший просмотр мультфильма с последующим обсуждением.

3. Организует работу в группах, выступает в роли помощника, консультанта.

-Что можете сказать о героях мультфильма?

- Расскажите друг другу как вы понимаете эти два понятия, чем они схожи, чем отличаются.

Задание по работе с притчей (Приложение 4):

- прочитай притчу;

- в чём заключается смысл притчи?

- в чём мораль?

- какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться?(Чему она вас научила?)

Составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

Научатся осознавать, для чего человеку нужна совесть.

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Контроль:

Время: 10 мин.

1.Работают в парах- игра «Найди пару» (замена одного предложения другим) (Приложение 5)

2. Составляют портрет совестливого человека (в группе) (Приложение 6)

3.Упражнение «Минута расскаяния»

Составьте и запишите перечень своих поступков, стыд за которые лежит на сердце тяжким грузом.

И ПУСТЬ ИХ ОГОНЬ УНИЧТОЖИТ! (горелка и блюдо)

Как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как успокоить совесть?

СТИХ

Организует работу в группах, выступает в роли помощника, консультанта.

- Найди пару (Приложение 5)

- Составьте словесный собирательный образ совестливого человека.

(Приложение 6)

- Мысленно ответьте на мои вопросы:

1. Случилось ли вам испытывать угрызения совести?

2. Было ли стыдно за свои поступки?

3. Всегда ли вы поступали по совести?

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

- анализировать свои поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

Рефлексия:

Время: 3 мин.

Заканчивают предложения (Приложение 7)

 Физминутка. ( Дети встают, передают друг другу сердечко  и называют слова:

Добрый день,  рад вас видеть, благодарю, будьте добры,   извините, позвольте вас попросить и так далее)

Физминутка.  Отдохнем. Вспомним пословицу : « За добрые дела всегда похвала». Если я попрошу пожалуйста- то выполняем. Молодцы!

Этикет в пословицах

А теперь попробуем составить сами пословицы из слов. / Звучит музыка. Дети составляют пословицы из слов, написанных на отдельных лепестках цветка. Число лепестков – семь/

Вывод. Понравился вам классный час?

 Пусть все, о чем мы говорили, ляжет маленьким зернышком в ваше сердце, а вырастет добрыми делами.

 Спасибо вам за работу и за добрые ответы. Посмотрите, какое сердце выросло у нас.

(С другой стороны доски открываю большое сердце со словом « милосердие» посередине, объясняю смысл этого замечательного слова.)

 Пусть ваше сердце будет милосердным, а гостям подарим сердечки, приготовленные на уроках труда со словами апостола Павла о любви.

 Звучит песня « Дорогою добра», дети раздают подарки.

Не забывайте, жизнь дана на добрые дела. Каждый день перед сном подумайте, какое доброе дело вы сделали сегодня?

 Только они помогают нам становиться человеком. Зачитаем вместе еще раз эпиграф занятия.

Подводит итог урока

Читает стихотворение (Приложение 8)

\

В жизни вам не раз придется делать выбор между доьром и злом.

Иногда бывает проще не заметить, промолчать, солгать.

Только вы сами сможете сделать свою жизнь доброй и светлой

Добры сердца-сады,

Мысли-это корни.

Слова-цветы,

Дела- фрукты

Позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков

Заполняйте его светом добрых дел.

ГЕНРИ ЛОНГФЕЛЛО

(Приложение 7)

Познавательные УУД

- строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;


Приложение

Приложение 1

Таблица.

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

Приложение 2

Афоризмы:

 Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Суворов А. В.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

Приложение 3

Треугольник совести, который имеет ступени решения проблемы.

                                           

Ты размышляешь над тем, что совершил.

Эта мысль тебя преследует.

Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.

Ты исправляешь положение.

Наступает мир с самим собой 

Приложение 4

1 группа.

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Слуга совести.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?

— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.

2 группа

Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек:

- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

- Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Автор: Монах Варнава (Санин)

- Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?

3 группа.

Притча о совести.

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Почему невыполнимо?

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

- Ребята, почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?

- А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит  голос совести).

Приложение 5

 Игра «Найди пару». Работа в паре.

  1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
  2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
  3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
  4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
    совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
    спокойна».
  5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то… (поступок на его совести).

Самопроверка по эталону

Приложение 6

Портрет совестливого человека

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
  4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  7. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
  8. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  9. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

Приложение 7

Закончи предложение.

Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Было трудно…

Я выполнял задания…

      Я понял, что…

      Я почувствовал, что…

      Я приобрел…

      Я научился…

      У меня получилось …

      Я смог…

      Я попробую…

      Меня удивило…

      Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Приложение 8

  Совесть.
Словно ненаписанная повесть.                                                                      

Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

                                                     Яна Кузовлева